Бедное яблоко

       Когда я беру в руки Библию и только начинаю медленно листать её страницы, то часто невольно вспоминаю многих моих предков как по отцовской, так и по материнской линиям, которые, вероятно, гораздо чаще меня держали в руках точно такую же книгу и несколько веков подряд листали её, читали и объясняли содержание многих её строк, а также призывали верующих к соблюдению заповедей Иисуса Христа, участвовали в становлении и развитии Христианства на российской земле, вносили свой личный вклад в упрочение и развитие Киевской Руси, Великого княжества Московского и  Российской империи.

       Среди моих Поповых в первую очередь обращаю свой взор на киевского митрополита Леонтия, который появился в Киеве более десяти веков тому назад в далёком 992 году.

        Леонтий не был причислен к лику святых, но для меня он является самым строгим судьёй моих суждений на библейские темы. Вполне вероятно, что мои представления, как представления светского человека XXI века, сильно отличаются от суждений Леонтия, но мне совсем не хочется огорчать его своими возможными разночтениями. Мне, как человеку, взявшему на себя тяжёлую ношу современного историка-аналитика, просто часто хочется самому докопаться до истины, и я надеюсь на понимание и помощь в этом деле моего строгого предка.

        Другими моими вечными судьями по отцовской линии считаю причисленных к лику святых епископов ростовских Леонтия и Исайю, а также их последователей в лице более молодых епископов Ростова: Леонтия, Иоанна, Игнатия, Семиона, а также священника Андриана. Все они посвятили свою жизнь служению в Ростове Великом, поэтому и я, держа в руках Библию, невольно мысленно следую за ними в этот древний русский город, до сих пор хранящий от нас удивительные тайны своего имени и происхождения. На эти тайны до сих пор мало кто обращал своё внимание, а зря! Ведь не случайно же Ростов носил имя Великий и несколько веков подряд был центром духовной жизни Киевской и Белой Руси.

        Самым последним из моих Поповых в Ростове Великом был  епископ Иоанн Младший. В 1330-1346 году он служил архимандритом  кремлёвского монастыря святого Спаса, расположенного за двором Ивана Калиты, великого князя. Иоанна называют редактором и даже автором первых московских летописей. По воспоминаниям он был «муж сановитый, словесный, любомудрый, учительный и добродетельный». За свои достоинства был поставлен епископом Ростову Великому и служил там в 1346-1356 годы, то есть 10 лет.


         Среди моих московских предков, духовных учителей, наставников и судей самым старшим был Семион. Он тоже, как и Иван, служил архимандритом и настоятелем монастыря святого Спаса в Москве. А в 1383 году был убит татарами, которых приводил к Москве хан Тактамыш.

         Сыном Семиона, скорее всего, был Андрей Попов, сын Семёнов.

         При объезде войска хана Мамая, двигавшегося на Москву, «крепкие сторожевые Родион Жидовинов, Андрей Попов, Фёдор Мелик и иных 50 человек удалых людей» были схвачены ордынскими разъездами. Андрею Попову удалось вырваться из плена.

         23 июля 1380 года «сторож крепкий Андрей Попов, сын Семёнов» прискакал к великому князю Дмитрию с известием: «Идёт на тебя, государь, царь Мамай со всеми силами ордынскими, а ныне он на реке на Воронеже. И мы силу его объезжали 12 дней».  (Монах Софоний. Сказ о Куликовской битве).

         После этого Андрей Попов принимал участие в Куликовской битве. Дальнейшая его судьба мне пока неизвестна.

         Внуком Андрея Попова мог быть третий Иоанн, самый первый протопоп московского Архангельского собора в Кремле.  Сыном протопопа Иоанна, скорее всего, был Симон, митрополит Московский и Всея Руси.

          Вот такую длинную череду родичей по отцовской линии невольно вспоминаю я, когда беру в руки Библию и под их внимательным взором начинаю листать её страницы.

          Однако вспоминаю я не только моих Поповых. По материнской линии точно такими же авторитетами и судьями моих размышлений о различных строках Библии являются прежде всего Томас Бёрис (1756-1837) и Роберт Пинкертон (1780-1859). 

          Первый был известным английским епископом, учёным-богословом, автором более ста научных работ, посвящённых Христианству. На его проповеди всегда спешили лорды, пэры и даже короли. Иногда он выступал не только в соборах, но и в английском парламенте. Он же стал основателем Британского библейского общества, которое начало заниматься переводом Библии на разные языки народов мира и её распространением в разных странах Европы и Азии. Он же по совету английского короля основал и Королевское общество литературы.

Поэтому мне очень важно соотносить свои мысли и слова с мнением Томаса Бёриса. Ведь кроме всего прочего он был родным братом моей прабабушки в восьмом колене, а их фамилия практически совпадает с моим именем.

         Роберт Пинкертон был племянником Томаса и моим прадедом в седьмом колене. Вроде бы случайно, но я ношу его имя и отчество, но только на русский манер, а дата смерти его отца – Джона Пинкертона, известного шотландского писателя-историка – тоже вроде бы случайно совпадает с датой моего рождения. Не слишком ли много случайностей произошло, как Вы думаете?

         Так вот: Роберт активно, часто рискуя жизнью, длительное время участвовал в основании и деятельности Российского Библейского общества и таких же обществ ряда других стран Европы и Азии. Мне приходилось читать его книги посвящённые истории России и Русской Православной Церкви. Одна из них хранится в Москве в Российской государственной библиотеке, другая есть в Лондоне. Судя по книгам, Роберт Пинкертон много внимания уделял изучению Российской империи и её населения. Сегодня я следую по его стопам и как бы продолжаю его дело и дело его отца и дяди.   

         Надеюсь, теперь читатель хорошо понимает, в каком непростом положении мне приходится находиться, особенно тогда, когда приходится брать в руки Библию и  раздумывать над разными её строками. Оглядываясь на строгие лица моих незримых предков, я не имею права читать Библию поверхностно, делать поспешные выводы, вводить в заблуждение моих читателей. Я должен отвечать на все возникающие вопросы только взвешенно, честно и прямо. Поэтому постараюсь так и действовать.


          Запретный плод

          На этот раз перед лицом всех моих поимённо названных предков мне хочется опять обратить внимание моих читателей на Ветхий Завет и посвятить нашу очередную беседу теперь уже не первой строке Библии, как это было несколько лет назад, а тем её строкам, которые были написаны позднее и посвящены изгнанию Адама и Евы из рая. Надеюсь, современному читателю будут интересны некоторые неожиданные мысли и сделанные мной открытия, связанные с этим изгнанием.

          Итак, предлагаю приступить к обсуждению, начиная со следующих строк Библии:

         «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь…

         3. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

         И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

         И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

         И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

         И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

         Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

         И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

         Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

         И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?

         Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела…

         Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.

         Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…

         И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

         И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Бытие. 2. 16-17; 3. 1-23)

        Вот как строго осудил Господь Адама и Еву только за то, что они вкусили плод с какого-то дерева и после этого якобы познали добро и зло.
Поэтому возникают вполне естественные вопросы:

какой же плод вкусили Адам и Ева?

почему этот плод позволил им познать добро и зло?

кто скрывался в образе говорящего змея? 

почему Господь так сильно испугался познания Адамом и Евой добра и зла? 

        Попробуем найти ответы на эти и некоторые другие вопросы.

        Ответ на первый вопрос вроде бы давно известен. Этот плод многократно изображали разные живописцы и скульпторы, вспоминая строки Библии. И этот плод – самое обыкновенное яблоко.


