начало осени

   Было начало сентября. Дождь шёл уже третий день почти не переставая. Нина Петровна смотрела на капли стекающие по стеклу окна и думала свою нескончаемую думу. У неё теперь было много времени на думы, с тех пор, как она упала и сломала шейку бедра. Глупо всё получилось. В тот злополучный вечер кто-то позвонил в дверь и она, с трудом подойдя к двери, решила привстать на цыпочки и посмотреть в глазок. В голове всё завертелось, закружилось…. Очнулась на полу в коридоре, подняться не смогла. Она давно уже не могла подняться с пола: к болезни вен присоединился сначала остеопороз, потом стали болеть и суставы рук.

  После нескольких попыток подняться, она отползла от двери и стала ждать прихода внучки. Внучка пришла за полночь вместе со своим парнем. Они подняли её и уложили в постель. И потянулись длинные дни заполненные думами и болью.

   Нине Петровне многое не нравилось: поведение дочери и внучки, их свободные нравы. Ну вот хотя бы сожительство внучки. Живёт с парнем без росписи, гражданский брак называется, а по её понятиям просто сожительство. И ведь совсем молоденькая её Лерочка, а не совестно ей приводить в квартиру парней, причём разных. А всё дочь Марина виновата: ушла стеречь чужую квартиру, говорила на три-четыре месяца, да уже прошло четыре года. Лерочке тогда было семнадцать лет, только в институт поступила. Глаз да глаз нужен был, а матери как и нет вовсе. А потом стали ребята ночевать и всё с разрешения Марины.

  Нина Петровна пробовала возражать, да кто ж её послушает! Пыталась рассказывать как сама замуж выходила, да только насмешек наслушалась от внучки:
- Да это отстой полный, бабушка, при царе горохе было! И вообще мне мама разрешила!

  Нина Петровна мысленно вернулась в свою молодость, когда она была просто Ниночкой, высокая, стройная, очень подвижная, большая любительница танцев, где и познакомилась с Николаем. Ах, эти южные ночи, танцплощадки и моряки! Коля танцевать не умел, он только смотрел на неё  преданными, ну прямо собачьими глазами. А потом, вдруг, сделал предложение. И как только осмелился! Она сначала посмеялась над этим предложением. А он не отставал. И, когда предложил ей в третий раз, и она увидела в его преданных глазах непролитые слёзы, сама не зная почему, ответила согласием. Но тут же поставила условие, что спать с ним будет только когда у него закончится служба в армии. А служить оставалось ещё полгода.
 
 Они расписались и, спустя две недели, он ушёл в море на полгода. А она продолжала жить своей жизнью: днём работала, а вечером на танцы. Ну не могла она без танцев! Городок, где она жила у тёти, был небольшой, все всё знали и многое выдумывали. Но Ниночка ни с кем не встречалась, честь свою девичью берегла. Когда началась их семейная жизнь, претензий у Николая не было.

 Он увёз её из южного городка в областной, большой город. Жилья своего не было, стали жить с его матерью и сестрой в тесной квартирке. Потом родился сын, через пять лет дочь.
 
  И, наконец-то, появилось своё жильё! В новом микрорайоне, двухкомнатная квартира, комнаты несмежные, второй этаж, балкон! Кухня только очень маленькая – всего-то около пяти квадратов, но квартира то отдельная, не коммуналка!

  Нина, очень общительная, приветливая, быстро познакомилась с соседями. Вместе насажали деревьев, цветов.
   Дети росли, и как будто, особых хлопот не доставляли. Сын, Володя, рос хорошим хозяйственным, она могла доверить ему и на рынок сходить, и в магазин, и полы помыть. Марина к домашним проблемам была более чем равнодушна: ни посуду, ни пол мыть не хотела. Уходя на работу Нина Петровна, её очень рано стали называть по имени отчеству, оставляла Марине записку: купить хлеб и вынести мусор. Придя домой, видела, что мусор благополучно стоит на месте, хлеб не куплен, а дочь или гуляет на улице, или сидит с книгой. И она, молча, шла в магазин и выносила мусор, потому что говорить что-то Марине было бесполезно, а нервы надо беречь.
 
 Дети выросли, сын женился и они с мужем купили ему часть дома. Дочь поступила в медицинский институт. На втором курсе скоропалительно вышла замуж. Первое время молодые жили с родителями мужа, но очень быстро дочь вернулась к своим родителям вместе с мужем. И Нина Петровна взяла на себя все хозяйственные хлопоты: хождение по магазинам, готовка, уборка…. Марина по-прежнему ничего по дому не делала.

