Революция 1905-1907 годов

      В начале XX века в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как капиталистической страны второго эшелона.
 
      После реформ середины XIX века крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX века противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.
 
       Революционное выступление было ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX века, экономический кризис 1900-1903 годов, который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 годов была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований нарождающегося класса капиталистов: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).
 
       Началом революции принято считать 9 января 1905 года («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих,  организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном.
 
       1 мая 1905 года началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 года началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 года был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 года матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и там сдался властям.
 
       Кульминационный этап революции пришелся на осень 1905 года. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел  А.Булыгину    были поручено   разработать   проект   создания   Государственной   думы. 6 августа 1905 года появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.

       В октябре - ноябре 1905 года волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов. 11 ноября 1905 года началось восстание в Севастополе, в ходе которого был создан Севастопольский совет депутатов. С середины октября правительство потеряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство вынуждено было пойти на уступки.

       17 октября 1905 года царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров.
Начавшаяся в октябре в Москве забастовка переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 года бастовало свыше 2,0 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти.

       Принимавшие участие в Советах меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих   депутатов.   Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку.

       7 декабря 1905 года началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 года.  Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 годах. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

        Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года в России было предусмотрено создание Государственной думы с законодательными функциями. 11 декабря 1905 года был утвержден избирательный закон, несколько расширивший избирательные права по сравнению с «булыгинской думой» путем установления четвертой курии - рабочей. Выборы по-прежнему оставались многостепенными, невсеобщими и неравными (например, от рабочей курии избиралось 3% депутатов Думы).

        В феврале 1906 года был утвержден закон об «Учреждении Государственной думы», по которому определялся срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе. I статья определяла функции Думы - обсуждение законопроектов, переданных самодержцем. Члены Думы распределялись по фракциям (партийным группам). На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры.

        К весне 1906 года был подготовлен и утвержден Николаем II свод «Основных государственных законов» (ОГЗ), согласно которому провозглашалось совместное осуществление законодательной власти царя, Государственного совета и Думы, но декларировалась принадлежность всей верховной самодержавной власти императору. Однако царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного нрава законодательства и единоличного распоряжения государственным бюджетом. Законопроекты, не принятые Думой и Советом, считались отклоненными; проекты, отклоненные одной из палат, могли быть снова внесены на рассмотрение только с разрешения царя. Следовательно, деятельность Думы с самого начала была ограничена преимущественными правами императора,  Совета министров и Государственного совета и, при необходимости, она могла быть распущена Николаем П.

        Выборы в I Государственную думу состоялись в марте-апреле 1906 года. Большевики и эсеры их бойкотировали. За голоса избирателей боролись: монархисты («Союз русского народа»), умеренные либералы (октябристы), правое крыло либерального движения (кадеты), меньшевики, всероссийский крестьянский союз. Результаты выборов показали, что партии, поддержавшие власть, получили мало голосов, большинство крестьян голосовало за собственных кандидатов. Главную победу на выборах одержана партия кадетов - они получили 161 место в Думе, что составляло 1/3 от общего числа депутатов. Председателем Думы был избран профессор Московского университета кадет С.Муромцев. За несколько дней до открытия Думы С.Витте, предложивший правительству проект наделения крестьян землей за счет государства, был вынужден уйти с поста премьер-министра, а его место занял И.Горемыкин, считавшийся в правительственных кругах знатоком крестьянского вопроса.
 
        Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 года. В центре обсуждения Думы стоял аграрный вопрос. В начале мая кадеты внесли законопроект, получивший название «проект 42-х», а трудовики внесли свой «проект 104-х». Оба проекта предусматривали образование в стране государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей. Но пути реализации этой программы были различными. Трудовики фактически предлагали национализацию земли, кадеты выступали против. Спорным оказался и вопрос о вознаграждении за отчуждаемые земли (кадеты предлагали выкупать  землю).

        13 мая 1906 года правительство выступило в Думе с декларацией, заявив о недопустимости разрешения аграрного вопроса на основе отчуждения помещичьей земли. Дума по предложению трудовиков вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры в отставку не ушли, проигнорировав решение Думы. 9 июля 1906 года последовал указ о роспуске Государственной думы и назначении выборов нового состава.

