Россия гибнет от своих пространств

 




 

 Россия гибнет от своих пространств,
 Россия чахнет от своих просторов,
 И на устах у многих государств
 Она – предмет многоразличных споров.

 Россия гибнет от своих пространств,
 Россия чахнет от своих просторов.
 И на глазах у многих государств
 Она – арена множества раздоров.

 Россия гибнет от своих пространств,
 Россия чахнет от своих просторов.
 Не удержать несметных ей богатств,
 Не утаить от кровожадных взоров.

 Есть два ключа решения проблемы:
 Один – языческий, ветхозаветный меч,
 Другой – духовный меч, чтобы дилемму
 Решить и страсти-прихоти отсечь.

   В пространстве чисто не там, где мы не можем испачкаться, а там, где мы не пачкаем. Так и во времени: чисто не там, где смиряются с грязью, а там, где чистят сердце усерднее ботинок. Чистят, начиная с прошлого, даже в том, в котором не жили, потому что наше прошлое — такой же общий дом человечества, как и наша планета. Кто не жил в прошлом, тот и в настоящем ни жив, ни мёртв.
 Чистое не то прошлое, которое позолотили, а то, которое приняли как своё настоящее и поступили не так, как поступили в прошлом, выбрали добро, а не зло./Я.К.Чистая Россия/



 Диалог Иоанна Кронштадтского со Львом Толстым в предреволюционный период (после русско-японской войны 1905г.) может проиллюстрировать вышесказанное:


 1. Л.Т. Насилие отвлекает людей от того, чтобы стараться самим сделаться лучше.   Существующий строй в основах противоречит сознанию общества, и он не может быть исправлен, если оставить основы: безумное богатство и излишество одних и бедность и лишение масс земельной собственности, наложения государственных податей, территориальными захватами государств, патриотизмом, милитаризмом, заведомо ложной религией, усиленно поддерживаемой.

 2. И.К. Отчего мы не могли победить ныне врагов-язычников при нашем храбром воинстве! Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от бессмысленного толстовского учения, непротивления злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда в постыдный плен со всем инвентарём. 

 3. Л.Т. Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан  в нём  и не свободен от него так же, как не свободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им! И понемногу эгоизмы эти атрофируются.

 4. И.К. Затратили  50  мил. на постройку морских гигантов с разными названиями различных языческих богов и богинь. Послали на войну с японцами на смех. Суда потеряли, войну проиграли.

 5. Л.Т. Разгром русского флота сильно потряс меня, но не могло не быть иначе. Хоть и плохие мы христиане, но скрыть невозможно несовместимость христианского вероисповедания с войной. 

 6. И.К. Теперь приказано отпустить 100 мил. на постройку новых панцирей, а способных офицеров нет как нет, а, главное, - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих  моряках не предвидится. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем  делу офицеров, как в Германии и Англии.

 7. Л.Т.    Война – это ирония на христианство.  Вопрос о том, кому удалось захватить Порт-Артур или Кубу – нашему правительству или другому, - для нас  не только безразличен, но всякий такой захват, сделанный нашим правительством, вредит нам,  потому что влечет неизбежно всякого рода воздействия на нас нашего правительства, чтобы заставить нас участвовать в грабежах, насилиях нужных для захватов и удержания захваченного.


 8. И.К. Вот отчего царство наше колеблется; и одно ли русское царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии?

 9. Л.Т. Если мы хотим действительно быть тем, что мы исповедуем, мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его  и всеми силами содействовать этому .


 1. Л.Т.           Правительство русское знает и не может не знать, что у нас всё держится на религии, но та религия, на которой оно основало себя, была не тверда и прежде, теперь уже совсем не держит.


 2. И.К.              И чем дольше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею.



 3. Л.Т.                Но как именно должен править царь сам, один своим народом? В коканском царстве все дела можно было рассмотреть в одно утро, а в России в наше время для того, чтобы управлять государством нужны десять тысяч ежедневных решений. Кто же поставляет эти решения? – Чиновники.

 4. И.К. Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащего разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира!

 5. Л.Т. Надо видеть ту пучину, которая разделяет завшивевших, заморенных миллионов людей с перекормленными в кружевах, другими людьми, и, чтобы заполнить её, нужны жертвы, а не то лицемерие, которым мы теперь стараемся скрыть от себя глубину этой пропасти.