Вы когда-нибудь ели такое яблоко? Глупый вопрос. Конечно, все мы вкушаем яблоки с раннего детства и до самой старости. Однако вкушать-то вкушаем, но кое-что очень важное, сокрытое внутри яблока, могли никогда и не заметить, всю жизнь прожить и умереть, так и не познав тайны самого обыкновенного яблока.

Кто-то может сказать: «Да никакой тайны яблока не существует! Яблоко, как яблоко. Никакой тайны внутри него нет! Сколько раз ел, но ничего особенного не заметил».

А как же, например, тот же Ньютон? Когда однажды некое яблоко упало ему на голову, то он ведь прозрел. И это прозрение привело в конечном итоге к открытию Закона всемирного тяготения. Так-то вот! Яблоко и всемирное тяготение! Это вам не шуточки. То есть самое обыкновенное яблоко иногда может и осенить, да ещё и самым необычным образом. Надо только быть очень внимательным, когда имеешь дело с яблоком. Даже с самым обыкновенным, даже с самым невзрачным.

Пятиконечная звезда

Нечто подобное однажды произошло и со мной. Я взял в руки обыкновенное яблоко, наверное, это был простой Белый налив, и может быть впервые за свою жизнь разрезал яблоко ножом не вдоль, то есть от веточки до хвостика, а поперёк. Разрезал на две половинки, посмотрел на них и обомлел. На обеих половинках я увидел правильные пятиконечные звёзды. Стал резать другие яблоки – картина та же самая. Кругом пятиконечные звёзды! Хоть в большом и красивом яблоке, хоть в самом малом и неказистом.

Неужели Ева, а потом и Адам, когда вкусили яблоко, всего-то лишь что и увидели, то только ту же самую пятиконечную звезду? И из-за этой мелочи Господь изгнал их из рая?! Почему?

Самый простой вывод, который сразу же приходит на ум, заключается в следующем. Для иудеев традиционным символом является шестиконечная звезда Давида. В представлениях иудеев именно эта звезда характеризует их особое мировоззрение и традиции общественной жизни. И поэтому не случайно именно эта звезда обозначена на государственном флаге Израиля. В таком случае человек, живущий среди иудеев, обязан благоговейно относиться к звезде Давида.

И вот случилось нечто противное. Ева, а потом и Адам, вкусив яблоко, вместо шестиконечной вдруг впервые увидели звезду пятиконечную. Увидели и удивились. Как же так? Им все уши прожужжали, что священной звездой может быть звезда только шестиконечная, но в окружающем мире они увидели совсем другую звезду. Получается, что шестиконечная звезда противоречит самой природе, что эта звезда искусственно надуманная и фальшивая!!! 

Подобные мысли, возникшие у Евы и Адама, могли привести к следующему. Адам и Ева стали высказывать иудейским жрецам (а ведь именно они выступают от имени Господа) своё сомнение в священности звезды Давида. Потом Адам и Ева могли уже не только высказывать свои сомнения в этом, но даже возражать. Вначале шёпотом, а потом и громко, вслух. Добро – это пятиконечная звезда. Ведь она символизирует саму природу, окружающий растительный мир. А шестиконечная звезда – это зло, это искажение и извращение естественной природы. Она надуманна, она фальшива. Поэтому следующим шагом Адама и Евы могло быть предложение и даже требование: изменить искусственный и фальшивый иудейский символ на вполне естественный, природный.

Конечно, такое вольнодумство могло быть воспринято и жрецами, и окружающими иудеями как страшный грех, как святотатство, как посягательство на вековые устои. Поэтому, скорее всего, только подобный страшный проступок мог привести к последующему изгнанию провинившихся далеко за пределы проживания иудеев. 

Но неужели именно за такой проступок и были изгнаны из иудейского рая Адам и Ева или те первопредки, которые скрываются под их именами?

Иного на ум ничего более пока не приходит. Так всё дело лишь в пятиконечной звезде? Чем же такая звезда могла напугать ортодоксальных иудейских священников? Вопрос. Попробуем найти ответ на этот вопрос. С этой целью перелетим мысленно на машине времени на 75 веков назад, когда Всевышний якобы сотворил на Земле новый мир.

Археологи утверждают, что самая древняя пятиконечная звезда была ими обнаружена при раскопках на территории древней Анатолии, то есть в Турции. Возраст этой звезды составляет около 8000 лет.

 

То есть время появления этой звезды практически совпадает с библейской датой Сотворения мира, появления на свет Адама и Евы и изгнания их из рая.
В то время на территории Анатолии существовали разные неолитические поселения. Из них более древним было поселение Чаёню, а более молодым – поселение Чатал-Хююк.

Согласно антропологам, в районе поселения Чатал-Хююк вначале проживали только два племени. Одно большое племя представляло собой длинноголовых евроафриканцев, а второе племя, втрое меньше – протосредиземноморцев. При этом, по мнению антропологов, местные евроафриканцы были очень похожи на древних жителей Южной Франции (Комб-Капелль). А тех относят к средиземноморскому варианту кроманьонцев. Что касается протосредиземноморцев, то это предки нынешних греков, арабов, иудеев.

И вот наступил момент, когда на эту же территорию пришло третье племя. Это было племя круглоголовых (брахицефальных) людей. Антропологи относят их к Альпийской расе. К этой же расе относятся, например, многие кельты и славяне.

Что же случилось в Анатолии, когда вдруг появилось третье племя? Может быть, началась беспощадная война племён и кровавая резня? Отнюдь нет! Войны не произошло! Три племени стали жить вместе и жили мирно бок о бок на протяжении более тысячи лет! Удивительно, не правда ли. И эти племена не просто жили рядом, они построили удивительный город, самый большой на планете для тех времён. Он был, например, на порядок больше, чем тот же Иерихон, который существовал тогда же в долине реки Иордан в районе древней Иудеи.

Новый город, который археологи называют условно по-турецки Чатал-Хююком, был похож на более древний город, который те же археологи условно называют по-турецки городом Чаёню. Именно в этом городе ранее проживали представители третьего племени, то есть круглоголовые.

Чем же интересен для нас этот более древний город Чаёню? А интересен он именно тем, что в нём впервые на нашей планете произошла социальная революция коммунистического толка. Вот что пишут об этом событии археологи:

«В Чаёню в Восточной Анатолии… можно ясно проследить различные стадии неолитической революции в последовательной смене слоёв поселений. Хотя ни одна из основополагающих инноваций (домостроительство, сельское хозяйство, скотоводство) не возникла в самом Чаёню, временная последовательность прихода новой техники в поселение точно соответствуют той последовательности, в какой она появлялась (пусть и в других местах). Самые нижние слои (8800-8500 гг. до н.э.) свидетельствуют о наличии устойчивого осёдлого образа жизни на базе охоты и собирательства.., в более верхнем слое (около 8000 г. до н.э.) обнаруживаются первые (импортированные) семена.., ещё выше засвидетельствовано наличие первой отары овец ок. 7300 г. до н.э… С наличием осёдлости, сельского хозяйства и скотоводства мы имеем вместе все три основополагающие инновации первой стадии неолитической революции производительных сил...

Но этот технический прогресс осуществляется в деструктивном, патриархальном и иерархическом и крайне жестоком обществе. В одном из упомянутых строительных слоёв Чаёню, помимо жилых домов и амбаров, имелось ещё «особое строение» площадью 8 на 12 метров – большое прямоугольное сооружение без окон, которое было врыто в горный склон и завершало поселение с востока... Перед этим храмом… располагалась прямоугольная площадь размеров в 1500 кв.метров, окаймлённая каменными монолитами высотой до 2 метров... В целом, сооружение, подавлявшее своей монументальностью.

