1. 053. Максим Горький

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868—1936)


Писатель живет одной своей жизнью, а биографы — другой.

Прочитав три биографии Максима Горького — советскую, до- и постсоветскую, недоумеваешь — где же настоящий Алексей Максимович и с кем он был — с народом, с властью или сам по себе? И почему он как никто другой был так «почитаем и читаем» целое столетие, если по уверениям нынешних специалистов у него «и читать-то нечего»?

И только перечитав классика и воспоминания о нем современников, которых трудно обвинить в двурушничестве, понимаешь, что М. Горький всегда оставался самим собой, и был громаден как валун, окруженный обкатанной галькой шуршащих «толкователей».

Конечно, Горький, как и всякий нормальный человек, был подвержен в течение жизни многим исканиям, но они (эти искания), к счастью, не повлияли на его сущность, заключавшуюся в том, что он все время пребывал в Боге. И — с народом.

Это стало очевидно в 1990-е, когда либералы объявили русский народ «совком» и стали вытравлять Горького из памяти «шариковых». Один за другим исчезали связанные с именем писателя улицы, пароходы, города. «Литературная газета», которая появилась на свет благодаря М. Горькому и на страницах которой печатались все наши литераторы, убрала с логотипа профиль своего родителя. И, право, чудо, что в 2004 г. этот профиль на титульный лист вернулся.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, в девичестве Кашириной. В 3 года Алеша заболел холерой, которая свела в могилу заразившегося от него отца. У потрясенной матери родился недоношенный младенец, окрещенный Максимом, который вскоре умер.

Псевдоним «Максим» писатель, страдавший внушенным ему матерью комплексом вины, позднее взял в память о двух своих «жертвах». А к нему прибавил еще и «Горький» — привкус всей своей жизни.

«Сдав» сына своим родителям, Василию Васильевичу и Акулине Ивановне Кашириным, на старости лет считавшим каждую копейку, мать вновь вышла замуж.

Бабушка заменила Алеше мать, приобщила его к народным песням и сказкам, а дед выучил внука грамоте по Часослову и Псалтири и отдал в слободское Кунавинское начальное училище, в котором тот смог учиться, приторговывая всяким тряпьем.

В 11 лет подросток потерял мать и пошел «в люди», меняя хозяев и профессии — посыльного при обувном магазине, чертежника, поваренка на пароходе, ученика в иконописной мастерской и т.д.

Лет пять Алексей с завидным упорством образовывал себя, читая все, что попадалось под руку: жития святых, Гоголя, Успенского, Дюма-отца, лубочную литературу и пр., после чего со «свирепым желанием учиться» хотел было поступать в Казанский университет, но оказался в «крендельном заведении», где продолжил свои «университеты».

Биография писателя прекрасно уложилась в его собственные слова: «Человека создает его сопротивление окружающей среде».

Юноша сошелся с «бывшими людьми», ночевал в трущобах и ночлежках, пилил дрова, таскал грузы; познакомившись со студентами, участвовал в народническом кружке и просвещал рабочих, за что полиция арестовала его, а потом установила за пропагандистом негласный надзор. Самообразование Пешкова состояло из чтения Гёте, Книги Иова, Шопенгауэра, Маркса и др.

В 1887 г. умерли дед и бабушка Алексея. Юноша от безысходности и одиночества, усугубленного неразделенной любовью, а также философией Ницше, пытался застрелиться, но к счастью выжил, хотя всю жизнь потом страдал от простреленного легкого.

Поторговав яблоками, Пешков отправился «по Руси». 2 года он бродяжничал по Волге и Дону, в Украине и Бессарабии, в Крыму и на Кавказе… Работал кем придется — молотобойцем, конторщиком в железнодорожных мастерских, рыбаком на каспийских рыбных промыслах, пел тенором в церковном хоре (куда, кстати, не приняли Ф. Шаляпина за его «рев»); участвовал в нелегальных кружках.

Бродяжничество сотворило из Пешкова (как из Д. Лондона) писателя. Отмеченная рядом биографов, «ненависть к злу и этический максимализм» Алексея стали источником нравственных терзаний юноши и главной причиной его писательства.

В 1892 г. в Тифлисе Алексей опубликовал в газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький рассказ «Макар Чудра», тепло принятый читателями.

Вернувшись в Нижний, путешественник продавал квас на улице, потом поступил письмоводителем к присяжному поверенному А. Ланину, оказавшему большое влияние на его образование. Начинающий писатель печатал в «Волжском вестнике», «Нижегородском листке», «Русских ведомостях» и др. газетах свои рассказы и фельетоны; познакомился с В. Короленко, «научившим его писать».

По рекомендации Короленко Пешков устроился в «Самарскую газету», где вскоре стал популярным фельетонистом-правдоискателем — Иегудиилом Хламидой. Тогда же он женился на корректоре издательства Екатерине Павловне, урожденной Волжиной. Их сын Максим Пешков умер в 1934 г., по одной из версий, от отравления.

