Город, куда приходит юность

                1
    Есть города и веси,
    Где детства и юности след,
    "Есть место такое на свете,
    Где ты появился на свет".
Есть тёплое море и горы,
Городов есть и стать и новь,
Но Пермь - этот северный город -
Моя первая в жизни любовь.
    Пусть морозы зимой не ласковы,
    И низкий над городом дым,
    Но был я с рожденья обласканный
    Теплом деревянной избы.
Крылечки, мостки и скамеечки -
Заводское житиё бытиё,
Полати и русская печка
Дымит будьто пароход.
    Мой дед, а в народе Михалыч,
    В заводе - Яков Ильин
    Рассказывал на полатях
    Преданья старинных былин.
Тайны и гор, и леса
За широкой, как море рекой,
Уральскими сказами деда
Влекли на заречный простор.
    Город в семьдесят километров
    Для подростка был целый мир,
    На автобусах, как на ракетах.
    В его космосе я колесил.
А вдоль величавой Камы,
В тревожной закатной далИ
Поездами, как караванами,
Дары горных недр везли.
    А город дымил заводами:
    Кислотные, нефтепром,
    Авиационный - моторами,
    Гудел, будь-то аэродром.
С протяжным гудком тревожным
Просыпался я по утрам.
Зимой по следам запорошенным
В запрудскую школу бежал.
               
                2
    Ах, школа - корабль трёхпалубный!
    В штормах позабыт твой покой;
    Братва городской окраины
    Стекалась в тебя гурьбой.
Но, в школе всегда есть место
Жестокости и любви;
Звали меня "Профессор"
За то, что носил очки.
    За партой второй, что слева
    Я с вредной девчёнкой сидел,
    И всё-же , порой, несмело
    На косы её глядел.
Отличницей и задирой
Зта девчёнка слылА,
Но, что-то в ней доброе было,
Наверно, её глаза.
    Считала она - я "с приветом",
    Ведь ради неё, что есть сил,
    В школу ещё до рассвета
    В морозы я приходил.
И она в феврале метельном
Всех раньше входила в класс,
Мы с нею за партой сидели,
И что-то творилось в нас.
    Молчали в холодной зале.
    Касаясь друг друга плечом,
    Сердца-же сильнее тучали,
    Становилось в лице горячо.
На людях мы с нею дрАлись.
Портфели в сраженье вводя,
Шутя, она больно кусалась,
Мне руки зубами клеймя.
    Ах, Люба, и имя-то новь-ли?
    Так с детских тех памятных дней
    Живу заклеймённый Любовью,
    Нет-нет, да и вспомню о ней!
               
                3
    Но, даже в Перми, кончалась,
    Истекая ручьями зима,
    Солнце в талой воде отражалось,
    Отступали и холода.
И в сердце звучала музыка
Театральной Пермской весны
И небо купалось в лужицах.
И трогались вечные льды.
    О, воздух весенний, нежный;
    Этот запах талой воды!
    И я уже не был прежний,
    И в сердце врывались мечты.
Вот так, невзначай, в апреле,
Однажды явилась она -
Ни имени, ни фамилии -
Просто юность моя, весна.
    Шарфик лилово-розовый,
    В раскосых глазах синева,
    Миловидный профиль курносый
    В автобусе, у окна.
Весь день я был с нею рядом.
На улицах Старой Перми,
Дарила она мне взгляды,
Улыбаясь, случайно ли?
    Впервые мне захотелось
    Тронуть бархат её ресниц
    Как ветру, набравшись силы.
    Обняв, на руках закружить.
А ветер, мечты исполняя,
Распустил её веер волос.
И с нею шутя и играя,
Капроновый шарф мне принёс.
    Ах, ветер, не всё так просто;
    Мы, будь-то остались одни -
    Загадочный перекрёсток,
    В галактике первой любви.
Конечно, я дал ей имя,
Нарочно о том не спросив.
Мне сердце его повторило,
Звезда подсказала в ночИ.
    Отчего мне в ту ночь не спАлось,
    А после, пропал аппетит?
    Мне юность потОм призналась,
    Что это симптомы любви.
Конечно, у нас не стАлось
Ничто в моей сущей судьбе,
И юность моя затерялась,
Но, всё-таки по-весне
    Я чаю найти перекрёсток,
    Где будет опять как тогда,
    И юность моя вернётся
    Ветрами весны навсегда!
               
