Вторая версия

Вторая версия

Рассказ

В это морозное зимнее утро поселок Дальний взбудоражила страшная находка. Как потом написал в своем рапорте участковый милиционер Сергей Косых, эту самую находку, а точнее человеческую женскую голову, обнаружила ближайшая от колодца жительница Пелагея Сергачева. Пришла чуть свет на колодец, отцепила ведро, с шумом отпустила его вниз. Стала крутить назад ворот с ведром, полный до краев водой, а там - голова. Пелагея взвизгнула от страха, и, уронив ведро, не оглядываясь, задала стрекача от колодца. Через полчаса возле него собралось полпоселка.
В РОВД почти все сотрудники отдела пришли посмотреть на эту голову. Судмедэксперт, лейтенант Федюшкин, осмотрев голову, три раза сфотографировал ее.
-Вот что, старший лейтенант, возьми фотографии и дай на телевидении, может, кто-то опознает. Сержант Малыхин, отнесите голову в лабораторию, - распорядился майор Опенкин.
Вбежал белобрысый молоденький сержант и, боясь испачкать руки, завернул голову вместе с газетой и пакетом, понес. Через минуту позвонил полковник Анисимов, начальник РОВД:
-Что там у тебя, Опенкин? Весь город гудит о какой-то голове. Почему не докладываешь?
-Думаю, - вздохнул майор, - да и докладывать пока нечего.
-Ну-ну, давайте, шевелитесь, а то уж мне из управления звонили! - положил трубку.
После него майор позвонил дежурному по городу:
-Посмотри, там за предыдущие двое - трое суток в морги не поступало обезглавленное тело женщины средних лет? - и, получив отрицательный ответ, встал из-за стола.

* * *
Минувший день ничего к уже известному не прибавил. На фотографию, показанную по местному телевидению, никто не откликнулся. Усталые и хмурые сыщики собрались под вечер у майора в кабинете.
Пронзительно зазвонил телефон. Майор поспешно взял трубку:
-Старший оперуполномоченный майор Опенкин вас слушает, - и его лицо тотчас просияло. Все, глядя на него, притихли.
-Так вы утверждаете, что знаете, или, вернее, знали женщину, голову которой только что показывали по телевизору? Я вас внимательно слушаю, - сказал майор. - Назовите ее имя, фамилию, а также адрес, - и стал лихорадочно записывать. По окончании разговора приказал:
-Кайданов, - за мной! - ринулся на улицу.
-В чем дело? - идя рядом с майором, спросил старший лейтенант.
-Только что звонила женщина, она училась вместе с Левкиной Ираидой, голову которой показывали по телеку, и сообщила адрес погибшей, на ходу ответил майор, затем вскочил в подъехавший УАЗик, а следом за ним - Кайданов.
Искомый дом №2 нашли сразу. На первом этаже кирпичной пятиэтажки Кайданов, остановившись у некрашеной металлической двери с №4, позвонил. Из-за двери выглянула пожилая женщина в красной пижаме:
-Кто там? Кого черт несет? - приоткрыла дверь, но цепочки так и не сняла, сонно спросив: - Кого надо?
-Извините, вы, видимо, мама Ираиды Левкиной? - спросил майор.
-Какой еще, к черту Левкиной! Мы Востриковы, у Левкиной сын мой купил квартиру.
-А вы не скажете, где теперь живет Левкина? - перебил ее майор.
-Откуда мне знать? - зевнула женщина.
-Может, сын знает? - пришел на помощь майору Кайданов.
-Может быть, - пожала плечами пожилая дама и захлопнула перед их носом дверь.

