Путь к победе

Сазонов Евгений Антонович
  С ветераном войны Сазоновым Евгением Антоновичем Нас свела поездка ветеранов на встречу с администрацией  Ордженикидзевского района перед Первомаем.Уж и нафотографировала я своего соседа по автобусу при всех регалиях! А после добрых слов и пожеланий ветеранам от заместителя городского головы С.Горбуновой-Рубан, председателя совета ветеранов  Фрунзенского района Р.Русаковой, сердечного концерта школьников района возвращалисьдомой в таком хорошем настроении, что всю дорогу пели песни. То он мне строчку напомнит, то я куплет подпою. Голос у него совсем молодой и сильный. Поет, только голубые глаза сверкают из- под седых бровей. А на груди ордена сами говорят о его доблести. Здесь и Орден Славы 3-й степени, и Отечественной войны 1-й степени и много других наград.
Свой трудовой путь Евгений Сазонов начал на ХЭМЗе . С 1940 года набирали на заводы в группы фабрично-заводского обучения подростков с16 лет. Нужно было помогать матери и сестрам, а ФЗО0шников брали на полное государственное обеспечение. Выдавали форму. Как и военным отдавали честь.
Страна Советов строилась и строила, нужны были миллионы рабочих рук.
Вот по этим рукам и вероломно ударили немецко-фашистские захватчики. Завод эвакуировали в Пермь, и шестнадцатилетний Женя стал проситься на фронт. Еле уговорил. Зачислили в пехотную стрелковую дивизию запасного полка.
Хорошо помнит свое первое сражение под поселком Максимовка Сталинградской области.
.Это только в песне поется, « последний бой, он трудный самый». Самым трудным был этот, первый. Заставить себя оторваться от земли и броситься в атаку на врага под ураганным огнем противника. Тяжелое ранение командира взвода, ведшего в атаку, ожесточило солдат. Подняло с земли и  бросило на врага.
В составе 53 армии 140 полка связи Евгений Сазонов участвовал в освобождении Харькова, Киева, Житомира. Хорошо помнит виселицы с телами советских людей, разрушенные районы родного города, изможденных голодом жителей. Как женщины, встречающие наши войска, одаривали солдат фруктами из своих садов. Передавали в ведрах и мисках, а солдаты потом по рядам возвращали тару.
Помнит Евгений Антонович, как в Карпатах помогли батальону Красной армии выйти из окружения.
Командир разведчиков Алпатов отправил группу в составе с Сазоновым в разведку за «языком». Ночью группа обнаружила дорогу, по которой проехал мотоцикл. Вырыли на дороге канаву, замаскировали ветками и замерли в засаде. На обратном пути мотоцикл на полной скорости влетел в канаву и перевернулся. Разведчики захватили мотоциклистов которые рассказали, где находятся машины , груженые боеприпасами. Рапы разведчиков соединились, убрали часового, заминировали машины и Сазонов поджег бикфордов шнур. Раздалась серия взрывов  и за ними с криками «Ура!» выскочила рота Алпатова. Немцы от неожиданности бросились бежать, разорвав кольцо окружения.
На помощь немецкой пехоте двинулись «тигры», нос нашей стороны уже шли Т-34.В этом бою Сазонов с товарищами уничтожили 8 танков противника.
В признательность за послевоенный самоотверженный труд Сазонова Е.А. много раз выбирали депутатом Октябрьского райсовета. Много внимания уделяет он по сей день ветеранскому движению и воспитанию молодого поколения.


Э П И Л О Г

- Нам пришел список освободителей Харькова, не могли бы Вы написать о ком –
нибудь?- Руководитель пресс-центра района  протягивает листок бумаги. Там фамилий десять-двенадцать. Выбираю фамилии людей, проживающих недалеко от моего дома.
 
