Политические партии

      Одной из особенностей общественной жизни России на рубеже  XIX - XX веков стало возникновение политических партий. Этот процесс охватил три сложившихся направления: консервативно - монархическое (правые), либеральное (центристы) и революционное (левые). Формирование партий проходило в специфических условиях, обусловивших их особенности.

      Важной особенностью формирования социал-демократического направления стало то, что начало было положено на окраинах, где социальный гнет сопровождался еще и национальным. В конце 1890-х годов сложилась армянская социал-демократическая партия, армянский революционный союз, еврейский рабочий союз (Бунд), литовская социал-демократическая партия, другие. Особенностями партий социалистического толка стала их масштабность: филиалы партий охватывали большинство регионов России.
 
      Либеральные и монархические партии оформились довольно поздно, лишь в годы первой русской революции 1905 года.

      Особенностью всех партий стала их многочисленность и разнородность - едва возникнув, они начинали делиться на многочисленные направления.
 
      В революционно-социалистическом лагере произошел пересмотр народнической идеологии. Форсируемое правительством развитие капитализма, рост численности рабочего класса, расслоение деревни привели к провалу народнических идей о крестьянском социализме, переходе к социализму, минуя капитализм.

      В революционном политическом направлении лидировали две партии: социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеры). Обе партии характеризовались революционностью, нелегальной деятельностью и высокой степенью конспирации.

      Партия социалистов-революционеров (эсеров)

      В начале 90-х годов идеи народников были пересмотрены, а народники-эмигранты объединились в общественные союзы, ставшие базой партии эсеров: Союз русских социалистов-революционеров (в Берне), Фонд вольной русской прессы (в Лондоне), кружок старых народовольцев (в Париже). В 1896 году в Саратове возник конспиративный Союз социалистов-революционеров под руководством А.А.Аргунова.

      С 1897 года деятельность Союза перемещается в Москву, сама организация становится известна как Северный союз эсеров. Постепенно увеличивается численность Северного союза, создается информационный центр - газета «Революционная Россия». Ядром Южной партии эсеров стали эсеровские группы Одессы, Харькова, Киева и другие, которые летом 1900 года. в Харькове на съезде своих представителей провозгласили о создании политической партии.

В 1901 году после разгрома типографии и арестов участников Северного союза, спровоцированного известным провокатором Е.Азефом (один из руководителей партии эсеров и одновременно секретный сотрудник Департамента полиции, кстати - инициатор убийства эсерами Гапона) и шефом московских жандармов С.Зубатовым,. в Берлине состоялась встреча лидеров эсеров. В результате они пришли к соглашению об объединении временного союза и Южной партии в единую Партию социалистов-революционеров (ПСР). Официальным органом партии эсеров стала газета «Революционная Россия».

Состав партии был преимущественно интеллигентским:  адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя. Осенью 1901 года. один из ее лидеров Г.Гершуни приступил к созданию внутри партии особой террористической группы - Боевой организации ПСР (БО). После ареста Гершуни в 1903 году ее возглавил Е.Азеф. Убийство министра внутренних дел Д.Сипягина стало ее первым делом. В мае 1904 года в «Революционной России» был опубликован проект программы парии эсеров, разработанный идеологом и руководителем партии – В.Черновым.

        Программа вместе с Уставом была утверждена только на I съезде партии в декабре 1905 - январе 1906 года в Финляндии. Программа партии эсеров имела много общего с взглядами революционных народников, но в отличие от них не отрицала капитализма и провозглашала конечной целью экспроприацию капиталистической собственности, реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических началах. В аграрной сфере предполагалась социализация земли, т. е. изъятие ее из частной собственности и передача в уравнительное пользование крестьянам.

        Политические и правовые вопросы будущего устройства России эсеры предполагали вынести на обсуждение Учредительного собрания, которое даст народам империи свободу слова, печати, совести, собраний, и неприкосновенность личности, всеобщее избирательное право, положит начало организации народов в федерацию, обеспечив право самоопределения. Обсуждение основных документов привело к расколу партии на три течения: левое крыло (максималисты) требовали социализации не только земли, но и промышленности. Основное средство борьбы - террор. Правое крыло (энесы - народные социалисты) выступали за легализацию борьбы. Центр объединился на основе программы, принятой на I съезде.

