По следам Великой войны. Часть1

               
               

                Первый в истории воздушный бой


   Во время Галицийской битвы после занятия русскими войсками Львова, австрийские армии отошли на заранее подготовленную укреплённую гродекскую позицию. Город австрийцы оставили без боя, так как возникла угроза обхода его с юга VIII армией Брусилова. Но они расчитывали вернуть    Львов в кратчайшие сроки. Воздушная разведка позволила русскому командованию разгадать планы противника в районе гродекской позиции. Брусилов вспоминает об этом: «…воздушная разведка выяснила, что несколько больших колонн стягиваются к Гродеку и что , очевидно, центр тяжести боя переносится к нашему центру. Было ясно из этих сведений, что 30 августа австрийцы предполагают пробить мой центр, разрезать армию пополам и по ближайшей дороге от Гродека ко Львову захватить этот важный административный и политический пункт. Это чрезвычайно важное и своевременное донесение, которое только и могло быть выяснено воздушной разведкой, дало мне возможность стянуть все мои резервы к 7 и 8 корпусам»(1). Таким образом, захват Львова австрийцами был предотвращён благодаря воздушной разведке, которая являлась главной задачей авиации в начальный период войны. Концепция использования аэропланов для воздушного боя только получала своё развитие. В начале войны в России были вооружены только тяжёлые четырёхмоторные самолёты типа «Илья Муромец». Но сами лётчики уже пытались приспособить свои самолёты к воздушному бою, потому что как  сказано  в (2):
«Можно было понять чувства лётчиков, когда, совершая разведку, они на встречных  курсах сталкивались в воздухе с немецкими самолётами, и самое большее, что могли сделать, это лишь погрозить врагу кулаком». Таким лётчиком был и  Пётр Николаевич Нестеров, сочетавший в себе новаторский дух, высокую культуру, всестороннюю теоретическую подготовку и необыкновенную смелость. Он сам разработал следующие способы ведения воздушного боя на невооружённом штатным стрелковым оружием лёгком одномоторном самолёте «Моран-Сольнье»:
 1. Завоевав превосходство в воздухе, принудить противника сесть в расположении русских войск.
2. С помощью резака , прикреплённого к костылю фюзеляжа, разрезать крылья самолёта противника.
3. Выпуская в нужный момент на   длинном стальном тросике грузик,  опутать им винт вражеского самолёта.
4. Прямое нападение. Оно заключалось в том, что бы, чиркнув колёсами своей машины по центроплану  или крылу вражеского самолёта, сбить его.(2).
 В городе Дубно 5,6 августа Нестеровым был приспособлен нож к задней оконечности фюзеляжа, которым он предполагал разрезать оболочку вражеских дирижаблей. Находясь в Золочеве он приспособил к хвосту аэроплана длинный трос с грузом, которым надеялся опутать винт неприятельского аэроплана, пролетая перед носом последнего. Конечно же, Пётр Николаевич сознавал и необходимость вооружения аэроплана стрелковым оружием. Он неоднократно обращался к начальству за разрешением установить на самолёте пулемёт. Но получить пулемёт Нестерову не удалось. Он постоянно слышал ответ: « По штатам авиационного отряда пулемётов не положено» (5).
  Во время событий, о которых сказано выше, штабс-капитан .Нестеров возглавлял 11-й корпусной авиаотряд,  который входил в состав III-й армии Рузского и стоял в районе городка Жолкев, что в 27 километрах северо-западнее Львова.
  Австрийцы так же активно проводили  авиаразведку, сочетая её с бомбометанием. Над расположениями русскких войск постоянно крутились их самолёты типа «Альбатрос»,   один из которых          особенно зачастил  26 августа. Пилотом «Альбатроса» был поручик Розенталь, барон, владелец крупных поместий в  Галиции. Два раза Нестеров пытался догнать его на своём «Моране-Сольнье», но безуспешно. При подъёме, ещё на земле, оборвался трос с грузом. Когда вражеский аэроплан появился в третий раз, Нестеров находился в канцелярии 11 авиаотряда, но быстро прибыл на аэродром на автомобиле, скомандовал: «Аппарат!». Садясь в самолёт, он в спешке не успел пристегнуться к сиденью. Вслед ему кричали: «Что же ты будешь делать. Возьми хоть браунинг!». Нестеров ответил: «Ничего, как-нибудь обойдусь». На этот раз он, быстро выиграв высоту, настиг самолёт Розенталя в 3,5 верстах северо-западнее деревни Липино в 12часов 05 минут и таранным ударом, который был нанесён мотором между двумя несущими поверхностями вражеского аппарата,   вызвал его беспорядочное  падение, в результате которого «Альбатрос» разбился вдребезги. «Моран-Сольнье» стал снижаться по спирали и рухнул на землю с небольшой высоты. Нестеров без признаков жизни был обнаружен в двадцати метрах  от него(2).
