12. май мечты и цвет гармонии. радуга
- Асенька, посмотри в окно.
- О Боже, это же Радуга! О, Боже, Серёжа, это очень добрый знак! Бог никогда не посылает человеку возможность увидеть радугу, просто так, это мост в небо – мост к нему.
- Но радуга это не что иное как – элементарная оптика. Объяснить появление радуги на небе, если с теоретической научной точки зрения, – не представляет особой сложности.
- Ты не прав, это два гениальные художника – дождь и солнце, взяв акварель, в которой только семь цветов, ткут прекрасную дорогу – к Всевышнему.
- А вот здесь уже ты ошибаешься.
- В чём?
- Взяв белое полотно – творят божественное искусство. Ведь, как известно, свет состоит из сочетания нескольких цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого и фиолетового. Белый свет, проходящий через призму, на другой стороне отражается всеми цветами радуги. Но для того, чтобы понять, что есть – радуга, необходимо разобраться в том, что происходит внутри призмы и как белый свет излучает столько цветов?
- И ты знаешь?
- Кое что. Например, что призма – это трехгранник. И ещё то, что обычно используют для призмы прозрачное стекло или пластик. Призма «рисует» мини-радугу за счет разложения сложного света в спектр, когда узкая полоска белого света попадает на одну из граней треугольника. Рассеивание света в призме происходит за счет так называемого «коэффициента преломления» стекла. Каждый материал имеет свой отличительный коэффициент преломления. Когда свет проходит через материал, разница показателей преломления воздуха и стекла заставляют свет гнуться. Угол изгиба отличается от длины волны света. И поскольку белый свет проходит через две плоскости призмы, разные цвета гнуться и появляется нечто вроде радуги. Саму же радугу создают капли дождя, выступающие в качестве крошечных призм. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит.
Вообще радуга – это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель чаще – дождя, но, хоть и редко, – может быть, и – тумана. Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце. Солнце притом, – при наблюдении радуги – всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно. Вот ты сейчас, что видишь?
Ася стояла возле окна и пыталась разглядеть то радугу, то солнце, то всё больше счастливыми глазами смотрела на своего любимого мужчину. А он продолжал:
- Знаешь, а ведь ты видишь только дугу, т.е. только часть окружности, но вот если бы ты находилась на более высокой точке наблюдения – то она бы была полнее.
- Это как?
- С горы или самолёта можно увидеть полную окружность.
- И ты видел?
- Конечно.
- Какой же ты счастливый человек.
- Потрясающе, видеть счастье в воде и свете.
Ася не слышала Рубинштейна, она приходила в восторг от первой увиденной радуги в этом году и от того, что профессор рассказывал ей об этом удивительном природном явлении в мельчайших подробностях.
- Но, это ты, Серёжа, рассказал мне только одну из версий, т.е. – изложил научный подход. А, всё таки, я убеждена, что радуга – божественное явление, самое настоящее – Чудо света. Чудо света на самом деле это то, чем восхищаться можно бесконечно. Ему можно давать всякое научное определение, но повторить нельзя. Человек не в состоянии соперничать с божественной силой.
- Но радугу запросто можно повторить в лаборатории.
- Что ты знаешь о радуге, мой дорогой профессор?
Рубинштейн тихонечко рассмеялся и принялся вытаскивать из себя всю информацию об этом природном явлении.
- Иногда, Асенька, можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, которая образована светом, отражённым в каплях два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри – красный. Небо между двумя радугами обычно заметно более тёмное, эту область называют полосой Александра.
Появление радуги третьего порядка в естественных условиях случается чрезвычайно редко. Считается, что за последние двести пятьдесят лет было только пять научных сообщений о наблюдении данного феномена. Но совсем недавно представилась удивительная возможность наблюдать радугу четвёртого порядка, и даже – зарегистрировать её на фотографии. Хотя в лабораторных условиях удаётся получать радуги гораздо более высоких порядков. Так, однажды, используя лазерное излучение, удалось получить радугу двухсотого порядка.
- Боже, но откуда вы все всё знаете?
- Асенька, оттуда откуда в следующий раз знать будешь и ты.
- Но все это, в любом случае придумал Он. – И Ася подняла глаза к верху. – И потому это все Его промысел. А такое явление, как радуга – это знамение.
- А вот этого тебе точно никто не скажет.