С северной стороны площадь замыкали 3 больших господских дома с одинаковыми фасадами, ориентацией и с равным расстоянием друг от друга. Эти дома стояли на более высоком постаменте на массивных фундаментах из больших, обтёсанных камней и имели тщательно сложенные стены, веранду с каменными лестницами. В этих трёх домах концентрировалось общественное богатство: большие блоки из горного хрусталя, каменные скульптуры, раковины из Средиземного моря и даже из Красного (!) моря.., а также импортированное оружие высокого качества.
В западной части поселения дома были вполовину меньше, куда худшего качества, без дополнительного украшения, и построены они были не по единому плану. Там были найдены лишь немногие инструменты, необходимые для жизни…

Всё сырьё, необходимое для производства орудий труда и добываемое путём торговли с далеко отстоявшими местностями – кремень и обсидиан – были обнаружены исключительно в домах, расположенных возле храма. Там они были сложены блоками, тяжестью до 5 кг. (Стоит упомянуть, что готовые изделия весят всего 4 г.!). Но никаких следов отходов, возникающих при обработке камня, никаких следов какой-либо производственной деятельности.

Диаметрально противоположной была ситуация в бедных кварталах на Западе. Здесь не было обнаружено сырья, но на улицах валялись отходы от обработки кремня и обсидиана. Всё это означает, что имелась небольшая группа людей, которая имела богатства, не работая, и большая группа людей, которая работала, но не владела богатствами: существовали классы!..

Характерно, что и это – древнейшее из известных нам – классовое общество предстает перед нами как патриархальное… и резко деструктивное. Похожие на вырытые в горе пещеры, мрачные храмы служили для поддержания власти в очевидно жёстко организованном обществе… путём открытого террора – с помощью человеческих жертвоприношений. В храмах всех слоёв проливались целые потоки крови, о чём свидетельствует толстая корка на обнаруженных кинжалах, жертвенных камнях и в специально проложенных отводных шахтах... Анализ на гемоглобин подтвердил, что речь идёт о человеческой крови... В кладовых одного из этих храмов лежали черепа более 70 человек и части скелетов более чем 400 различных людей.., «уложенные в штабеля до краёв»…. В других поселениях Восточной Анатолии ситуация была схожей.

Однако в то время как в других частях Земли развитие такого классового общества продолжалось и дальше, в Восточной Анатолии история приняла совсем другой оборот.

В один прекрасный день 9200 лет назад в Чаёню господские дома на северной стороне большой площади были сожжены, причём так быстро, что владельцы не успели спасти свои богатства... Храм был снесён и сожжён, даже пол был выкорчеван.., каменные столбы вокруг площади повалены, а самые крупные из них разбиты на куски... Сама площадь, за которой до этого в течение 1000 лет ухаживали, содержа в полной чистоте, была переделана в место сброса отходов со всего поселения... После короткого и хаотического переходного периода начался снос всех домов. Трущобы на Западе исчезли навсегда, а всего лишь в нескольких шагах от места, где сгорели руины господских домов, стоял теперь новый Чаёню.
Новые дома по размерам были сравнимы со старыми господскими домами.., но плохо построенных домов или хижин больше не было... Во всех домах жители работали.., и любые указания на социальные различия были стёрты...
…руководитель раскопок в Чаёню, Мехмет Ёздоган смог в 1997 г. исключить вторжение чужеземных народов, войну, эпидемии и природные катастрофы и пришёл к выводу, что единственной причиной этой перемены мог быть только социальный переворот...

Но революционерам той далекой эпохи удалось не только стряхнуть тысячелетнее, кровавое и эксплуататорское господство. Им удалось, более того, найти, сформулировать и осуществить общественную альтернативу. Социальная революция 7200 г. до н.э. стала моментом рождения неолитического коммунизма. Возникает бесклассовое общество равенства, с равноправием женщин и мужчин, – общество, которое за короткое время распространилось на всю Анатолию и почти одновременно на Балканы и просуществовало в течение 3000 лет...»

И вот эти круглоголовые революционеры из города Чаёню пришли в район будущего Чатал-Хююка. И они не просто пришли, они вместе со своими соседями продолжили созидание на новом месте справедливого, равноправного общества.

Вот что пишут об этом те же археологи:
«Чатал-Гююк

…Откуда же нам известно, что это было бесклассовое общество?
Для этого имеются обычно три, а в случае с Чатал-Гююком, даже четыре критерия, которые следует рассматривать во взаимосвязи:

1. Архитектура. В классовых обществах жилая и дворцовая архитектура для представителей господствующего класса явственно отличается от жилой и рабочей архитектуры эксплуатируемого класса не только в количественном отношении (по жилой площади), но и по качеству (структуре)…

2. Погребальные подношения. Если в обществе принято класть в могилы умерших предметы, то по явным качественным различиям между погребальными подношениями можно судить о различной классовой принадлежности умерших. То же самое относится к

3. Оформлению предметов потребления…
Архитектура, погребальные дары и предметы потребления прекрасно сохранились в Чатал-Гююке. Они позволяют судить о бесклассовой структуре этого общества. К этому добавляется и ещё один критерий:

Лоуренс Энджел, исследовавший захороненные скелеты, обратил внимание также на изношенность костей и обнаружил на всех скелетах людей работоспособного возраста указания на тяжелый, физический труд... Энджел писал: «Это бросающееся в глаза, но вполне ожидаемое соответствие у народа, об активности которого свидетельствуют фрески»... «Ценой за творчество и стабильность был тяжелый труд для каждого и каждой», – продолжал он… В классовых же обществах, напротив, как известно, дело обстоит так, что имущие вовсе не работают, так что у представителей господствующего класса можно обнаружить заболевания богатых, но не изношенность костей в результате тяжелого физического труда.
Бесклассовое общество

Но ключом к пониманию общественной формы Чатал-Гююка служит все-таки архитектура…

Фактически в Чатал-Гююке существовал только один-единственный дом в 1500 копий! Этот принцип строительства сохранялся во всех археологических слоях, так что на протяжении 1200 лет сооружались дома только одного этого типа...

Равенство в жилье распространялось также на материал, план, высоту и организацию пространства.., даже на доступ воздуха... Внутреннее оформление, то есть украшение стен и платформ, однако варьировало... Уже сама эта архитектура не оставляла места для социальных различий. Все дома были в качественном отношении одинаковыми, представительные сооружения, такие как храмы и дворцы, совершенно отсутствуют. Каждое здание было обитаемым.

Разделение на «священное» и «жилое» осуществлялось не посредством строительства различных сооружений.., но внутри каждого отдельного дома, где имелась священная зона (платформы под фресками) и «светские» части дома (кухонное помещение и рабочая зона в центре)... Тем самым, не было и необходимости в существовании профессиональных священнослужителей. (На основе результатов раскопок в Чаёню, можно сделать вывод, что в рамках социальной революции культовые сооружения и жречество были полностью ликвидированы... Социальное равенство людей в Чатал-Гююке подчеркивалось ещё и единственным различием между домами: по размерам жилой площади. Она соответствовала величине семьи, так что в распоряжении каждого взрослого или двоих детей моложе 15 лет находились 10–12 кв.метров, причём о размере семей говорит число платформ...

