Сквозь Опавшие листья Осени Пушкина и Розанова

               Сквозь "Опавшие листья" Осени А.С. Пушкина и В.В. Розанова.
                (Сквозь образы Поэта)
                Часть третья.

                К 100-летию
                опубликования
                "Опавших листьев"
                В.В. Розанова.

                "Долго сих листов заветных
                Не касался я пером..."
                (А.С.Пушкин)

                "Мы рождены для вдохновенья,
                Для звуков сладких и молитв"
                (А.С. Пушкин)

                "Есть дар слушания голосов и дар видения лиц.
                Ими проникаем в душу человека..."
                (В.В. Розанов)
               
  ...Гроздь "золотых листьев" А.С. Пушкина и В.В. Розанова и гроздь "Калины красной" В.М. Шукшина в ладони Поэта... Сияющее солнце Осени в лазурной прозрачности Неба сквозь сердце любящее Поэта... Сквозь любящее Сердце Поэта и сквозь гроздь "золотых листьев" "Калины красной" в ладони Поэта и узнаем лик-образ России...

                "На пороге ветер заждался меня.
                На пороге осень - моя сестра.

                После красно-желтых дней
                Начнется и кончится зима.
                Горе ты моё от ума,
                Не печалься, гляди веселей..."
                (Виктор Цой)

                "Ах, Александр Сергеевич, милый,
                Ну что же Вы нам ничего не сказали:
                О том, как держали, искали, любили,
                О том, что в последнюю осень Вы знали...
               
                Уходят в последнюю осень Поэты,
                И их не вернуть, заколочены ставни,
                Остались дожди и замерзшее лето,
                Осталась Любовь и ожившие камни!..
                В последнюю осень..."
                (Юрий Шевчук)
 
               
                1.
 О Василии Розанове сказано многое разными писателями, критиками, публицистами, мыслителями и философами, хотя, и не так много, как дОлжно бы быть, но все же что-то сказано и по-разному, в различных оценках о жизни и творчестве писателя. Но мало кто обращал внимание на трилогию В.В. Розанова, как "Уединенное" и "Опавшие листья" (Два короба"); из современных писателей кто постоянно обращается к творчеству В.В. Розанова - это писатель Сергей Александрович Семенов, поднимающий и разворачивающий множество тем из той же трилогии В.В. Розанова. Но мне, в свою очередь, хочется взглянуть на Василия Розанова с иной стороны, с той стороны, на которую еще, наверное, никто не обращал внимание. И сторона эта есть нечто поэтическое в творчестве писателя.
Именно, мне хочется обратить внимание читателя на Поэтическое в трилогии Василия Розанова, и из глубины этого Поэтического увИдеть не просто и не только "писателя", но и Розанова как Поэта. Ведь, Поэт есть поэт не только по форме стихосложения, но, первично, по Духу. Ведь, чего только стоит розановская мысль, утонченная в своеобразной стилистике и точечная в своей афористической цельности. Например, чего только стоит, вот это, афористическое высказывание Василия Розанова:

                "...25 декабря.
                Стиль есть тО, куда поцеловал Бог вещь"
                (день Рождества. У мамы в клинике)..."
                (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб второй и последний").

Ведь, здесь, целая теория стиля-формы, выраженная в самой что ни есть сжатой точке мысли. И в этом сжатии мысли заключено целое необъятное содержание, если эксплицировать которое, то получится множество томов книг, столько, сколько, впрочем, и написано самим Василием Розановым. Но даже и в этом самовыражении разве исчерпывается глубина бездны души человека?.. Но самое самовыражение человека в мысли проговаривает о этой непостижимой глубине творческой души... Такова глубина (мысли и чувства), глубина творческой души Василия Розанова...

Именно, я и хочу поведать, лишь кратко, всего лишь кратко поведать о Розанове как не только о писателе (что всем уже известно), но и как о Поэте; поведать о нечто Поэтическом в самом человеке, а не только в писателе. И вот здесь существенно тО, что для многих неприметно, как Связь, отношение Василия Розанова к слову и отношение к первому поэту России - к А.С. Пушкину. Но и это еще не самое главное в том, чтО мне открылось в творчестве В.В. Розанова. Ибо Главное - это поэтическая Связь сквозь времена А.С. Пушкина и В.В. Розанова. И вот про это - Неприметное-Уединенное Поэта - что так сокровенно выражено в творчестве человека, выражено сквозь Опавшие листья Древа Творчества, про это мне и хочется поведать, поделиться с другими, которым, возможно, это же поэтическое в Розанове приоткрывалось...

