Загадки старой крепости

Загадки истории.…Так много связано с этими словами: Пирамиды Египта и Южной Америки, исчезнувшие с лица Земли страны и целые народы, имевшие бурную историю и канувшие в лету, не оставив хоть какого-нибудь намека о причинах своего исчезновения.  В любом уголке мира можно найти такие молчаливые свидетельства…
Несмотря на прекрасную изученность, и наша история хранит немало загадок: легендарные князья и княжества, стремительные походы и древнейшие города, не сохранившиеся до нашего времени, но дошедшие до нас в легендах и былях. Но есть загадки и другого плана. Это старинные города. Города, которые еще до недавнего времени считались изученными вдоль и поперек, совершенно неожиданно начинают проявлять какие-то необычные черты. Словно, сквозь современные проекты вдруг проглянет седая древность, как бы, стремятся своим привычным, казалось бы, видом напомнить о чем-то неизведанном и тайном.
Вот к таким городам и принадлежит Нижний Новгород – стоящий на впадении Оки в Волгу и ведущий свою историю уже много веков. В городе много известнейших исторических мест, связанных с великими людьми, и памятниками старины. Настоящей  же жемчужиной города является Кремль, восстановленный архитектором Агафоновым, Нижегородский Кремль прекрасно вписался в современную градостроительную архитектуру, поражая воображение наших современников своим размахом и мощью. Но и только. Никаких свидетельств о древнейшей истории, уходящей далеко за рамки основания города, одной из старейших волжских крепостей многочисленные источниковедческие и историографические исследования не выявили. Археологические раскопки показали некоторые особенности крепости и окрестностей, дали интереснейшие зарисовки быта древних нижегородцев, но за заповедную дату основания города вырваться также не смогли.
Фактически, сконцентрировавшись на дате основания Нижнего Новгорода, исследователи этого региона приходят к выводу, что территории в устье Оки начинают активно развиваться только в начале XIII века. До этого времени в регионе могли находиться лишь  разнообразные торгово-ремесленные поселения(1) . Их появление было инициировано одним из крупнейших торговых путей Средневекового мира – Волжским (Волго-Балтийским) торговым путем. Эти ремесленные центры, по мнению некоторых исследователей,  обеспечивали функционирование торгового пути и несли “функции рынка, перевалочной базы, гостиного двора”(2) .
Следует отметить, что такое механическое соединение географических и социальных структур обусловлено идеализацией понятия “торговый путь”. В этом случае “путь” выносится за  рамки времени существования торговой активности в данной географической среде, где физически проложен и волевым усилием переносится в иную социальную среду. И уже в этом контексте понятие “торговый путь” должно  стать связующим звеном при переходе к социальной структуре  периода феодальной раздробленности, – удельному княжению.  Здесь возникает противоречие, усиленное архитектурой этих понятий. “Удельное княжение” – жестко детерминированный социальный продукт, имеющий конкретные социальные границы – владения князя, при весьма условных географических границах. И конкретно географически детерминированный природными границами  “торговый путь” с весьма условными социальными очертаниями.
“Удельное княжение” – это, лишь, социальная структура,  предполагающая наличие жестких границ и имеющая только поступательную форму развития. ”Торговый путь” более пластичен в социальном плане и  ограничен лишь той  природной средой, где проложен.
Более того, “торговый путь” внеэкономичен, так как содержит в себе лишь динамику движения и направление. Это – всего лишь схема движения экономических приоритетов различных торговых объединений и союзов. В связи с этим схема появления протогородов теряет смысл. Поэтому становится бесполезным поиск следов таких структур  в историографическом, источниковедческом и археологическом планах. И сам торговый путь превращается в полумифическую фигуру.
Более уместно и практически  эффективнее для исследований, в данном, случае применение названия – “транзитная торговля”.    
Транзитная торговля древности и средневековья – это торговые пути, сложившиеся как сочетание выгодных природных проявлений (реки, озера, моря, удобные сухопутные дороги) и торговой экспансии купеческих объединений. Крупных торговых путей было особо немного и наиболее известны – Путь из варяг в греки, уже упоминавшийся Волжский (Волго-Балтийский) торговый путь, Великий шелковый путь.
