1. 067. Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой
(1882/83—1945)


Когда в сказочной Стране дураков Поле чудес достигает размеров страны, оно вдруг оказывается настоящим и засасывает нас в себя, как болото — с потрохами…

Потому великая благодарность Алексею Николаевичу Толстому за его гениальное прозрение будущего собственной страны!

У писателя тьма персонажей, которых знает вся страна. Главные — Петр I, сестры Булавины — Катя и Даша, Рощин и Телегин — давно уже стали классическими. Да и Буратино — разве «беднее» их? Детям он во стократ дороже его прародителя Пиноккио, несмотря на то, что «Золотой ключик» — пародия на драму А. Блока «Балаганчик», где поэту отведена роль Пьеро.

Будущий классик русской и советской литературы родился 29 декабря 1882 г. (10 января 1883) в провинциальном городке Николаевске, ныне Пугачевске, Самарской губ., в семье графа Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны, урожденной Тургеневой.

Если точнее, родился он в доме небогатого помещика Алексея Аполлоновича Бострома, к которому мать ушла от «деспота-мужа» и троих своих детей еще до рождения младшенького. Отчим (либерал по духу) и воспитывал ребенка на хуторе Сосновка под Самарой, для чего нанял домашнего учителя, а в 1897 г. отдал пасынка в Сызранское, и через год — в Самарское реальное училище. Мать же, детская писательница, привила сыну любовь к слову и русскому языку и всячески направляла его руку. Именно ей он был обязан искренней любовью к чтению и сочинению с пятнадцати лет «стишков про любовь». Родной батюшка Алеханушки, случайно встретив в поезде Бострома, стрелял в него, но только ранил, и был оправдан судом присяжных.

В 1901 г. Алексей поступил в Петербургский технологический институт на отделение механики. Стать инженером-механиком ему была не судьба — студент стал сочинять стихи a;la Некрасов и Надсон, и в 1907 г., не пожелав защищать диплом, бросил институт и занялся литературой. Благо, она ему ответила взаимностью.

Прошел год, и в журнале «Нива» начинающий писатель напечатал свой первый рассказ «Старая башня», вскоре вышла первая книга его стихов «За синими реками» и прозы — «прелестные» «Сорочьи сказки». Затем появилась повесть — «Неделя в Туреневе», цикл рассказов и повестей «Заволжье», два романа — «Чудаки» и «Хромой барин».

Произведения молодого автора пришлись по вкусу читателям, их оценил М. Горький, одобрили критики  . Уже тогда проявилось в писателе удивительное «единство противоположностей» — неумеренное сидение за рабочим столом и за столом пиршественным.

В Первую мировую войну Толстой в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» ездил на фронт, побывал в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне («На горе», «Прекрасная дама», «Обыкновенный человек» и др.), несколько пьес («Нечистая сила», «Мракобесы» и др.). За одну из них — «Касатка» — он получил Грибоедовскую премию.

К 1917 г. писатель прочно стоял на ногах, гонораров хватало, он был широко известен, подготовил 9 томов собрания сочинений. События Февральской революции пробудили у него интерес к петровским временам, и он с головой погрузился в архивную работу. Октябрьскую революцию Толстой не принял, в газете «Луч правды» опубликовал очерк «Власть трехдюймовых», оставшись к этой власти по большому счету безучастным.

В 1918 г. писатель отправился в литературное турне в Одессу, по пути его встречали и провожали с почетом власти всех городов. В Одессе он создал рассказ «День Петра», главный герой которого затем дорос до романных размеров, прелестную повесть «Граф Калиостро», веселую комедию «Любовь — книга золотая» — будто и не было вокруг ужаса гражданской войны. Гонораров с «вечеров интимного чтения» вполне хватало графу на то, чтобы содержать семью.

Через год волна эмиграции увлекла его сначала в Константинополь, а затем в Париж.

В Париже Алексей Николаевич продолжал писать, как ни в чем не бывало, но печатали его мало.

