Бабушки. часть 1. килина

   Меня никогда не покидало чувство присутствия, мне и сейчас кажется, что мои бабушки со мной. Они были такие разные, и, в то же время, меня так любили и много для меня сделали, что трудно поверить в их отсутствие, в их небытие. Я помню руки бабушки Килины: маленькие, шустрые в движениях, смуглые, до черноты, ласковые и нежные. Она держала меня на руках, иногда кормила с ложечки. Мы, с папой, ездили на велосипеде. Он пристраивал меня на раму, на мягкую подушечку. Бабушка Килина жила на окраине города, в частном секторе. Дом был огромным, 6 комнат. Почему-то стояли, в трех комнатах, трильяжи, с высокими, в полный рост, зеркалами. Окна закрывались шторами и гардинами, поэтому в доме царил полумрак. Бабушка разговаривала тихо, неслышными шагами выходила к нам, заводила в дом, и глаза ее светились неземным светом потустороннего мира. Папа чинил электроприборы – утюг, стиральную машинку, радио, даже телевизор. За домом стоял сарай. На зиму папа заготовлял немыслимое количество дров, и даже я помогала складывать их туда. Осенью обрезал садовые деревья и кусты винограда. Бабушка с папой нарезали нам, на гостинец, полную сумку синего, белого, розового и желтого, крупного винограда. Жила бабушка с племянником. Тот пропадал на работе и по своим мужским делам, и домом не занимался. Бабушке Килине приходилось самой готовить обед на двоих, ходить за покупками и стирать. Ей тогда уже исполнилось 96 лет. Папа жалел свою мать и забирал домой стирку, завозил ей хлеба, крупы, масла, завозил картошку на зиму и складывал в погреб. Бабушка Килина была совсем неграмотной – она не умела читать и писать. Всю жизнь она служила у людей: носила воду, тяпала в огороде, подметала двор, топила печь. Детей своих прижила с пьющими мужьями, которые ее били и не содержали. Папа был самым младшим, из сыновей. Он старательно учился в школе и очень хотел вырваться из нищеты, закончил 7 классов, с хорошими оценками. Старшие братья его жили неподалеку, приходили в гости на 100 грамм, и считались очень состоятельными – имели большие дома, с канализацией, машины, занимали неплохие должности. Бабушке они помогали неохотно и редко. Бабушка Килина одевалась очень бедно – что люди дадут со своего плеча, но очень опрятно. Пенсию получала аж 20 рублей, которую забирал племянник на свои очень большие нужды. Чтобы выжить в такой жизни, бабушка шла на заработки. Она гадала. Чистенькую, потрепанную колоду карт она брала с собой везде. И всегда находились люди любопытствующие, а что же оно будет завтра или «на любовь». Бабушка была узнаваема везде, все ее знали, как хорошую гадалку. Я на тот момент была слишком мала, чтобы понимать смысл гадания, не жила с ней рядом бок-о-бок, и не училась даже гаданию. Мне тогда было всего 4 года. Но магия карт, расклад и некоторые ее выражения, определения, засели прочно в моей голове. За «работу» давали кто что мог – 10 копеек, яичко, конфетку или просто кусок хлеба. Бабушка радовалась всему, что дают и горячо благодарила, желая добра и удачи в жизни. Но были и недоброжелатели. Кое-кто не воспринимал всерьез предупреждения моей бабушки об опасности, о болезнях, о бедах, и в критический момент обвиняли ее в «порче» и «сглазе». Старушка плакала и клялась, что «не наврочила», и снова предупреждала о неприятностях и как беде помочь. Но скептически настроенные и очень образованные люди смеялись над ней, считая полоумной, и вспоминали лишь, когда ничего нельзя уже было сделать. Я спрашивала, могу ли я научиться гадать, как она, но бабушка отвечала, что нет, что это ДАР, и умоляла меня, никогда не гадать никому и даже не брать, ради интереса, в руки карты.
