Ефименко Николай. О речке Байпале

НА ФОТО: Ефименко Николай Николаевич. Фото из семейного альбома.

***

ЕФИМЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИССЛЕДОВАНИЕ О РЕЧКЕ БАЙПАЛЕ И
КОЛОДЦАХ В СЕЛЕНИИ «БЛАГОДАРНОЕ»

(ОДНИМ ФАЙЛОМ)

В начале семидесятых годов прошлого столетия, молодым специалистом, мне довелось, несколько лет проработать на моей родине – в городе Благодарном.
В то время в Благодарном сооружался замечательный пивзавод, спроектированный чешскими специалистами, на великолепном чешском оборудовании. Благодарненское пиво должно было затмить качеством все местные пивзаводы в крае и поправить экономику района. Пусковые и наладочные работы на пивзаводе выполняли московские специалисты, с которыми мне, волею случая, пришлось познакомиться и подружиться.
Во время одной из наших встреч, один из приезжих московских наладчиков спросил у меня о том, как называется речка в Благодарном. После моего ответа, он усмехнулся и сказал, что мы тут, по дикости своей, всё перепутали. Правильнее, было бы назвать речку Буйволиная мокрота. После чего, все присутствующие рассмеялись, а мне стало почему-то обидно.
Видимо, ещё в то время у меня, впервые, появилась потаённая мысль, разузнать всё о том, почему наша речка имеет такое странноватое название. Но до самого моего  пенсионного возраста, мне не удалось, ни от кого,  узнать эту «тайну». До тех пор, пока по воле судьбы, самому мне не пришлось искать в архивах, музеях, библиотеках, фондах, Интернете   сведения о моих погибших, умерших и расстрелянных предках, прибывших по собственному желанию, в поисках счастливой жизни, в эти безводные края, до сих пор называемые «зоной рискованного земледелия».
Более пяти лет я производил эти поиски и при этом не забывал конспектировать всё то, что связано с историей моей малой родины. После некоторой систематизации, предлагаю всем, познакомиться с крупицами истории, и моими размышлениями, по этому поводу.
Город Благодарный расположен на речке, название которой очень странное и необычное «МОКРАЯ БУЙВОЛА». Название это непонятно, непривычно для русского человека и у людей, впервые слышащих его, вызывает улыбку.
Официальная "историография" нашего города, а ранее села, утверждает, что когда-то в очень далёкие, древние времена  в урочище нашей речки, якобы, водились стада буйволов, дескать, поэтому и речку так прозвали. Речка, действительно, очень невзрачная, особенно летом.
Правда, не всегда она была такой. В старину, как описывает в 1870 году наше село священник Козьмодемьяновской церкви Василий Белоградский, воды в ней было поболее, и рыбка хорошая водилась, а в зарослях вдоль берегов реки – можно было прекрасно поохотиться.
Истоки реки Буйволы находятся в окрестностях села Высоцкое, далее река протекает мимо многих поселений, в том числе: Гофицкого (ранее Медовые воды, Медводица, Медвоцкая, Медвецкое), Благодарного, Сотниковского (ранее отсёлок Сотницкий), и заканчивается плотиной у г. Будённовска  (ранее Прикумск, Св. КРЕСТ, Карабаглы, а ещё ранее Мажар, Маджара-Суба, и даже Меотида).
Гидрогеологи говорят, что маловодные речки такого типа, как наша, которые (по сути)  должны куда-то впадать, но впадают не всегда, назывались в старину ОБМАНКАМИ, МАНКАМИ, ОБМАНЫЧАМИ, МАНЫЧАМИ.  Вот такой речкой – «манком» и является наша Буйвола.
В старину, во время большого половодья, излишек воды Буйволы   стекал в Куму, а в остальное время года, когда испарение воды с поверхности реки превышало поступление воды из источников, сток прекращался. В конце течения такой реки, обычно, накапливается озерцо – прудик, в котором всегда имеется некоторый запас воды.
У Буйволы тоже есть такой прудик: озеро (теперь называемое Буйвола), которое находится в Будённовске. К речкам такого типа, относят и речку Томузловку (с. Александровское), р. Саблю, р. Карамык, р. Гайдук, р. Маныч и т. д.
Длина реки Буйвола 151 км. В реку впадает более пяти притоков: Харитонова балка, Копанская балка, Каменная балка, Сухая Буйвола, Долгая балка, и несколько ручьёв. На топографических картах 17, 18 веков, название Мокрая – нигде не встречается, только у одного из её притоков есть приставка, но это Сухая Буйвола.
Первой старинной топографической картой территории Северного Кавказа мне попалась карта И.К. Кириллова (лист 11, из «Атласа карт Всероссийской Империи 1724-1734 гг.).
Лист 11 называется: «Положение мест между Чёрным и Каспийским морями, представляющий Кубань, Грузинскую землю и остальную часть реки Волга, с ея устьем». И вот на этой карте  имеется условное изображение нашей речки и надпись её названия  БАЙПАЛА.
На испанской карте Северного Причерноморья, 1783 г., речка называется уже немного по-другому: Байвала. Удивительно то, что на самых древних, сохранившихся картах, где нет никакого упоминания о таких больших реках, как например Кубань, Лаба и другие, река Кума, река Маныч, и наша речка, порой даже без названия, изображалась всегда. Причем, в виде головастика с хвостиком.