        Одновременно с роспуском I Думы произошли изменения в составе правительства.
 
        Усмирять оппозицию и прекращать беспорядки выпало на долю нового председателя Совета министров реформатора П.Столыпина, сменившего Горемыкина. Революция еще продолжалась, крестьянские волнения в июле 1906 году охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года было охвачено 50% уездов. Столыпин, пытаясь сохранить монархию и модернизировать ее, направил свою деятельность по трем основным направлениям: подавление волнений, контроль за выборами и решение аграрной проблемы. Крестьянские волнения были подавлены, после покушения на Столыпина эсеров (на Столыпина в общей сложности было совершено 11 покушений) были учреждены военно-полевые суды, деятельность оппозиции была ограничена. Воспользовавшись роспуском I Государственной думы, Столыпин подготовил два аграрных законопроекта, ставших центром конфликта между правительством и II Государственной думой.
 
        На выборах во II Государственную думу правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие. Большевики, отказавшись от бойкота выборов, приняли тактику создания блока левых сил - большевиков, трудовиков и эсеров поэтому, несмотря на давление и запреты со стороны властей, II Дума оказалась еще более радикальной, чем первая. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов, из которых более 400 принадлежали блоку трудовиков, эсеров и большевиков, и лишь 33 места было за монархистами.

        20 февраля 1907 года состоялось открытие II Государственной думы. Председателем стал один из организаторов партии кадетов Ф.Головин. Стремясь предотвратить разгон Думы, кадеты призывали правительство к сотрудничеству, а в ходе рассмотрения вопросов проявляли уступчивость, не давая правительству повода для ее роспуска, в то время как большевики с трудовиками ставили на обсуждение самые острые вопросы: о помощи голодающим и безработным, о преследовании рабочих профсоюзов. Одновременно они проводили тактику так называемого «левого блока» с трудовиками, энесами и эсерами.

       Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. При обсуждении аграрного вопроса трудовики внесли на рассмотрение «Проект основных положений земельного закона», который почти полностью воспроизводил их предложения в I Думе. Кадеты в своем законопроекте еще больше сокращали количество отчуждаемых земель. И если раньше они предлагали помещикам оплатить государству выкуп за отчуждение земель, то теперь это вознаграждение было возложено на крестьян.

       Кроме того, активно рассматривался продовольственный вопрос, обсуждался государственный бюджет, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. По инициативе кадетов Дума отказалась от прений по основным положениям правительственной декларации, с которой выступил П.Столыпин. Стало очевидно, что новая Дума не оправдала надежд правительства. Боясь социальных выступлений в случае прямого разгона Думы, правительство пошло на провокацию. По сфабрикованным документам 55 социал-демократических депутатов обвинялись в подготовке военного заговора и, не дожидаясь решения Думы, Николай II решил разогнать II Государственную думу.

       3 июня 1907 года был опубликован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и об изменении закона о выборах. Издание нового закона о выборах стало фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.

        Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны. Резко сократилось представительство от национальных окраин и рабочих. Избирательный закон от 3 июня, действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых партий, массовые репрессии привели к тому, что III и IV Государственные Думы были наполнены лояльными правительству депутатами, поддерживавшими все законопроекты. Правительство предприняло попытку превращения самодержавия в конституционную монархию. Таким образом, в России сложился режим, получивший название «Третьеиюньская монархия».
 
       Главным идеологом и архитектором Третьеиюньской монархии был П.Столыпин, пытавшийся, с одной стороны, с помощью репрессивной политики укрепить пошатнувшееся самодержавие, а с другой - провести наиболее назревшие реформы. Его кредо, отражавшее эти стремления, было высказывание: «Преобразованное по воле монарха Отечество наше должно превратиться в правовое государство, так как пока писаный закон не определит обязанности и не оградит права отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц». Им были определены два основных направления преобразовательной деятельности правительства - решение аграрного вопроса и создание правового государства.

