Умницы и умники. Калакогатия. Кондратьева Настя
Граждане древней Греции имели особую культуру и систему образования. Философы: Платон, Аристотель, Сенека и др., хотя и расходились во взглядах, а порой и враждовали друг с другом (Демокрит и Платон), сильно способствовали развитию культуры государства.
Они заложили основы и определили дальнейшее развитие системы образования и отдельных наук. Сами эти философы были не просто создателями симпатичных идей, но и образцами для подражания. «Среди олимпийских чемпионов встречаются имена известного математика Архимеда, философа и математика Пифагора, литератора Еврипида, армянского царя Вараздата и др.» Культура была призвана не просто развлекать и организовывать досуг, это был способ существования, способ мышления.
Политика государства поддерживала всестороннее развитие: во время спортивных соревнований проводились состязания мудрецов. Учёных и спортсменов воспевали в стихах, устанавливали им памятники. То есть, каждый знал, к чему он должен стремиться, что бы стать достойным гражданином. «Общественное признание и чествование победителей в Древней Греции объективно служили высокой мотивацией для повышения спортивных результатов».
Греки ввели «термин, обозначающий идеал сочетания благородства, богатства, физических и духовных способностей» - калокагатия. Но более всего мне нравится трактовка Платона, которая «связывала калокагатию со счастьем, разумностью, свободной убежденностью, которая не нуждается во внешних законах и заключается в естественном умении правильно пользоваться жизненными благами». Изначально это понятие связывалось с аристократией – у неё были все возможности , в отличии от низших слоёв населения. Духовный рост предполагает, по-моему, чтение книг, ведение философских бесед, решение задач, а это значит наличие свободного от работы времени и , конечно, наличие денег.
Спорт был не только прихотью - счастье пользоваться всеми благами возможно только при нормальном функционировании организма: «Блажен, кто рано поутру имеет стул без принужденья, ему и пища по нутру и все другие наслажденья», - как, не стесняясь писать, подметил Александр Сергеевич. Ничего удивительного, что спорт – это норма жизни. «В Древнем Египте в III тысячелетии до нашей эры физические упражнения пользовались популярностью и имели такую общественную ценность, что в соревнованиях по бегу принимали участие даже фараоны, чтобы продемонстрировать подданным свое физическое превосходство и подтвердить тем самым свою «божественность»». «Шумеры устраивали ежегодные праздники в честь бога Мардука. В программу их пышных торжеств, которые почти на тысячу лет опередили Олимпийские игры греков, включались различные игры с мячом, борьба на поясах, конное поло». Физическое совершенство было важнее и доступнее, чем образование. И работая, люди закаляли своё тело, а часто работой для мужчин была война. Простому крестьянину не было ни сил заняться спортом – он и так уставал в поле, ни средств для дорогих книг, ни времени вести философские беседы. Сегодня культура в виде фильмов, книг, общего образования, стала доступна и была освоена массами людей. У школьников есть время заняться и спортом и самообразованием. Думаю, понятие калокагатия очень применима ко многим школьникам: они умны, спортивны. Думающий молодой человек, желающий добиться чего-то в жизни именно таков. Он понимает, что должен вести здоровый образ жизни, понимает и цену образованию. Существование homo quadratus, человека приятного во всех отношениях, более возможно сегодня, чем когда-то бы ни было. Знания изложены в удобной и последовательной форме, занимается ребёнок регулярно, есть время и размышлять. Сегодня, если поискать, в одной школе найдётся более образованных людей чем в каком-нибудь древнегреческом городе.
Свидетельство о публикации №213090700463