Письма из Федоровского Посада. Письмо третье

      ПИСЬМО ТРЕТЬЕ
      
      «Здравствуй, Жeнкa, мой ангел. Не сердись, что третьего дня написал я тебе только три строчки; мочи не было, так устал».
      Это не я, дорогая, Пушкин - Натали, только своей. Но его словами оправдываюсь перед тобой, что в предыдущей короткой записке ни словом не обмолвился о Федоровском Посаде... Как видишь, без Александра Сергеевича нам никак не обойтись.
      Но сейчас я, продолжая рассказ о старинном селе, привлеку другого автора, недавно открытого для нас, не владеющих иностранными языками невежд, Юрием Авдеевичем Ходосовым, хорошо тебе знакомым по его приездам к нам в Фёдоровское. Наш Союз писателей попросил его, как своего члена, перевести для первого выпуска Литературного альманаха «Письма о саде в Павловске, писанные в 1802 году» Андрея Карловича Шторха. (Подробнее об этом: Ленинградская мыза. Литературный альманах, выпуск 1. Павловск, 2000, с. 177.)
      В этом первом путеводителе по Павловску, тоже кстати, написанном в виде писем, в Четвертом письме А. Шторх, рассказывая об охотничьем домике Крик, упомянув который я закончил свое Второе письмо, приводит бесценное признание Марии Федоровны о первых днях, проведенных здесь: «Именно здесь, в этом неприметном домике, благородная владелица сада, согласно ее собственным признаниям, наслаждалась прекрасными моментами своих ранних супружеских лет. Устав от пышности и блеска, окружавших ее в великолепном Царском Селе, она бежала иногда, в сопровождении своего нежно любимого супруга, сюда, в пределы дикой природы, в эту маленькую хижину, которая, благодаря их согласию и любви, стала храмом сладчайших и чистейших радостей. Материнское сердце Екатерины согревалось этими сценками потаенного блаженства, и когда любимец человечества Александр (будущий император - Г. К.), мольбою тысяч уст был вызван к жизни, эта хижина, со всей окружающей ее территорией, стала первым подарком, который счастливая мать приняла из рук опьяненной радостью монархини». (с. 191<197>192.)
      Следует пояснить однако, что у Шторха здесь вкралась неточность. Екатерина II по случаю рождения первенца-внука Александра 12 декабря 1777 года, - подарила цесаревичу Павлу Петровичу, а тот, в свою очередь, вскоре предоставил в полную собственность Великой Княгине Марии Федоровне 352 десятины земли, в пяти верстах от Царского Села с двумя деревеньками Линна и Кузнецы. Федоровский Посад тогда еще во владение новых хозяев не вошел. Это произойдет значительно позже, лишь тогда, когда Павел взойдет на престол. Высочайшим указом 5 июня 1797 года Фёдоровский Посад приписан в ведомство г. Павловска, а соответственное его населению число душ обращено в ямщики из других селений казенного ведомства. Число душ Федоровского Посада состояло из 256 мужского и 276 женского пола. (См. М. И. Семевский, с. 94 с.).
      А до этого в Посаде произошло еще очень много известных нам событий. В этом письме я расскажу о том, как в нашем селе была. построена Вознесенская церковь.
      Все началось с того, что в 1763 году крестьяне Федоровского Посада обратились с челобитной к матушке-императрице Екатерине Великой, прося доизволения построить церковь. 23 мая того же года царскосельская контора сообщила преосвященному архиепископу Гавриилу, что «по имянному Ея Величества указу, повелено нынешним летом начать строить в Федоровском посаде каменную церковь, и затем, просила назначить духовное лицо для закладки храма». По резолюции Его Высокопреосвященства № 599 от 24 мая, закладка была поручена благочиния надзирателю села Пулкова, священнику Степану Иванову. Из отношения благочинного ко владыке от 12 июня 1783 года видно, что храм заложен 9 июня 1783 года и в силу объявленного при этом генерал-майором Аристархом Петровиче Кашиным указа, храм посвящен Вознесению. Деньги на постройку как этого храма, так и в соседних селах - Кузьмине, Пулкове и Славянке, отпускались постепенно из «комнатной» суммы. Между прочим, в 1786 году на этот предмет было выдано 10<|>160 рублей.
      Храм в Федоровском Посаде по проекту архитектора Д. Кваренги был построен в два с половиной года. 30 ноября 1785 года Аристарх Кашин доносил владыке, что церковь построена, снабжена утварью и испрашивал разрешения об освящении церкви и определении к ней штатного причта. 9 декабря того же года (обрати внимание, милая, девятое число играет какую-то мистическую значимую роль в истории Посада), благочинный церкви Равноапостольских царей Константина и Елены, что в городе Софии, священник Иоанн Григорьев донес, что декабря 4-го, года 1785-го Вознесенская церковь Федоровского Посада им освящена.
      С постройкой города Павловска, как я уже упоминал в 1797 году, Федоровский Посад и с ним храм были переданы в ведение городского правления Павловска. Став владением Павла Петровича, а по смерти его - супруги его - Марии Федоровны, храм не раз получал от Высочайших Особ разные пожертвования. Так от Марии Федоровны была пожертвована бархатная ризница (говорят, на это ушло одно из платьев Марии). В 1814 году церковь на ее средства сделана теплою, а после пожара 9 мая 1821 года (опять 9-ое число!), истребившего весь Посад, а равно и церковь, императрица, осмотрев пепелища, дала указание обновить церковь. Прибыв в Посад с иконой Казанской Божьей Матери, Мария Федоровна утешила пострадавших крестьян приказанием выдать лес и деньги на восстановление села, а Павловскому городскому правлению дала приказ - возобновить храм. К 9 июля того же года храм был исправлен и в нем возобновились богослужения. После Марии Федоровны храму покровительствовал Великий Князь Михаил Павлович, построив здесь, в Федоровском Посаде по проекту архитектора Брюллова, летний дворец, сгоревший в годы войны, так же как и описываемый нами храм.
      