***
Едва вошли в управление, дежурный у входа доложил:
-Товарищ майор, звонили, что на вокзале в мусорных ящиках обнаружены части рук и ног женщины.
Кайданов, войдя в дежурку, позвонил Федюшкину, и они поехали с ним на вокзал. Привезли. Федюшкин уединился в лаборатории, взяв части кожного покрова в холодильнике с головы и с только что привезенных ног, стал делать лабораторный анализ. Строение клетчатки тела оказалось одинаковым. Пошел, доложил майору. Тому вновь позвонил полковник:
-Если через двое суток не найдете убийцу, пеняйте на себя!
Майор занервничал. По телефону вызвал еще одного опера, лейтенанта Краюшкина, занимавшегося расследованием квартирных краж. Сидели вечером, курили, дым стоял до потолка.
-Если судить по разбросу частей тела, рук и ног на вокзале, а головы в другом конце города, то убийца должен жить где-то посредине, - в раздумье сказал Кайданов. И тут же высказал предположение: - А что, если покупатель квартиры - убийца? Не захотелось просто отдавать деньги, жалко стало?
-Может быть, - сказал вяло майор, но это только предположение, которое нужно проверить, - посмотрел на часы - Что-то сержант задерживается...
Только проговорил, вошел белобрысый сержант и доложил:
-Товарищ майор, только что звонил некий Востриков и сказал, что мама его вдруг вспомнила, как летом к ним за вещами приходила старая хозяйка квартиры. В разговоре упомянула, что снимает теперь комнату у какого-то Степина и, возможно, выйдет за него замуж.
-Степин? Степин! - воскликнул лейтенант. - Недавно я перебирал в архиве старые дела по кражам из квартир и в одном из дел встретил такую фамилию. Не он ли? - и, подойдя к телефону майора, быстро набрал номер компьютерной РОВД, сказал в трубку: - Леночка, посмотри по нашей компьютерной картотеке Степина Сергея и что там за ним числится...
Через минуту, выслушав ответ, радостно сообщил:
-Так и есть, квартирный вор! Два года назад после пяти лет отсидки вернулся. Завязал. Работает грузчиком на товарном дворе, живет на Лермонтова, 12.
Все оживленно заговорили враз:
-Может, это совпадение, но мне кажется, что-то тут есть: товарный двор, где работает Степин, и там же неподалеку находят конечности женщины, - майор помолчал, потом сказал, вставая: - Во всяком случае, у нас теперь есть версия и надо ее проверить. По коням!
Степин оказался дома. Видно было, что в квартире давно не убирали: на стене в коридоре пятна крови, еще больше на кухне у стола, где сидел Степин. Сидел совершенно спокойно и смотрел на них. Потом сказал:
-Я давно вас жду, хотел позвонить.
-Так что же ты, Степин, говорил, что завязал, а сам на мокрое дело решился?
-Я ее не убивал, - сказал Степин.
-Что ж, посмотрим, - взяв стул, сел напротив него майор.
-Я был на работе, - стал рассказывать Степин. - Можете позвонить на товарный двор. Как раз уголь выгружали. Она в тот день деньги за квартиру получила, пятьсот баксов. Просила, чтоб раньше с работы пришел. Мы с ней хотели пожениться и, значит, отметить это событие. Прихожу - дверь заперта, а окно на кухне настежь. Она на полу в крови лежит. Ни денег, ни вещей половины ее нет, бутылки пустые в кухне на столе. Видать, кого-то приводила. Вошел я и остолбенел. Хотел в милицию звонить, да у меня судимость. В горячке затащил ее в ванную, разделил на части. Всю ночь не спал, под утро взял конечности в мешок и пошел на работу. По пути бросил в мусорный ящик, вечером все остальное повез в мешке на другой конец города, закопал в лесу. Приехал и больше не пошел на работу. Сижу, жду, понял: все равно найдете, тем более фотографию по телеку показывали.
-Как голова оказалась в колодце? - спросил Кайданов.
-Повез на автобусе в мешке тело, вышел на остановке и пошел к лесу. Смотрю: колодец. На улице ни души. Захотел закурить. Поставил мешок на сруб колодца, стал прикуривать. Мешок вдруг повалился в него. Я оглянулся и увидел, как кто-то идет к колодцу, и поспешил к лесу.
Помолчав, добавил:
-Но я не убивал ее, я любил Иру. Думал новую жизнь с ней начать. Она, хоть была, как я, пьющая, но деньги зарабатывала честным трудом на рынке. Но какая-то падла убила мою мамку! И -эх! - заскрежетал он зубами.
Судмедэксперт осмотрел подоконник, потом на столе бутылки, взял на анализ в нескольких местах капли крови.
-Похоже, не врет, говорит спокойно, не нервничает. После убийства такое спокойствие не сыграешь.

