Школьный урок философии

Познай себя!
Если ты сидишь в классе, уже который год, за последней партой, а перед тобою маячит спина Маши Ивановой, то, боюсь, мой призыв ты истолкуешь превратно.   
Впервые эта крылатая фраза была изречена одним из семи древнегреческих мудрецов и высечена на преддверии храма Аполлона в Дельфах. Позже её повторил Сократ применительно к главному постулату своей философии.
И вот теперь приходится повторять мне!

На прошлой перемене ты гордо и даже вызывающе заявил своему однокласснику Рустаму, что ты русский. Тот промолчал.
Его отец работает на Москворецком рынке и, видимо, уже объяснил своему сыну, кто здесь хозяин, и что быть русским ровным счётом ничего не значит.
Тем более, что!..
Последние опросы показывают, что 80% россиян считает себя русскими. Хорошо это или плохо, притом, что численность населения  страны сокращается, а число русских с широкими скулами и раскосыми глазами продолжает неуёмно расти?
Как-то я уже писал, что в России всегда предпочитали состоятельного китайского лавочника бедному и в локтях потёртому русскому еврею, играющему на скрипке «Рондо каприччиозо» где-нибудь в подземном переходе. Ибо много ли возьмёшь с нищего Сен-Санса!
Но это пока так, всего лишь Интродукция.

Начались мои размышления над этой проблемой, собственно с заметки о древнегреческом слове «драпетомания».
Как, ты не знаешь древнегреческого?..
Что ж, это может говорить только о том, что ты учишься не в классической гимназии.
Впрочем, я узнавал, там тоже не могли объяснить мне значения этого слова.
В любом случае, реже смотри на Машу и поспеши получить хотя бы это куцее образование,  ибо идём к тому, что твои дети и твои внуки не получат уже никакого. Чиновник от образования, как дурак с расписной торбой носится с идеей, что у нас много лишних и учителей, и учеников!
Да и сам народец такой можно было бы подсократить! Для начала хотя бы наполовину!   
 
А что, если на это древнегреческое слово посмотреть как на обычное русское. И рассудить таким образом, что древнегреческое «драпетомания» состоит их двух русских. Это «драпет», - драпать, убегать и «мания», - желаньице, страстишка. В целом это и означает настойчивое желание сбежать откуда-то, чтобы быть где-то, где нам станет якобы лучше. Сюда следует включить и твои онанистические фантазии, ибо это надежда и первый шаг в одно из светлых будущих, которые мы так обожаем.

Впервые заговорил и ввёл «в научный» обиход такую дефиницию американский медик Сэмуэль Картрайт. Случилось это в 1851 году. По мнению американца, драпетомания,– весьма тяжелая психическая болезнь, а сам термин, определяющий её, образуется от греческого слова «драпетес», что значит «сбежавший раб».
С. Картрайт рассуждал таким образом, что тяжелейшие формы этой «болезни» понуждает черных рабов бежать на свободу.
Причину же такого заболевания С.Картрайт видел в том, что некоторые хозяева «слишком фамильярничают с рабами, обращаясь с ними как с равными». Если хоть кто-то из них, в любой момент времени, поднимает голову на уровень своего хозяина или надсмотрщика, то «гуманность и соображения их собственного блага требуют, чтобы их наказали, и они вернулись к прежнему подчиненному положению, которое им предопределено судьбой. Они должны пребывать только в этом состоянии, и с ними надлежит обращаться как с детьми, чтобы предотвратить, или исцелить их склонность к побегам».

Картрайт не только описал «драпетоманию», но и предписал лекарство от нее. В случае если рабы проявляют «тоску и неудовлетворенность без всякой причины» - верный признак близкого бегства – он  рекомендовал «выбивать из них дьявола хлыстом» в качестве «меры профилактики».

И всё же заметим, Картрайт забывает сказать, - африканский раб проявляет «тоску и неудовлетворённость» не оттого, что проклинает одного плантатора, злого и деспотичного, и настоятельно желает сменить его на доброго барина. Тоска эта генетическая. Это тоска по обширным африканским саванам; тоска по собирательству и охоте на просторах этого континента, с отвращением к монотонной работе на хлопковой плантации или заводском конвейере. 

