1. 048. Федор Кузьмич Сологуб

Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников)
(1863—1927)


В предисловии ко второму изданию «Мелкого беса» автор написал: «Этот роман — зеркало, сделанное искусно. Я шлифовал его долго, работая над ним усердно. Ровна поверхность моего зеркала, и чист его состав. Многократно измеренное и тщательно проверенное, оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражаются в нем одинаково точно».

Художник точно определил суть своего творчества — уродливое и прекрасное он изображал вместе, на одном холсте, подчас одними и теми же красками, поскольку брал их уже смешанными самой жизнью. Причем не только в прозе, но и в поэзии.

Вся проза Сологуба поэтична, как редко у кого из поэтов, а поэзия так богата житейскими подробностями, что даст фору многим прозаикам.

Писатель, признанный критиками едва ли не «главным» декадентом русской литературы, мастером по описанию «обаяния смерти» (К. Чуковский), не открещивался от этого звания, но при этом заявлял, что декадентство — это болезнь и страдания духа «на краю трагических бездн», через которые этот дух может выразить себя в творчестве.

А еще он настаивал на том, что подлецов (главных персонажей декаданса) порождает «строй, который сильнее отдельных лиц». Сологуб полагал (как позднее японский писатель Ю. Мисима), что интерес к упадку только возвышает писателя. В этом он видел волю Бога, но одновременно признавал и прихоти дьявола.

В творчестве Сологуба поражает пессимизм, от которого многие герои писателя сводят счеты с жизнью; поражает абсурд провинциального бытия, блистательно описанный им за 10—20 лет до Ф. Кафки.

Однажды столичный прокурор даже возбудил уголовное дело против автора за «оскорбление нравственности» — возбудил явно поспешно, т.к. спустя 100 лет оскорблять стало нечего.

Будущий писатель родился 17 февраля (1 марта) 1863 г. в Санкт-Петербурге в бедной семье портного Кузьмы Афанасьевича и крестьянки Татьяны Семеновны Тетерниковых. Когда мальчику было 4 года, от чахотки умер отец, и мать вынуждена была пойти прислугой в семью вдовы коллежского асессора Агаповой.

В доме Агаповых интересовались литературой, искусством, и Федя тоже приобщился к театру, музыке и чтению книг; с 12 лет писал стихи. Там же он узнал все унижения, которые может испытать «кухаркин сын», слуга надменной госпожи. Перепадало отроку и от суровой мамаши, чаще всего розог.

В 15 лет Федор поступил в Петербургский учительский институт, окончив который он уехал учительствовать в северные губернии (Новгородскую, Псковскую, Олонецкую). 10 лет Тетерников провел в провинции, давшей ему образы, сюжеты и тональность его стихов и прозы. Не мог не повлиять на настроение и образ мыслей добросовестного учителя (за службу ему были пожалованы два ордена — Св. Анны и Св. Станислава) доклад министра просвещения И. Делянова «О сокращении гимназического образования» («Циркуляр о кухаркиных детях»), предписавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии малообеспеченных детей. Сей циркуляр был в русле контрреформ «народного царя» Александра III, негодовавшего: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»

Все это время Тетерников занимался литературным творчеством. Первой публикацией Федора стала басня «Лисица и еж», напечатанная в детском журнале «Весна» (1884) за подписью «Те-рников». Через два года увидела свет и первая педагогическая статья «О городских училищах».

В 1892 г. Тетерников переехал в столицу, где 7 лет работал учителем в Рождественском, а затем учителем-инспектором в Андреевском городских училищах.

В 1893 г. в журнале «Северный вестник» появилось стихотворение «Творчество» под псевдонимом «Федор Сологуб», а затем и другие стихи, рассказы, переводы и рецензии писателя. Через три года вышли первые три книги Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжелые сны» и «Тени» (объединенный сборник рассказов и второй книги стихов).

В дальнейшем писатель сотрудничал со многими столичными альманахами, журналами и газетами, особенно символистскими («Мир искусства», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы» и т.д.). Свою философию Сологуб выразил в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1906), подкрепив ее рядом произведений.

По воскресеньям в доме писателя много лет собирался литературный кружок, ставший центром литературной жизни Петербурга. Частыми гостями Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, А. Ремизов, К. Чуковский, А. Белый, В. Брюсов и др.

Писатель обладал потрясающей работоспособностью. Помимо «своего» он еще ежедневно писал статьи для газет на общественные, политические и педагогические темы.

В годы Первой русской революции Сологуб создал особый жанр — политические сказочки, пользовавшиеся большой популярностью у читателей (газетные публикации, а также «Книга сказок» и книга «Политические сказочки»). В них писатель сатирически изображал русскую государственность и утверждал правоту революции.