 6. И.К. Смотрите, что творится в нём /в царстве сатаны/ в настоящее время: повсюду забастовки учащихся и рабочих…, шум партий, имеющих целью ниспровергнуть настоящий, установленный Богом монархический строй, …неуважение к авторитету власти, Богом поставленной, ибо несть власть, аще не от Бога.


 7. Л.Т. Ни один разумный человек не сядет в экипаж, если не знает, что кучер умеет править. А все мы живём в государстве, которое управляется, и неограниченно, такими сыновьями и внучатыми племянниками не только нехороших правителей, но на деле показавших свою неспособность к управлению людей.
 8.

   И.К. Чтобы управлять другими, надо научиться наперёд управлять собой; чтобы учить других, надо самому приобрести знание. Когда я не умею владеть собой, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель. Когда играют мной всякие страсти – лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда и себе

 


 9. Л.Т. Как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, также бы считалось глупым восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, и глупых народных гимнах.


 10. И.К.                Послушайте вы умных речей императора Вильгельма.   Чем сильна Германия и её император? На что они надеются крепко-накрепко в случае войны и не дадут себя в обиду…

 11. Л.Т.          Император Вильгельм, одно из самых комических лиц нашего времени – оратор, поэт, музыкант, драматург и живописец, и, главное, патриот…

 12. И.К. Ей, вы, руководящие лица и классы военного строя морского и сухопутного, прислушайтесь к мудрым речам Вильгельма, царственного оратора, сделайте то, что он сделал и делает для германского войска морского и сухопутного – и не ошибётесь в расчете /Sat sapienti/

 13. Л.Т.           Нарисовал недавно картину, изображающую все народы Европы с мечами, стоящие на берегу моря и по указанию архангела Михаила смотрящие на сидящие вдалеке фигуры Будды и Конфуция. По намерению Вильгельма это должно означать то, что народы Европы должны    соединиться, чтобы противостоять надвигающейся оттуда опасности. И он совершенно прав со своей отставшей на 1 800 лет языческой, грубой, патриотической точкой зрения. Всяческое проявление патриотизма в одном народе увеличивает реакцию противления в другом.

 14. И.К.           Люби отечество земное и Отца отечества: оно тебя воспитало, просветило, отличило, всем довольствует.



 15.   Л.Т.                Хотим мы или не хотим этого, нас делают участниками этих ужасов. И всё это делается теми людьми, которые говорят, что поклоняются и считают Богом Того Кто сказал: Вам сказано: Все братья…любить всех, прощать не семь, а семьдесят раз семь Кто сказал про казнь, что пусть тот, кто без греха, бросит первый камень…     И то самое ужасное, запрещенное дело делается наиболее почитаемыми людьми и с участием учителей этой веры.

 16. И.К.       Русский народ и другие, населяющие Россию племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибели, всех пережигает в этом горниле.


 17. Л.Т.          Европейские народы забыли Христа во имя своего патриотизма, раздразнили этим другие народы, и если Япония и Китай также выучатся искусству убивать людей, будучи бесстрашными и ловкими, сильными и многочисленными, очень скоро неизбежно станут у стен Европы, если только Европа не сумеет противопоставить ничего более сильного, чем оружие.Ученик не бывает выше своего  учителя, но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его/Лк.6:40 /.


 18. И.К. По делом! Если сознаем свои грехи, обратимся к вере, покаемся, изменимся к лучшему с Божьей помощью – тогда и Господь обратит к нам светлое Лице Свое и помилует нас, и даст нам благоволение, изобилие и мир – а если нет, то будем таять в бедах наших.

 19. Л.Т. И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, броситься убивать своих братьев за морем, - а, напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времён – патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены
 Христом.

 Отец Олег (очевидно, Стеняев - из московской церкви Всех скорбящих): "В мире нет ни одной религии, которая бы отказывала в благословении воинам, защищающим свое Отечество ... Если говорить о Библии, то в Священном писании сам Господь Бог повелевает идти завоевывать земли, освобождать Отечество, воздавать отмщение: "Взявший меч от меча падет" (Известия, 23.12.1999). Сильно - так извратить слова Христа, призвавшего вложить меч в ножны, потому что взявший меч от меча погибает...