Персидский астроном Кутб ад-Дин аш-Ширази, а возможно даже, что это был его ученик, видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение феномена радуги. Примерно одновременно аналогичное объяснение радуги предложил и немецкий учёный Дитер Фрейбургский. Но общая физическая картина радуги была описана лишь в тысяча шестьсот одиннадцатом году Марком Антонием де Доминисом в его книге. На основании опытных наблюдений он пришёл к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и при выходе из неё. Ещё через пару лет после – уже Рене Декарт дал более полное объяснение радуги – в своём труде «Метеоры», где есть глава с идентичным названием – «О радуге». В частности, он верно объяснил механизм образования вторичной радуги. Его теорию подхватил Ньютон в своём трактате «Оптика» и дополнил её тем, что разъяснил причины возникновения цветов радуги и объяснил противоположный порядок расположения цветов в радугах первого и второго порядков. В радуге при этом Ньютон выделял семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, индиго и фиолетовый.
- Я никогда раньше не слышала о цвете индиго. Что это за цвет такой?
- Индиго — цвет, средний между тёмно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, использовавшийся для окраски одежды.
- Можно было бы догадаться. Ведь Нэнси Энн Тэпп – женщина экстрасенс ввела в психологию такое новое понятие, как «дети индиго», – именно для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго.
- А ты сама себя считаешь ребёнком индиго?
- Ребёнком – считаю… Но я же не вижу цвета своей ауры?
- А по характеристикам?
- Понимаешь, дети индиго обладают множеством различных свойств: высоким уровнем интеллекта, необычайной чувствительностью, телепатическими способности, в них должно присутствовать нечто необыкновенное.
- А разве из всего перечисленного тобой сейчас, – что-то в тебе отсутствует?
- Но, говорят, что «дети индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей».
- Для меня, Асенька, ты неземная женщина, – мать детей индиго.
- И эта мать новой расы сейчас сидит перед профессором и думает, чья теория – более правдивая – господина Ньютона, который зашифровал в цветах радуги само объяснение её высшего происхождения, либо же литераторов?
- Литераторов?
- Да хотя бы создателя знаменитой фразы, которую принято считать акростихом. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Ведь именно в этом стихе чёрном по белому прописана вся палитра радуги:
Каждый – красный
Охотник – оранжевый
Желает – жёлтый
Знать – зелёный
Где – голубой
Сидит – синий
Фазан – фиолетовый.
- Это, Асенька, больше – литература. И, не смотря на то, что многоцветный спектр радуги непрерывен, во многих странах в нём выделяют только шесть цветов.
- Как?.. Где?
- Например, в Японии и англоязычных странах. Вообще принято считать, что первым, кто выбрал число семь, – был Ньютон.
- Я, конечно, бесконечно благодарна Ньютону, но Радуга – это волшебный мост между небом и землей, который появился задолго до рождения не только Ньютона, но и всех тобою названных открывателей этого божественного чуда.
- И каким версиям ты симпатизируешь?
- Я симпатизирую – древним грекам, которым радуга представлялась посредницей между небом и землей, то есть – между богами и людьми. Они отожествляли радугу с прекрасной Иридой и изображали ее одетой из шелка, который переливался всеми цветами радуги. Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали ее непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.
- Это ты сейчас о себе говоришь? – Заулыбался профессор.
- Это я сейчас радуюсь, что у тебя такие ассоциации со мной. А арабы полагали, что радуга – это лук бога света Кузаха. После изнурительной борьбы с силами тьмы, которые стремились не допустить появление солнца на небе, Кузах неизменно выходил победителем и вешал радугу лук на облака. Славяне издревле считали радугу, после обильного дождя, – вестницей победы, одержанной богом Перуном над духом зла.
- Одним словом, хочешь сказать, что отец радуги – гром, а молния – её мать.
- Но для возникновения радуги недостаточно только грома и молний. Если небо затянуто тучами, а на земле нет тени, то радугу нам не увидеть. И только когда через толщи туч пробивается солнце, создаются условия для ее появления. Радуга – это прекрасная, изменчивая и неуловимая женщина с золотыми крыльями.
- Да, Асенька, у каждого своя радуга, и у меня это –ты. Но кто же, в таком случае, тогда я?