Вот, например, чтО пишет А. Николюкин в статье о Розанове:
"...Нетрадиционные мысли Розанова в области литературы, философии, религии и сегодня не утратили своей свежести и интереса. Ну кто, к примеру, мог так проникновенно ("рыдательно", как он сам выражался) написать о причинах забвения на сотни лет такого памятника древнерусского эпоса, как "Слово о полку Игореве". "Не горе бы, если бы его уничтожили, вырвали, убили. Нет, - пишет он, - произошло хуже: оно всем стало ненужно, неинтересно. Грамотные жили, но его не читали. Списывали много: но его не списывали. "Не интересно! Не влечет!" Вот ужас, вот настоящий ужас: и сохранилось, завалилось, спаслось чудом всего два списка. Вообразите время, когда Пушкин станет до того неинтересным, что его сохранится всего два экземпляра в России, в старом чулане уездного помещика! Пушкина забудут. "Не интересно, не влечет". Не правда ли, если бы это произошло с Пушкиным, мы прокляли бы эпоху, прокляли бы тех русских, которым Пушкин сделался окончательно и совершенно ненужным! В сердце своем мы полагаем, что Пушкин есть мера русского ума и души; мы не Пушкина измеряем русским сердцем, а русское сердце измеряем Пушкиным; и Россия, отряхнувшая от своих ног Пушкина, - просто для нас не Россия, не отечество, не "своя страна"... "Слово о полку Игореве" - это как бы Пушкин ранней России".
Розанова поражает не то, что в 12 веке русским мастером было создано великолепное поэтическое "Слово", а то, что это "чудо певческого искусства" было просто забыто и сохранилось лишь в единственном экземпляре. Он писал: "Вот это забвение! Вот это искоренение! Вот это censura, своеохотная, с порывом к ней самих цензурируемых, подлинная, настоящая цензура, душевная цензура" (А. Николюкин "В.В.Розанов и его миросозерцание").

И вот это, что сказано Розановым о "Слове" и о России к Пушкину, как раз сопоставимо и сочетаемо с тем, что сказано писателем в книге "Уединенное":

"Малую травку родить - труднее, чем разрушить каменный дом.
Из "сердца горестных замет": за много лет литературной деятельности я замечал, видел, наблюдал из приходо-расходной книжки (по изданиям), по "отзывам печати", что едва напишешь что-нибудь насмешливое, злое, разрушающее, убивающее, - как все люди жадно хватаются за книгу, статью.
- "И пошлО, и пошлО"... Но с какою бы любовью, от какого бы чистого сердца вы ни написали книгу или статью с положительным содержанием, - это лежит мертво, и никто не даст себе труда даже развернуть статью, разрезать брошюру, книгу.
- "Не хочется" - здесь; "скучно, надоело".
- Да чтО "надоело"-то? Ведь вы не читали?
- "Все равно - надоело. Заранее знаем"...
- "Бежим. Ловим. Благодарим" - там.
- Да за чтО "благодарите"-то? Ведь пало и задавило, или падет и задавит?
- "Все равно... Весело. Веселее жить". Любят люди пожар. - Любят цирк. Охоту. Даже когда кто-нибудь тонет - в сущности, любят смотреть: сбегаются.
Вот в чем дело.
И литература сделалась мне противна"...
              (В.В. Розанов "Уединенное").

Вот это! как "родить малую травку", ведь, это и есть рождение подлинного творчества в "Уединенном" Поэта, как и возрождение непотаенного и сокровенного, одновременно, поэтического в Поэте. Именно, в это Поэтическое чутье и устремляем наше вИдение сквозь цельный Фокус узрения... 

И действительно, по Розанову, "...Пушкин есть мера русского ума и души; мы не Пушкина измеряем русским сердцем, а русское сердце измеряем Пушкиным...".

Так вот, чтО чувствовал и чтО мыслил Василий Розанов в отношении к Пушкину?... Например, в "Опавших листьях" В.В. Розанов пишет, что:

"Есть дар слушания голосов и дар видения лиц. Ими проникаем в душу человека.
Не всякий умеет слушать человка. Иной слушает, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил "подголосков", теней звука "под голосом", - а в них-то, и притом в них одних, говорила душа.
Голос нужно слушать и в чтении. Поэтому не всякий "читающий Пушкина" имеет чтО-нибудь общее с Пушкиным,, а лишь ктО вслушивается в голос говорящего Пушкина, угадывая интонацию, какая была у живого. Кто "живого Пушкина не слушает" в перелистываемых страницах, тот как бы все равно и не читает его, а читает кого-то взамен его, уравнительного с ним, "такого же образования и таланта, как он, и писавшего на те же темы", - но не самого его..." (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб первый").