 Интервью с еп. Петропавловским Игнатием, совершившим поход на боевой атомной подлодке. Об атомной бомбе: "Сейчас по телевидению демонстрируется много жестокого и безнравственного. Однако виновен ли в этом сам телевизор? Поскольку существует опасность независимости и существованию Отечества, необходимо иметь средства ее отражения". И цитатка из Ив. Ильина о том, что средства воинского дела неправедные, но именно поэтому дух солдата должен быть крепок в христолюбии (Аргументы и факты, 30.9.1999, №39).

 Март 2003 года: по первому каналу какой-то священник, только из Чечни, (Михаил Васильев?) объяснял солдатским матерям, что еще в IV в. некий собор признал службу в армии обязательной для христиан, и что вообще поскольку в России все женщины делают аборты, то и солдатские матери делали аборты, а значит, матери, которые не хотят посылать своих детей в армию, не имеют права на это, потому что у них у самих руки по локоть в крови.

                Примечание:



   Вильгельм 11 Гогенцолерн /1859-1941/ германский император и прусский король в 1888-1918,внёс большой вклад в деле подготовки почвы и развязывания Первой Мировой войны и уже  в старости, в отставке, одобрял политику Гитлера, фактически благословил его на Вторую Мировую войну.



   «Надо помнить,что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодом поколении, у нас будут вооружённые конфликты, губящие и физические и духовные жизни народов, будут войны, ужасные братоубийственные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока»
  Толстой сказал это всего за несколько лет до 1-й мировой войны.













   


Рецензии
"Толстой -- индивидуалист и очень крайний индивидуалист. Он совершенно
антиобществен, для него не существует проблемы общественности.
Индивидуалистична и толстовская мораль. Но ошибочно было бы сделать отсюда
заключение, что толстовская мораль покоится на ясном и твердом сознании
личности. Толстовский индивидуализм решительно враждебен личности, как это и
всегда бывает с индивидуализмом. Толстой не видит лица человеческого, не
знает лица, он весь погружен в природный коллективизм, который
представляется ему жизнью божественной. Жизнь личности не представляется ему
истинной, божественной жизнью, это -- ложная жизнь этого мира. Истинная,
божественная жизнь есть жизнь безличная, общая жизнь, в которой исчезли все
качественные различения, все иерархические расстояния. Нравственное сознание
Толстого требует, чтобы не было больше человека как самобытного,
качественного бытия, а была только всеобщая, бескачественная божественность,
уравнение всех и всего в безличной божественности. Только полное уничтожение
всякого личного и разнокачественного бытия в безликой и бескачественной
всеобщности представляется Толстому выполнением закона Хозяина жизни.
Личность, качественность есть уже грех и зло. И Толстой хотел бы
последовательно истребить все, что связано с личностью и качественностью.
Это в нем восточная, буддийская настроенность, враждебная христианскому
Западу. Толстой делается нигилистом из моралистического рвения. Поистине
демоничен его морализм и истребляет все богатства бытия. Эгалитарная и
нигилистическая страсть Толстого влечет его к истреблению всех духовных
реальностей, всего подлинно онтологического. Не знающая границ
моралистическая претензия Толстого все делает призрачным, она отдает под
подозрение и низвергает реальность истории, реальность церкви, реальность
государства, реальность национальности, реальность личности и реальность
всех сверхличных ценностей, реальность всей духовной жизни. Все
представляется Толстому нравственно предосудительным и недопустимым,
основанным на жертвах и страданиях, к которым он испытывает чисто животный
страх. Я не знаю во всемирной истории другого гения, которому была бы так
чужда всякая духовная жизнь. Он весь погружен в жизнь телесно-душевную,
животную. И вся религия Толстого есть требование такой всеобщей кроткой
животности, освобожденной от страдания и удовлетворенной. "

и это еще мягко сказано

Мария Березина   08.02.2015 17:46     Заявить о нарушении
А эту замечательную рецензию, я у вас украду. Идеальный образец патологии мышления, выложенный в тексте. Замечательный материал для анализа.
СПАСИБО,

Станислав Цветков   09.02.2015 20:28   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Автора подсказать?
Хотя, по моему, настоящая патология,это когда специалист по левой ноге не знает, как лечить правую.

Мария Березина   09.02.2015 20:32   Заявить о нарушении
А это цитата?

Станислав Цветков   09.02.2015 20:40   Заявить о нарушении
Конечно.

Мария Березина   09.02.2015 20:41   Заявить о нарушении
И кто-же выдал такой шедевр? Наверное кто-то из соц-реалистов, хотя нет писал человек повернувшийся на религии.