Наша речка изображалась наравне с другим важным географическим объектом: водораздельной возвышенностью на северном берегу  реки Маныч, которая имела обозначение как «Гребень Кокайсирт», «Гребень Кокуджай», «Коракси» (греческ.) и др.
Видимо, местонахождение этой речки и водораздела имело громадное географическое значение при проводке торговых и военных караванов по безводной полупустынной Кумо-Манычской впадине, такое, что многими названиями на местности путешественникам можно было пренебречь, а вот пропустить речку Байпалу – было никак нельзя – каравану грозили большие неприятности.
Эти же и другие, похожие, названия нашей реки, встречаются и на картах 1724, 1731 и 1745 годов. Даже на стариннейшей карте, составленной для царевича Фёдора Борисовича Годунова в самом начале 17-го века,  наряду с Тереком, Кумой, Танаисом, Ителью, - есть характерное изображение (в виде головастика) нашей речки. Но составители карты ещё не знали, как называется эта речка, поэтому «прилепили» ей название Кума.
Таким образом, на Северном Кавказе, на этой карте ими, ошибочно, были  указаны ТРИ реки с названием Кума. Конечно, составители карты для Ф. Годунова изобразили географию Предкавказья, пользуясь неточными, отрывочными сведениями. Ведь до присоединения земель Астраханского ханства к России, земли Сев. Причерноморья и Сев. Кавказа принадлежали сателлитам Османской империи – Крымско–ногайскому и  Астраханскому ханствам. Все географические названия, на картах тех времён, за редким исключением, – были ногайскими, татарскими, а в более поздние времена – и калмыцкими.
Старые карты подсказывают нам истинное название нашей речки, и мы обязаны им верить! Поэтому нужно признать исторически правильным, что название Байпала предшествовало теперешнему  названию Буйвола.  То есть, давние предки нынешних благодарненцев никак не связывали название речки со стадами буйволов. Вообще-то, и само  слово  БУЙВОЛ  пришло в русский язык из тюркского, ногайского, и обозначает оно, что буйвол-это телёнок коровы.
Но Байпала это другое слово, или скорее словосочетание, с которым необходимо разобраться. Такие «разборки», сейчас по-научному называются ТОПОНИМИЧЕСКИМ анализом. Анализировать приходится с тюркского, потому, что предшественниками славян (ульчийцев) на Сев. Кавказе были тюркоязычные ногайцы (ак-ногайцы, кара-ногайцы), а исторические  корни ногайцев  происходят от монголоидных племён: северных саков (кыпчаков), скифов,  киргизов (кайсатов), принявших в свой язык одно из тюркских наречий. А позже, в конце 1-го века принявших (вместо караимства, а ещё ранее - тенгриантства) и новую веру ИСЛАМ.
Ногайцами они стали называться гораздо позднее, в честь своего великого хана Ногая, некогда обьединившего многочисленные племена северных саков  (баджанаков, сабанов, кыпчаков, скифов), т. е. ГУННОВ. А само слово НОГАЙ по калмыцки обозначает слово "собака". Видимо потому, что ногайские воины на пиках своих копий имели украшение - устрашение  в виде  выделанной шкурки (вместе с головой), собаки.
Так вот, на упомянутых мной выше картах и другие речки нашего региона обозначены по другому. Так речушка протекающая ныне в с. Александровском и называющаяся ныне Томузловка – обозначена как Тумуглукалаит (плохая вода), речки Егорлык  обозначены как Тегерлик, речка Барсучка обозначена как Барсоуклы. А вот речка Калаус и тогда носила такое же название – Калаусъ. Но это всё отступления, - возвращаюсь к топонимике слова БАЙПАЛА.
Очевидно, что это словосочетание состоит оно из двух слов: БАЙ и ПАЛА. Слово  БАЙ на тюркском означает "богатый, главный". А вот приставка ПАЛА имеет три значения. Первое - "кривая сабля", второе -"безворсовый ковёр" т.е. палас, третье - "лопатообразный предмет", например, лопата с кривой ручкой.
Мне лично более всего нравится третий вариант. По нему получается, что древние жители назвали речку БАЙПАЛА из-за её сходства (если смотреть на неё сверху, как бы с высоты птичьего полёта), -  с  лопатой.
Вспомните плотину пруда в Будённовске, имеющую кривую, богатую ручку. К тому же речка (ручка лопаты) и главная, так как в неё стекают и другие естественные стоки-речки, ручьи. Древним поселенцам это название было понятно, может быть, оно им даже нравилось, но последующим, ульчийским (славянским) поселенцам, оно было непонятно – оно фонетически, ни с чем не связано. Поэтому они переиначили его под более понятное: БУЙВОЛА и это название дошло до наших дней.
Кстати, на всякий случай сообщаю Вам, что в текстовых архивных записях я встречал и ещё один вариант наименования нашей речки: БАЙКАЛА (богатая речка). Но мне этот вариант показался неподходящим.
Поэтому я остановился окончательно, и думаю, что все будут со мной согласны  в том, что предыдущее название нашей речки было:  БАЙПАЛА,  т. е. так, как обозначено на картах Атласа Российской империи 1724-1745 годов.