Итак, 1851 год!
А десятилетием позже, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. То ли крепостное, то ли рабовладельческое, - судя по тому, что здесь было немало своих картрайтов, то бишь салтычих.
 
А теперь давайте вспомним, как описана жизнь холопов помещика  Обломова у И.А.Гончарова. Собственно сам отец Илюши человек, что называется, плоть от плоти народа. Поэтому и крепостному не надо было никуда бежать от такого барина. Другое дело Салтычиха и иже с нею. Чуть что, - на конюшню! От такого произвола сам  бог велел бежать. Хотя бы сюда рядом,.. на Дон.
Эти две модели отношений барина и народа ярко проявили себя, в том числе, и в годы Отечественных войн. И в 1812 году, и в 1941-45 гг.

Наполеон, со своими представлениями о народном счастье, предполагал дать русскому крестьянству свободу. Но абсолютное большинство русских крестьян не поддержали этих сумасбродных идей, предпочтя не разрывать генетических связей с родным (родовым) обломовским типом помещика.
Заметим, что для русского человека перспектива остаться без  доброго крепостника-руководителя представляется жуткой, поскольку заставляет его быстро терять веру в себя и даже в бога.
 
«Мёртвые души» - галерея не только русских помещиков. За их характерами мы можем видеть и характеры самих крепостных крестьян, - умелых, сообразительных, работящих. Только, главное, чтоб без какой-либо формы надсмотра и чтобы не спешить, чтобы можно было подумать, обмозговать. Хотя, впрочем, не понятно, то ли они такие тугодумы, то ли это у них пошло от солёных огурцов?
Конечно, есть цивильный Запад, производящий чУдные технические штучки. Так ведь, можно съездить в Париж, а, в крайнем случае, - в Петербург.
Это помещикам!
А крестьянин рад, что у него есть лошадь, корова, и все хозяйство он можно править своей головой,  своими руками.
Потому-то всю полноту власти крестьянин отдавал помещику, надеясь на то, что тот будет вести себя сдержанно, разумно. 

Нынешний русский тоже делегирует всю полноту власти в своей стране, но уже переродившимся Обломовым, новым варягам монголоидного типа. В современных условиях демократического общества бывшие холопы голосуют за этих самых варягов только потому, что существует негласная договорённость, - «ярлыкодержатели» не станут чрезмерно беспокоить их, а иногда даже готовы  высылать им по почте вспомоществование в виде жалких пособий по безработице либо инвалидности.

Но жизнь неумолима, - пространство данного modus vivendi, как шагреневая кожа, стремительно сжимается. Прогресс берёт своё, всё более и более освобождая части этой территории от автохтонов, чтобы превратить её в сырьевой придаток всего цивилизованного мира.

Назовите как угодно, драпетоманией, или состоянием народа в изгнании, в мире, на сегодня, существуют три их разновидности. Собственно те, которых мы уже упомянули, - потомки африканцев в США; затем, - евреи и, наконец, last but not least, русские.
Евреи решили этот вопрос для себя так, что своё спасение увидели в золоте, банковских операциях и "теориях относительности". Эскейпизм, или драпетомания чёрных американцев выразилась в джазовых экзерсисах, - блюзе и рэпе.

А что же русские? Эти похожи на малых детей, а потому здесь мы наблюдаем крайнюю форму отчаяния, безнадёжности, безысходности, результатом чего становится алкоголизм, наркомания, скандалы без суда и следствия, дебоши, бунты.
Вот теперь и вспомним А.С.Пушкина, - «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит он в повести «Капитанская дочка».
Нет, Александр Сергеевич! Можете взять себе на заметку, - бунтов бессмысленных не бывает. Бунт, - это ситуация, когда терпение кончается вдруг,  а надежда обрывается, лопается неожиданно, сразу, бесповоротно, превращая всю массу потенциальной ненависти в кинетику вил и топора!