Примечательно, что Розанов говорит про "живого Пушкина", чтоб вслушиваться в "живого Пушкина". И вот кАк этот звук "живого Поэта" сочетается сквозь времена в созвучии Поэтов, если сопоставить вслушивание в "живого Пушкина" с тем, чтО пропел-сказал Владимир Высоцкий, как "Спасибо, что живой"... Не правда ли, удивительное сочетание-созвучие Поэтов сквозь времена!?..

И еще к слову о Пушкине Розанов пишет:

"Только тО чтение удовлетворительно, когда чтение переживается. Читать "для удовольствия" не стоит. И даже для "пользы" едва ли стоит...

Пушкин... я его ел. Уже знаешь страницу, сцену: и перечтешь вновь: но это - еда. Вошло в меня, бежит в крови, освежает мозг, чистит душу от грехов. Его
                Когда для смертного умолкнет шумный день...
одинаково с 90-м псалмом ("Помилуй мя, Боже"). Так же велико, оглушительно и религиозно. Такая же правда..." (В.В. Розанов "Смертное").

Итак, про Главное - чтО Есть, какова Поэтическая Связь Древа Творчества А.С. Пушкина и В.В. Розанова сквозь времена... 

                2.
                Поэтическое Древо Творчества
                сквозь "Опавшие листья"
                или
                "Последние листы" Осени Пушкина и Розанова...

Нечто Уединенное сквозь Опавшие листья Осени, чтО есть у Пушкина и у Розанова...
Так вот, читаем "уединенное" у Пушкина в романе "Евгений Онегин" и в стихотворении "Осень":

                "...Уединенье, тишина:
                Вот жизнь Онегина святая...
               
                Уж небо осенью дышало,
                Уж реже солнышко блистало,
                Короче становился день...

                Или, не радуясь возврату
                Погибших осенью листов,
                Мы помним горькую утрату,
                Внимая новый шум лесов;
                Или с природой оживленной
                Сближаем думою смущенной
                Мы увяданье наших лет,
                Которым возрожденья нет?
                Быть может, в мысли нам приходит
                Средь поэтического сна
                Иная, старая весна
                И в трепет сердце нам приводит
                Мечтой о дальной стороне,
                О чудной ночи, о луне..."
                (А.С. Пушкин "Евгений Онегин").

                "Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
                Последние листы с нагих своих ветвей...

                Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."
                (А.С. Пушкин "Осень").

И вот Поэтическое слово у Василия Розанова, выраженное в художественно-описательной прозе:

"Шумит ветер в полночь и несет листы... Так и жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства... Которые, будучи звуковыми обрывками, имеют ту значительность, что "сошли" прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья, - без всего постороннего... Просто, - "душа живет"... т.е. "жила", "дохнула"... С давнего времени мне эти "нечаянные восклицания" почему-то нравились. Собственно, они текут в нас непрерывно, но их не успеваешь (нет бумаги под рукой) заносить, - и они умирают. Потом ни за что не приопмнишь. Однако кое-что я успевал заносить на бумагу. Записанное все накапливалось. И вот я решил эти опавшие листы собрать.
Зачем? Кому нужно?
Просто - мне нужно. Ах, добрый читатель, я уже давно пишу "без читателя", - просто потому, что нравится. Как "без читателя" и издаю... Просто, так нравится..."
                (В.В. Розанов "Уединенное").

Или вот Поэтическое у Розанова:

"Тишина лечит душу.
Но если тишина относится к "концу всего", как сон к смерти, то неужели смерть окончательное излечение?
  Что мы знаем о смерти?
  О, если бы что-нибудь знали!

                ***
 Вселенная есть шествование.
 И когда замолкнут шаги - мир кончится.
 И теперь уже молчание есть вечерняя заря мира.

                ***

 В конце всех вещей - Бог.
 И в начале вещей Бог.
 Он всё.
 Корень всего...

                ***

 Старые, милые бабушки - берегите правду русскую. Берегите; её некому больше беречь...