        Российская  социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

        Идеологической базой РСДРП стал марксизм и тезис об исторической миссии пролетариата «пролетариат - могильщик буржуазии», заключавшейся в уничтожении капитализма, установлении диктатуры пролетариата и создании общества социальной справедливости - социализма. Поэтому созданный в 1895 году петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (руководители А.Ванеев, П.Запорожец, В.Ульянов, Ю..Мартов и др.) стремился осуществить переход к новой тактике массовой агитации среди рабочих. Им был организован ряд крупных забастовок. Подобные организации возникли также в Москве: московский «Рабочий союз» (1894), московский «Союз борьбы за освобождение «рабочего класса» (1898), в Туле, Ярославле, Ростове-на-Дону, на Украине, в Закавказье. Деятельность социал-демократических союзов привела к попытке создания всероссийской партии.
 
        В марте 1898 года в Минске состоялся первый съезд социал-демократических организаций, на котором присутствовали представители Петербургского, Московского, Киевского союзов борьбы, Бунда и других групп. На съезде было принято решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В принятом Манифесте провозглашалось создание партии, но ни программы, ни устава принято не было, а вскоре деятели центрального комитета партии были арестованы.
 
        Только в 1903 году в результате деятельности Г.Плеханова, В.Ленина, Ю.Мартова был созван II съезд РСДРП, проходивший в июле - августе 1903 года в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд принял устав и программу партии, состоявшую из двух частей: «программы-минимум» (буржуазно-демократические требования: свержение самодержавия, становление демократический республики, провозглашение политических свобод и т.д.) и «программы-максимум» (социалистические требования: установление диктатуры пролетариата). Хотя программа и была принята единогласно, в ходе ее обсуждения шли споры о диктатуре пролетариата, аграрном и национальном вопросе.

        В дальнейшем эта борьба приняла упорный характер, расколовший партию на большевиков и меньшевиков (фракции образовались при выборах в центральный комитет (ЦК) и редакцию печатного органа - «Искру»). Сторонники Ленина стали называться «большевиками» (Г.Кржижановский, В.Ленин и др.), а их противники - «меньшевиками» (Ю.Мартов и др.).

        Главная суть разногласий между большевиками и меньшевиками заключалась в оценке революционной ситуации в России и выработке связанной с этим стратегии и тактики борьбы за власть. В классическом марксизме говорится, что социализм придет на смену капитализму только тогда, когда капитализм исчерпает внутренние резервы своего развития, создаст мощные производительные силы и сформирует политически активный пролетариат.

        Социалистическая революция может произойти только в развитой капиталистической стране, причем не в одной, а нескольких сразу. Россия такой страной в начале XX века никак не являлась, была по преимуществу аграрной и основу ее населения составляли крестьяне – недавно освободившиеся от рабской зависимости, малограмотные и малокультурные. По Марксу революция в России невозможна. Это – позиция меньшевиков, многие из которых глубоко усвоили учение Маркса и предлагали этому учению неукоснительно следовать.

        Марксистское учение было разработано с учетом развития капитализма на Западе и  никак не учитывало российские специфики. Я не считаю необходимым здесь углубляться в эти проблемы – они очень хорошо разобраны в книгах С.Г.Кара-Мурзы, посвященных российской интеллигенции, «советскому проекту» и «советской цивилизации», вопросам манипуляции сознанием.
 
        Ленин предложил откорректировать марксистское учение с учетом российской специфики в развитии капитализма в России,  положения и настроений российского крестьянства, цивилизационных особенностей русской жизни, полного загнивания самодержавия как формы государственного управления громаднейшей страной,  военных поражений российской власти, противоречий между крупнейшими империалистическими государствами, организационных возможностей партии нового типа. С учетом всего этого получалось, что социалистическая революция в России возможна и до полной выработки капитализмом его внутренних ресурсов развития.
        Меньшевики с ленинским вкладом в марксизм не согласились даже после победы Октябрьской социалистической революции.

        Конституционно-демократическая партия (кадеты)

        Конституционно-демократическая партия занимала особое место в системе легальных политических партий страны. Ее либеральный характер проявился благодаря сосредоточению в рядах партии цвета российской интеллигенции.

        В 1902 году в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение», который редактировал крупный российский политический и общественный деятель П.Струве. Первоначально возникли организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Учредительный съезд партии кадетов состоялся 12-18 октября 1905 года в Москве, на котором две организации слились в одну и получили название Конституционно-демократическая партия. Легальным органом партии стала газета «Речь». В Центральный комитет (ЦК) входили князья Павел и Петр Долгоруковы, Д.Шаховской, академик В.Вернадский, крупные историки А.Корнилов и А.Кизеветтер, экономисты и публицисты - П.Струве, А.Изгоев и др. Руководителем кадетской партии являлся П.Милюков.