Из вышеперечисленных путей нам наиболее интересен Волжский торговый путь. Эта магистраль имеет не только выход на “свои” рынки, но и связана с Путем из варяг в греки и Шелковым путем. С первым – волоком (специальными приспособлениями, позволяющими перекатывать суда от одной водной поверхности к другой), а со вторым – через Каспийское море. Такая значимость Волжского пути делала его ареной жесточайшей борьбы за контроль над торговыми потоками этой магистрали.  На этом пути сталкивались интересы и Запада, и Востока. И достаточно часто  менялся хозяин той или иной части этой магистрали. Естественно, что полностью перекрыть столь протяженную водную магистраль в то время не могло ни одно государство или племенной союз
О накале борьбы за важнейшую торговую артерию свидетельствует тот факт, что иногда та или иная местность по несколько раз переходила из рук в руки. Так первый русский историк Василий Никитич Татищев сообщает о завершении длительного соперничества русских князей и Волжской Булгарии за важнейший стратегический район Волжского пути – Волго-Окское междуречье. В своей “Истории Российской” Татищев сообщает об основании в устье Оки Нижнего Новгорода, добавив, что на этом месте был град болгарский, от русских разоренный. Это событие, как бы, ставит точку на этом противостоянии. Князь Юрий Всеволодович, основав город, окончательно завершил переход этих земель в состав Русского государства.
Надо отдать должное первому русскому историку, что в своей сложной и многогранной работе он отметил важность устья Оки и региона в целом для развития российской государственности.
Несравненно больше материала по развитию торговых путей и роли в них водных магистралей дает путешествие немецкого  ученого и дипломата Адама Олеария. Миссия Олеария была определена с самого начала – заключение торгового договора с Персией. Попутно ученый собирал этнографические сведения и делал зарисовки, которые были опубликованы. О важности проекта говорит тот факт, что зарисовки делались на медных пластинах специальными иглами.
Длительную остановку путешественники сделали в устье Оки.  Олеарий сделал прекрасный рисунок Нижнего Новгорода, предположительно, с борского берега.  Для нашего современника панорама города не совсем привычна. Нет крутых откосов, так красиво подчеркивающих величие Кремля, нет привычного городского пейзажа и, невольно, кажется, что случайно художник ошибся в этой картинке с натуры. Город не совсем узнаваем и лишь знакомая вязь стен и башен позволяет не усомниться в том, что это – Нижний Новгород.
А остановка Олеария была вызвана совершенно особой причиной – постройкой корабля для дальнейшего продолжения путешествия.  Неожиданное решение для экспедиции, прошедшей уже почти половину пути. Не совсем обычен и выбор места для строительства корабля, способного выдержать и морское путешествие – слишком далеко оно расположено от морских просторов. Но, как оказалось, ученого это не смущает, и он приглашает для постройки местных мастеров, предположительно,  жителей Балахны. Это – весьма интересный факт, тем более, что Балахна всегда позиционировалась как центр старинных соляных промыслов.  Это производство не совсем соответствует гербу этого города, где размещены две скобы, означающие прекрасные судостроительные традиции.
Вероятно, такое несоответствие появилось из-за того, что население Балахны активно участвовало в транзитной торговле того времени. Да и само нынешнее название появилось только в 16 веке. До того времени местечко это именовалось как Соль на Городце.
А о том, что население здесь было пришлым и знало толк в корабельном ремесле, – как в судовождении, так и в ремонте, и в строительстве, – говорит местная легенда.
Фактически, немецкий ученый хорошо был осведомлен о древней истории Волжского торгового пути. Несомненно, что Олеарий почерпнул эти знания из архива крупного купеческого союза, активно пользовавшегося этим путем. Скорее всего, это был Ганзейский союз.
Торговля на этом пути была очень активной. Все прилегающие поселения были вовлечены в этот процесс. И вся округа занималась лишь одним ремеслом – строительством необходимых для перевозки судов, больших и малых и даже рассчитанных на выход в открытое море. Этот промысел был настолько популярен в округе, что был сооружен специальный канал, соединяющий село Николо-Погост, стоящее напротив Балахны, с  Волгой.
И этот промысел был очень востребован. Причин здесь несколько. Одной из главных является то, что Волжский торговый путь из-за своей протяженности контролировался несколькими государствами и племенными союзами. Взаимоотношения между этими конкурирующими структурами были довольно сложными. И больше всего от такой конкуренции страдали купцы, у которых в чужом краю могли отобрать не только товары, но и жизнь. Вот здесь на помощь купеческим караванам приходили, говоря современным языком – контрагенты или специальные перевозчики. И, видимо, опытные в речных и морских путешествиях и имевшие прекрасные ремесленные навыки в постройке судов, предки современных балахнинцев активно участвовали в торговых операциях на всем протяжении Волжского пути.
