1978. - 32

 Глава 32.

«- Временная ссылка, – весело произнёс он, исполненный облегчения от того, что тяжёлый момент между ними миновал. – Потом мы опять вернёмся домой»
(«Шамал», ВТОРНИК, 13 февраля.  Глава 25. Плотина Диз. 16.31.)

После преодоления нескольких перевалов Копет-Дага при въезде на «тарелку» оазисе Ахал-Теке, мой сержант-водитель сам спросил:
- Остановиться?
Это он запомнил, как Борис Львович, а затем и я в этом месте останавливали колонну и давали возможность солдатам выйти из КУНГов, размяться и полюбоваться белыми орлами на телеграфных столбах, раскинувшимся перед нами пейзажем. Из маленьких окошек будок КУНГов, в которых ехали и солдаты, и офицеры, разумеется, ничего не рассмотришь.

Один водитель и радист, ставшие теперь сержантами, – только эти бойцы имели опыт предыдущих экспедиций. Но их опыта оказалось достаточно, чтобы группа быстро нашла тот самый ритм работы, когда каждый знает, что делать и сейчас, и в любой час следующих суток, в ту ситуацию, которую часто называют рутиной работы, но которая как раз и является высшим пилотажем разведки.

Рассказывая о комплектовании группы для осенней экспедиции 1978 года, я не упомянул старшину группы. Федя был занят подготовкой молодых водителей к пятисоткилометровому маршу, и мне не удалось взять его в этот выезд:
- У тебя есть свои прапора, бери их.
- Можно взять Балабая?
- Нет, его, пожалуй, нельзя.
Я и сам знал, что нельзя: постоянный заседатель народного суда, числящийся фронтовиком, хотя был призван в мае 1945 года, постоянный обитатель президиумов на собраниях, участник встреч с пионерами и пр., в ЛИР он только числился; правда, он был хорошим профессионалом-радистом, но и только.
Другой прапорщик был старательным, но и этим его качеством я воспользоваться не мог. Во-первых, хозяйственник, в лаборатории исследования радиоизлучений он был совершенно не нужен; во-вторых, я его видел разве что на построениях полка.
Дело в том, что в те годы строился массив штаба округа. Это строительство было бедой для нашей части. От службы отрывались офицеры, прапорщики и целые роты солдат.
Особенно доставалось тем солдатам-радистам, которые оставались. Им приходилось дежурить на постах радиоперехвата по шесть часов через шесть. А в оставшееся время – приём пищи, политзанятия, несение службы во внутренних нарядах, полковые, батальонные и ротные построения… всё это приводило к тому, что люди не высыпались и не засыпали на постах только потому, что офицер, начальник смены, не расставался с палкой, которой активно пользовался, приводя к бодрости кемаривших радистов; ведь и при нормальной жизни попробуй не кунять носом, если, к примеру, ночью твоя подопечная сеть не работает, и в наушниках часами слышишь непрерывное «ш-ш-ш…».
 На этой стройке был постоянно задействован «мой» прапорщик Ц-л. Но коль дают, пришлось взять его.
Стоит сказать о дальнейшей судьбе Ц-ла. В середине 80-х он уволился в запас и, когда от него ушла жена, совершил поступок, которым многие мужики грозят женщинам, но не приводят свою угрозу в исполнение, – он покончил с собой. Как это произошло, я не помню, так как в то время общался с однополчанами либо за кружкой пива, либо в «День Части», когда ворота КПП были открыты для ветеранов бригады (В 1979-80 годы полк был преобразован в бригаду. Подобные расширения полков «осназ» вызваны усиливающимся насыщением войск вероятного противника радиоэлектронными средствами. В Москве, Ленинграде, Одессе такое преобразование свершилось почти на десять лет раньше. До нас дело дошло только в связи с афганской кампанией). Разумеется, общались между собой и наши жены, да и сами ветераны периодически перезванивались, особенно когда кто-то из нас умирал и надо собрать бывших сослуживцев на похороны.
Так как офицеры КП мало общались с прапорщиками других подразделений, то со временем забывались и их фамилии.
Забавный случай произошёл у нас с Томабаевым в конце 80-х. Он жил в том же массиве Ташкента, что и я – имени «40 лет Победы». После возвращения из Афганистана он уволился в запас и сразу купил автомобиль, на котором гонял безбожно, постоянно обогащая узбекских гаишников. Именно поэтому он выпивал редко.
Как-то перед вечером я встретил Сергея, изрядно выпившего. Мой приятель был человеком довольно плотной комплекции, и напоить его не просто.
- Ты где это так?
- Был на похоронах нашего прапорщика… странно, что тебя не позвали.
- Какого прапорщика?
- Хм… забыл фамилию… Х-в… или Ш-в? Такой низенький…
- Тогда Ш-в?
- Точно, он.
Но жена Ш-ва Таня работала в одном детсаду с моей супругой. Вот, придя домой, я Марию и «просветил».
- Ты знаешь, что сегодня похоронили прапорщика Ш-ва?
- Да ну? Кто тебе сказал?
- Томабаева встретил, он шёл с похорон.
- А что случилось? Недавно я его видела, вроде как был здоров.
На следующий день Мария огорошила Татьяну вопросом:
- Таня, сочувствую! Что случилось с твоим Анваром, как он умер?
- Анвар умер? Когда?

В мангруппе Ц-л показал себя толковым старшиной, руководил спокойно без истерик и криков, и при этом достиг хорошей дисциплины. Хотя тут, возможно, сработало то, что мы выехали фактически по боевой тревоге. Я не раз  наблюдал, как солдаты, в обыденной жизни отличавшиеся низкой дисциплиной, в боевой обстановке преображаются и становятся отличными инициативными бойцами. Одно меня беспокоило: он не был автомехаником и в случае поломки машины на марше пришлось бы полагаться только на водителя – сержанта срочной службы.

Отсутствие Фёдора сказалось уже в день нашего приезда, причём с неожиданной стороны. На позицию к нам пришёл пожилой туркмен и начал скандалить:
- Ваш прапорщик взял в ремонт радиолу и деньги, которые потребовал наперёд. Отдайте мне приёмник и деньги, я попрошу помощи у кого-нибудь другого!
Сукин сын Фёдор! Автомеханик, в радиотехнике он разбирается, как бедуин в фуникулёрах! Наверное, «подвязал» радиомастеров полка, якобы для себя… Ну, я вернусь, задам ему! Мог бы направить туркмена к нам, но пожадничал…
Пришлось соврать:
- У него мама заболела, не смог приехать с нами. Будет в следующий раз.
Мать – это святое. Туркмен смягчился:
- Ладно, раз такое дело, подожду.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/09/08/546


Рецензии
А красивый какой... белый орел!!! Прочитал с интересом! Пол

Пол Унольв   07.09.2013 16:37     Заявить о нарушении
Игорь, что интересно, - я ездил в Ахал-теке и зимой, и летом, и всякий раз белые орлы восседали на телеграфных столбах вдоль дороги. Горы там безлесые и, похоже, этим бесподобным охотникам не доставало других возвышенностей, удобных для высматривания дичи. Причём всегда некоторые из них взлетали и сопровождали колонну автомашин.

Станислав Бук   15.09.2013 13:59   Заявить о нарушении