        Целью партии  было ненасильственное преобразование России по пути либеральных парламентских реформ.
        В январе 1906 года на II съезде была окончательно утверждена Программа. Россия должна стать конституционной, парламентской монархией. Были предусмотрена перестройка местных органов власти на началах самоуправления, судебная реформа, самоопределение наций, демократические свободы. В аграрном вопросе — частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп.

        Союз 17 октября (октябристы)

        Эта   легальная   партия   начала  оформляться   после  издания   царем   Манифеста 17 октября 1905 года. Представители партии считали, что созданы все необходимые предпосылки для продвижения России к конституционной монархии. Основные программные положения  партии предусматривали сохранение «единства и неразрывности» Российской империи, сильную монархическую власть, помещичье землевладение, уравнение крестьян в правах с другими сословиями, облегчение им выхода из общины, содействие расселению крестьян и т.д.

        Председателем ЦК «Союза 17 октября» был один из лидеров земского движения Д.Шипов, а с октября 1906 года единоличным руководителем партии стал великолепный оратор, А.Гучков, будущий организатор попытки дворцового переворота в Петрограде,  будущий Военный и морской министр Временного правительства.

         Черносотенные организации

«Черной сотней» сначала называли посадское население, в начале XX в.
под ней подразумевали приверженцев самодержавия и сильной царской власти.

        Первая из черносотенных партий «Русское собрание» появилась в 1900 году и провозгласила своей целью защиту славянской и русской культуры. В нее входили представители высшей знати, высокопоставленного чиновничества и творческой интеллигенции. Весной 1905 года в Москве появилась «Русская монархическая партия», а в ноябре в Петербурге была создана самая крупная из черносотенных партий - «Союз русского народа». Его официальным печатным органом стала газета «Русское знамя». Первоначально «Союз русского народа» являлся одной из крайне правых организаций. К весне 1907 года в «Союз» вошли другие черносотенные организации крайне правого толка. Крупнейшим лидером организации был политический деятель ультраправого толка, ярый монархист В.Пуришкевич.

         Программные требования черносотенцев содержали борьбу с конституционалистами и усиление императорской власти, внедрение православия и русского языка на окраинах, сохранение и усиление самодержавия, сохранение помещичьего землевладения. В проведении этих мер они видели залог благополучия империи.

         Масоны

         Рассказывая  о политических партиях, несколько слов надо сказать и о масонах. В 1975 году, после опубликования  книги профессора Н.Н.Яковлева (сына известного маршала артиллерии Н.К.Яковлева) «1 августа 1914», развернулась дискуссия о существовании и месте в общественной жизни предреволюционной России организации политического масонства.

         По мнению Н.Н.Яковлева, масонская организация «Верховный Совет народов России» являлась сверхпартией, объединявшей все политические организации русской буржуазии в предреволюционной России. Правда, главный трактователь истории Октября в те годы советский академик Исаак Израилевич Минц упорно настаивал на том, что масонство – выдумка царской полиции, на удочку которой попадаются  советские историки.

         С Н.Н.Яковлевым согласился очень известный в те годы борец против сионизма и масонства В.Я.Бегун, который попытался также найти связь между масонством начала XX века в России и международным сионизмом того времени. И.И.Минца в дискуссии поддержал  О.Ф.Соловьев,  профессиональный дипломат и историк масонского феномена.

         Слабым местом обеих точек зрения является незначительное число исторических источников, которые могли бы их подкрепить. Важность же темы объясняется тем, что еще  в начале 20-х годов представители черносотенно-монархического крыла русской эмиграции начали травлю ее социалистической и либеральной части под знаменем «разоблачения» «жидо-масонского заговора». Десятки подлинных свидетельств, опубликованных правыми, утопали в сотнях вымышленных «фактов», вроде участия в масонском заговоре В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого, П.Н.Милюкова и С.Ю.Витте, а то и П.А.Столыпина. Сенсационные разоблачения обошли журнал «Двуглавый орел», десятки правых и монархических эмигрантских газет того времени. Эти публикации сегодня снова вбрасываются в политический оборот как либералами, так и представителями несистемной оппозиции.

        Сведения о масонах и их деятельности можно почерпнуть в книге С.П.Мельгунова  «За кулисами дворцового переворота», вышедшей в 1930 году.  Они содержатся также в опубликованных в журнале История СССР за 1989-1990 гг. документах о русском политическом масонстве коллекции Б.И.Николаевского (1887-1966), хранящейся в Гуверовском институте войны, революции и мира. 


Рецензии