- Подключай, мой дорогой профессор, поэтическую фантазию первобытных народов. И выбирай, кем тебе быть: либо же – райской птицей, либо же – крылатой душой, что отдыхают на волшебном мосте, который сверкает в саду Ирии. Хотя мне больше всего близка теория Библии, где радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп. Знаешь, а в средневековых христианских изображениях Христос в день Страшного Суда является восседающим именно на радуге. И ещё – в этой легенде – уже дева Мария, посредник между Богом и людьми.
- А как же тогда теория цифр и цвета?
- Но, а с ними, что не так?
- Но, есть мнение, что символизм радуги зависит от количества цветов в ней.
Так в Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство «Инь» и «Ян». На основе аристотелевской триады христианский Запад видит в ней только три, а это – символ Троицы, основных цвета: синий, – как небесная природа Христа, красный – страсти Христа и зеленый – миссия Христа на земле. А в исламе радуга состоит из четырех цветов – красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.
- Тем не менее, для меня Радуга – это божественное совершенство, а не природное явление. И Радуга – это образ мирного небесного огня, в отличие от молнии, которая выражает гнев небесных сил. Появление радуги после грозы, на фоне умиротворенной природы, вместе с солнцем, это и есть не что иное, как символ мира. Всевышний говорит с нами на языке цветов: где красный цвет – сигнализирует о том, что всех ждёт кара, – за дрянные деяния, т.е. – гнев Божий. Жёлтый цвет – нам напоминает о щедрости Бога, которую мы можем заслужить. Зеленый цвет – надежды, и она к нам приходит каждую весну. Синий цвет – умиротворения природных сил, но а фиолетовый – цвет величия. И мы имеем право быть великими, только после того, когда, пройдя по небесному мосту, через все испытания – останемся щедрыми, умиротворёнными и с надеждой в сердце людьми. И потому, глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью придёт конец. Радуга – это счастье, радуга – это мечта.
- А может ли человек своему любимому человеку подарить радугу?
- Конечно, может. И есть такие люди, которые дарят её миллионам людей, и дарят это счастье десятилетиями. Ты даже не представляешь, какой я была счастливою, когда стояла в Эрмитаже в Питере и смотрела на Радугу Куинджи.
А какой щедрый подарок, сами того не зная, сделали нам древние скандинавы, – оставили прекрасный миф о радуге, – где радуга – это мост Биврёст, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. Армяне нам подарили миф о том, что радуга – это пояс Тира, который первоначально был богом солнца, а потом стал — богом письменности, искусств и наук. Но самый щедрый подарок навечно преподнёс Бог, так как в Библии сказано, что радуга – символ прощения человечества, союза Бога и человечества.
- Асенька, ты прекрасно мыслишь, но поспеши загадать желание, пока есть возможность отправить его по волшебному мосту в небо.
- Я не хочу растрачивать радугу на желание, я лучше приберегу её для мечты.
Хотя в любом случае – Радуга это и есть моя вечная мечта.
- Но почему же она не может быть желанием. Ведь твоя же мечта вполне осуществима?
- Нет, профессор, Мечта – это нечто, созданное воображением, мысленно представляемое счастье. А желание и вожделение, как ты знаешь, это всего лишь – средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором – с другой. Всего-то.
- А ты пусти по радуге заветную мечту и загадай желание, - чтобы она сбылась.
- Но я родилась поздно ночью, и, судя по всему, я должна заветную мечту припасти на такое чудо, как «лунная радуга».
- И чтобы ты сказала «лунной радуге»?
- Я бы у неё прежде попросила прощение и сказала: прости меня, «лунная радуга», что я никогда ещё тебя не видела, я даже понятия не имею, как ты выглядишь, но вот сегодня, раз я говорю с тобой, то я бы хотела тебе признаться, что не смотря на то, что родилась я ночью, всё равно – хотела бы быть звездой дня.
- Ты слишком яркая и горячая для Луны, и она это прекрасно понимает. Но вот ты же смогла бы – оставаться горячей для ночи и яркой для дня?
- А такое возможно?
- Если воплощать собой «звезду любви» – на Земле.
- Но, дорогой мой профессор, и где же есть эта «лунная радуга»?
- Например, «лунную радугу» можно найти на водопаде Виктория, что на границе Замбии и Зимбабве. Хотя, в принципе, – «лунная радуга» может наблюдаться везде, где бывают дожди или есть сильные водопады. Часто можно наблюдать лунную радугу, например, на водопадах в Камберленде, около Уильямсберга, в штате Кентукки, – это в США. Ваймеа, в Гавайи. В Заилийский Алатау в предгорье Алматы. А ещё на территории Йосемитского национального парка в Соединённых Штатах находится большое количество водопадов. И потому – в этом парке тоже наблюдаются лунные радуги, особенно при весеннем повышении уровня воды от тающего снега.