Станислав Цветков   09.02.2015 21:03   Заявить о нарушении
А вот и не угадали! Писал Бердяев. Религия для него, как и для Толстого, была не указ.

Мария Березина   09.02.2015 21:06   Заявить о нарушении
По творчеству Достоевского, можно изучать влияние эпилепсии на мышление.
В этом случае всё гораздо интересней. Заочная психиатрическая экспертиза будет полезна и для истории.
А вот Граф толстой не страдал старческой деменцией, которую ему приписывали дилетанты. В литературных произведениях скрыть психопатологию автора просто невозможно. этот отрывок классический пример, поэтому он меня и заинтересовал.

Станислав Цветков   09.02.2015 21:25   Заявить о нарушении
Станислав, это писал молодой Бердяев. Это было время, когда пинать Толстого было модно.
На Толстого тогда набрасывались многие философы,не говоря уже о церкви.
На Толстого вешали всех дохлых кошек – уничтожающая статья Бердяева тому подтверждение,где в своих «Духах…» он обвинил его во всех смертных грехах.
Так что Вы правильно заметили в цитируемом отрывке полнейшую белиберду.
Старший, уже умудрённый опытом, Бердяев писал за границей:
Единственным до конца последовательным пацифистом был ЛевТолстой. Его учение о непротивлении злу насилием, его отрицание закона этого мира во имя закона Бога глубже, чем думают, его плохо понимают. Л. Толстой поставил перед изолгавшимся христианским миром проблему: можно ли небесными средствами достигнуть блага на земле? Может ли дух и во имя духа действовать силой и насилием? Есть ли в человеке божественное начало, которое сильнее всех насилий, совершаемых людьми? Можно ли управлять человеческими массами через Божью Правду?/Н.Бе6рдяев/./
Метафизическая проблема войны есть проблема о роли силы в условиях этого феноменального мира. Когда Л. Толстой учит, что не в силе Бог, а в Правде, то он русскую идею противопоставляет германской идее, он противостоит Гегелю и Ницше. Настоящее величие Л. Толстого было в его обличении неправды и ничтожества всякого величия в этом мире. Ничтожно и жалко всякое величие мира: величие царской власти, знатного рода, величие военное или величие богатства, роскоши, величие Юлия Цезаря и Наполеона. /Н.Бердяев/
] Любовь человеческой массы ее водителей к церемониям, к условной символике, орденам, мундирам, торжественно-риторическим речам, к полезной лжи свидетельствует о состоянии мира и человека в мире и учит, как ложью нужно управлять миром. Не только религиозно-нравственные трактаты Л. Толстого, но и Война и мир полна обличениями лжи этого мира, лжи истории и цивилизации ./Н.Бердяев/
Всё это было написано после того, как Бердяев пережил последствие войны, которую предсказал Толстой:
Надо помнить,что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодом поколении, у нас будут вооружённые конфликты, губящие и физические и духовные жизни народов, будут войны, ужасные братоубийственные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока./Толстой сказал это всего за несколько лет до 1-й мировой войны/

Владимир Дьяченко   10.02.2015 03:22   Заявить о нарушении
Ничего себе молодой - 45 лет!

Мария Березина   10.02.2015 11:20   Заявить о нарушении
Если Бердяев написал этот документ в 45 - это многое объясняет - это возраст инволюции. Некоторые психиатры пытались выделить инволюционные психозы в отдельную группу.
Честно говоря читать всего Бердяева не возникало желания, после того, как прочёл несколько статей, в том числе с нападками на Толстого. А эта маленькая цитата может служить ключом к личности. Даже один эпизод острого психоза оставляет свой след на личности в целом. Со временем этот след может нивелироваться, или формировать устойчивую патологию.
Разрабатывая программу заочной диагностики, мы проанализировали творчество множества писателей, известных и безызвестных, и обнаружили много интересного материала. Это довольно нудная и кропотливая работа, ведь образцы отбираются вручную. И я был искренне рад, что нужный материал был буквально подброшен под нос.
Посидев примерно год на этом сайте, мы сделали замечательную подборку по синильным психозам, такое не нароешь не водной клинике.
Интересен и вопрос, на каком этапе религиозная вера, переходит в психопатологию, или одержимость? Ив этом вопросе есть кое какие находки.
По графу Т. мы работали с особым пристрастием, и смею Вас уверить его завещание никто бы не смог оспорить. Но характер у него был тяжёлый.
Я полагаю, что Толстой бы не хотел, чтобы с него после смерти сделали бы икону. Его философия должна получить продолжение, поскольку фундамент очень основательно выстроен.
ВСЕГО ВСЕМ САМОГО ДОБРОГО. Пусть не кто не будет обделён и обижен.