-Давайте об этих двоих попробую.
-Мне кажется, было бы хорошо написать о Сазонове, - вкрадчивым голосом советует руководитель пресс-центра.
-О Сазонове уже писали. Лучше о ком-нибудь еще, -возражает председатель совета  ветеранов.
-Вот поэтому давайте о нем еще раз. Вы же сможете пересказать своими словами? -это уже ко мне.
-Без проблем. Но эти двое мне как-то ближе.
-Тогда попробуйте о троих, может, о ком – нибудь удастся.
Руководитель прав. Люди пожилые, кто-то и к телефону боится подходить, кто –то уже потерял память, а кое –кто до дверей не дойдет.
Повезло. Потратив несколько звонков, уговариваю всех дать интервью. Сазонов отозвался сразу и охотно. Договорились о встрече. Беру фотоаппарат и скатываюсь с горки к его дому. У подъезда сидит худенький старичок в кепке и в жилете со множеством карманов, а рядом молодой подвыпивший  парень. О чем-то беседуют.
-Вы Евгений Антонович?- спрашиваю на удачу.
-Да, я. А вы из газеты?- на меня вскидываются улыбчивые глаза.- Пойдемте ко мне.
Заходим в подъезд втроем. Галантно пропускают даму в лифт.
-Спасибо отец, понимаешь меня. До свидания, - парень пошатываясь выходит из лифта. Мы едем выше.
-Ненавижу пьяных, -с горечью говорит Сазонов .-Борюсь с ними всю жизнь.
В махонькой комнатке негде повернуться. На кровати лежат детские игрушки. Хозяин извиняется, некуда сложить.
-Вот для нее и живу, звездочка моя. Скоро из садика забирать пойду.
-А где родители?
-Я с внучкой живу. Она на работе. После того, как сына убили, родные квартиру продали. Одна комната мне досталась. Здесь втроем и теснимся. А там чужие люди.
-Да как же с сыном такое несчастье?
-Молодой, сильный был, спортсмен. Вступился за девчонку, вот его и зарезали. До  сих пор не могу  привыкнуть.
-А давайте я Вас сфотографирую. У Вас остался костюм с медалями?
-Да уже приходили и фотографировали. Можно в этой рубашке?
-Это Вас для города фотографировали. На площади портреты выставят. А я для газеты. Вы, главное, пиджак наденьте.
Хозяин извлекает из шкафа пиджак весь в медалях. Помогаю надеть. Под тяжестью пиджака человек сгибается и скукоживается. Создается впечатление, что пиджак сам по себе, а человек в нем лишний. Быстро делаю несколько снимков и вынимаю человека из пиджака.
-Совсем слаб стал. Я ночами уже не сплю. Сердце давит. Так и сижу всю ночь. Все майские праздники пролежал в больнице. Никто и не проведал. Когда я работал в первичке, мы заботились друг о друге, проведывали. Теперешнего председателя и не увидишь.
-Вы расскажите о себе, как войну помните, как Харьков освобождали.
-Давайте я Вам дам свое фото. А вот заметки о себе я сохранил. Подарю Вам на память,
-извлекает из шкафа заботливо наклеенную на картон давно пожелтевшую газетную статью   и фото десятилетней давности.- Там все сказано. Я всех своих военных друзей помню. Был у нас корреспондент, песню про солдатский котелок сложил. Мы всю войну ее пели с товарищами. Только сложил и сразу погиб,- с выражением читает мне стихи.
Задушевные, а записать уже нет времени. Евгений Антонович торопится в детский сад за внучкой. Успеваю немного расспросить о Харьковских боях и послевоенной депутатской работе. Нужно уходить. По дороге слушаю стихи. Сазонов помнит много стихов.
Статья пролежала в редакции довольно долго и вышла только в августе. Перед днем освобождения Харькова иду по  району, приглашаю ветеранов за подарками.
-Здравствуйте, Евгений Антонович, газету получили?
-Это Вы ко мне приходили? А девушка из терцентра меня ругала, что мог аферистку в дом пустить. А я ей сказал, что не похожи Вы на аферистку и денег не просили. Спасибо Вам. Сейчас вот в госпиталь ложусь. Плоховато мне. А депутат уже поздравил.
-За подарком приходите. Знаете, где школа?
-Конечно, знаю. Я же там часто выступал перед детьми.
Прошло около двух недель. Я уже  забыла о встрече. А тут в Совет ветеранов поступила жалоба от Сазонова, что его забыли поздравить с праздником. И не только в район, но и  в городские инстанции.
-Он о себе большого мнения. Может, предложить место в доме престарелых?- размышляет  председатель района.
-Внучка не отпустит, живет за его счет и льготы,- председатель первички.
-Внимания человек хочет, -вмешиваюсь я, -общения не хватает.
-Он не одинокий, с ним внучка, пусть и уделяет внимание,- председатель района. – Может, похлопотать об отдельной квартире? Человек заслужил.
Утром все отправляются к Сазонову на беседу. Подарки вручены, беседа записана на диктофон, отчеты отправлены во все инстанции.
В конце сентября у меня раздается телефонный звонок.
-Помнишь, ты писала о ветеране с Краснодарской? Как там его фамилия? Так вот, вчера вечером он умер. Может, пойдешь его проводить?
-Да, конечно, подойду.
-Я узнаю время и позвоню.
Почему-то плачу. Вчера целый день держала в руках его фото и зачем-то перечитывала  пожелтевшую статью. Вставляю подаренное фото в черную рамку. Нашла афишу на черном фоне и склеила паспарту. Опять звонок.
-Не нужно провожать. Его уже в крематорий отвезли.
Так и ушел в одиночестве. Почему-то расстроилась, устроила мужу сцену, портрет поставила на телевизор.


Рецензии
Увы! Славим их, как бойцов, а не прислушиваемся часто к тому, что у них на сердце !

Наталия Кушнирская   28.12.2013 01:31     Заявить о нарушении
Знающий человек нашел статистику, что на войне жизнь младшего комсостава составляла 20 минут. Это чудо, что человек выжил. Может, правда , у каждого есть свой ангел-хранитель?

Элеонора Сидак   08.09.2013 13:09   Заявить о нарушении