                ***

 Вовсе не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни. 

                ***

 20 лет я живу в непрерывной поэзии. Я очень наблюдателен, хотя и молчу. И вот я не помню дня, когда бы не заприметил в ней чего-нибудь глубоко поэтического, и видя что или услыша (ухом во время занятий) - внутренно навернется слеза восторга или умиления. И вот отчего я счастлив. И даже от этого хорошо пишу (кажется)...
                (Луга-Петерб., вагон).

                ***

 Благородное, что есть в моих сочинениях, вышло не из меня. Я умел только, как женщина, воспринять это и выполнить. Все принадлежит гораздо лучшему меня человеку.
 Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя. И это всегда было легко, даже счастливо. Слава Богу, завидования во мне вовсе нет, как и "соперничество" всегда было мне враждебно, не нужно, посторонне...

                ***

 Странник, вечный странник и везде только странник...
                (Луга-Петерб., вагон, о себе).

                ***

  Что же ты любишь, чудак? Мечту свою.
                (вагон; о себе).

                ***

         Болит душа, болит душа, болит душа...
         И чтО делать с этой болью - я не знаю.
         Но только при боли я и согласен жить.

 Это есть самое дорогое мне и во мне.
                (глубокой ночью).

                ***

 Болит душа о себе, болит о мире, болит о прошлом, будущее... "и не взглянул бы на него".

                ***

 То, чтО есть, мне кажется невероятным, а чего "нет", кажется действительным.
 Отсюда свобода, мука и ненужность (своя).
                (рано утром встав).

                ***

 Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка и не общетсвенник. Но когда я один - я полный, а когда со всеми - не полный. Одному мне все-таки лучше...
  Одному лучше - потому, что, когда один, - я с Богом...
  В конце концов, Бог - моя жизнь...
  Мой Бог - особенный. Это только мой Бог; и еще ничей...
  "Мой Бог" - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность...
   Так что Бог
  1) и моя интимность
  2) и бесконечность, в коей самый мир - часть..."
                (В.В. Розанов "Уединенное", "Опавшие листья").

Но, ведь, и у Пушкина мы прочитываем и провИдим это же "уединенное-поэтическое" как "бегство поэта в свою интимность-бесконечность" или "уединенность с своим Богом":

                "Приветствую тебя, пустынный уголок,
                Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...
                Я твой - я променял порочный двор цирцей,
                Роскошные пиры, забавы, заблужденья
                На мирный шум дубров, на тишину полей,
                На праздность вольную, подругу размышленья..."
                (А.С. Пушкин "Деревня").

                "Но лишь Божественный глагол
                До слуха чуткого коснется,
                Душа поэта встрепенется...
                Бежит он, дикий и суровый,
                И звуков и смятенья полн,
                На берега пустынных волн,
                В широкошумные дубровы..."
                (А.С. Пушкин "Поэт").

Примечательно, что Пушкин как и Розанов обращаются к читателю непосредственно, на равных, один на один прямо и лишь только через слово чуткое и касательное струн души... 

 Но вот тема: уединенность поэта и последние опавшие листы Древа Творчества, "опавшие листы" Осени Поэта, когда поэт сквозь свою уединенность чувствует сродство с Бытием природного мира, с Осенью... И вот сквозь это проникновение сродства с Бытием, сквозь соприкасание с интимной бесконечностью мира поэт встречается с Богом, со своим Богом в своей душе...

                "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."

Звучит слово как последний завет из "последних листьев" Поэта...   

                3.

В начале 20-го века своеобразный и уникальный русский писатель и мыслитель - Василий Розанов опубликовал три книги, удивительных по стилю и по содержанию мысли, как "Уединенное" (1912) и "Опавшие листья. Два Короба" (1913). Современники В.В. Розанова не восприняли, не увИдели и не поняли самый потаенный образ, отраженный писателем в книгах, как и не увИдели "потаенное сердце", выраженное в сокровенных уникальных словах-заметках Василия Розанова. Более того, Василий Розанов "попал в опалу" за свои уникальные размышления и за свои своеобразные взгляды. У меня напрашивается такое сопоставление поэтики Василия Розанова "Опавших листьев" с поэтикой Александра Пушкина, для которого...