Хорошо развитая ремесленная инфраструктура устья Оки делала этот район особо притягательным для  участников транзитной торговли.  Но особую привлекательность этому району придавал факт разделения торговых путей на Окский и Волжский. Каждая из этих трасс имела собственную и неповторимую торговую привлекательность. Устье Оки постепенно превращается в мощный инфраструктурный узел Волжского торгового пути. Концентрация значительных партий товаров, удобное расположение на развилке торговых путей превращали устье Оки в прекрасный перевалочный пункт многочисленных караванов. Разделение Волжского торгового пути в устье Оки на два независимых торговых потока еще более активизировало торговые операции в этом регионе. У торговых людей и купеческих союзов возникали дополнительные возможности для успешной торговли. Расширялась география торговли, увеличивалось разнообразие товаров.  Устье Оки становилось центром перераспределения потоков всей торговли на этом пути. При этом усиливались позиции местных судовладельцев и судостроителей. Концентрация, пусть и временная, транзитных финансовых потоков резко выделяет устье Оки из всего Волжского торгового пути. А концентрация товаров там же для последующего перенаправления по  одному из двух потоков Волжского торгового пути стремительно создает предпосылки для создания в этом месте крупного торгового объединения (фактории). В результате ремесленные поселения вытесняются на периферию. И оседают в ближайшей округе на расстоянии от нескольких до нескольких десятков верст.
Вполне возможно, что именно здесь, в устье Оки начинают функционировать  и первичные формы финансовых учреждений – меняльные пункты. Естественно, что территория бывших ремесленных центров, их еще называют, - протогорода, - стремительно расширяется  и меняется ее статус. Теперь все здесь подчиняется жесткому ритму транзитной торговли. И само устройство города подчиняется этому ритму. Исправно функционирующие склады различных купеческих объединений и торговых людей,  специальные администраторы, наблюдающие за бесперебойностью транзита и сохранностью товаров и, даже, военный контингент, защищающий факторию от любых нападений.
Но крупный торговый капитал старается защитить свои интересы и, говоря современным языком, от форс-мажорных обстоятельств – природных катаклизмов. Основным таким природным бедствием  в Волго-Окском междуречье могли быть только пожары. Полностью локализовать их в то время было практически невозможно. Но более или мене защитить территорию фактории было по силам. Скорее всего, все постройки фактории были сделаны из кирпича-плинфы, благо глины для ее изготовления было достаточно. Да и сам город был окружен стеной из кирпича. Так сводилась к нулю сама возможность пожара.
Еще одной функцией каменных стен была защита территории от нападения. Скорее всего,  эти стены и башни могли бы отразить нападение крупного отряда. Другим, менее важным природным фактором, угрожавшим фактории, был паводок. И этот вопрос был решен. Фактория располагалась, скорее всего, на двух уровнях. Первый, – самый ближайший, – недалеко от речного берега, где и размещались массивные строительные товары – бревна, камни. А на втором уровне, уже на горе – товары, которым паводок мог нанести непоправимый урон. И городская стена объединяла эти два административно-складских комплекса в один. Примерно такая конфигурация стен сохранилась до сегодняшнего дня и прекрасно вписывается в современный городской ландшафт.
Как-то так получилось, что древняя история этого легендарного места выпала из поля зрения средневековых летописцев и хронистов. Но, видимо, их перьями двигали уже совсем другие интересы.  И только у арабских географов-путешественников можно найти отрывочные данные о Волжском торговом пути, его владельцах и народах, населявших эти территории. Так известно, что в древности существовали три крупных торговых центра. Два из них исследователям известны. Это Славия и Куявия, под названиями которых легко угадываются хорошо знакомые Новгород и Киев. А вот третий центр, – Артания, – не имеет конкретной географической привязки. Но вот что интересно, - этот центр находится наиболее близко к Волжской Булгарии, которую неоднократно посещали арабские путешественники, а наиболее далеко от Булгар расположена Славия. И вполне возможно, что легендарная Артания и была, фактически, расположена на землях Волго-Окского междуречья и являлась одним из ведущих центров Волжского торгового пути.
Но это – “преданья старины глубокой” и пока Нижний Новгород надежно хранит свои секреты, а на их страже величаво и молчаливо возвышается Нижегородский Кремль, один из ярких шедевров русского оборонного зодчества.




                Примечания.
1.Кузнецов А.А. Владимирский князь Юрий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII века. Особенности преломления источников в историографии. Монография. Издательство Нижегородского госуниверситета. Н, Новгород. 2006. С336-337.
2.Там же, с.336.


Рецензии