Но я хочу тебя предупредить, что цвета лунной радуги трудно разглядеть, потому что её свет слишком слаб, и в результате лунная радуга обычно видится белой.
- Лунная дорожка это и есть лунная радуга? – Удивлённо подняла брови Ася.
- Нет, моя радость, лунная дорожка – это свет луны, а для рождения «лунной радуги» Луна должна находиться в фазе, близкой к полнолунию, так как в это время Луна самая яркая. Небо должно быть тёмным. И, конечно же, должен идти дождь напротив Луны. Эта комбинация необходимых требований делает лунные радуги намного более редкими, чем радуги, тоже появившиеся под действием дождя, но порождённые Солнцем.
- Значит, Бог, как единый отец, – прощает и темных ангелов, но только гораздо реже? – Начала рассуждать Ася. – Значит Он прощает, скорее всего, только самых талантливых.
- И кто же, по твоему, из темных сил – самый талантливый?
- Все, кто – справедлив. Как Волонд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Кстати, этому роману можно было бы запросто – по праву вручить посмертно знак литературной премии «Лунная радуга», – за лучший фантастический роман своей эпохи.
- А есть такая премия?
- «Лунная радуга», – литературная премия учреждена совсем недавно и присуждается за высокие достижения в жанре фантастики. Её учредил известный отечественный фантаст Сергей Павлов, который в свое время написал цикл «Лунная радуга», название которому дало имя разведывательно-десантного рейдера, на борту которого происходили невероятные события.
- И даже теперь ты всё ещё хочешь сказать, что радуга это не божий промысел?
- Я, пожалуй, соглашусь с тобой, моя ты радуга.
- Серёжа, а как можно узнать, когда ехать в Америку или Африку, чтобы наверняка исполнить свою мечту?
- А это смотря на то, какие у тебя мечты? – Хитро прищурил глаз Рубинштейн.
- Я мечтаю станцевать «Весенний вальс» Шопена на глазах у всех, чтобы все смогли увидеть, как это красиво, когда люди танцуют под классику.
- Но для этого не нужно ехать в Америку…
- А ещё я мечтаю, чтобы мой любимый профессор подарил мне сто жёлтых роз…
- Для этого совсем не обязательно отправляться в Африку... Хотя тут возникает совсем другой вопрос, – как можно подарить сто роз? И тем более – жёлтых?
- А почему бы и нет?
- Жёлтый – цвет печали и разлуки, а парное количество цветов – дарят лишь в траур.
- Парное или непарное… Странные люди, но как может количество влиять на счастье. Зачем человек себе придумывает разные глупости, чтобы иметь дополнительный повод думать о несчастье? И, вообще, – зачем цветы дарить мёртвым, когда цветы нужно дарить человеку пока он жив – он, человек, хочет будучи живым получать внимание, и чувствовать любовь именно здесь – на земле, а когда человек за нами наблюдает с небес, он хочет видеть, как мы дарим цветы друг другу. И просто смешно и нелепо показывать, как мы любим ушедших. Чувствовать – это привилегия живых. Говорить о любви тому, кого уже нет – абсурдно.
- Ты считаешь, что мы вправе забыть людей, которых любили?
- Помнить человека и носить на могилу цветы, – это не одно и тоже. Нет, ну, конечно, если на целом белом свете нет человека, кому хочется подарить цветы, то, придя на могилу человека, которого нам недостаёт. Мы можем у него попросить о помощи сверху: положить на могилу цветы и сказать, «помоги мне найти кого-то, кто смог бы восполнить мою утрату». Но, – если есть человек, которого мы любим сегодня, то мы должны прямо сейчас признаться ему в своих чувствах, потому что «любили» – это значит уже слишком поздно, а поздно – это значит прошло, и, как бы мы с вами не хотели, – этого уже нельзя вернуть. Да, – и глупо возвращать вчерашний день, думать нужно – о сегодня, потому, как завтра он станет уже – вчера.
- Асенька, я бесконечно тебя люблю. – Сказал профессор, встал с места, подошёл и крепко поцеловал свою маленькую, но очень мудрую женщину. – Ты будешь моей и только моей, потому что, верь мне, я тебя никому не отдам. – Они опять поцеловались. – И сколько ты говоришь, дарить тебе цветов?