***

Ставропольский статистик-историк А. Тварчелидзе в сборнике статистических сведений «Ставропольская губерния в 1897 году» в описании села Благодарного пишет: "...леса село не имеет; - его заменяет участок земли размером в 307 десятин (около 308 га), идущий по обеим сторонам реки Буйволы в восточном направлении и весь заросший камышом и кустарниками... огороды во всём селе имеют только 4 домохозяина".
Из всех поселений вдоль реки Буйволы самым известным и древним, безусловно, является не село Благодарное, а древнейшее поселение МАДЖАР (Маджара-Суба), располагавшееся на левом берегу Буйволы, при  "впадении" её в р. Куму.
О существовании этого крупнейшего на всём Предкавказье богатейшего торгово-промышленного поселения ещё в 7-м веке до нашей эры упоминается в древнебулгарском своде рукописей "Джагфар Тарихы". А в древнегреческих летописях 1-го, 2-го и  3-го веков до Н.Э. этот населённый пункт упоминается как Меотида, где протогреки (киммерийцы, КРЭШЦЫ), переселявшиеся из индоарийских (семитских) районов своего первоисторического пребывания, через Кавказский хребет, двигались вдоль западного побережья Каспийского (Хвалынского, Булгарского, Хазарского)  моря, (по древнему Алабужскому тракту) из Самар (Шумер, шумерское царство), через Мидан (Азербайджан),  Кызыл-Яр, (Кизляр), крепость Иске-Таш (Георгиевск), до Маджара-Суба, где часть протогреков осела.
Некоторые же протогреки продолжали заселение новых земель, двигаясь далее на Хаджи-Тархан (Астрахань) и далее вдоль берега Волги до самой (Елгаубы), города на реке Агидель (Кама).
Часть потока переселенцев (протогреков) поселилась в Маджара-Суба, основав там колонию и начав там ремесленную, строительную, металлургическую, торговую и др. деятельность, в том числе и гончарно-кирпичное производство. Теперь, совершенно очевидно, что именно они - протогреки соорудили знаменитые теперь на  весь мир Маджарские мавзолеи и т. д. Но, место это протогреки для себя  назвали:  Меотида.
А на западе от Маджар, на восточном побережье Чёрного моря (Понт эвксинский), - другой поток протогреческих переселенцев перешёл из Шумер, через Кавказ, возможно, через территорию нынешней Аджарии и Абхазии (по древнему Колхидскому тракту), заселился в Тамани (Тамья – Тархане) и образовал на побережье Чёрного и Азовского морей новые поселения и города.
Азовское море стало Меотас, река Шир (Дон) - стала рекой Танаис, город Шурдан (Азак, ныне Азов) стал называться Тана.  Всю эту обширную, прилегающую территорию, входившую до их прихода в Саксинскую губернию  Булгарии, протогреки также назвали «Меотида». Таким образом, в Предкавказье, ранее Бурджанском бейлике Кубан – Болгар, одновременно существовало две Меотиды, или, скорее всего, одна Меотида, простиравшаяся от Прикаспия до Приазовья.
