Лихов переулок гл. 22
– До войны мой дядя, католикос, – не тот католикос, что теперь, и не тот, что прежде, а третий, довоенный, – подарил яхту армянскому ЦК, и мы катались на ней по Севану, – она улыбнулась.
– ЦК вырезан, Севан обмелел, – заметил Юрий. – Не пихай меня ногой, сволочь.
Прошла минута. Юрий задумался. Тени от китайского фонаря скользили по его лицу.
– И не тревожат больше сердце ростки на рисовых полях, – заключил он.
– Как печальна ваша жизнь, Юрочка! – сказала Ида.
– Ничуть. Напротив. Я ищу рефлекс рефлексов, как говорил Делакруа. Я ищу и нахожу то, что Фромантен, говоря о Рюисдале, назвал «горделивая живопись». Курить вредно, – строго сказал он мне. – Я желаю тебе счастья, Приша, – неожиданно сказал он. – Вообще у тебя сумеречное сознание, балда.
– Это, наконец, переходит всякие границы, – сказала племянница католикоса, опять крутя нарциссы.
– Скрытый эротизм – сильнейший эротизм, – сказал князь.
– Скоро все сядем, – сказала я.
– Вот так незаметно кончается жизнь, – сказала Ида.
– Я всё более и более склоняюсь к Конфуцию, – сказала я.
– Куда склоняешься? – спросил князь.
– К Конфуцию. И даже к неоконфуцианству.
– Даже так? – сказал князь. – То не ветер ветку клонит…
Так где же они, господин премьер-министр, эти ливийские летчики? – Вот именно, эти ливийские летчики. – Но где же они, господин премьер-министр, эти ливийские летчики? – Вот именно, где же они.
Серый, невзрачный,
Умерев, становится серебристым;
Там, наверху,
Он становится Серебряным Ветром,
Он становится Серебряным Ветром,
И танцует свой серебряный танец
Свободным, свободным, свободным.
Я вижу ясно только одно: как князь уходит со своим тяжелым портфелем, уходит по переулку. Но вещь уже написана.
Где тени их дорогие?
Где нежная их улыбка?
В России погребены.
А тем, кто умер, скажу: прощай! Прощай! Разлука ненадолго. Видишь белую яхту на горном озере, под полными парусами? Видишь белую яхту на горном озере, под полными парусами, исчезающую вдали?
Посвящается Иде Власовне Нарбут и князю Барятинскому.
– Стреляй прицельно! – кричит мне князь из-за облаков. – Сволочь малохольная! Тебя погубит испанская гитара! Клянусь Веласкесом, уже погубила. Смотри там, Пришка, у меня.
И улетает.
Вот эта вещь. Две бас-гитары. Плохая, рваная запись. Но это – лучшая вещь. Но – красота. Одна поёт, другая отвечает. Ай, отлично! Ну и что, что рваная. Зато лучшая. Потом идут кастаньеты. А вот и кастаньеты.
– Давай пять юаней, – сказал князь, как будто живой стоя передо мной.
– Да у меня только тугрики.
– Всё равно давай. Я в том чуме поменяю. В той яранге.
– Нехороший ты человек, – сказала я.
– Расскажите о главном прокуроре ГУЛАГа, Идочка, – сказал князь, сидя на своём обычном месте, на диване. В той комнатке, освещённой зелёным фонарём.
– Как-нибудь в другой раз, Юрочка, – устало сказала она, касаясь мундштуком тонких дорогих губ.
– Другого раза может не быть, – справедливо заметил Юрий.
Quietly, George.
– Причём здесь вообще Россия? Я спрашиваю, кто может справиться с мусульманами? И отвечаю: только Китай. Почему? Еще более жесток.
Спокойно, Джордж.
– Да я вообще не упоминаю Россию. Но Америка?
– Америка будет небольшой сельскохозяйственной страной, покорной Китаю. Небольшой коммуной. Россия – небольшой свиноводческий комплекс под руководством Китая.
– На той горе козлы, на этой бараны, – говорил князь, любуясь открывшимся пейзажем. – А на той – тигр.
– Снежный барс.
– Козлы дерутся с баранами, а тигр смотрит на них, по-доброму смотрит, положительно. Вечером подберет свалившегося в пропасть. Милосердная смерть.