      
      Дворец горел дважды. По воспоминаниям старожила села Василия Ивановича Борисова, 1903 года рождения, в 1910 году был сильный ветер, сгорело много домов (150), в том числе и дворец.
      
      
      Унаследовавший Павловск и окрестности Великий Князь Константин Николаевич обеспечил содержание Посада и храма с его причтом.
      Интересный исторический факт: здешние крестьяне согласились стать собственниками лишь в 1883 году, спустя 22 года, после отмены крепостного права в России. Избранное тогда демократическим путем волостное правление «приговорило» принять участие в поддержании и сохранении храма «как столетнего памятника Екатерины Великой». Этот «приговор» был утвержден Великим Князем Константином Николаевичем.
      После его смерти в 1892 году, во владение Павловским родовым гнездом вступил Великий Князь Константин Константинович, знаменитый К. Р., правнук Павла I.
      Благодаря документальным источникам, нам известно кое-что об архитектуре Вознесенской церкви, от которой ныне не, сохранилось даже фундамента, дошли до нас и сведения о ее убранстве, а также имена некоторых священников, служивших здесь. Храм каменный, одноглавый, с каменной колокольней, это видно на старой фотографии, и это отличает его от первоначального архитектурного проекта, где колоколен было две. Церковь шестиоконная, с тремя дверями. Антиминс - вместопрестольник освящен епископом Леонтием 17 декабря 1861 года и подписан митрополитом Исидором. Иконостас - полукруглый, темно-синий с позолотой, иконы - старообрядческого типа, так как тогдашние крестьяне, в просьбе построении храма выразили желание «иконы на древний российский манер иметь, таким образом, какой при сем образце представляют».
      В храме достопримечательны: 1. Икона Св. Николая Чудотворца, внесенная в храм из прежде бывшей здесь часовни, украшенная в 1821 году серебряной ризой и вставленная в киот из красного дерева. Икона слывет чудотворною, так, рассказывают, что когда церковный староста Иван Никитич Сухов, устраивая для иконы новый киот, захотел икону подпилить, так как киот оказался мал, то в тот же день пострадал от пожара, а на другой год сошел с ума. По другому преданию, пожар 9 мая 1821 года произошел также за недостаток уважения пиконе. В память об этом пожаре, установлено крестьянами совершать 9 мая и 6 декабря крестные ходы и молебны по домам. Это страх пожара передавался крестьянами из поколения в поколение и дожил до довоенных лет. Старожилы Фёдоровского еще несколько лет назад, приезжая в село рассказывали, что уходя на 9-е мая в Колпино, на молебен по случаю пожара, крестьяне оставляли кого-либо из домашних и бывали не спокойны, пока не возвращались домой и из находили всего в порядке. А 6 декабря они совсем не отлучались из дома. 2. Небольшая икона Казанской Божьей Матери - благославление императрицы Марии Федоровны, данное с церковного крыльца крестьянам, пострадавшим от пожара. 3. Икона Св. Марии Магдалины, устроенная крестьянами в память об императрице. 4. Икона Царя Константина и св. Царицы Александры, в память об освобождении крестьян и в благодарность прежним владельцам - Великому Кн. Константину и Великой Княжне Александре.
      5. Икона Св. Александра Невского и Марии Магдалины. В документах написано, что икона эта в память о 4 апреля, но я не смог расшифровать, что это за значимая для Посада дата.
      Из предметов утвари, замечательные облачения, пожертвованные Высочайшими особами: Екатериной Великой, Марией Федоровной, Михаилом Павловичем и др. Здесь и упомянутая уже ризница из бархатного платья Маши Федоровны, Крестовая серебряная ризница - дар Михаила Павловича, серебряные ковши, сосуд для мира, евангелие, напрестольный крест, серебряные священные сосуды и местные подсвечники с двуглавыми орлами.