                "...Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно.
                Так нелюбимое дитя в семье родной
                К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
                Из годовых времен я рад лишь ей одной.
                В ней много доброго; любовник не тщеславный,
                Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

                Как это объяснить? Мне нравится она,
                Как, вероятно, вам чахоточная дева
                Порою нравится. На смерть осуждена,
                Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
                Улыбка на устах увянувших видна;
                Могильной пропасти она не слышит зова;
                Играет на лице еще багровый цвет.
                Она жива еще сегодня, завтра нет.

                Унылая пора! очей очарованье!...

                И с каждой осенью я расцветаю вновь;
                Здоровью моему полезен русский холод;
                К привычкам бытия вновь чувствую любовь...
               
                Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
                Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
                То тлеет медленно - а я пред ним читаю
                Иль думы долгие в душе моей питаю...

                Плывет. Куда ж нам плыть?..."
                (А.С. Пушкин "Осень").

Вот! в этих уединенных драгоценных искорках Поэта отражена сокровищница Поэтики Василия Розанова, которая как "камелек забытый" и в этом уединенном "в забытом камельке" - "Огонь опять горит"... Тот Огонь потаенного сердца, что слышит зов Божий и вопрошает: "Куда ж нам плыть?..".

Судьба Василия Розанова, как писателя и человека, мне напоминает чем-то Судьбу первого Поэта России - Александра Пушкина, именно в том, что как А.С. Пушкина не понимали и не поняли Путь Поэта его современники, особенно последние годы творчества Поэта, то такова же судьба жизни и творчества постигла и Василия Розанова с его "Уединенным" и "Опавшими листьями". 20-й век прошел, пролетел вихрем, не заметив, не увИдев "мимолетних заметок" Поэтики уединенной души человека. Ибо кому была нужна "Уединенная душа", если мир людей, весь мир поглощен поклонением идолу ОБЩЕГО, как "ОБЩЕГО светлого будущего", в котором нет места для "Уединенной души" и Бога, которые ведут потаенный Диалог из глубины любящего сердца. Лишь когда наступила "Осень" двухтысячелетняя осень христианства, когда канула в историческом вихре очередная "империя Советов", лишь тогда России предстал уникальный поэтический образ человека-писателя "Опавших листьев". Образ солнечный-осенний предстал пред всеми, но вот мало кто увИдел и понял Смысл самого Образа писателя. В современном вихре лозунгов свободы, спустя столетие, как опубликованы "Опавшие листья", Василий Розанов, вновь, для многих интеллектуалов и литературоведов уже как бы старомоден и ретрограден. Мало кто увИдел и осознал, что, спустя сто лет, творчество В.В. Розанова открывается для читателей с иной, неведомой стороны. Самый образ России раскрывается под взглядом, как из глубины потаенных пластов Бытия "Опавших листьев", раскрывается с неведомох сторон, раскрывается нечто профетическое и светлое, подлинное и значительное, величественное и неизменное из глубины "Уединенного Опавших листьев души человека".

Но как бесконечно глубока Связь Поэтов-художников слова и звука, как же перекрещиваются Пути Поэтов (Пушкина, Розанова и Цоя) из глубины души их Духовного Мира:

                "Застоялся мой поезд в депо.
                Снова я уезжаю. Пора...
                На пороге ветер заждался меня.
                На пороге осень - моя сестра...
      
                После красно-желтых дней
                Начнется и кончится зима.
                Горе ты мое от ума,
                Не печалься, гляди веселей.
                И я вернусь Домой
                Со щитом, а может быть, на щите,
                В серебре, а может быть, в нищите,
                Но как можно скорей...

                Расскажи мне о тех, кто устал
                От безжалостных уличных драм,
                И о Храме из разбитых сердец,
                И о тех, кто идет в этот Храм..."
                (В.Р. Цой)

 Как для А.С.Пушкина "Осень" - мила, мила именно "Красотою тихою, блистающей смиренно...", так и для В.В. Розанова мила Православная Церковь - "Красотою тихою, блистающей смиренно"... Ну и пусть, что "Дни поздней осени бранят обыкновенно", но для Поэта и для писателя-художника - она мила своей "тихою, смиренной Красотою".  И пусть были дни окаянные и поветренные, как дни брани, дни размежеваний и разногласий с церковными служителями у писателя В.В. Розанова, но в самом человеке-художнике Есть нечто неизменное и Вечное, что переживет все времена поветрий и мод толпы, жадно взирающей на поблескивания игр солнечных зайчиков, но не видящей самого Образа Солнца. Так и в В.В. Розанове Есть нечто неизменное и Вечное, что созерцается и открывается лишь из глубины любящего сердца.