                4
    Что так в жизни похоже на море?
    Было это и у меня:
    Детский лагерь на Камском просторе,
    И как море, бездонный взгляд.
Я узнал, что природа лечит,
Утомлённым даёт новых сил;
У костра, в тёплый ласковый вечер,
Ни о чём я тебя не спросил.
    И было спокойно на сердце,
    И казалось, вот-вот и взлечу
    Над Камой, и стану бессмертен,
    А вечному - всё по-плечу!
Открывать в себе новые силы -
Нам юность от Бога дана.
Все стихии мне стали милы:
И ветрА, и гроза, и волна.
    Только ты - мой таинственный остров,
    В синем платьи, как небо, вдали;
    И уменье любить так не просто,
    И быть рядом - ещё впереди.
Я остался с моими звёздами -
Сын Адама на тысячу лет;
Буду я себя мучить вопросами:
Что от Бога, а что и нет?
    Пролетело почти полвека,
    С тобой встретиться мы смогли;
    Посто, добрых два человека,
    И пророчества, лишь, впереди.
Да, пророчества, разве мало,
Угли чувств чтоб в сердцах бередить?
Вспомнить то, чего так не хватало,
Чтобы Бога суметь полюбить.
               
                5
    Отчего-то в Пермскую осень
    Мне, бывало, на сердце - тоска?
    Улетали птицы, впрочем,
    Будь-то с ними и я улетал.
Свежесть краски на школьных партах,
Посвежевшие ветры, листва
Опадала в желтеющих парках,
Грустно, будь-то бы навсегда.
    И хотелось чтоб что-то осталось
    Мне от лета и от вчера;
    И, тогда, она появлялась -
    Осень - девочка со двора.
Отчего, не встречал её раньше,
Ведь соседи, почти, мы с ней?
Просто, видно, мы стали старше.
Стали ярче, стали взрослей.
    Да и вправду, девочка - осень,
    Потому-что грустнА и милА:
    Ни о чём ни скажет, ни спросит.
    Лишь часами сидит у окна.
Предавались весенним вальсам
Мы в миноре; и я , и она,
Что-то было смертельно жаль нам,
От того и сложилась судьба;
    До сих пор в этом танце вместе,
    Так похож он на мир вокруг нас:
    Люди, судьбы - осенние листья;
    Что останется после вас?
               
                6
    Что останется? Будет ли снова?
    И, возможно ли, чтоб навсегда?
    Эти наши вопросы не нОвы.
    Задаём их себе иногда.
Я, порою, бывал атеистом -
Верил - "Может Всё Человек!!!"
Но, вот смерть уносила близких,
Неужели, я думал, вовек?
    И хотелось тогда мне верить
    Во Всевышнего что сотворил,
    И что жизнь, как далёкий берег,
    Снова даст, воскресив из могил!
Море, море, бескрайность неба,
Млечный Путь - миллиарды светил;
Почему, если жил, то как не был,
Почему исчезаем, как пыль?
    Нет, не быть нам вовек неприкаянными,
    Есть Отец, есть Создатель, и был!
    Достучаться до нас отчаянно
    Он пытается изо всех сил.
Два письма есть от Бога: Вселенная,
И старейшая Книга из Книг.
И любовь нам дана, наверное.
Как свидетель Святых Молитв.
    Есть города, и есть веси,
    Где детства и юности дым,
    Есть место такое на свете,
    Где любил я, и был любим!
                ***



Иллюстрация:
Николаев М. Серия работ «Старая Пермь», х. м., 1999 г. Руководитель Т. Е. Коваленко.
http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803940184
   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.