Опубликовав во второй половине 1890-х гг. в «Русском богатстве», «Русской мысли», «Новом слове» рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Коновалов» и др., писатель обрел имя.

Необычайной популярностью пользовались его «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Двухтомник «Очерков и рассказов» и роман «Фома Гордеев» сделали автора знаменитым во всем мире. При этом критики отмечали, что «успех Горького создала исключительно публика». Его книги расходились небывалыми стотысячными тиражами; за год-два их перевели на все европейские языки.

«Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел пред изумленным читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса». (С. Венгеров).

Критики сравнивали героев Горького со «сверхчеловеком» Ницше и относили автора к разряду модернистов.

Особую славу принесли писателю пьесы «Мещане», «На дне», «Дачники», «Враги» и др. «На дне», поставленная в МХТ, в Берлине, Мюнхене и Вене, а затем и на других сценах мира имела сенсационный успех.

Перебравшись в 1899 г. в Петербург, писатель познакомился со многими деятелями культуры — И. Репиным, Л. Толстым, А. Чеховым, В. Вересаевым, И. Буниным, А. Куприным и др.; встал во главе издательства товарищества «Знание».

В 1902 г. Горький был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы признали недействительными, после чего Чехов и Короленко в знак протеста покинули Академию.

В 1905 г. Горький вступил в ряды РСДРП и познакомился с Лениным. За революционную прокламацию, призывавшую к борьбе с самодержавием после Кровавого воскресенья, писатель был арестован, но под давлением мировой общественности через 1,5 месяца освобожден из Петропавловской крепости.

Основав газету «Новая жизнь» и оказав помощь деньгами и оружием участникам Московского декабрьского вооруженного восстания, Горький в 1906 г. вынужден был уехать через Финляндию, Швецию, Данию, Берлин, где в его честь всюду устраивались собрания и банкеты, в Америку. В США писателя встретил восторженный прием почитателей, от простых до великих (М. Твен).

В эмиграции Горький провел 7 лет, проживая главным образом в Италии, на о. Капри. Писатель поддерживал связь с русскими революционными деятелями; создал ряд произведений, самыми значительными из которых стали роман «Мать», пьеса «Васса Железнова» (первый вариант) и повести «Жизнь ненужного человека», «Городок Окуров» и «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. Блоком, в которой прозвучала тема богостроительства.

Вернувшись в 1913 г. по амнистии в Россию, писатель редактировал «Звезду», «Правду», «Просвещение»; основал журнал «Летопись», в который привлек В. Шишкова, М. Пришвина, Ф. Гладкова и др. писателей; издал первый сборник пролетарских писателей; написал «Сказки об Италии» и серию рассказов, составивших сборник «По Руси», две части автобиографической трилогии — «Детство» и «В людях». К Первой мировой войне Горький отнесся как к коллективному безумию: «Как же мы потом жить будем? / Что нам этот ужас принесет? / Что теперь от ненависти к людям / Душу мою спасет?»

После Февральской революции, которую он принял с восторгом, Горький участвовал в издании газеты «Новая жизнь», где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли», в которых размышлял «о роли интеллигенции в спасении нации».

После Октябрьской революции писатель высказывал свои сомнения в эффективности радикальных способов утверждения пролетарской власти, что не помешало ему активно участвовать в строительстве новой культуры. Горький выступал за охрану памятников искусства, основал Петроградскую комиссию по улучшению быта ученых, помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петрограде, открыл «Дом искусств», создал издательство «Всемирная литература»; в годы Гражданской войны спас многих ученых, писателей и художников от голодной смерти и необоснованных репрессий…

В 1921 г. Горький в связи с болезнью и по настоянию Ленина (по мнению ряда историков, чересчур настойчивому) уехал лечиться за границу.

Обосновавшись в Италии (Сорренто), он поддерживал связь с советскими писателями Л. Леоновым, В. Ивановым, А. Фадеевым и др., закончил трилогию — «Мои университеты», написал роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

Побывав в 1928 г. по приглашению Сталина на родине, писатель через 3 года вернулся в СССР. «Живой классик» принял активное участие в создании Союза писателей СССР и в его руководстве, в открытии ряда газет и журналов, в проведении 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934); создал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй (лучший) вариант «Вассы Железновой», несколько литературных портретов, дописывал «Жизнь Клима Самгина» (не окончен).

18 июня 1936 г. Горький скончался в Горках. Гроб сопровождало 700 000 человек; в почетном карауле стояли представители государства, присутствовал весь дипломатический корпус. Урну с прахом покойного установили в стене Московского Кремля.

Р. Роллан телеграфировал из Швейцарии: «Горький был первым, высочайшим из мировых художников слова, расчищавшим пути для пролетарской революции, отдавшим ей свои силы, престиж своей славы и богатый жизненный опыт... Подобно Данте, Горький вышел из ада. Но он ушел оттуда не один. Он увел с собой, он спас своих товарищей по страданиям».


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.