Сухопутное сообщение между «двумя» Меотидами осуществлялось по Кумо-Манычской впадине, т. е. вдоль нашей Байпалы. Из Маджар по древней торгово-соляной дороге вдоль Буйволы. На запад караваны везли к Чёрному морю (Понт Эвксинский) выделанные шкуры, меха, вяленых, солёных и копчёных осетров, стерлядей, белуг, глиняные горшки, металлическую  посуду. Обратно везли соль, ткани, ширпотреб, оружие.
Этот путь существовал издревле, поэтому им воспользовался  князь Святослав (Барыс. булг.), который в 966-967 годах совершил набег на города: Итиль, Дербент, а на обратном пути через Кумо-Манычскую впадину его войско прошло вдоль Кумы, Байпалы к городу Тмутаракань (правильнее Тамья – Тархану, ныне Темрюк), где было разбито булгарским наместником Тамья – Тархана,  Кура-ханом. Кура-хан заказал из черепа Святослава для себя ритуальную чашу, из которой пили по очереди все цари Булгарии при восшествии на Булгарский престол нового царя Великой Булгарии Чельбира (примерно в 1000 г. - автор).
Этот же путь описывает арабский путешественник Ибн Батута в описании своего путешествия из Азака:
«…Саксинский (Азакский) путь из Азака, через огромную Саксинскую губернию Державы (имеется в виду Булгария), в Тубджак (Зап. Сибирь) начинается в саксинском Азаке (ныне в Азове), проходит через Маджара-Субу и Саюкчи-Болгар (ныне Астрахань), к берегу Булгарского моря (ныне Каспий), а от него к мензелю Джам, что на реке Джам-Булак (Яик, ныне Урал), где он соединяется с Бухарской дорогой».
Таким образом, Ибн-Баттута проехал путь из Азова, вдоль реки Маныч, до водораздела Гребень Кокуджай, затем вверх по течению р. Калаус. В районе нынешнего г. Светлограда он повернул на восток, затем двигался вдоль левого берега р. Байпалы, переправился через оную реку в месте, где ныне г. Благодарный, и по правому берегу р. Байпалы прибыл в Маджара-Субу.
Дневной переход гужевого торгового каравана, в то время, был обычно в пределах 50-70 км. Длина дневного перехода зависела от наличия источника питьевой воды на месте остановок, стоянок для ночлега. Таким местом и был сторожевой пост (редут) у ручья на месте нашего Благодарного и существовал он задолго до появления протогреков.
Охрану источников питьевой воды на торговых путях всегда организовывали кочевники и далёкие предки ногайцев:  хвалиссы, хазары, скифы или булгары. Да и не только на торговых путях, но и везде в маловодных районах для питья, а также, водопоя для животных.
Вот и Василий Белоградский упоминает о существовании сторожевого  поста (редута) на месте нашего села. Редут «…располагался на месте окружённом окопами  и  каменною стеною…». Белоградский сообщает, что пост-редут находился на ЛЕВОМ берегу речки, т. е. там, где воды из ручья вливались с правого берега в Буйволу и именно ЗДЕСЬ БЫЛ БРОД. Сюда пригоняли на водопой по широкому скотопрогону (на месте нынешнего пер. Ветеринарного) свои бесчисленные стада степные кочевники. Следовательно, наиболее вероятным местом нахождения поста было место, на котором ныне находится ветлечебница.


