11. В. Агошков. Летописн. Кром. В глубь веков, ч2

11. В.Агошков. Летописный Кром.
В глубь веков, ч.2

см. ранее.

Недалеко от пгт. Кромы находится село Бельдяжки. Некоторые учёные связывают его с финским корнем «бельд». что значит «белый». Видимо, от «бельд=бельт=бальт» названо и Балтийское море: в таком случае с.Бельдяжки следовало бы именовать Балтижки. А это напоминает станцию Стижь (сейчас пишут Стишь, что не верно).

 Бал+Тиж=Большой Стижь?! Дело в том, что село Бельдяжки стоит на реке Тишинка, ранее Тишимль и ещё ранее, считаем, Тижимль. В.И. Даль писал, что Стижь – это река, текущая быстро из-за высоких круч и холмов. То же следует сказать и о реке Тишинка=Тишимль.
 
Если между нп. Топково и Пузеево на трассе Орёл-Дмитровск находится высота 262м, то у села Кутафино мы находим высоту 168м. А в месте впадения реки Тишинки в р.Крому (у нп. Кромской Мост) местность будет находиться ещё ниже над уровнем моря, чем 168м. Поэтому падение р. Тишинки очень значительное – 100 метров на небольшом расстоянии, так что вполне справедливо назвать её Стижью.

А село Бельдяжки – это может быть Большой Стижь, т.е. Болстижь, переделанный в Болстижки и Бельстяжки=Бельдяжки.

Впрочем, на реке Волге, недалеко от столицы монголо-татар Сарай-Бату находился город Бельджамен: первые 5 звуков схожи – БЕЛЬД. А это предполагает уже тюркское прочтение имени села Бельдяжки.

Что же в таком случае могло значит село Бельдяжки?! БЕЛЬ=БОЛЬ – это БОЛЬШОЙ, СИЛЬНЫЙ (Болхов, Белёв, НовоСИЛЬ), а ДЯЖКИ=ДАШКИ= ТАШКИ, т.е. Ташкент, город КАМНЯ. Бельдяжки –сильная крепость из камня! В пользу такого прочтения говорит то, что село Бельжяки находится в 12 верстах от города КромЪ.
 
Известно, что Илья Муромец служил на заставе, расположенной от главного города на расстоянии именно в 12 вёрст. Бельдяжки находятся на Свином шляхе, по которому нападали на наши земли враги Дикого Поля, литовцы.

Правда, как это ни покажется странным, крепость Бельдяжки могли основать не только монголы в 13в, но и крымские татары в 15-16 вв., в то время, когда река Крома могла принадлежать именно им, являясь кромкой-границей  между Московским княжеством и Крымом. В пользу этого могло говорить с.Боёвка Сосковского района. Или Баевка – от «бай». Село Кирово городище – Гирово-Гиреево?!

Районный центр Сосково век назад звучал, как Саськово, что предполагает его прочтение от татарского слова САСЬ, т.е. ЗВОНКИЙ. Кто был в Сосково, тот знает, что нп. находится у очень высокой горы, откуда, стекая, водные потоки издают большой шум. Кстати, и шлях Свиной, или СВИНАК, – к животному свинье не имеет никакого отношения, поскольку возник от украинско-польского слова ДЗВИНАК – «звонок». Видимо, и СВИНЬЯ названа так от того, что она громко ВИЗЖИТ, как ЗВОНОК.

Местные жители расшифровывают село Бельдяжки как «Белила для Яшки», ссылаясь на БЕЛУЮ ГЛИНУ на реке Бельдяжки, с помощью которой местные женщины белят дома, как на Украине. Учёный В.Н. Дёмин связывает имя Яшка с Ящуром – с мифическим существом. Не исключаем того, что Ящур тоже проявил себя в топонимии Орловщины.

 Так, село Сосково=Саськово стоит на реке ЩИРЬ, может быть, ЯЩИРЬ?! А в соседнем, Троснянском районе, имеются два нп. – Чернодье и Щернодье: или Щирнодье?!

В Дмитровском районе есть село Балдыж, а одна часть – высокая – села Апалькова Кромского района носит имя Балтыж.
(Видимо, латыш – это Латыш= болотыш= бЛАТЫШ= Балтыж= житель Балтийского побережья?! Или В+ЛАДЫШ = Владелец земель побережья Балтики?))

По р.Кроме расположены населённые пункты Большая Колчёва, Малая Колчёва, которые, на наш взгляд, связаны этимологически со словом Колки. Не могли ли и они в таком случае быть населены предками финнов?! А далее, на восток, от Кром, в сельхозпредприятии «Победа» течёт ручей Тямило, есть здесь и с.Кривчиково, предками которого могли быть кривичи – славянское племя (по мысли некоторых учёных, относящееся к «балтам»).

Так что кромское порубежье оказалось тем местом, где соприкасались между собой не только славянские племена – вятичи, северяне и радимичи, но и финские, балтские, тюркские народы.

Не стоит забывать и об утверждении учёных о том, что две-три тысячи лет назад славяне и балты говорили на одном языке, или в крайнем случае взаимопроникновение слов из одного языка в другой было повсеместным.

Может быть, поэтому не было вытеснения славянами финских и балтских племен с верховий Оки?! А ещё раньше славяне составляли одно целое с германскими и другими европейскими племенами. Так что когда мы будем ссылаться на слова из других языков, подтверждая правильность своих рассуждений, не стоит удивляться.

Известный составитель Толкового словаря В.И. Даль писал о том, что он русский потому, что думает по-русски, хотя, как известно, родители его были иностранцами. Будем говорить и думать по-русски!

(С) В.И. Агошков.


Рецензии