Поскольку один дом мог служить жильем до 120 лет.., возникает вопрос: как люди приспосабливали жилую площадь к изменившемуся числу жителей? Ответ, возможно, может дать строительный план... К каждому дому с 3 платформами (примерно 30 кв.м.) относились еще и 1–2 комнаты площадью по 10–12 кв.м... Эти помещения служили для хранения запасов, но прежде всего, для хранения неорганических отходов, таких как осколки керамики, отходы каменного производства, мусор при уборке, пепел и зола из очага и печи т.д... Если потребность в жилой площади возрастала, отходы из комнаты переносились на стройплощадку, где их использовали для засыпки и изготовления плоского пола под фундамент нового дома... Опустевшая и очищенная комната могла затем служить для увеличения жилой площади... Так становится понятным, почему на плане отсутствуют комнаты в расширенных домах... Но поступали и наоборот: если в одном доме оставался всего один человек, то жилое пространство уменьшалось до 12 кв.м.!..

Интересно и то, что максимально возможные жилые площади использовались не с самого начала, а по мере возникновения потребности в них, а при снижении потребности площади опять сокращались. Если бы все дома были одинаковы по размерам, это внешне усилило бы впечатление «равенства», на самом же деле, отношение к различным людям оказалось бы весьма неравным: человеку в большой семье отводилось бы меньше пространства, чем в маленькой. Благодаря тому, что в Чатал-Гююке дома приспосабливались к реальной ситуации, каждый житель Чатал-Гююка всегда имел в своём личном распоряжении 10–12 кв.м. «Живые дома» Чатал-Гююка… демонстрируют, что потребности людей были общественно обязательной основой производства. Эти выводы насчёт равенства людей при одновременном учёте их индивидуальных потребностей подтверждаются и дополняются анализом погребальных даров и скелетов.

Индивидуальность и взаимоотношение между полами

Найденные в погребениях дары подчеркивают как социальное равенство, не сильно различаясь по количеству и качеству.., так и индивидуальные различия между отдельными людьми. Дары варьируют от одной могилы к другой и даже в одном жилище.., доказывая таким образом, что они свидетельствуют о различиях между отдельными индивидами, а не о различии на основе принадлежности к различным классам...

Таким образом, в Чатал-Гююке отсутствуют те различия между людьми, какие бросаются в глаза в обществе, расколотом на классы…
Захоронения в Чатал-Гююке свидетельствуют и об отсутствии общественного разделения труда, поскольку мёртвым давали с собой орудия для самой разной деятельности в базовом производстве и в каждом доме имелся свой запас семян... Следует, однако, признать личную (частичную) специализацию, сообразно склонностям, в деятельности, выходящей за пределы основного производства, о чем свидетельствуют погребальные дары в виде художественных принадлежностей… или меди... Люди в Чатал-Гююке… открыли, как из медной руды можно выплавлять металлическую медь...

Резкое отличие от классовых обществ заметно ещё и в том, что погребальные дары не изготовлялись специально для погребения; все они были предметами потребления, которыми люди пользовались при жизни и которые им были оставлены после смерти. И это относится также к украшениям, вероятно, стоящим на грани «шкалы отличий по степени важности». Великолепно обработанные кремневые кинжалы, отшлифованное обсидиановое зеркало, блестящее сильнее, чем античные металлические зеркала.., а также безупречные орудия из обсидиана.., все найденные в погребениях, свидетельствуют как о развитых и различных предпочтениях и способностях тех или иных людей, сумевших их изготовить, так и об уважении со стороны других людей, положивших эти вещи в их могилу, вместо того, чтобы взять себе... Погребальные дары, найденные в том или ином доме, изготавливались и использовались там же, а после смерти изготовившего и использовавшего их человека погребались вместе с ним. Ходдер делает вывод, что «не было элиты, обладавшей полным контролем над производством»...

Действительно выдающимся фактом, заслуживающим особого упоминания, является то, что и женщинам клали в качестве погребальных даров орудия труда, точно так же как и мужчинам... В более поздних, классовых обществах мужчины (из «средних слоев»!) получали погребальные дары, связанные с их профессией, но в женские могилы укладывали только украшения: богатые женщины получали богатые украшения, бедные – бедные украшения. То, что эти женщины работали так же тяжело, как и мужчины (если не тяжелее), никак не отражается в их погребениях.

Орудия труда в неолитических женских погребениях отражают естественное признание роли женщины в производстве благ. Это, в свою очередь, заставляет предположить, что в этом обществе не было противоречия между производством и воспроизводством. Дополнением и подтверждением служат настенные рисунки Чатал-Гююка, которые изображают мужчин, танцующих с детьми.., сюжет, вообще не встречающийся в искусстве классовых обществ вплоть до 13 в. до н.э., да и позднее являющийся маргинальным. И… хоронили не только женщин с детьми, но и мужчин...

Однако жители Чатал-Гююка не только клали в могилы женщинам орудия труда, но и погребали мужчин вместе с украшениями, иногда в немалых количествах…
Со всей очевидностью, тогда речь шла об отдельном, конкретном человеке, и если тот любил украшения, то у него их не отбирали и после смерти – независимо от его пола. А орудия труда изготавливали люди, они владели ими и использовали их, и потому сохраняли их и в могиле – опять-таки, независимо от пола…

Между мужчинами и женщинами не было значительной разницы ни в еде, ни в величине тела, ни в образе жизни. Из изношенности костей вытекает, что оба пола занимались очень похожей деятельностью. Оба пола вели себя одинаково как в доме, так и вне его, в равной мере были заняты на кухне и в изготовлении орудий. В отличие от народов, и ныне живущих на сопоставимой стадии развития, в Чатал-Гююке нет никакого указания на разделение труда по принципу пола!
…настенные рисунки, опубликованные в отчетах Меллаарта о раскопках, показывают в сценах охоты и женщин вместе с мужчинами... И одинаковое погребение мужчин и женщин скрепляло равенство даже в смерти.

 Солидарность и уход

 Социальное равенство, открывшее свободное пространство для развития индивидуальности, приводит к вопросу: «Как люди, являясь равными и свободными, относятся друг к другу?» Ответ дают примеры индивидуальных судеб, открывающиеся в совокупности находок, учреждения и статистические данные изучения скелетов.

Так, судьба охотника, который подвергся нападению первобытного быка, был принесён с охоты смертельно раненым домой, где за ним до самой смерти от гангрены и костоеды самоотверженно ухаживали.., доказывает, что семья и дальше могла получать еду после того, как лишалась важного члена семьи. Девушка, искалеченная вследствие перелома бедра и умершая в 17-летнем возрасте, была похоронена необыкновенно пышно... 17-летнюю девушку, преждевременно родившегося младенца… и мать, скончавшуюся вместе со своим ребёнком, перед погребением осыпали красной краской...: эта символика должна была обеспечить повторное рождение... Погребение матери, задавленной вместе с её 12-летним сыном рухнувшей крышей, до сих пор глубоко трогает, даже по фотографии скелета... Эти ситуации говорят об уходе и поддержке заболевших и свидетельствует о глубоком сочувствии к обойдённым судьбой.

Но о попечении за больными свидетельствуют не только индивидуальные судьбы, но и учреждения. Энджел считает, что различные строения в Чатал-Гююке служили самыми настоящими больницами...

Если сравнить статистические данные по Чатал-Гююку с данными по Эльмали-Каратас.., городу в том же регионе, но периода не каменного, а раннего бронзового века, то бросается в глаза, что детская смертность во втором городе была на 30% выше, чем в Чатал-Гююке. В городе бронзового века никто не жил дольше 55–60 лет, тогда как в городе каменного века имелось небольшое число жителей в возрасте 60–70 лет! Если вспомнить об огромном прогрессе технической революции эры металла хотя бы на одном-единственном примере плуга, который принёс увеличение производительности по сравнению с неолитической копалкой на многие сотни процентов, то подобное падение качества жизни кажется удивительным. Но, в отличие от материального богатства.., качество жизни (детская смертность, продолжительность жизни, обеспечение по болезни, снабжение основными продуктами питания, доступ к образованию, равенство возможностей) гораздо сильнее зависит от общественных отношений, чем от экономической производительности...