***

Воды  Буйволы впоследствии стали использоваться жителями и для других целей, например для сооружения водяных мельниц. В 1780 году, как В. Белоградский, на нашей реке было 9 водяных мельниц. Ещё в селе было 2 ветряных.
В 1897 году, по сообщению А. Тварчелидзе, количество мельниц стало: водяных - 9, ветряных - 1, с конным приводом - 1. Девять плотин перегородили речку! Водопой стал удобнее, но качество воды из-за застоя стало хуже и рыбы стало меньше.
Воду для питья и приготовления пищи брали из колодцев. Первое упоминание о колодце "Богатый" имеется в описании с. Благодарного священником В. Белоградским в 1870 г. В нём он описывает "Богатый колодезь" так: «…На западъ отъ ключей, за дворами, есть колодезь, называемый БОГАТЫМ. Это родник неисчерпаемой воды, выходивший, говорятъ, на поверхность земли и стекавший в реку, а впоследствии засорившийся из-за небрежности жителей...
Но название богатого он получил не от изобилия воды, а по случаю вынутаго будто бы изъ него бочёнка съ золотомъ. В селе было тогда уже около 200 дворов селян, значитъ народу было много; но где теперь богатый колодезь, там не было ещё никакого жительства, - он находился ещё за гумнами, и отъ него неподалеку располагалось кладбище…»
Несколько более подробный рассказ о колодцах Благодарного содержит труд  А.Тварчелидзе в описании нашего села в 1897 году: «…Воду для питья село получает из двух источников, находящихся вне села на разстоянии: одинъ – 2,5 версты, а другой – 6 вёрст.
Вода перваго источника не вполне хороша, вода же второго источника, называемого СВИРИНЫМ, чистая, пресная, но в нёмъ воды недостаточно для удовлетворения потребностей населения... В 1889 году село устроило колодецъ, в которомъ вода почти пресная, но, она разслабляеть желудокъ и вызываеть упорный поносъ... Жители употребляют и дождевую воду, собираемую из подъ водосточных труб и высоко здесь ценимую. Скот поят из реки, спуск к  которой отлогий…»
Сегодня можно предположить, что БОГАТЫЙ колодец располагался  в нынешнем дворе Ермаковых. Но это только предположение, а правду возможно узнать только из  опроса живых старейших жителей города. Вода это важнейший предмет первой необходимости, как для человека, так и для животных. Недостаток питьевой воды – это очень большая беда для населения.
В Благодарном проблема водоснабжения была всегда первостатейной. Даже после окончания Великой отечественной войны 1941-1945 годов, когда тогдашняя жизнь состояла из одних проблем: страшные очереди за хлебом, отсутствие мыла,  тканей, одежды, сахара, обуви,  главнейшей проблемой для населения был недостаток питьевой воды. Из всего страшного – это  было самым страшным.
Дождевую воду в каждом дворе  держали в БАССЕЙНАХ,  расходовали очень экономно, т.е. только для приготовления пищи, питья и мытья головы женщинам. Все остальные работы связанные с расходом воды производили водой из колодцев, которая была горько-солёной, её не пил даже скот. Но скот и птицу можно было поить в речке, а для питья  приходилось брать коромысло, два ведра и топать к ручью.
Проезд и проход к ручью с улицы Советской был очень широким. Туда загоняли стада животных, заезжали гужевые повозки-водовозки и приходили жители с вёдрами. Вода истекала из трубы и падала в бассейн, излишек ее переливался в длинные каменные "корыта", из которых воду пили животные и птица. Далее вода текла по земляному руслу мимо дома Докукиных, в трубе перетекала через улицу и вдоль солнечной стороны улицы текла в сторону центра села (примерно метров 600). А затем  ручей поворачивал в узкий проход между домами вниз к речке, где на правом берегу речки, были устроены строго охраняемые огороды и выращивались овощи.
Территория в районе самого  источника содержалась в чистоте. Содержался даже служитель – водяной староста. Повозок для воды было мало, только колхозные, из колхозов "Красный май", "Вторая пятилетка", "Красная звезда" и "Имени Андреева".
 Водовозка – это, как правило, запряжённая парой быков телега с деревянной бочкой на 20-30 вёдер, которой управлял возчик, он же наливал воду в бочку ведром.
Благодарненский  ЖЭКТ после войны, тоже имел водовозки, но они доставляли воду по разнарядке: в школы, больницу, в госпартучреждения.   Прочее население обивало пороги начальникам с просьбами о помощи с водой. Колхозникам с завозом воды помогали  колхозы, остальные жители носили воду коромыслом.
Теперь, глядя на загаженную территорию вблизи этого источника, понимаешь, что в случае прекращения подачи электроэнергии и остановки водяных насосов водопровода, в Благодарном совершенно не станет питьевой воды и 30-ти тысячному  населению города придётся просто умирать. Даже доступ к ручью  теперь перекрыт.

Н. Ефименко
Ноябрь 2011 г. – октябрь 2012 г.
Г. Санкт-Петербург


Рецензии