О разнице между полезной критикой и троллением

 
Иногда в ситуации, когда кто-то критикует Вас, нападает на Вас - и особенно если он делает это мягко, с поклонами и реверансами, постоянно приговаривая, что желает Вам добра и хочет Вам помочь - у Вас могут возникнуть сомнения. Тролль ли это перед Вами, к которому надо применить рецепт «delete + ban_set», или же полезный критик, которого стоит поблагодарить за помощь.

Вообще, толковых критиков мало, их надо ценить и беречь. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной заметки.
Раздумья часто усугубляются тем, что критик может быть Вашим знакомым, приятелем или родственником, так что записывать его в тролли даже психологически некомфортно. Тем более, что иной тролль совершенно искренне считает, что он именно что проявляет заботу и помогает тому, на кого льёт поток критики.

Принять правильное решение Вам помогут несколько проверочных вопросов:

1) Конкретна ли критика - или тролль хает Вас огульно, избегая деталей?

Реплика вроде "В твоём ресторане официанты треплются, отвернувшись от зала, так что им не домашешься" или "На твоём сайте в разделе "Контакты" поползла вёрстка" может быть полезна, потому что она указывает на конкретный недочёт, который благодаря критике легко найти и исправить.

А вот обобщающие шпильки и ярлыки вроде "В твоём ресторане сервис стал совсем отстойным" или "Сайт у тебя плохой" абсолютно бесполезны. И если за такой шпилькой немедленно не следуют конкретные пояснения, что именно плохо - мы кладём первый камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

2) Приватна ли критика - или публична?

В европейских магазинах и ресторанах не зря пишут: "Если вас плохо обслужили, расскажите нам! Если вас хорошо обслужили, расскажите всем!"

Если истинное (а не декларируемое на словах) намерение критика заключается в том, чтобы Вам помочь - он постарается донести до Вас свою критику приватно. В частной беседе, в телефонном разговоре, личным письмом и т.п.

Если же человек предпочитает критиковать Вас публично, хотя прекрасно знает, как связаться с Вами приватно - мы кладём второй камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

3) Достаточно ли критику одного раза - или он повторяется и упорствует?

Если человек один раз сообщил Вам о том, что его смутило, и после того, как убедился, что Вы его услышали, не возвращается к этой теме - наверное, ему и впрямь важно было, чтобы Вы узнали о проблеме.

Но если он возвращается к теме снова и снова, напоминая о ней Вам и окружающим - мы кладём на чашу весов с надписью "Тролль" ещё один камушек.

4) Держится ли критик в рамках темы - или ищет дополнительные поводы для критики

В случае, если завязывается разговор - стоит обратить внимание, придерживается ли критик затронутой изначально темы, или же он ищет какие-то дополнительные вещи, за которые Вас можно критиковать.

Если Вы видите, что собеседник начал разговор с Вашего ресторана, а затем продолжает критиковать уже Вашу причёску, Вашу манеру вождения или то, как Вы поёте караоке или как ведут себя Ваши дети - положите последний камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

Подведение итогов

И если после ответов на эти 4 вопроса мы видим в чаше весов с надписью "Тролль" больше одного камня - поздравляю, ответ очевиден: Вы и вправду имеете дело с троллем, старательно раздувающим скандал.

И тогда рецепт прост и известен - «delete + ban_set»


Рецензии