  На четвёртом курсе института она родила дочь, Валерию. И опять все заботы легли на плечи Нины Петровны. Лерочка была крупной девочкой, да и весила прилично. Вот тогда то и начали болеть ноги: вышли наружу вены, потом появились трофические язвы. К врачам ходить некогда, да и что они скажут? Не носить тяжести, а как их не носить? В семье двое мужчин, надо кормить. А Олег, муж Марины, то одно не ест, то другое…

  Вот Лерочке уже пять лет. Марина с мужем уходят на квартиру друга Олега на полгода.
- Мама, мы оставим Лерочку с вами? – Марина в полной уверенности в согласии родителей. Но тут запротестовал Николай:
- Ребёнок должен жить с родителями! Мы с мамой вас никому не отдавали! Вот и поживите самостоятельно.

  Жить самостоятельно не получилось. Через неделю Лерочка прибежала к дедушке с бабушкой, благо квартира родителей была совсем близко. На вопрос почему она пришла, внучка ответила:
- Да у нас еды нет, мама сказала, чтобы я к вам шла.

  Потом пришла Марина с просьбой постирать бельё, потому что там неудобно сушить. А почему неудобно? Там тоже есть балкон! Нина Петровна поняла хитрость дочери: если она постирает ей бельё, значит и выгладит, она всё время это делала. Нет уж! Пусть поживут самостоятельно. А душа болела, глядя на неспособность дочери к самостоятельной жизни. Но зато Марина хороший врач, на работе её ценят. И вообще она умная, хорошо рисует, пишет стихи! Зря Коля не разрешает помочь ей. Хотя, конечно, он прав: ведь их когда то не станет, вот тогда Марине придётся совсем плохо.

  Самостоятельная жизнь закончилась очень быстро: не прошло и двух месяцев, как Марина вернулась, хотя уходили на полгода.  Вернулась одна, муж ушёл к своим родителям. Потом начались скандалы: Марина требовала разменять квартиру, так хотел её муж и по другому возвращаться к ней не желал. Вот тут запротестовала Нина Петровна:
- Коля, ну как можно разменять квартиру? Ты же пойми, что Лера всё равно будет жить с нами, а как в одной комнате! Мы стареем, нам какой-никакой покой нужен, а она растёт – друзья, подруги…. Как в одной комнате?!

  Семейных ссор не выдержал их сын Володя:
- Ну вот, что сестричка, забирайте мой мерс, продавайте и покупайте себе квартиру. Только не трогайте родителей, им и так пришлось не сладко в жизни.

 Олег обрадовался, даже вернулся к Марине, правда с родителями её кроме здравствуйте и до свидания общения не было. Мерседес был продан, но вместо квартиры была куплена дача  и машина отечественного производства.  Через полгода, совсем случайно, Володя встретил в центре города Олега шедшего в обнимку с премиленькой блондиночкой. Они, поглощённые друг другом, почти натолкнулись на Володю. Олег нисколько не смутился и на вопрос о спутнице ответил:
- Моя жена!
- А в квартире моих родителей кто?!
- Твоя сестра, если не помнишь!, - смеясь ответил Олег.

 А через неделю собрал свои вещи и ушёл. При разводе оказалось, что дача куплена на имя его матери, машина то же. Делить было нечего.
- А если бы квартиру разменяли?, - негодовал Николай.

 Нина Петровна вздохнула и снова посмотрела в окно, наверно дождь никогда не кончится. Как же болят суставы! О чём это она думала? Ах, да, Марина…

  Марина осталась одна. Лерочка росла, появились новые знакомые, новые капризы. Мода… Ну что это за мода: делать татуировки? Или кольцо в пупке? Мало того, что Марина разрешила дочери вставить это кольцо, так ещё сама же и повела её на эту процедуру. И вот у Лерочки кольцо в пупке, тату на руке, потом на пояснице, потом на шее и лопатках, потом кольцо в языке…. Хорошо, что Коля не дожил до этого кошмара! А может при нём они бы постеснялись? Когда Нина Петровна увидела тату на пояснице у Марины, ей стало совсем плохо. Нет, ей явно не хватает Коли!

 Потом Марина ушла стеречь квартиру подруги, так ей сказали, и разрешила Лере приводить мальчиков на ночь. И никто ничего ей не рассказывает, никто с ней не считается. А она из последних сил таскала сумки с продуктами, готовила, убирала, старалась всем угодить… И вот надо же такому случиться – упала и теперь лежит. Если бы хоть руки не болели, а то все пальцы покрутило, суставы не гнутся…

  И всё же дети у неё хорошие: ну кто бы мог подумать, что Лерочка будет ухаживать за ней?! А она встаёт утром, готовит ей любимую яичницу, меняет памперсы, перестилает её, сажает на постели, кормит и уходит на работу. И сын приезжает каждый день, если не в командировке, привозит обед… И Мариночка, хоть так и не вернулась домой, но то же приходит, помогает…. Она ведь совсем ничего не может сама, а что не говорят ей ничего, так она к этому привыкла: ей никогда ничего не рассказывали…..


Рецензии
Трогательная поучительная история. Спасибо, Зинуля.
Ваша.

Юлия Иоаннова   30.09.2013 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
С уважением, Ваша.

Зинаида Палеева   03.10.2013 20:13   Заявить о нарушении