И вот это Сердце, и эта Церковь, что ожидает свою Весну, а Весна заждалась Жениха своего - "Апрель", и эта Осень, в небе которой уже пахнет и отражается расцвет Вечной Весны...

                "Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."
                (А.С. Пушкин)

Как и... Вот! Вечное Василия Розанова:

                "...Умер! Он умер!" - воет зверь-человек.
                Церковь подошла и тихо сказала:
                - Нет, он скончался.
                И провела рукой по лицу зверя, и стал зверь человек.

                Все человечество отступилось от церкви.
                И нарекло ее дурным именем.
                И прокляло ее.

                В ночи подошел к запертой двери старик и постучал клюкой. И дверь отворилась. И вот это "старик в церкви" есть сияющая церковь, полная церковь.
                А то "человечество" - ничто.
                (вернувшись домой, в постели)...

                ...Церковь есть душа общества и народа.
                Можно ли же поднимать руку на душу? Хотя бы она и была порочная.
               
                Нужно мирянам "на сон грядущий" произносить молитву:
                "Господи, не отними от нас Святую Церковь. И устрой ее в правде и
                непорочности, как Невесту Свою".
                Вот и всё. А не говорить ей грубости, воплей и цинизма.
                (ноябрь)

                ...Господи! Прости ей грех, прости ей грех, прости ей грех.
                Потому что она наследница Твоего богатства, которое Ты оставил
                миру, чтобы не заблудился мир. И которого если не будет, мир
                заблудится. И которого не будет, если погибнет Церковь.
                Не дай погибнуть ей. Поддержи ее. Поддержи ее и укрепи...

               ...1 ноября.
                Церковь научила всех людей молиться.
                Какое же другое к ней отношение может быть у человека, как
              целовать руку.
                Хорошо у православных, что целуют руку у попов.
                Поп есть отец. Естественный отец. Ведь и натуральные отцы
              бывают дурные, и мы не говорим детям - ненавидьте их, презирайте
              их. Говорить так - значило бы развращать детей и губить их душу и
              будущность. Вот отчего, если бы было даже основательно осуждать
              духовенство - осуждать его не следует.
                Мы гибнем сами, осуждая духовенство. Без духовенства - погиб
              народ. Духовенство блюдет его душу...

              ...Томится душа. Томится страшным томлением.
                УТРО МОЕ БЕЗ СВЕТА. НОЧЬ МОЯ БЕЗ СНА...

              ...8 ноября.
                Вся жизнь моя была тяжела. Свнутри грехи. Извне несчастия.
              Одно утешение было в писательстве. Вот отчего я постоянно писал.

              ...У меня было религиозное высокомерие. Я "оценивал" Церковь, как
              постороннее себе, и не чувствовал нужды ее себе, потому что был
              "с Богом".
                Помню, в Брянске, я с высокомерием говаривал: "Он церковник",
              или еще: "Да, он - церковник, но это вовсе не то, что
              религиозный человек"... "Я не церковник, но я религиозный
              человек".
                Но пришло время "приложиться к отцам". Уйти "в мать-землю".
              И чувство церкви пробудилось.
                Церковь - это "все мы"; церковь - "я со всеми". И "мы все
              с Богом".
                "В отличие от высокомерной "религиозности" - "церковное"
              чувство смиренно, просто, народно, общечеловечно...

              ...Не дотягивал я многого в церкви. Редко ходил с детьми в
              церковь. Но это "редко" так счастливо вспоминается. Это СВЕТ.
                И такой "свет" разлит по всей стране. "Приходи и бери его
              даром"...
                (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб второй и последний").

Вот это! Ведь, это же "русские Псалмы". От того и трагизм России, что своих пророков и псалмопевцев не видят и не хотят замечать ТОГО, чтО и ктО драгоценно и драгоценен пред Богом - Ф.М. Достоевский и В.В. Розанов, А.С. Пушкин и В.Р. Цой. А потому происходят разрушения церквей и рушится в самом основании здание Дома, когда попраны и в забвении голоса, вопиющие в пустыне... И лишь через столетие услышал я глас и увидел Образ незабвенный, чрез столетие, но ведь увидел и услышал, вслушался в звуки Уединенного Опавших листьев души, что однажды неведомо для всех воскресли Весной в России и преобразились в цветущее Древо Жизни и Творчества Поэта...

                (6 июня 2013 года) и (7-8 сентября 2013 года).   


               


Рецензии