Обида

Женщины обсуждали последние хуторские новости. И вдруг одна встрепенулась, вспомнив, что не сказала соседке самого важного.
-Раиса, мне тут довелось «Книгу памяти» полистать. Так я там нашла: «Гоголев Иван Андреевич». В списках пропавших без вести. Это ведь твой отец, не так ли?
Ошибки не было. Другого человека с таким же именем и фамилией в Куберле не значилось. И ноги у Раисы обмякли, подкосились. «Вспомнили!»

Долго обида сидела в глубине сердца. Во время войны, в самом начале пришло в дом извещение: отец пропал без вести. Горе было безутешным. Мать, Анна Петровна, осталась одна, беременная, с четырьмя малолетками на руках. Старшему Петеньке—девять.
Маленькая Рая в свои четыре-пять лет познала войну во всех её проявлениях. А обличий у этой дамы с неженским лицом было немало. Лихолетье по-своему испытывало людей…нет, не на прочность,- на любовь, преданность, бескорыстие.
Самое яркое воспоминание детства запечатлелось навсегда: днем отец сходил в военкомат, а вечером его уже провожали на станции. Прощаясь, отец высоко поднял на руках Раю, обнял её—сказал маме:
-Нюра, только береги детей!
Мать дала слово и сдержала его. Все пятеро, вместе с родившейся в феврале сорок второго Валечкой, остались живы. И только собираясь вместе, вспоминают свое суровое детство.
Оно прошло там, где сегодня  в Куберле (Красноармейском) МТС. В памяти —четверо ребятишек, взявшись за руки, за подол друг друга, идут от дома к дому. В глазах—мольба и надежда: хоть бы кто подал кусочек хлеба! Люди, несмотря на свою нужду, делились с детьми чем могли. Давали хлеб, сливы. Вот было радости! А зачастую и спали у соседей, прямо на полу, на соломе. И в погребах отсиживались, когда рядом немцы были. Сутками сидели, не высовываясь, без куска хлеба. У матери даже молоко пропало от голода, и Валечку нечем было кормить.

Маленькая Рая встретила и хороших немцев, не все были фашистским зверьём. Лицо одного добряка до сих пор у женщины перед глазами. Вот он делится шоколадом из своего пайка, вот помогает нарядить ёлочку. А ещё он дважды спасал семью от верной гибели.
Как-то сестренка-несмышлёныш в поисках хлеба нашла у железнодорожного моста через реку мину и принесла её домой. Увидевший это немец на ломаном русском языке закричал, предостерегая:
-Вам—бух! Капут!
Успели спрятаться до того, как прогремел взрыв. Мать, как галушки в кастрюлю, бросала детей в погреб.
А однажды около дома остановилась какая-то немецкая машина, большая, бронированная. Когда шофёр отлучился, сестрёнка Люба забралась в кабину порулить. Откуда ни возьмись появился немецкий солдат и навёл на девчушку автомат. Но спасший от мины отвел и воинственную руку. Свои действия, он, как мог, объяснил матери. Оказывается, у него в Германии на руках жены осталось тоже пятеро детей…

Об этом Раиса Ивановна Горбачева с братьями и сестрами долго никому не рассказывали—тема была запрещенной. Ведь даже именитые писатели попадали в опалу, когда пытались говорить об этом в своих книгах. Нам очень долго внушали, что всё делится на белое и черное, на друзей и врагов, хорошее и плохое. Но в жизни гораздо больше красок и проявлений! И мы, человеки, как лошади—пегие. И в каждом есть и хорошее, и не очень—как посмотреть.
В детстве Рая не знала о мародерстве ничего. Представить себе не могла, что среди своих, русских людей, отыщутся подонки, которые будут, как вороны, кружить по полям сражений, доставать у павших посмертные медальоны и выкидывать их. Это именно по «милости» мародеров появились в Красной Армии тысячи без вести пропавших. И ни памяти им, ни славы… Как горько было все осознавать детям и вдовам.

Братья Пётр и Василий решили искать правду. И это дало результат. Удалось найти однополчанина отца, Михаила Емцова. Он рассказал о последних страшных минутах жизни Ивана Андреевича. Вражеским снарядом ему вырвало горло, но сгоряча он смог подняться и прохрипеть: «Воды…». И в это мгновение очередным снарядом снесло череп. Михаил в том бою лишился ноги, но выжил. После войны, пока позволяло здоровье, навещал семью друга.

Однако чиновникам оказалось недостаточно свидетельств ветерана войны, так и не удалось доказать гибель бойца 17 сентября 1941 года. Так и остался он без вести пропавшим.
К счастью, создатели «Книги памяти» оказались людьми с большими сердцами. Среди них и много участников войны, знающих цену казенным словам. Поэтому и появился список пропавших без вести. Люди должны помнить всех героев, неизвестных быть не должно.
Тепло и спокойно стало на душе Раисы Ивановны. Оттого, что в День Победы земляки поклонятся и памяти её отца.


Рецензии
Понравился рассказ.Так обидно ,люди за свою Родину жизнь отдавали...А к ним такое отношение!С Уважением.

Еванжи   21.12.2015 20:00     Заявить о нарушении
Я рада тому, что справедливость восстановлена. В нынешнем году "Книгу Памяти" переиздали. В ней пояилось ещё много новых имён - тоже чьи-то родные, дорогие люди. Спасибо, буду ждать в гости!

Любовь Архипова-Уральцева   22.12.2015 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.