Средняя продолжительность жизни в Чатал-Г.ююке составляла 32 года... Хотя сегодня эта цифра пугает, мы должны иметь в виду, что эксплуатируемый класс достиг её снова только около 1750 г... Это означает, что у крепостных крестьян 300 лет назад продолжительность жизни была меньше, чем у свободных крестьян в каменном веке!..

Чего нет в Чатал-Гююке?

 Однако общество характеризуется не только тем, что есть. Столь же важным может быть то, чего нет.

Так, отсутствуют указания на преступления, связанные с собственностью. Воровство как криминальное преступление археологически доказать невозможно, но можно обнаружить проявление особой формы воровства – ограбление могил. Такое ограбление встречается во всех культурах, в которых предметы имеют меновую стоимость…

Поэтому ограбление могил всегда присутствовало с самого начала классового общества. В обществах же, где продукты и изделия не имеют меновой стоимости, являясь исключительно предметами потребления, которые изготовляются и делятся среди тех, кому они нужны, но не обмениваются, всякий мотив для ограбления могил отпадает. В Чатал-Гююке не обнаружено ни единого примера ограбления могил, Меллаарт нашёл лишь нетронутые захоронения... Подобно мотиву для ограбления могил, отпадал и мотив для воровства вообще.

Наибольшее впечатление, по сравнению с ситуацией в классовых обществах (к примеру, сегодняшних!) производит полное отсутствие изображений, говорящих о проявлениях агрессии, таких как «конфликт или борьба, не говоря уже о войне, избиении или пытках. Нет ни малейшего следа тех вещей, какие появляются с началом цивилизации»...

Нет ни одного человека, останки которого несли бы на себе признаки насильственной смерти; ни одна найденная кость не указывает на насилие со стороны другого человека как на причину смерти... Ни один человек не погиб, будучи убит или смертельно ранен другим человеком!

Совершенно отсутствует деструктивное обращение с людьми в культовых (религиозных) целях. Не было ни трепанации черепов.., как в неолитической Центральной Европе, ни деформации черепов.., как у центрально-американских народов или в Древнем Египте, ни ритуального увечья рук.., как в пиренейских пещерах ледникового периода, ни выбивания зубов при инициации.., как у австралийских аборигенов, ни кровавых жертв. Животные забивались в целях потребления, но нет никаких признаков ритуальных убийств...
И не было войны!

Это относится не только к Чатал-Гююку… вплоть до последних дней существования поселения.., но и на протяжении 1500 лет было характерно для Анатолии.., а с 6500 до 4000 г. до н.э. и для всей балканской культуры...

Всё это вместе выглядит как археология утопии. Но мы должны понимать, что 10 тысяч человек никогда не смогли бы жить столь плотно без всякой центральной власти, если бы они изначально не имели ненасильственных методов для разрешения конфликтов. Если бы в набор стратегий по разрешению конфликтов входило применение насилия, такие поселения, как Чатал-Гююк не могли бы надолго оставаться жизнеспособными: никто не сумел бы помешать распаду поселения. За априорное неприменение насилия говорит и упоминавшееся выше полное отсутствие разрушительности в культовой сфере: люди выработали столь же миролюбивые представления о потустороннем мире, какими были и они сами.

Разработанный общественный кодекс поведения и твёрдая этика «позволяли людям в Чатал-Гююке... регулировать повседневную жизнь... без центральной власти...
Нельзя не прийти к заключению, что люди Чатал-Гююка видели вещи иначе, чем мы. Они сконцентрировались на непрерывности жизни... форме и способе обеспечить её. Создается впечатление, что они... поняли значение... того факта, что жизнь должна продолжаться; фундаментальная истина, которую мы рискуем потерять из виду»...

 Коммунистическое общество

 Вероятно, это миролюбие имело, в конечном счёте, социально-экономические причины, поскольку все знали, что они могут выжить только вместе («фундаментальная истина, которую мы рискуем потерять из виду»). Однако решающим является тот факт, что люди, сознавая свою взаимозависимость, обходились друг с другом с заботой и миролюбием. Они могли выжить лишь благодаря сотрудничеству, и каждый день жизнь показывала им, что много людей совместно могут сделать такое, что не под силам многим людям по отдельности: Чатал-Гююк, или, как это сегодня обобщенно называют, «неолитический образ жизни»...

Избегая разрушительных действий и не имея на своей шее эксплуататора, отбирающего у них большую часть плодов их труда, люди смогли сократить среднее время работы, необходимой им для удовлетворения своих основных потребностей до менее чем половины продуктивного времени… Более половины времени оставалось у них на удовлетворение и развитие своих потребностей, что отразилось, к примеру, в удивительном производстве потребительских благ.., в разнообразии и качестве питания… и в конкретной социальной жизни. Свидетельством этому является искусство, задачей которого было обучение нормам повседневной совместной жизни...: живопись.., музыка.., танцы и многочисленные празднества.
На основании настенных рисунков… и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы.., следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам...

После того, как социалистическая утопия сгорела в сталинизме, открытие такого общества приобретает особое значение. Оно позволяет собрать эмпирические данные и даёт пример связи между коммунистическими производственными отношениями и общественными отношениями, притом в обществе, которое существовало не 80, а 3 тысячи лет.» (Бернхард Брозиус. Утопия – наследие далекого прошлого. Открытие высокоразвитой культуры в Анатолии)

И вот в этом обществе обнаруживается самое древнее изображение пятиконечной звезды! Для окружающих людей эта звезда являлась символом Чатал-Хююка и всего того, что в нём происходило. То есть эта пятиконечная звезда символизировала собой тот общественный строй, который существовал в Чатал-Хююке. И этот строй был коммунистическим! Он существенно отличался от того строя, который был повсюду вокруг и в том же Иерихоне и где, скорее всего, изображали совсем другую звезду – шестиконечную.

Возможно, именно так и возникло противостояние двух звёзд. Одна звезда являлась символом справедливости, равноправия, то есть символом добра.  И это была пятиконечная звезда. В последствие её изображали не только в Чатал-Хююке, но также в древнем допотопном Шумере и в Трое. Её же изображали и первые славяне, которые впервые появились у северных берегов Дуная в самом конце V века нашей эры.

 

Рельеф, IX— XI века, Солин, Южные славяне
Причём, как отмечал ещё Прокопий Кесарийский:
«(22) Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари…»  (Прокопий Кесарийскиий. Война с готами. Книга IV)

Налицо преемственная духовная связь ещё некрещёных тогда славян с древними жителями Чатал-Хююка.


 

Пятиконечная звезда с орлом, на вагоне, Российская империя, фото Виктора Буллы,
1905 год.

В исламе звезда символизирует соединение пяти основных столпов религии;
Окрашенная в зелёный цвет пятиконечная звезда является символом международного движения Эсперанто;
Звезда, лучи которой окрашены в разные цвета, является символом друзов;
Пятиконечная красная звезда – символы Красной армии, СССР и многих других стран Варшавского договора.

Пятиконечная звезда – пентакль, как символ охраны и безопасности известна более трёх тысяч лет. Её использовали в своих тотемах и ритуальных рисунках первобытные люди и представители самых ранних цивилизаций на территориях современной Греции, Ирана, Ирака и Турции.