Но, согласитесь, чем неожиданнее, грубее, кровопролитнее результат, тем больше свидетельств того, что он идёт от натуры утончённой,  изысканной и даже в чём-то аристократической. В том смысле, что ей долго пришлось терпеть отвратительную несправедливость в надежде, что отечественные Картрайты, образумятся и смягчатся.

Кстати, если русский человек склоняется к системе правления, во главе которой стоит вожак, не свидетельствует ли это о том, что он сам, будучи представителем некой животной стаи, бессознательно надеется на то, что непременно возглавит её, при случае?
Нет, никак не выходит. И само сравнение кажется абсолютно неудачным, непродуманным!
Недавно смотрел фильм о живой природе. На поляне сидит с десяток зайцев. Лиса гоняется за одним из них. Остальные зайцы с нескрываемым любопытством наблюдают это картину.
Наконец лиса поймала и придушила бедолагу. Завтра придёт за следующим. Завтра очередь другого зайца. Остальные будут наблюдать!
Да! Вот это, пожалуй, точнее, - мы и есть зайцы.
Но замечу, так обычно случается в мирное время. А в войну каким-то вдруг пышным цветом распускается наш героизм и самопожертвование, мощь единения. Русские цари понимали это великолепно и, видимо, поэтому так много воевали со шведами, турками и прочей иностранной нечистью!
 
Честное слово, прямо беда! Безысходность!
Нет, вспомню-ка, лучше, о другом. Вот уже месяц подхожу к одному и тому же лавочному продавцу (так называемому гастарбайтеру). Покупаю у него один и тот же штучный продукт за 35 руб. В последнее время превратил это даже в некую игру. Каждый раз даю ему пятьдесят руб. И каждый раз, - тот даёт мне сдачи пять рублей и начинает тупо и пристально рассматривать свою петрушку и прочую зелень. Дескать, он сосредоточен на какой-то очень важной стратегической мысли.
Проходит полминуты… Пошла следующая.
Я говорю, - По-моему, я давал вам 50 руб?
И каждый раз он делает удивлённое лицо и задаётся вопросом, - А я что, не дал вам ещё 10 руб?
И даёт мне эти несчастные 10 рублей, которые, на всякий случай, уже держит в руке…
И вслед новое восклицание, - Спасибо, приходите ещё!
Знаю, что приду! И всё точно так же пошло повторится!

Да, много у нас, русских, недостатков. Но почему-то в таких случаях я горжусь, что родился русским!

Существует два логарифма отношения человека к внешнему миру. Вспомните, когда вы просыпаетесь, какая ваша первая мысль, - «как же хорошо, что можно ещё полежать, поваляться» или «надо вставать и начинать что-то делать»?
Вижу, что уже на первый вопрос вы умильно улыбаетесь, будто вспомнили своё счастливое детство. Что ж, тогда, если даже в отделении милиции вам прописали в паспорте, что вы чистокровный немец, не верьте этому!
Улыбаюсь и я, потому что вспоминаю, как ко мне в детскую входит мамочка и довольная тем, что лицезрит меня, говорит, - вставай, вставай, милый Илюша, завтрак стынет!
Это очень по-русски!

Так чего же здесь больше в потребительском прогрессе современной цивилизации? Один восточный мудрец советовал спокойно сидеть на берегу реки и не торопить события. Ведь всё ожидаемое, чуть раньше чуть позже, непременно промчится мимо нас по течению самой реки.

Кто-то скажет, - «Пораженческие настроения! А как же наши потомки!»
Действительно, ведь развитие технического прогресса, даёт нам лакомую возможность улететь (своеобразная форма драпетомании) на планету, пригодную для обитания. Это когда нашу испепелит Солнце, превратившись в красного гиганта.
Не расстраивайтесь! Ничего подобного не произойдёт! Солнце станет красным гигантом до того, как человечество технически определится с задачей завоевания нового пространства, пригодного для обитания.
А потом сами подумайте, - зачем бог создал такие явления природы, как превращение звёзд малой и средней величины в красных гигантов? Неужели только для того, чтобы гонять человечество с планеты на планету. Право, какие-то дьявольские проделки!
 