– Господа, вы можете перейти к более мирным пейзажам? – сказала Ида.
– Можно подумать, что где-то есть мирные пейзажи, – пробормотал князь.
На другой стороне листочка – стихотворение. Вляпаю его сюда.
Юность –
это молодой дождь,
который идёт ночью на проспектах
и радуется сам себе;
и в его незрячем шуме
видны только те струи,
что падают возле фонаря;
к утру его и следа не будет,
и запах исчезнет;
о нём не знает никто, никто не знает;
лишь старики, которым трудно дышать,
выходили ночью,
и спящие дети видали его во сне.
– Старость – это старое одеяло, – сказала я. – В которое заворачивают, прежде чем умереть, и мечты, и дружбу…
– Да остановите вы этот поток сознания! – сказал князь. – Этот поток бессознания. Подсознания. Тпру. Остановимся на юности.
– Та шо ж, я ни шо ж.
– Та вот же ни боже мой.
– Та шоб тебе повылазело.
– Та вот же тебе дуля.
– Та шоб я еще раз, та никогда…
– Та вот же, та ни шо ж…
– Да заткнись же ты, наконец.
_____________________________________
– А вот еще, Идочка, как русские писатели делают: найдёт какую-нибудь плоскость, например, письменный стол, подойдет и – бац, бац, бац башкой! – ну это чтобы мысль пришла. К стенке подойдет: хрясь! Хрясь! Хрясь! – чтобы лучше мысль проявилась. Видите, на лбу у Пришки шишка?
– Ах ты… ах ты…
– Видите, медленное сознание не справляется с быстрым? Ты уксус приложи, – заботливо сказал князь. Пилите, Шура, пилите.
– Скажи за всех! За всех, кто молчит! – орёт мне князь. – За тех, кто несчастен! – И, совершая пируэт в небе, улетает навсегда.
______________________________________
В детстве нас водили
на дальнее Синее озеро,
пионеротряд шел попарно,
срывая каждый цветок;
над нами возвышался могучий лес
в три человеческих роста,
по тропинке не ступала нога человека.
Мы долго шли и вышли на озеро, протянувшееся полосой слева направо; за ним виделось еще озеро, и ещё, и ещё; и во всю длину этого озера, разгоняясь, летели лебеди; много; серебряный звук; они громко кричали, отрываясь от воды, взлетали по косой в серебряный воздух, он дрожал от их криков, чисто и благозвучно; с глубоким отчаянием, с тайной страстью, над этим синим осколком летели лебеди, окрашенные в закат. Розовые! Трубный звук. Сотни две разом поднялись в небо. И я никогда не видела их больше. Никогда.
____________________________________
Все контуженные. Все. Никто полония от плутония не отличает. Господи, помоги мне. Помоги мне, армянский дудук. Спасай меня, благородный дудук. Звучит священный дудук.
__________________________________
Как два родника, мы друг друга искали,
И вот средь песков мы в пустыне пропали.
Хороший бейт. Хорошо, но не моё. Не моё, но тоже хорошо. Отличный бейт. Современный арабский поэт. Имени, конечно, не помню.
… И, спотыкаясь, сквозь туман,
Тот очумелый караван…
Нет. – Бредёт усталый караван…
Нет. – В пустыне, бледной как дурман,
Идёт, шатаясь, караван.
Направо – ложь, налево – бред,
И впереди дороги нет.
О солнца блеск, о звёзд огни,
Проникните в глаза мои.
Мои ослепшие глаза
Сокрыла ночи подлой мгла,
Мой разум радостный померк
В пучине горьких, горьких бед;
Погрязла лодочка моя
В идиотизме бытия,
О слёзы чистые любви,
Наполните глаза мои.
Моя ничтожная душа
В пространстве бродит не дыша;
Меня сковал постыдный страх,
Молчанье – гибель, слово – прах;
Скажи, преступная страна,
Куда нас, бедных, завела?..
О правды свет, о слёз огни,
Откройтесь же, глаза мои.
А короче можешь? Еще короче. Да могу. Но и первый вариант хорош. Здесь взят бейт другого поэта, тоже арабского, тоже современного. Он называется «О солнца блеск, о звёзд огни».