  В приказе войскам III-й армии Юго-Западного фронта говорится: «Сегодня около полудня над городом Жолкиевом летал австрийский аэроплан, намереваясь, по-видимому сбрасывать бомбы. Штабс-капитан Нестеров полетел за австрийским лётчиком на своём аэроплане, скоро его настиг и ударил аппарат сверху своим аэропланом. Оба аппарата упали и разбились, убит и австрийский лётчик, но, к глубокому общему сожалению, падение оказалось роковым и для штабс-капитана Нестерова, так же погибшего. Конечно, немного вероятия было уцелеть при столкновении   аэропланов в воздухе и лучше всех знал это штабс-капитан Нестеров, как отличный и талантливый лётчик. Тем не менее, его это не остановило перед очевидной жертвой, лишь бы принести пользу армии и содействовать её успехам. Слава ему, геройски исполнившему свой долг перед Родиной. Да будет его подвиг всем примером и да найдёт каждый в себе силу поступить, как поступил штабс-капитан Нестеров если обстоятельства этого потребуют. Мир праху героя, и да не забудется его подвиг вовеки»(5).
  На плакате того времени, подлинник которого хранится во Львовском историческом музее, говорится: «В трёх километрах на северо-запад от села Липино, недалеко от Жолкева в 12 часов 05 минут штабс-капитан Нестеров самолётом «Моран-Сольнье» на высоте 2000 метров осуществил таран австрийского биплана «Альбатрос», который упал возле деревни Воля-Высоцкая. В бою П.Н.Нестеров погиб, выполнив долг перед Родиной»(3).   
  Возможно, если бы Нестеров пристегнулся, то  мог бы и остаться в живых. Его самолёт все- таки не падал, а снижался по спирали и рухнул только с небольшой высоты. Официальная следственная  комиссия заключила, что: «…штабс-капитан Нестеров…был выброшен из аппарата при одном из резких движений последнего»(2). То есть он выпал на одном   из витков спирали. Можно предположить, что он до этого момента пытался удержать аппарат в устойчивом состоянии, но, не будучи пристёгнутым, выпал и аппарат, потеряв управление, рухнул. Так или иначе, но какой-то миг надежда на счастливый исход, у наблюдавших за поединком с земли, была. Корреспондент журнала «Нива» писал: «Наблюдавшие с замиранием сердца ожидали результата столкновения…Аппарат (австрийский (прим. автора) опрокинулся и стремительно стал падать на землю. Аппарат же Нестерова пронёсся дальше, затем спирально стал опускаться. Вырвался вздох облегчения. Значит, Нестеров жив…» (5).
Вокруг таранного удара есть и другие версии. Будущий советский писатель А.Н.Толстой со слов механика Нестерова, будучи корреспондентом «Русских ведомостей» на Юго-Западном фронте в 1914 году, пишет в своём очерке «На войне»: «На-днях, заметив в воздухе австрийского лётчика, он (Нестеров) приказывает помощнику сесть и прогнать врага. Офицер на мгновение заколебался. Нестеров командует подать машину, садится не сводя глаз с парящего аэроплана, быстро, спиралями, возносится над ним, накреняется, падает и своими шасси ударяет вражеский аэроплан – австриец-офицер, наблюдатель, машина, разбитые валятся вниз. Но одного не рассчитал Нестеров, - спеша подняться, он не привязывает себя ремнями к сиденью, от страшного удара сам получает резкий толчок, подлетает, падает вновь на сиденье, у него ломается спинной хребет, смерть наступает мгновенно. Нестеров упал в воду, в болото, и совсем не был повреждён, австрийцы же, найденные близ него, оказались растерзанными ударом шасси».(6) Очевидно, более внушает доверие акт расследования обстоятельств героической гибели начальника 11-го корпусного авиаотряда, где в пункте 7 говорится: «Вследствие трудности учесть поступательную скорость обеих машин, аппарат штабс-капитана Нестерова не ударил австрийский аэроплан колёсами, а врезался мотором между двумя несущими плоскостями. Доказательством сего служит: а) совершенно изломанный винт «Морана»; б) обмотавшаяся вокруг обломков того же винта наружная покрышка Боуденовского гибкого вала от счётчика оборотов; в) поломка вала, отделение мотора от самолёта и отдельное его падение на землю метрах в 130 от первого… и далее – от силы столкновения аппарат штабс-капитана Нестерова настолько пострадал, что штабс-капитан Нестеров спуститься на нём не мог, был выброшен из аппарата при одном из резких движений последнего и погиб, разбившись о землю».(5)