Пентакль был почитаемой эмблемой в Японии и у американских индейцев. У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей, – основу жизненного уклада большинства северян.
Иногда, при праздновании Рождества для торжественных украшений наряду с восьмиконечными звёздами, символизирующие вифлеемскую звезду, используются и пятиконечные.

Пятиконечная звезда являлась элементом не только герба СССР, но и гербов Пьера де Ланнуа (1445-1510), клана Броди (Шотландия), герцога де Сант-Альбан (1696-1751), Корте (Франция), штата Оклахома (США), штата Техас (США), Англии, Латвии, Франции, Бразилии, Боснии и Герцеговины, Италии, Косово, Чили, Сомали, Анголы, Парагвая, Вьетнама, Китая и символа Лиги Наций.

Пятиконечная звезда изображена на государственных флагах СССР, Европы, Пакистана, Калифорнии (США), Ганы, Марокко, Чили, штата Техас в 1836-1839 гг. (США), Турции, Сомали, Крита в 1897-1913, эсперанто, Панамы, Асахикавы (Япония),  Командующего Флотом России, Танабе, Вакаяма, АПРА, Лима (с 1924 года), КНДР,  Вьетнама, США, КНР, Алжира, Мьянмы, Микронезии, Боснии и Герцеговины, Буркина Фасо, Восточного Тимора, Демократической республики Конго, Сент-Китса и Невиса, Джибути,Сенегала, Островов Кука, Либерии, Того, Сирии, Кубы, Пуэрто-Рико.

Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. «Марсова» пятиконечная звезда (но не красного цвета) использовалась в Русской армии. Николай I своим указом от 1 января 1827 года ввёл звёзды на эполетах офицеров и генералов, 29 апреля 1854 года звёзды были добавлены на погоны.

После Февральской революции знаки различия военнослужащих Русской армии были изменены, погоны отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства А. И. Гучкова погоны заменены нарукавными знаками различия и введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

В Советской России под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды – пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. Большая советская энциклопедия давала такую трактовку этому символу: «…красная пятиконечная звезда… – символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах Земного шара…». Таким образом красная звезда – знак Коминтерна. В основе символа лежали идеи мировой революции, всемирной советской республики и всемирной диктатуры пролетариата. Первообраз красной звезды – всемирная социальная революция, тоталитарная диктатура и принципиальное богоборчество.

В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Красная звезда расположена над планетой Земля в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства. Первоначально звезда была обращена двумя лучами вверх, а одним вниз, как в свое время размещалась древнегреческая пентаграмма. Такое размещение звезды придавало ей сходство со знаком дьявола – перевёрнутой пентаграммой, что, было особенно символично в условиях, когда большевистское правительство вело жестокие гонения на православную церковь. Поэтому расположение красной звезды вскоре было заменено на один луч вверх и более уже не менялось.

Российский историк и религиевед А. Б. Зубов утверждал, что советский символ «красная звезда» оставался богоборческим и сатанинским на протяжении всего периода господства коммунистов. Красными звёздами были заменены иконы на полковых знамёнах Русской армии, звездой заменён был Георгиевский крест, на куполах церквей кресты заменялись звездами, красными звездами заменены были двуглавые орлы на башнях Московского Кремля, под символом красной звезды совершались массовые репрессии. По мнению историка большевистская власть использовала красную звезду чтобы продемонстрировать свою антироссийскую и антихристианскую сущность.

Приход к власти большевиков положил конец существованию Русской армии и её атрибутов. При создании новой армии – Рабоче-крестьянской Красной армии – потребовалось решить вопрос и знаках различия для военнослужащих. Красная звезда, как символ Красной армии, была предложена Военной коллегией по организации Красной армии, создателем эмблемы был командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. Другие исследователи, ссылаясь на воспоминания публициста Е. М. Ярославского, утверждали, что автором был один из комиссаров Московского военного округа Н. А. Полянский, который и предложил красную пятиконечную звезду с изображением плуга, молота и книги. Рисунок получился несколько перегруженным и плохо читался. После обсуждения на общественной коллегии округа в символе были оставлены только молот и плуг.

Впервые о «красной звезде» упоминается в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» 19 апреля 1918 года. Небольшая заметка в разделе «Хроника» рассказывала, что Комиссариатом по военным делам утверждён чертёж нагрудного знака для воинов Красной армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Звезда воплотила в себе древнейший символ защиты. Плуг и молот читались как союз рабочих и крестьян. Красный цвет олицетворял революцию. При официальном утверждении её приказом Наркомвоена Республики Л. Д. Троцким № 321 от 7 мая 1918 года она получила наименование «„марсова звезда“ с плугом и молотом», было объявлено, что данный знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».
Первоначально «Значок красноармейца» носился на груди, но 15 ноября 1918 года приказом РВС РСФСР № 773 звезда стала кокардой, ношение которой распространилось на военных моряков. В приказе отмечалось: «Отныне революционный знак – Красная звезда является выражением единства Красного Флота и Красной Армии».

Другая звезда, шестиконечная, символизировала собой тот строй, который существовал ещё в древнем Чаёню. И это был строй деспотичного кровавого режима. Следовательно, шестиконечная звезда являлась тогда символом зла. И эта звезда до сих пор является основным символом у иудеев.

И вот Адам и Ева впервые задумались об этих символах и задали сами себе вопрос: по какому же пути идти? Как следует жить? Как в древнем Чаёню и Иерихоне или всё-таки как в Чатал-Хююке? Кое-кто ведь считает, что всё как раз обстоит наоборот: справедливое общество фактически является злом, потому что якобы ограничивает свободу предпринимательства, а антагонистическое общество является благом, потому что именно такое общество заставляет людей проявлять дух предпринимательства.

И что же теперь делать? Как быть? Уж сколько в последние годы разносится всякого воя и нытья по поводу таких же пятиконечных звёзд на наших красных знамёнах. Не нравятся они некоторым мудрецам. Вот и отдельные страны даже принимают грозные решения о запрете изображения именно таких звёзд и применения самого строго наказания для тех лиц, кто нарушит это запрещение, вплоть до пожизненного заключения или даже смертной казни, если бы это было возможно в нынешних условиях западной демократии. Хотя при молчаливом согласии тех же демократов закон всегда можно и обойти: при аресте как-нибудь не так мягко допросить или не так сладко накормить, а ещё можно обвинить в применении химического оружия и обстрелять ракетами, сравняв с землёй жилые дома, храмы, больницы, школы. Чтоб другим неповадно было. Разве не поступали таким же способом те же самые любители справедливости и закона совсем недавно, уже в XXI веке?

Вот и яблоко, надо думать, им вполне по силам немедленно отдать под суд, под строгий Страсбургский суд, чтобы неповадно было ему расти со звездой внутри, с пятиконечной звездой. Представляете: строгие судии в мантиях стоят и зачитывают приговор, а на скамье подсудимых за железной решёткой с толстыми прутьями лежит обыкновенное яблоко. Бедное яблоко!
За что же так его? За добро или за зло?

Говорящий змей

Вы когда-нибудь видели говорящего змея? Нет? Я тоже никогда не видел. Но вот Библия упоминает такого. Причём именно этот змей и совратил Еву, подсказал ей сорвать яблоко с дерева и вкусить его. В конечном итоге всё это имело большие последствия и привело к изгнанию Адама и Евы из рая.