Вообще я смотрю, мировая поэзия, это какой-то ажиотаж. Она идёт единым потоком, она подхватывает и уносит. Это поток высокочастотной энергии, и кто туда попал, тому не выбраться. Да и не надо.
Выпускай эту бедную птицу!
Выпусти её из клетки!
Она хочет умереть свободной.
Это опять моё. А это опять не моё:
Чтоб славу обрести, чей гул наскучит скоро;
Чтоб высоко взлететь и не иметь опоры;
Чтоб с музами дружить
И счастья не сберечь.
Французский поэт
__________________________________________
– Что ты делаешь здесь, в горах? – спросил койот.
– Я пришел остановить мир, – ответил ученик колдуна.
– Как славно, – сказал койот.
– Я просил кофе с коньяком, – сказал князь.
– Коньяка нет, к сожалению, Юрочка.
– Тогда только коньяка.
– Всё-таки скажи, каким образом можно всё время находиться под балдой, – сказал князь. – Без всяких наркотиков, без всяких стимулянтов, безо всяких аргументов и тем более аргументов, – вот просто всё время находиться под балдой. Научи, Приша. Объясните бедному студенту. А то денег нет на водку. Explain, please.
– Я сам видел, как Пришка врезалась в столб. Шёл за ней по Лихову и Пришка на полном ходу врезалась в столб.
– Да нет там никакого столба, – сказала Ида.
– Я просто читала объявление о щенках. Щенки продаются.
– Тебе щенки нужны? – сказал князь. – О, так я и есть щенок.
– Вот так вот, откровенно? Тебя, князь, не поймёшь. То ты архиерей, то щенок. Только что был архиереем, а теперь собака.
– Я собака, собака, – сказал князь. – Ав.
– Ты собака? Сидеть, – сказала я. – Хорошо сидеть. – Князь и так сидел на диване. Князь скушал печенье, которое я ему дала.
– Лежать.
Князь опрокинулся на диван.
– Стоять. Хорошо. Ко мне, – князь рванулся ко мне. – Хорошо. Фу! Дурак. Рядом. – Князь скушал еще печенье.
– Что происходит? – спросила Ида.
– Юрку дрессируем, – ответила я.
– А если тебя спустить с поводка? Какашки есть не будешь?
Князь отчетливо замотал головой. И даже выразил удивление и гнев.
– Будешь слушаться? А то выпорю. – Князь смотрел честными доверчивыми глазами.
– Хорошо. Гуляй!
Князь забегал по квартире. Что было довольно сложно.
– Однако, – сказала Ида.
– Молодец. Хорошо гуляй! А блохи у тебя есть?
Князь выразил глубокое удивление. Молча, по-собачьи.
– Нет, так будут, – сказала я.
Князь почесал за ухом правой передней ногой.
– Так есть блохи или нет?
– Это можно проверить, – сказал князь по-человечьи.
– Знаете, что? – сказала Ида. – Знаете что?..
– Нет, не знаю, – сказал Юрий. – Знать ничего не знаю, ведать не ведаю. Нам дают награду, мы на неё ситец покупаем.
__________________________________
– Инвалиды, вперёд! – сказал князь. – Артель «Московская сирота» вызывает на бой артель «Московскую поллитру». То есть я ошибся, «Московскую палитру» . Наш кружок по изучению Вселенной… э… никогда… э… всегда будет любим народом. Вот здесь, нахрюкавшись кофе…
Все диссиденты. Все деграденты. Все. И ТУС постоянного действия прочно занимает свое место.
ТУС постоянного действия
1-2. ПТР выдвинуть на дорогу.
3-4. Командира 1-й роты ко мне.
Мелко исписан листочек
Карандашом комбата.
Таблица условных сигналов.
Намертво. Навсегда.
– Мне надоело быть адмиралом, – сказала я. – Теперь я китайский стратег. Я древний китайский стратег, с веером в руках. Молодой, красивый, в белом халате.
– Ваше превосходительство, что нам делать с Китаем?
– Ничего не делать. Китай сам всех сделает.
– Ваше мнение по Кавказу? Только коротко, в трёх словах. Только цензурных.
