Гость-монах

Как-то вечером я сидел в своем доме... Сухой сруб, смола, пакля... "Без единого гвоздя", как хвастался наш плотник, когда сделал его.
Здоровский он... Теплый. ... Так вот, сидел я у печки... Не чадила, топила всю комнату. Жалко только огня не видно. Но это меня не особо огорчало. У меня был хороший светильник... Сейчас уже разбился, но тогда горел - как днем светло было.
... Сидел, писал чего-то... Постучали в дверь. Тяжело так, протяжно.
Я уж подумал, что кто-то из соседей. Но за окном дождь хлестал уже не первый час. Кто ж в такую погоду из дома выйдет?
Честно сказать, испугался. Мало ли... Под покровом ливня мало ли бед можно натворить?.. Кочергу взял. Каюсь... Открыл - а за дверями монах.
- Слава Господу... Прошу, пустите, от дождя укрыться...
Честно говоря, человеком набожным я никогда не был. Но днях в пяти хоть бы высился на холме монастырь, так что монах здесь оказаться вполне себе мог.
Я, не долго думая, впустил его в дом.
Усадил у печки, закинул щепу в самовар...
- Я не на долго. До утра только обсохну и сразу пойду дальше.
- Если дождь закончится... Куда же вы спешите, святой отец?
- У меня важная миссия, добрый человек. Но я не святой отец. Я монах.
- Ну... Это ж так говорят, "святой отец".
- Священникам, - улыбнулся мой гость. - А я только монах. Совсем недавно стал.
- Что же  у вас за миссия?
- Не могу сказать, - потупил он взгляд. - Извини, добрый человек.
- Ну, я не особо добрый. Просто у нас тут принято друг другу помогать, - улыбнулся я. - Недавно тут поселился. Так-то я путешественник.
- А я знаю, - покраснел он. - У вас в углу посох и плащ висит.
- Посох из сосны. Да. Всепогодный. Моя гордость. А вы очень внимательный.
- Настоятель научил. Когда я изучал писание - нужно было быстро все запоминать.
Я смотрел на него и думал, как же мы с ним похожи. Вот так посмотреть, тот же нос, те же волосы... Только у него короткие совсем, а у меня почти до плеч.
Разговор замялся. Я ничего не знал о Писании. Вообще-то, говоря, я не сильно верил.. Вернее, в своих странствиях я совсем утратил хоть какую-нибудь веру. И,честно признаться, в наше единобожие я бы поверил в последнюю очередь.
- Ой, - встрепенулся монах, - вы не поможете нам?
- Помочь? Я? Монастырю? Но как?
- Нам раньше из соседней деревни, в другой стороны от монастыря, приносили еду. Мы делали скамейки, телеги, монахи приходили помогать старым людям по хозяйству... Но теперь большинство жителей покинули эти земли. Кто-то ушел в град людей, кто-то в град Господень. Может быть, вы сходите в монастырь, расскажите о деревне?
- Ну.... Хорошо. Я давно никуда не ходил...
Гость поежился на скамье и свернулся калачиком...
- Спасибо.
Я подумал было "да на здоровье... что мне стоит-то?" Но почему-то я думал, что тут есть подвох.. Чувствовал. Всем нутром! Но не доверять ему у меня не было причин. И я пошел собирать мешок в дорогу.
Тучи на небе были уже дня два или три. И все время то шел, то останавливался дождь... Но чаще шел. Землю в деревне всю размыло. Да и полям, отгороженным небольшим леском, было не сладко. Но таковы прихоти природы.
Мне казалось иногда, что это Бог Дождя прогневался на нас и посылает своих воинов... Но это, конечно, предрассудки.
На утро дождь закончился. Я отправился на восход, куда указал монах. А мой недавний ночной гость ушел на закат. О своих делан он так мне и не сказал. Да и я не допытывался. Мало ли что ему могли поручить в монастыре. Честно говоря, я и сейчас думаю, что в голове верующего больше тараканов, чем у самого малодушного скряги-ростовщика.