Станислав Цветков   10.02.2015 17:23   Заявить о нарушении
"Не читал, но осуждаю. "

А вообще, если верить докторам, то возраста здоровья просто нет. Сплошная патология. То еще не пришло время быть здоровым, то оно уже ушло.

Видеть во всем патология- тоже патология, будь здоров.

Мария Березина   10.02.2015 18:59   Заявить о нарушении
Большинство проходят возраст инволюции легко, только людям с предрасположенностью к заболеваниям требуется психиатрическая помощь.
И кто может осудить человека за слабое здоровье.

Станислав Цветков   10.02.2015 20:30   Заявить о нарушении
Только врач.

Мария Березина   10.02.2015 20:46   Заявить о нарушении
Душевнобольные писатели способны создавать замечательные художественные произведения. Но философия претендует на научное познание мира, и что к этому знанию может добавить человек у которого нарушено восприятие этого мира.
Что лично мне не понравилось в философии Бердяева - манипулирование таким понятием как свобода. Нападки на Толстого, за которыми скрыта обыкновенная человеческая зависть и тщеславное желание сделать себе имя на известности оппонента.
Перед оккупацией Франции Бердяев написал небольшую статью - панегирик национал социализму. После её прочтения, я потерял интерес к этому философу.
Но история болезни Бердяева и его старшего брата меня заинтересовала.
А процитированный Вами текст, невольно послужил "слепым тестом", ведь я действительно не читал произведение из которого этот отрывок заимствован.
Что исключает предвзятость из чувства личной неприязни.


Станислав Цветков   10.02.2015 22:06   Заявить о нарушении
Философия не претендует на научное познание мира, это кто-то над Вами подшутил. что касается Бердяева, то при всех его недостатках зависть ему не свойственна. Просто ему начхать на авторитеты.
Если Вам нравится во всем видеть болезнь, но это Ваше право как свободного гражданина. но видеть такую нездоровую увлеченность очень неприятно, можно Вы не будете делиться со мной Вашими изысканиями?

Мария Березина   10.02.2015 22:27   Заявить о нарушении
Зашли, друзья, я вижу, не в ту степь.
А суть статьи ведь сводится к тому,
Что, как ни старайся обеспечить крепь,
Рим третий рухнет – слёзы ни к чему.

Владимир Дьяченко   11.02.2015 02:43   Заявить о нарушении
Если философия не претендует на познание мира - она превращается в пустой трёп.
Ленин в своё время назвал Бердяева - Белебердяевым, и в этом была доля истины.
Если общество не способно отличить норму от патологии, оно обречено. Реализация бредовых идей неизбежно приведёт к его краху.
Попытка сделать из патологических личностей "отцов русской демократии", яркий пример манипуляции массовым сознанием с недобрыми целями.
Кто-то опять хочет реализовать системный бред в качестве политики.

Станислав Цветков   11.02.2015 11:25   Заявить о нарушении
Вы бы не трогали предметы,в которых разбираетесь. Не знаете, что есть философия, не говорите.

Мария Березина   11.02.2015 11:52   Заявить о нарушении
А насчёт падения третьего Рима, сказано давно - "Всё пройдёт..."
А это всего лишь попытка изучения причин деградации, постановка диагноза и прогноза исхода болезни.
Помните? - И стали мы лечить удвоились мученья - больные гибли все без исключения...
Или доктора не те, либо больной безнадёжен...

Станислав Цветков   11.02.2015 11:53   Заявить о нарушении
Доктора? Не смешите. Они и не собирались никого лечить.

Мария Березина   11.02.2015 11:55   Заявить о нарушении
Вот, научили народ грамоте. и что?
Ну, складывают буквы, глумятся над тем, что им недоступно.
Скука.

Мария Березина   11.02.2015 12:01   Заявить о нарушении
После Ницше и Фрейда философия и психиатрия стали нераздельными.
С улыбкой, и самыми добрыми пожеланиями.

Станислав Цветков   11.02.2015 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.