В 1905 г. был опубликован роман «Мелкий бес», вызвавший в обществе небывалый резонанс. Обыватели не могли не увидеть в главном герое учителе Передонове, который все обращал «в мерзость и грязь», себя — «Быть счастливым для него значило ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу».

Позднее писатель создал по роману одноименную пьесу.

После поражения революции и смерти горячо любимой сестры Ольги (1907), тяжело пережитыми писателем, Сологуб вышел в отставку и целиком посвятил себя литературному труду.

Многие знаменитые произведения писателя были опубликованы в эту тяжелую для Сологуба пору: поэтические сборники «Змий» и «Пламенный круг», сборники рассказов и легенд «Истлевающие личины» и «Книга очарований», пьеса-мистерия «Литургия Мне», программные теоретические статьи («Демоны поэтов», «Театр одной воли» и др.). Тогда же Сологуб сошелся с писательницей и переводчицей Анастасией Чеботаревской (официальный брак был заключен в 1914 г.).

В 1909—11 гг. — пик славы Сологуба. Вышло 12-томное Собрание сочинений писателя, на сцене ставились его пьесы, на новой квартире, из которой Чеботаревская устроила салон, собирался театральный, художественный и литературный бомонд, устраивались специальные вечера А. Ахматовой, С. Есенина, И. Северянина.

По свидетельству А. Белого, Сологуб вошел в «четверку наиболее знаменитых писателей», наряду с М. Горьким, Л. Андреевым и А. Куприным. В 1913 г. Сологуб, как теоретик символизма, занялся публичным чтением своих лекций.

С лекциями «Искусство наших дней» и «Россия в мечтах и ожиданиях» писатель за четыре года объездил всю страну вдоль и поперек, а также выезжал с ними в Берлин и Париж.

В дюжине многомесячных турне Сологуба сопровождала его жена, а также несколько раз И. Северянин.

Перед Первой мировой войной появилось 20-томное Собрание сочинений Ф. Сологуба, в которое вошли новые рассказы «Неутолимое», стихи «Очарования земли», трилогия «Творимая легенда».

Февральскую революцию Сологуб принял с воодушевлением, а к Октябрьской отнесся настороженно, однако не счел возможным бросить свою общественно-литературную деятельность.

В 1917—18 гг. писатель организовал и руководил Союзом деятелей искусства, а затем и Союзом деятелей художественной литературы.

В 1919 г. псевдоним Сологуб стал официальной фамилией писателя. Захотев выехать с женой за границу, Сологуб долго добивался получения заграничного паспорта, но после гибели жены (она по причине душевного расстройства утопилась в реке), решил остаться в России.

Последним романом в творчестве писателя стал «Заклинательница змей», а последним сборником рассказов — «Сочтенные дни» (оба 1921). Поэтических же сборников еще вышло несколько: «Небо голубое», «Фимиамы», «Одна любовь», «Чародейная чаша» и др.

В 1920-е гг. Сологуб очень много занимался переводами, ставшими классическими: романы и рассказы Вольтера, Мопассана, де Ренье, Бальзака, пьесы фон Клейста, стихи Верлена, немецких поэтов-экспрессионистов, «Кобзарь» Шевченко…

За выдающиеся заслуги Сологуб был избран почетным председателем секции переводчиков Петербургского отделения Всероссийского Союза Писателей (ВСП), затем председателем секции детской литературы, и наконец, председателем правления Петербургского отделения ВСП.

В 1924 г. было организовано чествование 40-летия творческой деятельности Сологуба в Александринском театре, а Ленинградская Ассоциация неоклассиков выбрала писателя своим председателем.

«Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Федором Сологубом: никто из тогдашних поздравителей, равно как и сам поэт, не предполагал, что после праздника больше не выйдет ни одной его новой книги».

5 декабря 1927 г. после тяжелой продолжительной болезни Сологуб скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), рядом с женой. Поэт предчувствовал (или предопределил?) свою "декабрьскую" смерть, за 14 лет до нее написав:

      Каждый год я болен в декабре.
      Не умею я без солнца жить.
      Я устал бессонно ворожить.
      Я склоняюсь к смерти в декабре -
      Зрелый колос, в демонской игре
      Дерзко брошенный среди межи.
      Тьма меня погубит в декабре.
      В декабре я перестану жить.


P.S. Натурализм, символизм, декадентство — слова, слова, слова... А еще вернее — пустые звуки, не имеющие никакого отношения ко многим стихам Сологуба. Их лучше не анализировать, а читать про себя, закрыв двери от мира и распахнув им свою душу.


Равно для сердца мило,
Равно волнует кровь —
И то, что прежде было,
И то, что будет вновь,
И темная могила,
И светлая любовь.

А то, что длится ныне,
Что мы зовем своим,
В безрадостной пустыне
Обманчиво, как дым.
Томимся о святыне,
Завидуем иным.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.