Кто же скрывается в образе говорящего змея? Ангел или дьявол? Попробуем найти ответ и на этот вопрос. Самое древнее изображение змея с головой человека было найдено археологами на территории Южного Ирана, где когда-то после Всемирного потопа возникли город и страна с названием Аван. Их основателями были бывшие жители Шумера, спасшиеся во время потопа.
Точнее сказать, страна с названием Шумер появилась только после потопа. А вот до потопа страна называлась иначе. Её главным городом был панти-Библ. Поэтому и страну вокруг него можно было бы называть Панти-Библией, то есть Страной Пяти Книг.

И вот основатели страны Аван как раз и были представителями бывшего Панти-Библа. Почему же именно они самыми первыми на планете начали изображать змея с головой человека? Причём изображение этого змея и змеем-то нельзя назвать. Голова, как голова, даже в шапке, с курносым носом и бородой. А вместо шеи и туловища какая-то толстая гирлянда. Историки говорят, что древние жители Авана поклонялись именно такому змею.

 
 
Нет в этом изображении ничего пресмыкающегося, дьявольского, скорее наоборот, весёлое, доброе, улыбающееся лицо. Это изображение больше похоже на того воздушного змея, которого до сих пор иногда даже дети запускают в небо.

Подобные поклонения какому-то змею наблюдались потом у тех древних обитателей Крита, которые жили на этом острове много веков подряд ещё до Девкалионова бедствия. И эти люди, по мнению археологов, являлись непосредственными преемниками коммунистов, бывших жителей Чатал-Хююка, продолжателями их необычного в истории древнего мира дела. Они строили на островах в Эгейском море города уже не с одноэтажными, а с многоэтажными домами. Причём, эти дома имели водопровод и канализацию. Дома в городах располагались не абы как, а  вдоль прямых и широких улиц, имеющих покрытие и образующих прямоугольные кварталы и красивые площади. На улицах и площадях имелись фонтаны и бронзовые скульптуры. И всё это происходило уже за 25 веков до нашей эры!

Новые города на островах в Эгейском море сильно отличались от тех убогих поселений, которые устраивали вокруг иные народы, тогдашние противники коммунизма. И какой же вывод из этих фактов можно сделать? Какое общество развивалось в те века быстрее, а какое плелось в хвосте? В  каком обществе преобладало добро, а в каком зло? Факты сами говорят за себя.

Позднее какому-то змею поклонялись восточные иноземцы Китая, которые появились в Тихом океане и на морском побережье этой страны вскоре после Девкалионова бедствия. И эти иноземцы научили китайцев строить города, читать книги, ездить на лошадях, делать колесницы, изготавливать бронзовые изделия.

В ещё более позднее время какого-то змея считали своим предком офиогены, которые в VI веке до н.э. жили у берегов Мраморного моря недалеко от Трои.
Так где же находятся истоки подобного поклонения змею древними жителями Авана, острова Крит, восточными иноземцами Китая, офиогенами? Неужели именно в Панти-Библе? Вспомним необычное предание о культурном герое той страны, которая существовала на территории Панти-Библа ещё до Всемирного потопа, то есть до 3266 года до н.э. Вот  строки того предания:

«В первый год в Эритрейском море, омывающем берега Бабилона, появилось животное, наделённое разумом, по имени Оан. Тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова, и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий. Изображение его и теперь ещё сохраняется. Это существо дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода,  научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. С того времени ничего больше уже не было изобретено. С заходом солнца существо это вот, Оан, ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией. Позже появились и другие существа, подобные этому, о которых рассказывается в царских записях. Оан же написал рассказ о творении и государственном устройстве и передал его людям».  (Беросс. Бабилонская история. В кн. Синкел. Ecloga Chronographica. Фрагменты 50-53)

 После исчезновения этого необычного Оана люди в знак благодарности могли вспоминать его, по-своему изображать его, устраивать празднества в его честь. Потом, уже после потопа, то есть после 3266 года до н.э. появилась и страна, носящая его имя, то есть страна Аван. Вот кто, скорее всего, и скрывается в образе говорящего змея, упомянутого в строках первой книги Ветхого Завета. Это было не пресмыкающееся, а необычный для того времени человек, культурный герой, который носил имя Оан (или Аван).

Среди бывших жителей Авана были известны три разных народа: белокожие эламиты (круглоголовые северные европеоиды?), чернокожие эламиты (евроафриканцы?), и смуглые, черноволосые (протосредиземноморцы?). Точно такие же народы проживали, как мы уже знаем, и в Чатал-Хююке. Следовательно, налицо прослеживается преемственная связь между Чатал-Хююком и Аваном, а, значит, между самой древней пятиконечной звездой, которая в Библии представлена в образе запретного плода – яблока, и Оаном, который в Библии представлен в образе самого древнего говорящего змея.

Персидские предания сохранили упоминания о культурном герое, который жил якобы уже после потопа и являлся вождём самых древних предков персов. Вот некоторые строки из этих преданий:

«Тот, кого персы называют Бюраспи Аджахаком, – их предок, [живший], при Неброте (Нимроде – Б.П.). Когда языки распределялись по всему свету, то это происходило не беспорядочно и безнадзорно, но как бы по божественному велению были определены начальники и предводители племён, каждый из которых законно и уверенно унаследовал свой удел…

Подчиняясь Неброту, он предводительствовал над своим народом не столько благодаря храбрости, сколько – силе и ловкости. Он хотел научить всех общему образу жизни и говорил, что никто не должен иметь ничего в собственности, но всё должно быть общим. И всё у него было открыто – и слова, и дела. Он не имел тайных мыслей, и всё, что таилось на сердце, – при всех предавал гласности [своими] устами. И установил право [свободного] дневного и ночного входа и выхода для друзей. Это и было его упомянутое выше первое неблагое благодеяние». (Мовсес Хоренаци. История Армении. Из персидских легенд о Бюраспи Аждахаке)

Вот так вот! Бюраспи совершал благодеяние, но оно, по словам Мовсеса, было неблагое, то есть его благодеяние не приветствовалось, а осуждалось. И где же в таком случае добро, а где зло? 

Как можно заметить, образ мыслей и образ жизни Бюраспи практически совпадает с образом мыслей и образом жизни тех древних революционеров, которые совершили социальную революцию в древнем Чаёню и построили самый крупный на планете в то время коммунистический город Чатал-Хююк. Так что всё сходится!

Но не хотели Мовсес и иже с ним жить по законам добра Бюраспи. В конечном счёте Бюраспи и убили за его открытость, гласность, чистосердечность. Потому что власть имущие боялись, что его пример будет заразительным, и толпы людей последуют за ним, потребуют равенства и справедливости. А власть имущим этого ох как не хочется!

Вот и сегодня в России средняя зарплата, например, у топ-менеждеров железнодорожников составляет более 6 млн. рублей в месяц. А средняя зарплата по стране у тех же железнодорожников, но рядовых – у машинистов, у проводников, у стрелочников – в 200 раз меньше. Не в 2, не в 20, а в 200 раз! Какое уж тут равенство. Никаким равенством и не пахнет. Значит, не хочет наша власть никакого социального равенства, коли допускает такие диспропорции.
Потому вот и страдаем. Стоимость железнодорожных перевозок растёт, а покупательная способность населения падает. В результате сокращается, например, число пассажирских пригородных и междугородных поездов, снижается мобильность населения, растёт безработица, жители разных регионов реже встречаются. Может топ-менеджер чаще ездит на поезде и тем окупает высокую стоимость билетов? Дудки! Топ-менеджер летает на самолёте и хранит свои деньги в основном в банке, да ещё и в заграничном. На какую-то долю жирует, покупает золотые унитазы. А как же без них!