***
Всю ночь эту Кайданов не спал и все больше склонялся к мысли, что больше всех мотивов к убийству было у покупателя квартиры Левкиной. Вспомнил, как Степин говорил, что его сожительница работает в киоске на рынке.
Утром позвонил на центральный рынок. Тотчас отозвалась директриса с молодым приятным голосом.
-У вас где-то работала в киоске Левкина Ираида. Были ли у нее подруги?
-Сейчас, минутку, я узнаю, - сказала директриса, и голос ее надолго пропал из телефонной трубки, потом появился. - Тут подсказывают: она вовсе не в киоске, а имеет свой стол № 121 и у нее есть подруга, которая обеспокоена, что уже три дня Левкина на работу не является.
-Пусть она подойдет.
... Через полчаса Кайданов, ликующий, ввел в кабинет майора худенькую, средних лет женщину, в пуховике и в теплом сером платке.
-Как ваша фамилия? - кивком головы указав на стул сбоку от своего стола, спросил Опенкин.
-Ерочкина. С Левкиной мы торгуем и дружим.
-Что вы можете рассказать о том дне, когда в последний раз с ней виделись? - спросил, не выдержав, присутствующий при начале допроса Кайданов.
-Ира три дня тому назад пригласила меня с собой, чтоб я пошла с ней на бывшую квартиру получить с покупателя последние 500 долларов. К нам присоединился ее сожитель.
Майор и старлей переглянулись. А женщина продолжала:
-Пришли мы к покупателю, но не входили в квартиру. Он вынес ей 500 долларов. Она отдала расписку, что деньги за квартиру получила полностью, и мы пошли к ней, чтоб обмыть это дело.
-Куда к ней? - уточнил майор.
-Ну, в квартиру на улицу Лермонтова, 12. По пути прихватили пять бутылок водки и столько же пива и закуски немного, - продолжала Ерочкина.
-Пришли и стали выпивать. Примерно часа через полтора я, пьяная, боясь, что потом не дойду до дома, решила уйти. Вот и все, - вздохнула Ерочкина.
-Но, ведь, когда вы уходили, Левкина была жива? - вновь не удержался Кайданов, сидя напротив за ее столом.
-Да, она была жива и Сергей тоже. Оба, правда, сильно пьяные, - подтвердила Ерочкина. - Сергей все ее обнимал и лез целоваться.
-Хорошо, вы можете быть свободны, - подписал ей пропуск майор, и женщина ушла.
-Живо за Степиным! - приказал, вставая из-за стола, майор.
Старлей схватил шапку и выскочил в коридор. Заскочил к лейтенанту:
-Поехали, будем брать Степина, - и они сели в подъехавший милицейский «жигуль».

***
Степина нашли не сразу.
-Смылся, гад! - заволновался старлей.
-Может, соседей спросить? - озаботился и лейтенант и позвонил в соседнюю квартиру. Спросил выглянувшего седенького, с бородкой старика:
-Вы не знаете, куда ушел ваш сосед?
-Да он тут со своим дружком Лехой- сантехником в подвале пиво пьет, недавно проходили с бутылками, - сообщил словоохотливый старик.
Через полчаса Степина привезли в отделение милиции.
-Ну как, Степин, может, теперь облегчишь свою участь добровольным признанием? - встретил его майор.
-Не убивал я ее, - спокойно сказал Степин, усаживаясь напротив майора на стул.
Весь день Степин не признавал свою вину. Поздно вечером, упав лицом на стол, сказал:
-А, пропади она пропадом, такая жизнь! Разве это жизнь? Целый день мешки и ящики на товарном таскать, лучше уж на нарах, - и усталый, выжитый как лимон, махнул рукой - Пиши, начальник. Признаюсь, убил я. Пили мы с ней долго в тот вечер. Я ее позвал в постель, а она вдруг озверела: «Не подходи, - говорит, - больше ко мне, больная я. В прошлый раз в поездке пришлось переспать с проводником. Похоже, от него СПИД словила».
Меня такое зло разобрало, я жить хотел, как все, но вновь облом. Схватил я недопитую бутылку и два раза ударил ее по затылку. Она упала со стула. Испугался, конечно, пытался ее поднять, отливал водой. Она не подавала никаких признаков жизни. А дальше я вам уже рассказывал.
Майор вызвал конвой, и Степина увели. Он посмотрел на часы: как раз выходил срок, данный полковником. Позвонил ему:
-Товарищ полковник, убийца найден и признался.
-А я и не сомневался, майор, - усмехнулся полковник в трубку, - что найдешь и расколешь. Когда подстегнешь вас, лучше работаете. Будь здоров, - и положил трубку.


Рецензии