      Однажды я весной простудилась и заболела «коклюшем». Родители дни и ночи не отходили от моей постели. Мне было то лучше, то хуже, и наконец, я выздоровела. Я попросила папу скорей поехать к бабушке, почему-то захотела ее срочно увидеть. Когда мы приехали велосипедом и зашли в дом сами (бабушка к нам не вышла), то бабушку нашли в кровати без сознания, а на чердаке повешенного племянника. «Скорая» забрала нашу бабушку и на следующий день папа ездил туда ее проведать, повез гостинцы, а сам распорядился на счет похорон молодого парня, ему только 23 года исполнилось. Через сутки, после похорон племянника, бабушку отпустили домой, и она, сразу, ушла на кладбище, никому ничего не сказав. Маленькую, высохшую от горя, бабушку, без сознания, лежащую на могиле внука, нашли люди, привели в чувство и подвезли к нам (своей машиной). Так она прожила в нашем доме около месяца. Я так радовалась этому. Мне было почти 5 лет. Я умела читать и училась писать буквы. Бабушка присматривалась к буквам и сожалела, что совсем неграмотная. Тогда я пообещала научить ее читать. Мы здорово играли в «школу». Мама наблюдала за нами с улыбкой: «Что старое, что малое». Потом приехал дядя Николай и отвез бабушку Килину домой: «Нехорошо, что дом пустует. Обворуют еще. Будем наведываться, по очереди, и помогать ей по хозяйству. Пусть сама живет». Напрасно папа старался образумить брата, объяснял, что место и у нас, для бабушки, нашлось, а дом пусть продает. Но дядька рассердился, закричал, прямо во дворе: «Понятно, зачем тебе старая мать, у нее же пенсия, а тебе своих детей кормить не чем!», и выскочил за калитку, как ошпаренный, волоча клещами-руками, упирающуюся и ничего не понимающую, бабушку. Тогда я видела ее последний раз живой.  Папа ездил ее проведывать сам, и частенько подолгу плакал, скрывая слезы отчаяния, от мамы и от меня. Через полгода нам пришла телеграмма о печальном событии и с приглашением на похороны. Братья разговаривали немного, но после того скандала, так и не помирились. На похороны мы пришли пешком, в полном составе. Мой старший брат, после кладбища, ушел домой растапливать печку, учить уроки, а мы сели поминать за стол. Людей собралось немного, 50 человек. Попробовав и то, и се, я выбралась из-за стола и пошла искать в дом карты, которыми гадала бабушка. За мной увязалась одна незнакомая девочка, из родни, и предупредила, чтоб я в дом не заходила – нельзя. «Кому – нельзя, а мне – можно!» - заявила я бодро и храбро ступила на порог. Дом встретил меня домашней, уютной тишиной и полумраком. Зеркала были завешены белыми простынями и скатертями, постели пышно убраны. На столах, в вазах положили шоколадных конфет и вафель «Школьные». Я зашуршала обертками, а девочка не унималась: «Что ты здесь делаешь? Уходи! Если не уйдешь сама, я позову взрослых. Тебе, что, ни капельки не страшно?» Я заглянула во все возможные места, но их нигде не было. Результатом моих усилий были перевернутые постели, вытащенные внутренности подушек и тумбочек. Тогда я взялась за трильяжи. Но нитки, пуговицы, иголки и ножницы мне были не нужны. Девочка выглядела моей ровесницей, но пыталась мной командовать и запугать: «Уходи! Бабушка Килина была гадалкой и ведьмой. Если посмотреть сейчас в зеркало, она тебя заберет в ТЕМНЫЙ МИР и не отпустит». Я продолжала спокойно рыться уже в шифоньере. Чего там только не было, но бабушкины вещи исчезли. Глупая девочка, как я могла бояться, ведь это моя родная бабушка. Чтобы все-таки меня напугать, девочка крикнула: «Ты, что не видишь? Она долго умирала, и ей потолок прорубили, чтобы душа отлетела в РАЙ!» А вот это интересно! Я подняла голову и увидела зияющую дыру над головой. Дыра, как дыра. Я снова подошла к трильяжу, в бабушкиной комнате. Девочка зашептала: «Ну, не трогай зеркало. Это же страшно!», и я подняла простынь. Там ничего не было и ни кого не было. Но девочка, с криком: «Я не хочу потом за это отвечать!» - в ужасе, выскочила на порог. Люди кушали, выпивали, на ее крик мало кто обратил внимание. Тогда она побежала за своей матерью. А я снова приоткрыла простынь и заглянула в зеркало, поглубже. Ни удивилась и не испугалась, когда бабушка мне из зеркала сказала: «Ну, зачем ты карты ищешь? Я не разрешаю тебе гадать. Не волнуйся за меня, мне не больно. Мне тут хорошо. Не плачь за мной, не скучай. Я буду к тебе приходить и помогать. Ничего не бойся – я всегда с тобой!» Тихо приоткрылась дверь и вошла женщина лет 30, а за ней проскользнула девочка. Они стояли, наблюдали, что и кого я увижу в зеркале. Я поговорила с бабушкой. Теперь я знала, что она будет моим АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ из ТЕМНОГО МИРА. А они видели в зеркале какие-то тени и слышали мои ответы. Женщина схватила меня за руку и силой выволокла на порог. Теперь, десятки глаз устремились на меня. Я поникла. Но пришел папа и забрал меня: «Не надо ее ругать. Она ходила прощаться к постели своей бабушки, кушала конфетки. Что ж тут такого? Она же маленькая. Ей 5 лет! И эта девочка маленькая. Навыдумывали, БОГ знает что».
    Когда мне одиноко и горько, когда обида душит меня и я плачу, рядом со мной моя бабушка Килина. Она гладит меня по голове и вытирает слезы. И мне легче – мой АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ со мной.
                8 сентября 2013г


Рецензии