Такая деятельность топ-менеджеров даёт обратный результат. Население беднеет, страна хиреет, промышленность топчется на месте. Где уж тут равняться со сталинскими пятилетками. Лучше объявить Сталина злым дьяволом, как Бюраспи, и стереть в порошок любую память о нём и его «совках», а не то снова появится призрак коммунизма с маузером в кармане и отберёт всё честно награбленное.
Злая шутка. Так за что же изгнали Адама с Евой?

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

Ответ понятен. Господин иудеев испугался оттого, что Адам и Ева после вкушения яблока, то есть после того, как увидели пятиконечную звезду внутри яблока и вспомнили Чатал-Хююк, познали, где есть добро, а где – зло.
Но раскрытия не только этой тайны испугался иудейский Господин. Он испугался ещё и того, что, увидев пятиконечную звезду, Адам и Ева смогут теперь, как и боги, постичь также и тайну вечной жизни.

Вот и получается, что изгнали Адама с Евой из рая только за желание дать оценку деяниям власть имущих. А это – самый первый грех! Грех непослушания.


Пентаграмма

Но вернёмся опять к нашему бедному яблоку. Почему же даже оно находится по одну сторону баррикад вместе с Адамом и Евой? Сколько бы мы ни резали яблок, но всегда вместо шестиконечной звезды мы увидим звезду пятиконечную.

Когда-то мне пришлось посвятить этому вопросу несколько лет своих научных изысканий. Исследовал большие и малые системы: материальные и духовные, социальные и персональные, экономические и информационные. И везде сталкивался с одним и тем же: поступательное развитие любых систем  происходит по периодическому закону, как у Д.И. Менделеева, при этом каждый новый цикл развития любой системы представляет собой движение от хаоса к гармонии только через пять качественно отличных ступеней. Больше не бывает! Хотим мы или не хотим, нравится нам это или нет, но ступеней всегда пять. И в экономике, и в политике, и в человеческом обществе, и в животном, и в растительном мире, и в микрокосмосе, и в макрокосмосе. Везде! Таков закон развития абстрактных и реальных систем, таков закон развития природы!

Поэтому тот, кто при управлении различными процессами пытается подменить число пять числом шесть, тот пытается нарушить закон природы и плевать против ветра. Следовательно, число пять олицетворяет собой не только понятие добра и зла, истины и лжи, но и понятие вечной переменчивости и вечного поступательного развития.

Правильно писали авторы Ветхого Завета: тот, кто познает добро и зло, тот потом, без всяких сомнений, может понять и путь к вечности, то есть, проще говоря, путь к бессмертию. Но каков этот путь – авторы Ветхого Завета не писали. Они просто боялись даже говорить о нём, они боялись правды.
Однажды мне в руки попалась тоненькая книжечка, где речь шла о пентаграммах, в которых число 5 также имеет особое значение. Автор многие явления нашей жизни изображал с помощью пентаграмм, то есть с помощью числа 5. 

В древности пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак. Вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Она также являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне, например, этот знак часто встречается на царских печатях. У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога. Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз. Пентаграмма встречается на печатях Александра Македонского. Пентаграмму использовали пифагорейцы в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

; — ;;;; (верхний правый угол), символизирующая воду;
; — ;;;; (нижний левый угол), символизирующая землю;
; — ;;;; (самая верхняя точка), символизирующая идею, или дух по другой версии – ;;;;; (храм);
; — ;;;; (нижний правый угол), символизирующая огонь;
; — ;;; (верхний левый угол), символизирующая воздух.

Сам Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (;;;;;;) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (; = (1+;5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (;).

 

Китайская пентаграмма Пяти Стихий (У-Син)

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков, как символ интеллектуального всемогущества.
По версии известного исследователя Каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме под именем «печати царя Соломона» из арабских манускриптов.

В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма и пентаграмма были взаимозаменяемы, и это название ["печать царя Соломона"] относилось к обеим фигурам (Гершом Шолем, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l. : s.n., 1920-1955).

Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах.
Пентаграмма находилась и среди символов тамплиеров.

Римский император Константин I включил пентаграмму в свою печать и свой амулет, потому что посчитал, что благодаря ей он нашёл истинную веру и принял христианство.

Английский воин, сэр Гавейн, племянник Короля Артура, в качестве личного символа использовал пентаграмму и поместил её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».
В XIX веке пентаграмма появилась на картах Таро, после того, как их стали ассоциировать с Каббалой.

Праздничное шествие пентаграммы закончилось во времена инквизиции. Тысячелетний народный символ защиты — пентаграмму, превратили в зло. Ей дали новое название «Нога ведьмы» (англ. Witch’s Foot, нем. Drudenfu;). Многие тысячелетия пентаграмма олицетворяла собой символ добра и света. И всего лишь за 500 лет она превратилась в символ зла.
 

Печать Астарота

У немецкого поэта Гёте в трагедии «Фауст», описывается случай, когда дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, потому что пентаграмма на его доме была плохо начерчена, и промежуток в уголке остался:
Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь, Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога.
Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался?
Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, И промежуток в уголку остался, Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.
 
Пентаграмма из «Оккультной философии» Корнелия Агриппы

В эпоху Возрождения была принята ещё одна символика пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её с пятью элементами (Огнём, Водой, Воздухом, Землёй и Духом), то получится изображение микрокосма – знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии» (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда «пентаклем Агриппы»). Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своём труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического божественного имени спасителя IHShVH (;;;;; — Пентаграмматон), где ; – трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем ;;;;.


Итог

Вот такие получились у меня непростые соображения перед строгими лицами всех моих выше упомянутых предков по поводу простых строк об изгнании Адама и Евы из рая. Можно меня за мои крамольные высказывания хулить, судить, приговаривать к сожжению, как еретика, и даже попытаться сжечь, но факт остаётся фактом:

Адам и Ева были изгнаны из рая? Да, изгнаны!
Изгнаны за что? За то, что посмели встать на путь познания добра и зла!
Почему власть имущие рая испугались такого познания Адамом и Евой? Потому что в дальнейшем это могло бы привести к желанию Адама и Евы и их потомков построить справедливое гармоничное общество, где не будет зла, где не будет несправедливости. А это, в конечном итоге, могло бы привести в то время и к социальной революции, и к смене власти, как это случилось, например, в Анатолии в Чаёню, но этого власть имущие рая боялись пуще смерти!

Ведь им гораздо лучше было оставаться в раю топ-менеждерами  и получать по 200 и более зарплат рядовых граждан, держа их на поводке, как приручённых слабо тявкающих шавок, или превращая их с помощью назойливых СМИ в бездумных равнодушных жвачных животных, каждодневно автоматически потребляющих разные сникерсы, памперсы и тампоксы и запивающих весь этот тяжело перевариваемый мусорный винегрет кока-колой – самым лучшим средством для мытья унитазов.
Поэтому предполагалось строить в раю демократическое общество. Но только так, чтобы никакого народовластия не было, чтобы удерживать народ в слепоте, чтобы чёрное ему казалось белым, а белое – чёрным. Однако лично мне что-то не хочется жить в таком раю. Потому что враньё, а тем более сегодняшнее напыщенное по-американски просто противно. Лично мне хочется жить и обогащаться совсем другим путём. Путём использования своих собственных творческих способностей на благо себе и обществу.

А вам? Может Вам хочется действовать гораздо проще: обманывать ближнего и даже погубить его, лишь бы оказаться как можно ближе к кормушке при раздаче милостыни? В таком случае мне с Вами не по пути.





Подробно см. в моей книге "От Аркаима до Атлантиды"
https://zelluloza.ru/books/2043/#book


Рецензии