       Однако Столыпин считал, что, прежде чем приступать к преобразованиям, надо навести в стране порядок. 24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа, воплощавшая идею Столыпина: «Сначала успокоение, а потом реформы». Репрессивный этап политика Столыпина начался с введения военно-полевых судов по делам о терроре и вооруженном грабеже, предусматривавших упрощенную форму судопроизводства. Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов. Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, усилились высылки без суда и следствия. Было казнено 3825 человек, а 26 тыс. человек отправлены на каторгу (для сравнения: эсеры в ходе террора убили 4126 человек; целью покушений было от силы два десятка чиновников, остальные были убиты случайно, в ходе этих покушений).
 
         Была предпринята попытка урезать автономию университетов. В 1906-1911 годах было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов. Было запрещено 978 газет и журналов.

         Реформационный этап столыпинской реформы был направлен на укрепление крестьянства как основной опоры самодержавия, без разрушения помещичьего землевладения. Столыпин подготовил два знаменитых земельных законопроекта. Первый разрешал крестьянам получать землю в частную собственность, а второй предоставлял крестьянам равные права со всеми сословиями.

         Реформе предшествовал Манифест 3 ноября 1905 года об отмене выкупных платежей наполовину, а позже - полностью. С этого момента земля переходила в собственность крестьян.

         9 ноября 1906 года, не дожидаясь созыва II Думы, Столыпин добился подписания царем указа об отмене закона 1893 года о неприкосновенности общины. Теперь крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной доли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы. Крестьянин имел право требовать выделения «всех угодий целым участком, а не «чересполосицей» (по реформе 1861 года помещик забирал лучшие полосы пашни). Поощрялось создание хуторов и отрубов. Для выделения из общины требовалось согласие сельского схода, но если в течение 30 дней сход согласия не давал, то отделение производилось распоряжением земского начальника. Исполнение указа было возложено на специальные губернские и уездные землеустроительные комиссии.
 
       Указ 9 ноября 1906 года преследовал решение двух задач: во-первых, создать в деревне крепкие крестьянские хозяйства на собственной земле, которые могли бы стать опорой царизма (а не на земле общины, которая каждый год производила перераспределение наделов); во-вторых, добиться подъема сельского хозяйства (ставка делалась на зажиточное крестьянство, применявшее новые агротехнические средства). Этот указ обсуждался в III Думе, где он был одобрен и стал законом.

При всей своей прогрессивности указ исполнялся насильственными методами. Так, например, для ослабления недовольства из-за малоземелья, нехватки земли и для изоляции «опасных» регионов правительство проводило массовое переселение безземельных и бунтующих крестьян на восточные окраины страны.
 
       Вторым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ от 5 октября 1906 года, который отменил правовые ограничения крестьян. Им были предоставлены равные права при поступлении на государственную службу, предоставлялось право свободы выбора места жительства без разрешений общины. Отменялись телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов. Столыпинская реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсивности, о чем свидетельствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия в 3-4 раза за период с 1906 но 1912 год.
 
       С 1909 года наблюдается рост товарности сельскохозяйственного производства. Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации переселенческого дела рос поток «обратных» переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ничего. Кроме того, крестьяне не восприняли реформу как справедливую, поскольку она не затронула помещичьего землевладения.

       П.Столыпин считал, что положительные результаты реформы будут видны через 20 лет. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», - говорил он. Но у России не было времени ждать 20 лет, в последовавшие десятилетия у нее и было ни внешнего, ни внутреннего покоя.

       Я вполне сознательно не писал подробно о самих революционных событиях, восстаниях, баррикадных боях. Об этом написано уже очень много. Хотелось разыскать какие-то сведения о том, как под давлением революционных событий менялись условия жизни в России.

       Жизнь Российской империи перед революцией – тема очень многогранная. Меня же интересует в первую очередь люди,  восприятие ими происходящих в России событий, реакция на эти события. Поэтому я хочу вычленить из всего многообразия русской жизни тех лет несколько тем: политические партии в России, проституция, положение дел в армии, Россия в Первой мировой войне, взаимоотношения церкви и самодержавия, личность последнего российского императора.


Рецензии