      Причт состоял из священника и двух причетников. Вот имена некоторых священников, сохранившихся в документах: Симеон Яковлев, назначенный сюда 10 декабря 1785 года из Бурежского погоста Новгородской Епархии и служивший до смерти в 1792 году. Антоний Иванов (1797<197>1813), Петр Лавров (1813<197>181б). Петр Николаев (1817<197>1818), Федор Петров (1818<197>1828), переведенный сюда из Таиц. Петр Щукин (1828<197>1855), служивший здесь слишком 40 лет, начиная со звания причетчика и уважаемый прихожанами за добрый характер. Василий Фаворский, любимый прихожанами за усердие к духовным обязанностям. Петр Силин, известный в приходе как хороший проповедник и законоучитель. Был основателем приходского попечительства и ссудосберегательного товарищества, служил в храме с 1864 по 1879 год и переведен священником в Павловск. История доносит до нас имена еще двух священников Вознесенской церкви: Гавриила Чистосердова и Константина Сампсотьевского.
      Казенного жалования священник получал 240 рублей, дьякон - 80, псаломщик - 60 р. Первоначально причт получал руту, то есть хлеб и деньги. Храм имел усадебную землю: для причта - 1 десятину 796 кв. саженей; до 125 кв. саженей для кладбища. Владение усадебной землей было узаконено Свидетельством, выданным Царскосельской конторой за № 318 от 8 июня 1793 года за подписью советника Степана Кокупина. От крестьян причт пользовался небольшими доходами за требы. В 1883 году по желанию Великого Князя Константина Николаевича и при содействии управляющего г. Павловска Константина Петровича Голокно, крестьяне постановили нарезать землю, у законе иную для причта и всегда отпускать из крестьянских деревень 105 саженей дров для отопления церкви и двух церковных домов.
      С основания храма и до 1855 года причт помещался в двух каменных домах, построенных вместе с церковью на комнатные деньги императрицы. С 60-х годов в одном из домов помещалось волостное правление. Потом в доме, занимаемом священником, был надстроен второй этаж и туда переведен причетник. В другом доме, вместе с волостным правлением, помещались смотритель лесов и земская школа.
      При устройстве прихода в 1778 году в Федоровском Посаде было 70 дворов, крестьян мужского пода - 114 душ. Но приход расширялся с ростом жителей, кроме того, сюда были приписаны крестьяне окрестных деревень: Симеоновки, Старой мызы, Аннолово, Райколово и Посбузи. Кроме крестьян приходу принадлежали рабочие писчебумажных фабрик п. Небе, Лингордт, Шмотлевского и с водяных мельниц на р. Ижоре. Всего, согласно «Мировым ведомостям» 1883 года прихожан мужского пола тогда было 598, женского 745.
      В Федоровском Посаде до самых последних лет существовала молельня раскольников федосеевцев. Старообрядческое течение «в беспоповщине» - Федосеевский толк, основанное в конце XVII века Феодосием Васильевым было всегда немногочисленным в России. Поначалу оно состояло из беглых крестьян, непримиримо относившихся к самодержавии и православной церкви, проповедовавших строгий аскетизм, но к первой четверти XIX века, течение распадается на ряд «согласий». В 1883 году было в Посаде всего 29 свекольников мужского пола и 48 женского. По одним данным, молельня была построена с соизволения Марии Федоровны, по другим - создано уже после пожала 1821 года.
      В Историко-статистическом справочнике Санкт-Петербургской Епархии (Выпуск VII, С.-Пб, 1884), который я уже упоминал и на который я здесь все время ссылаюсь, названы и главные церковные праздники, отмечавшиеся в Федоровском Посаде: крестные ходы, кроме храмового праздника (очевидно, в честь освящения церкви в начале декабря 1785 года), сводилась 9 мая - в память о пожаре 1821 года; 26 июля - в память жуткой эпидемии холеры в Федоровском Посаде; Кроме того, в ближайший к 22 июля выходной проводилась служба в память по Императрице Марии Федоровне.
      Видишь, милая, какое большое письмо у меня получилось? Закончить его хочется стихами предпоследнего владельца Посада Великого Князя Константина Константиновича:
      
      Когда Креста нести нет мочи,
      Когда тоски не побороть,
      Мы к небесам возводим очи,
      Творя молитвы дни и ночи,
      Чтобы помиловал Господь.
      
      Но если вслед за огорченьем
      Нам улыбнется счастье вновь,
      Благодарим ли с умиленьем
      от всей души,
      всем помышленьем,
      Мы Божью милость и любовь?
      
      Поэт умер в 1915 году. Его миновала мученическая судьба близких и родных великого семейства. Через два года придут большевики и все пойдет прахом. И следа не останется от святого места. Теперь здесь строят частные особняки... Спи спокойно, мой ангел, и пусть Господь убережет нас и нашу Родину от такой напасти.


Рецензии