Я шел около трех или четырех дней. И все время думал: неужели монастырь так далеко? Неужели во всем монастыре никогда не топят?
Погода стояла сырая, все время шел дождь... В каменном монастыре - несладко. Ветер, сырость... Без огня не обойтись! Тем более, тепленького и поесть лучше, и попить... Но дыма не было. Я четвертый день, с утра, я дошел. Монастырь был разрушен и явно заброшен уже несколько лет.
Я мысленно поругал себя, что так опрометчиво поверил лже-монаху. Жаль было только светильник... Единственная ценная вещь, что была в доме. Больше брать в доме было нечего...
Перекусив перед входом, я решил осмотреть монастырь.
В нем было много скелетов в рясах. Все внутреннее убранство было разрушено. Все, что можно было унести, явно уже унесли. В кладовой бегали огромные крысы: они явно съели уже все, что только можно было съесть. ... Еще раз вспомнил рассказ монаха о деревне в восходу от монастыря. Поднявшись звонницу, колокола с которой были сняты и, видимо, увезены, я посмотрел туда, где была деревня. И увидел посреди леса огромное пепелище.
Проверять всю историю целиком и ходить на пожарище бывшей деревни мне отнюдь не хотелось. И я решил заночевать в развалинах монастыря...
Призраков и духов я не боялся. Нет, не потому что не верил.. Просто привык к ним за время странствий. И еще ни разу не встречал такого, чтоб мог ударить или насолить. Дворовые мальчишки - другое дело. Эти - просто вредители. А духи - пустяк. Воют. бесятся, но не вредят.
Признаться, меня больше пугали лесные звери. Судя по следам когтей, их появление здесь было частым.
С большим трудом мне удалось найти келью, дверь в которую еще была на хотя бы цела. Навесив ее на петли, я приладил большую доску вместо засова и развел к развалинах костер.
В келье была книга. Это было Писание. Ночь обещала быть  долгой и я решил почитать. ...
Меня сильно увлекло. Я много думал. И о писании, и о монахе. И об одной единственной келье, в которой была книга и ряса... Я решил ее примерить.
Надо сказать, что зеркало из черной лужи - никакое. Но по отражению мне казалось. что она мне даже идет...
Дни потянулись за днями. Камни, которыми я высекал искры для костра, постепенно стачивались. Я подумал, что надо бы уже пойти домой, там лежал запас камней. Пары три или четыре. Тем более там печка. Кровать. Хоть выспался бы как человек... Но книга упорно тянула меня к себе. Со временем мне стали мешать волосы. Мир потерял для меня смысл. Я ходил по развалинам монастыря, изучал стены... Восстанавливал роспись... Пытался что-то понять... Все время думал о чем-то. ...
Как-то. сидя в келье, я увидел вдалеке дым. Густой, черный... На закате...
Я испугался за свою деревню. Но этот дым был дальше. В городе?..
От деревни до города пути было - несколько недель. ... Видно ли было бы отсюда дым?.. Недолго думая, я сложил вещи, взял Писание и отправился в путь.
Только я вышел из монастыря - как хлынул страшнейший ливень.
Накинув кусок кожи на сумку, я отправился через лес.
Шел я чуть больше суток. Не делая привалов, не останавливаясь... Я шел и думал, что будет с моей деревней. ...
Когда я пришел, в деревне была глубокая ночь.
В моем доме горел свет... Я, возмущенный, продолжительно постучал в дверь. ... А на утро я ушел на закат. Может быть, я смогу спасти город, в котором видел дым. ... Писание - я взял с собой. Мне еще было о чем подумать за этот месяц...
Через месяц я пришел обратно. Сообщить жителям, что нужно уходить отсюда. И на наши земли пришла война. Что на востоке есть монастырь. И стены его могут выдержать еще не один штурм... ... А светильник я сам разбил. Я не специально!..


Рецензии