Из жизни солдат. Самоходный армейский тягач

Рота РМТО, а если дословно, рота материально технического обслуживания включала в себя практически все подразделения обслуживания  жизнедеятельности нашей войсковой части.
Полк дислоцировался в Целиноградской области.
Отдельные дислоцированные роты и взвода от штаба полка находились на расстоянии более двухсот километров.
В летнее время еще с доставкой продовольствия, денежного,другого довольствия и имущества  как-то справлялись, а вот к февралю, когда начинались метели, широкая Казахстанская степь превращалась в Антарктиду.
Дороги и одноэтажные строения подразделений заметало напрочь.
В казармах и домах комсостава все входные двери открывались вовнутрь. Так как, за ночь дверь заметало до верхнего косяка, и наружу открыть ее было не возможно.
Утром солдаты – дневальные по военному городку выползали по-пластунски в оставшийся просвет из казармы, и, взяв лопаты, по пояс в снегу шли откапывать своих прапорщиков и старшин из снежного плена, у которых было все наоборот, и им нравилось опаздывать на службу по причине заноса входной двери.
А прапорщиков и сверчков в РМТО было видимо, не видимо.
Начальники продовольствия и столовых, специалисты тыла и вооружения, руководители авторемонтной и банно-прачечной службы.
А военный оркестр?
А как без музыки? Не откопаешь, и день – не день в армии.
Перед самым распадом Советского Союза шло переформирование воинских частей, и при окончании очередной командировки из горячей точки, я оказался не у дел.
Мою должность сократили, посчитав, что замы командиров рот по боевой подготовке теперь не нужны, предложив мне должность в тихом тыловом подразделении.
Присвоив за командировку досрочно капитана, командование решило, что долг свой выполнило.

Но если перейти к сути, был на балансе у нас старый КРАЗ – «лаптежник», а по-простому «лапоть».
Его, все, начиная от молодого солдата и заканчивая  командиром полка, называли коротко - САТ. То есть Самоходный Армейский Тягач.

Находясь на новой должности «зампосмеха»,  извиняюсь, «зампотеха», я раз за разом безуспешно пытался списать это доисторическое животное.
Но солдаты, перед очередным техосмотром засучив рукава, приводили его в такое идеальное состояние, что о списании речи быть не могло.

Традиционно на САТ садился солдат, которому до дембеля оставалось месяцев шесть.
В будке САТА размещались:  токарный и сверлильные станки, наждак с  верстаком и тисками. Был генератор и сварочный аппарат.
И вообще это был токарно-слесарный цех на колесах.

«Лапоть», замыкая колонну сто километрового марша, который проводился два раза в год после прихода молодых водителей из учебки, отчаянно дымил накрученной аппаратурой, таща на сцепке очередной сломанный автомобиль.

В будние же дни, САТ исполнял роль дежурного тягача, который при пожаре должен был вытащить из боксов всю технику.
Но самая большая привилегия САТА заключалась в том, что он беспрепятственно выезжал за КПП. Для заправки дизелей, для развоза дополнительного ночного пайка в караулы, и для других многочисленных целей. Для этого у водителя был специальный пропуск «Вездеход».

Дежурный по КПП прапорщик или младший офицер проверял будку, кабину, и выпускал «лаптя» на волю.
И продолжалось бы это по сей день, если бы не один «несчастный» случай.

Как-то поперлись два прапора на танцы в Атбасар.
Приходят. Девчат разглядывают, от снега отряхиваются. И вдруг!
-Мать честная!  А на танцах десять наших солдатиков гопака отплясывают!

Началась служебная проверка.
И возник главный вопрос.
Каким образом они после отбоя вышли из расположения?

И замполиты, и командиры, засучив рукава, пытали танцоров, но они, следуя традициям советских пионеров, и воспитанные на книжках «Мальчиш -Кибальчиш»  упорно молчали и не выдавали способ исчезновения из родной воинской части.

Я и раньше догадывался, что стахановский ремонт КРАЗА всем «дед составом полка» перед техосмотром, каким-то образом связан с самоволками.
Но десять человек?
Их же невозможно спрятать в будке!
Там и одного пассажира сразу заметишь.

Дежурный по КПП слезно доказывал командованию, что это не его вина, и он лично досматривал все выходящие машины.
Начальник внутреннего караула синхронно голосил, что через забор никто и нигде не перелез.
Начальник КЭЧ уверял, что его сантехники подкоп не обнаружили.
Соседняя космическая часть доложила, что в воздухе посторонних предметов кроме трех американских спутников-шпионов  за сутки обнаружено не было.
Но самоволка-то была!
И командир части рвал и метал.   

Я пошел на КПП, взял журнал выхода автотранспорта, и в подтверждении моих сомнений, нашел пять заветных записей.
Мой КРАЗ за 30 минут выехал и заехал в часть зачем-то пять раз!
То есть по два самовольщика за рейс!?
Но где они спрятались?
На улице зима, на будку же не полезешь.
Пройдя в бокс, стараясь не шуметь и не привлекать лишнего внимания, подошел к САТУ. 
Пользуясь, случаем что, водителя дежурного тягача, и дежурного по парку в боксе почему-то не было, залез в будку КРАЗА.
Осмотрелся.
Верстак с тисками открытого типа. Токарный станок на месте. Лежак без матраца.
?
Заглянул под автомобиль.
Зацепиться снизу негде.
На кардан ведь не повиснешь – замотает.
А более и спрятаться негде.
?
Обошел сзади.
?
Подошел к облезлой деревянной морде.
?
И со злостью пнул по колесу.
?!
Капот «деревяшки» как-то странно пошевелился, вздохнул и замер.
???
Запрыгнув на бампер, я поднял капот и заглянул в необъятное чрево динозавра.
По бокам двигателя с обеих сторон  несгораемой кошмой были оборудованы два спальных места.
Где спокойно посапывая, у еще теплого двигателя, спали водитель САТА и сержант - дежурный по парку.