  Почему удар был нанесён мотором, под крутым углом а не колёсами, передвигаясь почти параллельно над атакуемым аэропланом, что не повлекло бы ощутимого ущерба для атакующего аппарата? Возможно, это был не просчёт в нанесении таранного удара, а то, что    Нестеров сознательно, не думая об опасности, решил поразить наверняка вражеский самолёт, который к тому же, два раза от него уходил.  То, что таран без ощутимого ущерба для своего самолёта возможен, подтвердил следующий факт. 9 марта 1915г. штаб-ротмистр А.А.Казаков в воздушном бою возле деревни Гузав, западнее Вислы, ударил немецкий самолёт, такой же «Альбатрос», колёсами по его верхней поверхности, с успехом выполнив пункт 4 способов ведения воздушного боя без применения стрелкового оружия, разработанных Нестеровым.  При этом «Альбатрос» наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз. У самолёта Казакова оказалась отломанной одна лопасть винта.  Лётчик увидел это и, выключив мотор, планируя, посадил самолёт на своей территории. Это был второй таран в истории авиации и первый, закончившийся благополучно для таранившего лётчика(2).
  Подвиг Нестерова - это первый в истории воздушный бой, при котором  самолёт противника был сбит. На Западном фронте впервые французский лётчик Гарро, только 1 апреля 1915г. сбил из пулемёта немецкий самолёт (2). 
   В знак глубокого уважения к  герою, на месте его гибели, в поле близ деревни Воля-Высоцкая, в 1934г. местными    жителями была установлена мемориальная плита. 3 августа 1947 года здесь была произведена закладка обелиска, открытие которого состоялось 3 июля 1952 года(3). В 1979году по инициативе лётчика-космонавта СССР Г.Т. Берегового на этом месте был построен мемориальный комплекс, состоявший из памятника и музея. Памятник - это  45-метровая стела, к которой примыкает мёртвая петля,  диаметром 10 метров, на исходящем витке которой находится модель реактивного самолёта. Музей – это двенадцатигранное в плане, помещение со сферической крышей. Высота строения – 14 метров (4). Музей, расположенный  практически в чистом поле, был обеспечен всеми коммуникациями (свет, газ, вода). С тыльной стороны к основному зданию примыкало подсобное помещение, в котором располагалось даже кафе.      Комплекс входил в туристический маршрут, и сюда приезжали автобусы с группами туристов. Купол выставочного зала был раскрашен под голубое небо с облаками. под куполом  подвешена большая модель самолёта «Моран», на торце купола – панорама окружающей местности.
   К сожалению, на сегодняшний день, памятник находится в плачевном состоянии а от музея остался один остов. Внутри сохранилось только небо под куполом. А восстановить памятный комплекс необходимо, ибо Пётр Николаевич Нестеров, как основоположник высшего пилотажа, внёс неоценимый вклад в развитие мировой авиации и мёртвая петля во всём мире зовётся петлёй Нестерова. Как пишет Алексей Толстой: « Отважный и умный Нестеров, однажды поднявшись на воздух, не мог уже спокойно жить на земле, Он полюбил воздух и знал, что только там настигнет его смерть. Он первый рассчитал математически и сделал мёртвую петлю. Он изобрёл нож для рассечения цеппелинов, считая их допотопными пузырями. Он был птицей, но захотел стать соколом» (6).
Клип: https://www.youtube.com/watch?v=FXW8XoRNUzk

Фото из интернета.



                Использованная литература

1. А.А.Брусилов. Мои воспоминания. Минск: Харвест, 2003.
2. П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России. Москва: Машиностроение,1989
3. Газета Львовская правда, 24 августа 1987.
4. Я.Ф Каліка, Г.Р.Яремич. Нестеров. Путівник. Львів: Каменяр, 1990
5. Жизнь, отданная будущему
6.  А.Н. Толстой Полное собрание сочинений. Том третий. Москва: Государственное    издательство художественной литературы, 1949






Фото из книги "Жизнь,отданная будущему"


Рецензии
очень интересный материал. спасибо Вам!

Марина Славянка   01.12.2020 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв

Олег Сидорович   01.12.2020 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.