ПУК

                ЛУК

    Вот и начался развал Союза. Уже есть талоны на продукты но нет зарплаты и продуктов. Голодновато.
    Везу домой ведерко яблок.
    Наконец дождалась Проезжают мимо вагоны электрички, заполненные так, что просвета в окнах не видно. Пробегаю по перрону, нахожу,  где можно втиснуться в тамбур между кравчучками дачников и мешками с луком.
   -Девоньки, лук какой хороший!. Где ж вы такой достали? Подскажите, очень нужно.
   -Та ми у  Андриивци зароблялы. Вже кинчають  Ще день-два и все.
   -Як туди потрапыты?
   -Та циею електричкою  на шисть дванадцять и довезе.
   Подсчитываю: первый автобус 5.40. Метро открывается в полшестого - не успеваю! Одна надежда на поливалку или утренний трамвай.
     -Хомка, - так я называю дочурку за ее непомерную любовь к хомячку, – завтра едем за луком.
     -Мне в школу нужно, завтра физика, я учиться хочу! Начинается крик и рев.
     - Паразитов кормить не намерена! Лук на базаре от четырех  рублей, а  на зиму  килограмм сорок нужно. Ты же знаешь, что зарплаты не выплачиваются.
Как следует поревев, ребенок соглашается. Собрала рюкзаки, сумки, нехитрый тормозок и часика четыре поспала. Разбудила дочурку. Допинг из крепкого кофе и рысцой трусим две остановки до трамвая. Часть пассажиров, как и мы, сдают стометровку от остановки  до входа в метро и вот мы уже облегченно отпыхиваемся в вагоне - успеваем  на электричку.
   Первых два вагона  электрички набиты до отказа. Устраиваемся в третьем. Расспрашиваю соседей, как собирают лук. Узнаю, что уборка началась с понедельника, а сегодня уже пятница. Вчера в совхозе уборка окончилась. Остались поля хозяев, корейцев и наших.
   - На корейцев батрачить не пойду!- заявляет соседка.- И ты не попадешь.
   Осторожно расспрашиваю, чем отличаются поля. Оказывается, у корейцев поля чистые. Лук в бурьяне искать не нужно. За работниками высылают грузовики. На них же и отвозят на станцию с луком. Попасть на грузовики успевают люди только из первого вагона. Остальным уже мест в кузове не хватает, а значит ни работы, ни заработка. Вчера в первом вагоне люди выдавили стекла, вылазили в окна, чтобы успеть залезть в кузов. Договариваюсь с дочуркой, чтобы она попыталась занять место  в грузовике, а я возьму все вещи и буду ее догонять.
Через три часа мы в Андреевке. С трудом протискиваемся в двери вагона. Из первых вагонов выйти еще труднее, давят друг друга, прыгают  прямо на головы стоящих ниже. На этом и выиграли время. Дочурка продвинулась вперед. Кому удалось сойти, гроздьями посыпались с перрона и наперегонки бросились к трем стоящим у переезда  грузовикам. Дочурка оказалась у машин  последней. Я добежала, когда уже закрывали борт грузовика. Легкое тельце дочурки забросили в кузов вместе с закрывающимся бортом. Машина срывается с места. Я бросаюсь на подножку, прошу взять меня вместе с ребенком, так как не найду его на полях. Дочка кричит и плачет. Водитель притормаживает  машину и мужчины втаскивают меня в кузов. Едем стоя, как скот. Борта высокие, но на повороте еле успеваем удержать женщину, чуть не вывалилась за  борт.
   Подъехали к полю. Люди прыгают с грузовиков,  бегом бросаются занять три свободных рядка. Но у этого хозяина уже есть рабочие. Бежим на другой конец поля, там тоже нет работы у хозяина. Заняли какой-то участок. Говорят, хозяин пьян, придет попозже. Люди сначала ждут, потом потихоньку становятся на  рядки и начинают работать.  Если работа сделана и сделана хорошо, разве хозяин будет недоволен?