- Ты мне подари красивый букет и выкинь ты из головы вопрос о том – парное там либо же непарное количество цветов. Понимаешь, в русской, французской и, например, в армянской традиции чётное количество цветов приносят на похороны, а живому человеку пристало дарить цветы только в нечетном количестве. Но почти во всей Европе, США и некоторых государствах востока все с точностью до наоборот, дарят четное количество цветов, потому что это, по их мнению, приносит счастье найти свою пару. А израильтяне – дарят только четное количество цветов, а вот на похороны цветы не приносят – вот мне это ближе к философии жизни. В Грузии считают, что все связанное с семейными ценностями приносит счастье, поэтому два цветка (пара) – удачное сочетание, а на кладбище несут нечетное количество цветов «чтобы покойный пару не забрал с собой». Говорят, что корни этих традиций и предрассудков следует искать в дохристианском мире. Но ведь каждая страна прошла свой путь развития, и поэтому часто возникают подобные несовпадения и противоречия. Но зачем во всю это лезть и искать повод для несчастья. Ведь на каждый повод быть несчастным, есть повод быть счастливым.
- Это как?
- Вот тебе говорят, что в языческих верованиях трактуют четные числа – как символы смерти и зла. И тут же приведут в пример поговорку «беда не приходит одна». А ты им отвечай, что во многих древних культурах, парные числа связывались с законченностью, а четные числа – символ умиротворенности и покоя.
- А если я тебе скажу, что для древних пифагорейцев олицетворением добра, жизни, света были нечетные числа, которые символизировали правую сторону и ассоциировали с госпожой удачей. Неудачливую же – левую сторону, считали символом смерти, зла и тьмы, а ей – символизировали четные числа. Не отсюда ли пошло знаменитое «встать с левой ноги», символизирующее неудачное начало дня?
- В древней Руси только погибшем на войне, защищавшим родину, возлагали два цветка: «одна – покойнику, другая – богу». И, может быть, сейчас именно по этой причине умершим принято возлагать чётное количество цветов? Но на языке знаков у каждого числа есть своё значение, и этим можно воспользоваться, что бы придать букету правильный смысл. Так, если вы дарите один цветок, то это значит, что человек, которому вы его дарите единственный для вас. Подарив три цветка, можно выразить своё желание уехать с любимым человеком на край света. Ну, а пять, – значит: « Я тебя люблю». И мало кто знает, что семь цветков раньше дарили только в день обручения.
- И даже если это будет букет из семи жёлтых роз?
- И даже если... Особенно, – когда их число, это не пять, а – сто.
- Но, зачем же жёлтые – принято считать, что это символ печали.
- Пусть те, кто так говорит, – сами в это верят. А я не думаю, что жёлтый цвет может быть грустью. Ведь это же цвет самой яркой звезды по имени Солнце. Разве может человек грустить, когда на небе светит солнце?
- Так почему же сто, а не другое количество?
- Сто – это целый век. Век, как будто бы – вечность. Жить сто лет – это значит жить целую вечность, а это уже – бессмертие. А представляешь если бы люди и цветы были бессмертны? Вот мы бы с тобой жили вместе сто лет, на каждый мой день рождения ты бы мне дарил по одной жёлтой розе, на сто лет у меня бы был букет из ста жёлтых роз. Ты представляешь себе, Серёжа, букет из ста жёлтых роз – это же, как огненный шар, и, правда, как солнце. Ты бы мне подарил самую яркую Звезду с неба – ты бы мне подарил Солнце, – а вот это уже голубая мечта.
- Голубая мечта? А может всё таки – жёлтая? – Улыбался профессор.
- Да нет же, нет! Голубая мечта это то, что никогда не может сбыться. А голубой её называют в честь неба. Неба – это вселенский океан. Небо – это мечта, каждый из нас хотел бы его заполучить, но это невозможно, потому что небо принадлежит всем и каждому в отдельности. Небо это, как свобода, – над которой нельзя заполучить власть! Нет таких денег, которые могут купить небо и потому оно свободное. О свободе мечтает каждый человек.
- И зачем вообще человеку нужна свобода?
- Понимаешь, человеку, чтобы жить, необходимо мечтать – это как высшая цель, ответ на вопрос для чего живет человек. Слабому человеку достаточно желания. Потому что желание всегда можно купить – рано или поздно. А вот сильный человек способен мечтать.
