Химия

               
  ...После того как бабушка заканчивала готовить обед,кормила меня с дедом и ела сама между сменой блюд,после этого (и еще если у меня "просыпалась совесть",и я мыла посуду),оставалась обычно пара часов свободного времени до прихода моих родителей с работы и начала нового "цикла" обеда....
  Завтрак,обед и ужин всегда подавала бабушка...Иногда исключением были субботы и воскресенья(мама брала на себя хлопоты по готовке и подаче на стол приготовленного,но бабушка ,честно говоря не любила этого "облегчения"...)
                ***               
                Так вот пара свободных часов обычно заполнялась приблизительно так:"Иван,так ноги болят,не могу уже ...разотри ,пожалуйста,шишки (у нее на больших пальцах ног были огромные подагрические "косточки",потом и маме они достались по наследству).
  Дед брал мазь.Я помню название на слух,за написание не отвечаю:мазь бомбенге со змеиным ядом.Бабушка садилась в наше большое кресло,в котором мы с дедом по вечерам занимались природоведЕнием или учили наизусть стихи...
  Затем дед брал стул и садился,положив к себе на колени бабушкины ступни...А потом начиналось чтение...
                ***               
  Дедушка долгое время был совершенно слепой,он видел только неясные очертания предметов,если они находились на линии света...Ему просмотрели глаукому (так бабушка говорила),а на втором глазу у него была катаракта,которая должна была "созреть" для операции...
  В то время,о котором я говорю.ему уже удалил катаракту замечательный горловский офтальмолог Штернгерц...Дед видел одним глазом и ходил в очках с толстенными стеклами,но по-привычке с палочкой...Но теперь у него в "живом" глазу я всегда видела какое-то удивление и радость:он видит!..Он видит меня и может похлопать по макушке,он видит свою Зинушу,он видит Галочку и Толю...Он может рисовать тушью,делать записи,ходить на прогулки,рассматривая все вокруг(он любил после прогулок делать наброски местности)...он может смотреть репродукции картин(мама специально покупала наборы открыток:передвижники,Пикассо его любимый,импрессионисты(он со мной ,четвероклашкой,разговаривал о Ван Гоге...и я помню,понимаю и люблю его)...А еще он спрашивал все время:"Зинуша!Чем я могу быть тебе полезен?"...
   Два вопроса деда :"Чем я могу быть полезен?" и ,особенно в ответ на вопрос:"Иван,что ты будешь ужинать?" ответ :"Зинуша,а что у тебя пропадает?"выводили бабушку из себя совершенно(у нее что-то может пропадать!!!)...и тогда уже было:"Ну ладно,Зинуша,не горячись"...
                ***               
  Чтение же все равно оставалось только бабушке...Читала она замечательно...Дед сравнивал ее с Ираклием Андронниковым.А когда(дед тогда еще не видел),мама пришла с работы,чуть задержавшись и сказала:"Папа!Я купила собрание сочинений Бунина!",он плакал от счастья...
  Я сидела за своей партой ,делала уроки на "автопилоте"(они мне давались легко...еще не было физики...ха-ха...) и слушала Бунина,Гоголя,Аксакова,Салтыкова-Щедрина...."Над пропастью во ржи","За спичками","Четвертый позвонок"....
  "Дон Кихот"...его дед очень любил...А вот читать вслух Льва Николаича бабушка не любила...у них вообще споры были часто на тему семьи Толстых...Любил еще дед слушать Кони...
  Но вот по средам был день "Литературной газеты"...(Не дожили они до перестроичных дней:вот бы было пиршество чтения!) Бабушка выбирала проблемные статьи,читала,потом они обсуждали их,спорили редко...я помню фамилии авторов,но боюсь все-таки ошибиться,поэтому называть не буду...потом была "16 страница"...Бабушка всегда смеялась,деду редко что нравилось...
                ***               
  В этот день в обычное время бабушка не попросила деда растереть ей ноги.Она села в кресло,согнув их в колеях,как всегда,когда присаживалась отдохнуть на пару минут...Дед взял стул,посмотрел,поставил на место:"Что,Зинуша,посидим рядком,поговорим ладком?" (Боже,как я все это помню!)...Она кивнула...Дед сел рядом.Некоторое время они сидели молча...Я же всегда в это время сидела за своей партой(мама Юры Этштейна подарила)...Я уже доделывала домашние задания,заканчивала изложение про осень (переносила слово "попадались"и заметила,что перенесла "попа-дались",смутилась,аккуратно зачеркнула слово и написала его целиком на новой строке полностью...(и все-таки,какие фортели иногда выкидывает память...)
                ***               
  Меня (четвертый класс,начало учебного года) не очень посвящали,что дедушке жить осталось не так много:он два раза уже лежал в онкологии...И бабушке еще раньше делали в Донецке онкологическую операцию(у нее не было груди)...На момент рассказа деду было 70 лет,а бабушка была на 13 лет моложе.
  Дед уже держал в руках какую-то книгу...потом положил на край стола...
   Бабушка провела по волосам деда рукой(у него были совершенно белые седые волосы с не большой едва заметной лысиной на макушке)...Я заметила у него за выпуклыми стеклами очков слезы(дед был довольно тонкослез)...Вообще я маленькая понимала,какие они все МОИ замечательные...просто с возрастом я осознанно понимаю величину личности деда,насколько он тонкий и ранимый,беззащитный от обстоятельств человек,глубокий и...немного одинокий в глубине души...В бабушке было больше артистизма,совсем немного честолюбия,всепоглощающая любовь к нам,но с дедом они были как одно целое...
                ***               
  Бабушка,посмотрев на меня сказала:"Делай уроки хорошо!Не отвлекайся!"
  Вдруг дед говорит:"Знаешь,Зинуша,мне нужно умереть хотя-бы на один день позже тебя"...У меня глаза над тетрадью начали вылазить из орбит,да и разговаривали они очень тихо...Ну они-то понимали друг друга с полуслова...Бабушка заплакала...Дед продолжал:"Тебе будет очень тяжело без меня...Мы с тобой...",- и замолчал,заплакал...Бабушка заплакала и сказала:"Да..." Мне хотелось заорать:"Нет,я вас так люблю,ваши дети вас так любят!!!"....Я промолчала,даже в таком возрасте я поняла:они это и сами прекрасно знают,но здесь другое...
   Я помню,дед перед больницей начинал этот разговор,но бабушка сказала:"Иван!Прекрати!.Все будет хорошо,я разговаривала....",и посыпались фамилии врачей...Это было с пол-года назад...
                ***               
  "Я должен пережить тебя на день",-повторил дед.Они сидели и плакали...и я сидела и выла над этой мутью :"...местами среди желтых листьев попадались красные"...
                ***               
  "Иван,ну мы же там встретимся?Я маму,папу,Гришу(мамин отец,сразу погиб после мобилизации),ты своих встретишь...мы с тобой всегда будем ТАМ вместе...Ну так же?!Она плакала,сняла дедовы очки и вытирала то их,то глаза деда...
  "Зинуша,-помолчав сказал мой дед Ваня,-химия,Зинуша,хи-ми-я..."
                *****               
Дед мой дорогой,химик-органик!Ну может ты ошибался?..Ну может?!               


Рецензии
Лайк... Проникновенно и душевно.

Александр Анатольевич Дьяченко   02.10.2013 20:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.