Я присел на пожарный ящик, стоящий вблизи доисторического деревянного монстра и закурил сигарету.

Тайна самоходчиков была разгадана !

Но радости мне это открытие не принесло.
Доложить командованию?
Ну, нет!
Это означало огрести звездюлей от командира полка за своего же водителя, который и вывозил самоходчиков.
А далее как по маслу. Получить выговор и не поехать в очередную командировку, которая намечалась в связи с событиями в Намангане.
И самое страшное, навсегда остаться «Зампосмехом», извиняюсь «Зампотехом».

Но?! Не наказать водителя, означало опуститься «ниже плинтуса» в глазах водителей младшего призыва, которые уже собрались, и, толпясь возле КРАЗА, улыбаясь, ждали моего решения.

И как быть?

Затушив сигаретку о пожарный ящик, я поманил пальцем одного из молодых солдатиков:
-Ну-ка, набери-ка мне боец ведро горячей воды из батареи.

И пока солдат набирал воду, я залез на бампер и закрыл капот на крючки.
Чтоб «спящие красавцы» не смогли из-под него вылезти.

Взяв трубку внутреннего телефона, разъяснил дежурному по полку, что сейчас буду проводить учебную пожарную тревогу. И чтоб он не испугался воя сирены.

- Внимание! Пожарная тревога! Дежурный, тягач вышел из строя! Время пошло!- заорал я во все горло, глядя на секундную стрелку ручных часов.

Военные водители, кинулись к своим автомобилям, раздался рев двигателей, грохот открываемых ворот боксов и трехэтажный мат тех водил, которые с помощью кривого стартера не могли завести свои автомобили, все это дополнил вой пожарной сигнализации.

Подбегая к «деревяшке на колесах» с ведром горячей воды, я истошно завопил:
- Туши САТ! Туши КРАЗА! Горит! Горит!
И плеснув на радиатор, брякнул раз пять пустым ведром по бамперу.

Под капотом раздались толчки, удары и визг.

А я, перекрикивая вой сирены, орал, давясь от смеха:
-КРАЗ горит! КРАЗ горит! Не потушим! Сейчас баки взорвутся! Спасайся, кто может! А! А! А!

Сирена стихла.
Из бокса выехал последний автомобиль.
Под капотом САТА орали благим матом.
Долбили капот кулаками…

А я сидел на пожарном ящике и глядел, как дымит в ведре рукав от солдатского бушлата, поставленного под бампер КРАЗА.
Когда же раздался вой и рыдания на родном языке (водитель был родом из Туркмении, а сержант – дежурный по парку, из Молдавии), я поднялся на бампер и расстегнул крючки.
Открыв капот, и посмотрев в глаза двум армейским дедам, невольно вспомнил строчки куплета детской частушки – страшилки:
-Век не забуду и даже во сне её голубые глаза на сосне…


Командование так и не узнало тайну того самохода.

А командир нашей воинской части отодрал всех замполитов и комсомольских вожаков. За то, что у них нет стукачей в ротах.
Через несколько дней я в составе сводного отряда убыл в командировку, навсегда попрощавшись  с тыловым подразделением.   


И только через лет шестнадцать, а то и больше.
Зайдя к своему однокашнику по военному училищу, генерал лейтенанту Хотину О.В. попрощаться, перед убытием из Чеченской командировки,
неожиданно, в сидящем напротив генерале, вдруг узнал своего бывшего командира полка!
Он меня тоже вспомнил.
При разговоре, я, улыбаясь, спросил у генерала:

- Как правильно расшифровывался КРАЗ - САТ, который был в полку дежурным тягачом?
- Самоходный Армейский Тягач, - не задумываясь, ответил генерал.
- Вот, вот, самоходный, - рассмеялся я, и рассказал ему эту историю…


Генерал же, выпустив облачко сигаретного дыма, усмехнувшись, меня ошарашил:
-Сдали тебя, еще в день твоей пожарной тревоги. Сержант, дежурный по автопарку, донос в особый отдел написал, как он под капотом обоссался.  Еще и всех остальных самовольщиков выдал! Даже тех, которых прапора на танцах не увидели. Их-то, не десять, а пятнадцать было! Вот тебя тогда и спрятали в командировку от греха подальше. А когда ты со сводным отрядом из Намангана вернулся, сержант тот уже в запас уволился. А водитель твой, навсегда забыл русский язык, и его не смогли допросить особисты.
КРАЗ же списали и распилили, чтоб солдаты в самоход больше не шастали.

Вот так и закончился славный боевой путь нашего Самоходного Армейского Тягача… …ну и эта байка конечно…


Рецензии
Солдатская смекалка!!!
А водитель твой, навсегда забыл русский язык, и его не смогли допросить особисты.
И это ЗДОРОВО!!!

Геннадий Захаров   08.10.2015 20:33     Заявить о нарушении
Вот так бывает. С дружественной улыбкой Олег.

Олег Борисенко   09.10.2015 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.