    Через час появляются хозяин с хозяйкой и отборным матом выгоняют людей с поля.  Мат-язык интернациональный, быстро обучились.
   -Нет работы. Какое право вы имели работать на нашем  поле без нашего разрешения? Пытаемся предложить водку, сброситься по трешке, но хозяева неумолимы. Вот уже все разогнаны. Остались трое, работавших у этих хозяев уже несколько дней, да я удерживаю загрустившую дочку. Тяжело мы добирались!
   Подхожу к хозяйке.
   -Посмотри, я с ребенком приехала, издалека добирались, ночь не спали.
   -Я тебя возьму. –  Женщина довольно хорошо говорит на русском языке.
Идем вместе к ее второму участку.
   -Сколько у тебя детей?
   -Трое.
   -Муж есть?
   -Бросил.
 Следует автоматная очередь отборного мата. Она берет меня за плечи и поворачивает к себе лицом.
   -Слушай, я их всех прогоню. Они не имели права без меня на поле выходить. Мы не будем на этом поле работать. А тебя я возьму и лука ты бери сколько хочешь. И завтра приезжай, еще возьмешь! Корми детей.  Нас у матери пятеро было. Одна растила. Я знаю, как это.
 За разговором подошли к полю. Меня с  дочкой поставили на рядки, уже занятые другой женщиной.
   -Смотри, не поделишься с ними, уйдешь без лука. - Предупредила хозяйка женщину. Потихоньку разобрались по два рядка на человека. Работаем на совесть, не за страх, а за лук. Рядки проверяют  хозяева и качество работы должно им нравиться. Сухой лук отбрасываем себе.
   Полдень. Хозяева кричат перерыв на обед. Работники хватают мешки и сумки, загружают отобранным луком. Никто не ест. Мы загрузились быстро. Много ли возьмешь с ребенком? Сели позавтракать.
   Появляется бригадир. Прошел, проверил рядки выбранного лука. Начал ругаться, что работники отобрали себе только крупный лук. Все мешки высыпают назад. Теперь хозяйка следит, чтобы брали весь лук подряд. К четырем часам оканчиваем работу. Хозяйка перемеряет лук: два ведра без верха на человека. Помогаем друг другу сравнять линию  выборки на обрабатываемом участке. Все устали. Люди работают на присядки, лежа на животе и ползком на коленях, чтобы все доработать. Всматриваюсь в лица. Моложе сорока пяти не наблюдаю. Ко мне подходит хозяйка.
-Ты что мало взяла, бери еще. Приходи завтра.
   -Спасибо за твою доброту.- Досыпаю сумку. Прощаюсь с хозяйкой. К электричке идем пешком. Машин уже нет. На нашем участке работали дольше всех.
   Медленно как слоны движутся нагруженные люди. У перрона нас проверяет патруль милиции и бригадир.
   - Повернись спиной. Покажи весь груз. Иди.- Выдают справку.
   Моем в луже руки. В колодце цепь без ведра. Воруют. У кого-то нашлась фляга. Привязали к цепи и набрали попить воды. Стоим, ждем электричку.                –В мене тут напысано, що я лук узяв. Та яж по цыбулю ходыв! Що воны пышуть!- Пожилой мужчина возмущенно жалуется соседу.
   -Не смей мне билет брать! Слышишь?- муж шипит на жену.- Я с тобой дома поговорю. Разведусь, если билет возьмешь!
   Сели в электричку. Сразу появляется инициативная бабка.
   -Товарищи лучники! По две луковицы с каждого машинисту поезда.- Пошла по
  вагонам авоська.
   На остановках загружаются  дачники, огородники. В вагоне уже не протолкнуться.
   -Баба, лука накрала, пройти нельзя!
   -Це я накрала? Я зроду не крала! Дывысь, оцыма рукамы заробыла.! А ты кабачка выкохала за все лито. Твому кабачку цина пъять копийок, а моему лукови  пъять рублив кило! Ах ты….
   Наконец мы дома . Восемь вечера. Падаем в ванну и - спать…
                6 сентября 1991г.
 


Рецензии