– Граница по Тереку, – сказала я. – И всё тут. Люди в папахах – не наши люди. Это гордые люди. Это не наша земля. – Я немножко махнула веером.
– Ваша честь, если не секрет, а вы-то кто? – спросила я.
– А я вообще тройной агент, – сказал князь. – Но я на вашей стороне.
_________________________________________
Все декаденты, все. Чёрт меня побери. Опять звучит испанская гитара.
Хавбека уронили на газон. Форварда уронили на газон. Судью уронили на газон. Трибуны просят гола. Ой, что-то будет. Всеобщее пенальти, вот что будет. И там стенка, и там стенка. Чувствую, что-то будет. Чувствую. Что-то. Будет. Главное, чувствую.
________________________________________
У этого китайца какой-то странный веер в руках, в форме птичьего крыла. Изящно. Махнёт слегка, бьёт барабан, войска идут в атаку. Интересная тактика. Обдумать. Веер – барабан – атака. А чего тут думать. Тебе же папашка ясно сказал: мол, ПТР выдвинуть на дорогу, а командира 1-ой роты ко мне. 2-й и 3-й тоже.
________________________________________
Говорю тебе, работай в басовом ключе. Лучше будет.
– Поскольку мысль быстрее слова, – сказала я, – то в музыке звук быстрее мысли.
– Что произнесла-то? Чем обнадёжила? Что за конструкцию создала? – сказал князь.
– Сгинь, исчадие ада, – сказала я. – Отрыщь.
Отрыщь – фу, брось, нельзя, назад, уйди, сволочь; атас, полундра; сгинь, проклятый.
– Полундра! – включился князь. – Хамсу дают на полубаке!
– Это какое такое? – спросил князь. – Это рассыпчатый кофе дают? Миноносец «Стремительный» вызывает на бой миноносец «Сомнительный». Ну, убогая, думай скорей!
– Причёска в стиле «Волна на озере Дунтинху», – сказала я. – Вот что нам нужно.
Стёпа. Стёпа Лиходеев. Сиди дома, никуда не ходи. Рассказ никуда не носи. Мы тебя предупредили – дали – дили. Понял, урод?
Неужели Тутмос возник? Неужели москвичи мошенники? Меня волнует одна идея. Что происходит по ночам в скульптурных мастерских. Когда никто не видит.
Прощание скульптора Тутмоса,
или царица Нефертити
А если тебя постигнет
Творческая неудача,
Ты уйдёшь в страну мёртвых,
Так священная кошка сказала.
Работай, Тутмос, работай,
Это наш единственный шанс,
Озирис ведь всё заберет,
Всё, кроме этой головки.
Только ты один знаешь,
Как из смерти сделать бессмертье;
Работай, Тутмос, работай,
И к утру представь нам
Авторский экземпляр.
Последний раз смотрит скульптор
На головку бессмертной царицы.
Она же смотрит на него.
И говорит: прощай, смертный.
Пили вместе, а теперь прощай.
Никогда больше.
Прохожий, кто ты? Я тебя не знаю.
На колени.
Целуй последний раз.
На колени, раб! Простирайся ниц
Перед бессмертной богиней.
_________________________________________________
Стиль. «Дольче нуово», примененный Данте в «Vita nuova».
Метод: рваный текст.
Учителя – китайские. Высший пилотаж – японский. К этому примешиваются арабские поэты, явно любившие пустыню.
В рассказе приняли участие:
Данте Алигьери а также
Пушкин неназванные японские и китайские поэты
Шекспир а также
Низами Аполлинер и арабские поэты,
Франциско Гойя а также редкая икона Георгия Победоносца,
Бенвенуто Челлини где он на чёрном коне.
Веласкес
Тициан Табидзе
И, конечно,скульптор Тутмос.
А также, прости господи, даосский маг, он же стратег,
Чжугэ Лян, по кличке «Дремлющий Дракон».
Но это роман приключений? Непременно. Это философский роман? А как же. Может быть, это просто любовная песня? Конечно. А тогда поможем, сказала великая банда. Наглеть, так до конца. Никогда я не забуду образ Вали, а я тем более, мне Леша обещал.
____________
Свидетельство о публикации №213090901763