Жили на заработки жены, Н.В. Крандиевской, обшивавшей русских эмигранток. «Доставало» его и отсутствие комфорта, тоска по русской «шири». Хотя и там Толстой не раз был замечен в «барстве» и даже кому-то пытался продать свою несуществующую усадьбу в России. В 1921 г. писатель переехал в Берлин, общался с М. Горьким, вошел в сменовеховскую группу «Накануне», отказавшуюся от борьбы с советской властью и перешедшую к ее фактическому признанию; став редактором ее «Литературного приложения», печатал в нем писателей, оставшихся в России:  Е. Замятина,  Б. Пильняка,  К. Федина,  В. Катаева,  К. Чуковского и др.

В 1922 г. в «Известиях» появилось открытое письмо А.Н. Толстого, в котором он признал советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию:

«Все, мы все, скопом, соборно виноваты во всем совершившемся. И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра» .

Многие друзья отвернулись от него, но он всегда был выше чьих-то мнений на свой счет. «Перебежчика» исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь Куприн, Бунин — воздержался.

Тогда же была опубликована его автобиографическая «повесть о многих превосходных вещах» — «Детство Никиты», которую Чуковский назвал «Книгой Счастья», а также роман «Хождение по мукам» (в советском издании — «Сестры») — первая часть будущей одноименной трилогии.

В 1923 г. Толстой вернулся на родину.

Последним толчком к его возвращению послужил вопрос четырехлетнего сына Никиты, с французским акцентом спросившего: «Мама, а что такое сугроооб?». Отец вдруг осекся, а потом сказал: «Ты только посмотри. Он никогда не будет знать, что такое сугроб» (из воспоминаний сына писателя — Дмитрия).

Писатель сразу же попал в круговерть будней, в которые удачно вписался своим характером, и потому — творчеством. И попал, что называется, из грязи в князи.

Если в Париже и Берлине он был, по собственному признанию, «парием», то здесь за ним утвердилось неофициальное звание «красный граф».

Прошло несколько лет, и ему была предоставлена прекрасная квартира в Детском (бывшем Царском) Селе, славящаяся гостеприимством и царскими застольями. На его двери была табличка «г. Толстой», букву «г» которой каждый трактовал в меру своей испорченности: либо как гражданин, либо как граф.

Трудился писатель как вол, очень точно чувствуя время и читательский интерес и выдавая массу печатной продукции, созданной еще в эмиграции и по возвращении: фантастический роман «Аэлита», наделавший много шума, изящную плутовскую повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», научно-фантастический роман-утопию «Гиперболоид инженера Гарина», повесть о нэпе «Голубые города», рассказ «Гадюка», роман-памфлет «Черное золото» и др.

Все эти годы он собирал в архивах материал к роману о Петре и трилогии. С блеском пересказав сказку К. Коллоди о приключениях Пиноккио, Толстой явил миру одну из лучших детских книг.

В 1937 г. была опубликована повесть писателя «Хлеб (Оборона Царицына)», одним из героев которой стал Сталин. Тогда же Толстой посетил республиканскую Испанию, выступал на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде.

Писатель стал вхож в Кремль, был избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук, членом Комиссии по установлению окончательного текста конституции, председателем секции литературы Комитета по Сталинским премиям, его наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», дважды вручали Сталинские премии — за роман «Петр I» (1941) и за трилогию «Хождение по мукам» (1943).

Сопутствующий этому положению образ жизни писателя стал притчей во языцех литературоведов, придающих первостепенное значение не творчеству, а бытовым условиям, в которых оно рождалось и которые были заслужены великими трудами. Сталин умел ценить подлинный талант.

Почти всех своих героев Толстой наделил ощущением счастья.

«Любите жизнь. Возьмите ее со всей страстью, сделайте из нее счастье», — призвал и героев, и читателей автор «Хождений по мукам».

Уж он-то любил жизнь во всех ее проявлениях, особенно красивую. И. Бунин, любивший Толстого за талант, всегда уточнял: «Алешка брюхом талантлив».