Но даже если кому-то удастся каким-то образом перебраться на другую обитаемую планету, это, точно, будут не те, что сегодня работают на конвейерных производствах (включая современные бизнес-офисы). Увы, космический корабль всех желающих не вместит!

Так что, дышите ароматом луговой и лесной флоры, слушайте трели соловья, с восторгом встречайте утреннюю зарю!
Но, умоляю, не оттягивайтесь, пия  Кока-колу и поглощая Бигмаки, потому что они призваны будоражить в человеке лишь рабское желание встать к конвейеру, дабы заработать много рублей, конвертировать их в доллары и попробовать заполучить на аукционе Christie’s бриллиантовую куклу Барби с предварительно заявленной её стоимостью в $600 000!
А вам это нужно?

Ой, кто это так громко и трагически восклицает, - «А как же оборона родного отечества без технического прогресса?»
- Об этом пусть подумают ваши крепостники. Им есть что терять. Ведь не всё ещё перевезено на Уолл-стрит и швейцарские банки.

Эх, Вася, Вася! Опять косит на Машку томный взгляд.
Когда ж ты, наконец, будешь учить географию? Надо бы отцу твоему сказать, чтобы сводил тебя к местной проститутке, да снял с тебя это напряжение!

Мерзок русский человек в своих физиологических потребностях! И не многим удаётся встать над их могуществом!
 
Кстати, а не потому ли И.А.Гончаров назвал своего героя Обломова Ильёй Ильичом? Чувствуете, какое бессмысленное топтание на одном месте? Не художественный ли это приём неверия в то, что можно здесь что-то изменить к лучшему.

Нет, уважаемый Иван Александрович, не согласен я с Вами!
И хочу ещё раз дать совет Васе, - Поскреби по сусекам! Возможно, и отыщешь в глухих уголках своей души ген далёких, далёких предков, который заставит тебя сказать себе, - «я должен», «я обязан»!
Тогда и Маша с её барочно резной спинкой повернётся к тебе своей кустодиевской грудью и улыбнётся, - «Привет, Вася!»
А сейчас, видишь, сидит, давно уже не слушает учительницу и лишь листает глянцевый журнал для женщин с изображением  кудлатых мужчин topless!
Мечтает о загранице!..

Ну, ну! Мечтайте!

PS

Впрочем, нет, Васятка! Чувствую, что не достоин ты того, чтобы твоим именем завершить своё пытливое изыскание. Возвращусь-ка я лучше к Александру Сергеевичу. Склонен усомниться в том, что слово «бессмысленный» он употребил в основном его словарном значении, но больше философском и расширительном. Сам А.С.Пушкин не терпел хамов и прощелыг, и (когда те выходили за рамки приличного) бросал им бержераковский  вызов, - такой же бессмысленный, как и сам «русский бунт».
Полагаю, поэт вкладывает в своё определение некий дополнительный, карачаевский, смысл. «Бессмысленный русский бунт» должен нам напоминать царь-пушку, которая никогда не стреляла,  и огромный колокол, который упал прежде, чем зазвонить. Так и русский бунт, - всегда будет иметь место, чтобы кончиться ничем или, в лучшем случае, сычным гулом на страницах истории Российского государства.

Уверен, А.С.Пушкин отнюдь не предлагает российским пугачёвым обречённо утираться, когда кремлёвские салтычихи и скотинины дают им «уроки воспитания» на своих конюшнях (либо, потеряв веру в хлыст и нагайку, в одночасье предоставляют народу демократические права, которые оказываются для русского человека куда страшнее конюшенной порки). Свою мысль поэт ведёт к тому, что не надо и ждать от таких бунтов каких-либо положительных программ. Действительно (российская история это наглядно подтверждает) придя к власти, российские пугачёвы становятся теми же скотиниными, не умеющими разумно управлять страной.
Вот такая порода. Ибо самый последний холоп здесь осознаёт своё величие лишь в том, что, при стечении обстоятельств, он вдруг станет вороватым генералом Табуреткиным.


Рецензии