Алексей Николаевич был талантлив всем. Он как опытный финансист делал деньги из воздуха и как опытный садовник разводил графинь. Ему трудно было устоять перед красотой и свежестью, поэтому он то и дело освежал свои чувства в новом браке. Четырех женщин писатель осчастливил графским титулом: жительницу Самары Юлию Васильевну Рожанскую; Софью Исааковну Дымшиц, одаренную художницу; Наталью Васильевну Крандиевскую, замечательную поэтессу; и Людмилу Ильиничну Крестинскую-Баршеву, своего литературного секретаря.

А еще он очень любил сказки: сочинять, рассказывать, читать. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Петушок — золотой гребешок», «По щучьему веленью», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и т.д. — эти сказки, обработанные писателем, известны всем нам еще с доясельного возраста.

В первый день Великой Отечественной войны Толстой поставил точку в своей трилогии — в романе «Хмурое утро».

Второй роман «Восемнадцатый год» был опубликован в 1927—1928 гг.

В годы войны писатель создал яркую публицистику, прекрасные рассказы и очерки («Родина», «Русский характер», цикл «Рассказы Ивана Сударева» и др.), драматическую повесть из двух пьес об Иване Грозном — «Орел и орлица» и «Трудные годы». Краткие газетные материалы Толстого вдохновляли бойцов — их он создал свыше 60.

Последние месяцы своей жизни писатель тяжело болел — у него обнаружили злокачественную опухоль легкого.

За несколько недель до кончины он шумно отпраздновал свой последний день рождения. Алексей Николаевич «устроил для друзей веселый пир, где много озорничал и куролесил по-прежнему, так что никому из его близких и в голову прийти не могло, что всего лишь за час до этого беспечного пиршества у него неудержимым потоком хлынула горлом кровь» (К. Чуковский).

Незадолго до смерти Толстой деятельно участвовал в работе общественной комиссии по Катынскому делу. Невзирая на тяжелое физическое состояние, писатель честно присутствовал при всех эксгумациях. Этот адский труд, завершившийся доказательством причастности гитлеровской Германии к расстрелу польских офицеров, ныне является одним из главных обвинений писателя со стороны современных либералов.

Повторимся, он никогда не обращал внимания на лай из подворотен. Потому и нам не стоит сегодня реагировать на потуги русофобов любой ценой низвести писателя мирового уровня до уровня их разумения. Да и на это-то им не хватит таланта.

23 февраля 1945 г. А.Н. Толстой скончался в Москве, не успев закончить свой замысел о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне — роман-эпопею «Огненная река (На верном пути)». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1946 г. писателю была посмертно присуждена Сталинская премия за дилогию «Иван Грозный».


Рецензии
Дорогой Виорэль, не перестаю удивляться вашему лапидарному стилю, когда о такой насыщенной жизни, какая была у А.Н.Толстого, вы рассказали столь кратко, но максимально полно и содержательно. Это настоящий "Флоберизм".

Недавно прочитал книжку А.Варламова об А.Н.Толстом (из сер.ЖЗЛ). Давно не читал столь захватывающей и противоречивой биографии. А история его рождения не только достойна "Кисти Айвазовского", но и читается, с не меньшим интересом, чем "Три мушкетёра"))).

Дорогой Виорэль, через неделю ДР В.Брюсова. Готовлю соответствующие материалы и хотел что-то подсмотреть у вас, но не нашёл. Скорее всего, это связано с требованиями по ограничению объёма вашей ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ книжки.

С искренним уважением и самыми тёплыми пожеланиями,
Ваш Евгений.



Евгений Говсиевич   07.12.2018 13:57     Заявить о нарушении
Дорогой Евгений!
Спасибо за внимание.
Да, Брюсов не "втиснулся" по издательским рамкам.
Хорошего вечера. И, разумеется, выходных.
Ваш Виорэль.

Виорэль Ломов   14.12.2018 18:10   Заявить о нарушении
Дорогой Виорэль, всего вам самого доброго.
С искренней и глубокой признательностью, Ваш Евгений.

Евгений Говсиевич   14.12.2018 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.