- И только сильный может мечтать?
- Разве ты не понял всё ещё, что Мечту нельзя купить, в мечту нужно верить. А верить способен только сильный человек. Вся сила человека в его душе – в его духе. Ведь нельзя сломать дух человека, который верит, можно искалечить только его тело.
- Для тебя душа важнее тела?
- В человеке должна быть гармония: души и тела. Тело умеет желать, а душа – мечтать. Каждое достойное желание, которое сбывается, питает твой дух верой. Верой в то, что придёт день и мечта осуществится. И именно потому человек должен быть красивым во всём: и телом, и душой. Каждый человек должен жить в гармонии с самим собой. А желтый цвет, это не что иное, как цвет гармонии.
- Цвет гармонии?
- Мне очень нравится китайская философия, потому что именно в Китае жёлтый цвет символизировал одновременно жизнь и смерть. Обитель мёртвых называли «Жёлтыми ключами», но жёлтый журавль был аллегорией бессмертия. Жёлтый цвет символизировал Китай и китайского императора. Китайские простолюдины в прошлом не имели права одеваться в жёлтое, поскольку это был цвет правящей династии.
- Но в русской поэзии восемнадцатого – девятнадцатого веков «жёлтый цвет» предпочли заменить эпитетом «золотой»: «золотые поля», «золотые лучи солнца», «золотые волосы». А в прозе, начиная со второй половины девятнадцатого века, названия жёлтого цвета использовали в прямом значении и, вместе с тем, – связывали его исключительно с негативными коннотациями болезней, по примеру пожелтевшего лица, и насилия, так как в это время административные зданий в Санкт-Петербурге и других городах были выкрашены в жёлтый цвет.
- Правильно – в цвет власти. Власть – богатство. А то, что власть стала насилием, виноват сам народ, что допустил до этого.
- Но жёлтый цвет свидетельствует свою связь с грехом, предательством и остракизмом. Так в средневековой Испании в жёлтое одевали, сжигаемых на костре, еретиков. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще. Жёлтый флаг на корабле означает и сегодня, что корабль находится на карантине. В английском языке жёлтый цвет ассоциируется с трусостью. В арабском «жёлтая улыбка» – неискренняя улыбка. Во французском языке «жёлтый смех» – искусственный смех. А указом Николая I, узаконившим в дореволюционной России проституцию и публичные дома, проституткам вменялось в обязанность иметь специальный «жёлтый билет», в котором, в частности, подробно описывалось состояние их здоровья. Жёлтый сигнал светофора означает, что запрещено начинать движение по перекрёстку…
- …Но за то можно продолжать уже начатое движение, хотя, впрочем, в некоторых странах светофоры вместо жёлтого имеют оранжевый фонарь. Но жёлтый цвет на государственном флаге Украины по наиболее распространённой трактовке символизирует пшеничные поля, а значит –источник жизни. Жёлтый цвет на государственном флаге Мозамбика символизирует богатство недр страны. Почтовые ящики на Украине, в Литве, Германии, Франции – тоже выкрашены в жёлтый цвет. Люди так ждут друг от друга внимания и вестей.
- Но вести могут быть печальным. И к слову упомянуть, «Жёлтую прессу», а именно таким цветом называется низкопробная пресса, гонящаяся за сенсациями в виде сплетен. Да, да, да – твой любимец Пулитцер постарался. Этот термин происходит от комикса «Жёлтый ребёнок», печатавшегося в конце тысяча восемьдесотых, в газетах «Нью-Йорк Уорлд», издаваемой Джозефом Пулитцером, и «Нью-Йорк» – Джорналом Америкэн. Обе газеты, кроме печатания комикса, были известны тем, что сообщали об убийствах, несчастных случаях на пожарах и т. п. – с целью развлечь своих читателей. Кроме того, они начали между собой полемику из-за авторства на комикс. Но третья газета назвала их полемику – «жёлтой прессой», и выражение стало крылатым.
- Но по другой версии – название «жёлтая пресса» пошло от оттенка низкокачественной дешёвой бумаги, на которой печатались низкопробные издания. Но бумага не виновата в том, что печатали на ней издатели. А вообще «жёлтый цвет» способен привлекать внимание толпы. Такси в Нью-Йорке и в некоторых других местах, школьные автобусы в Канаде и США и некоторые автобусы в Великобритании красят в жёлтый цвет. Долгое время в Нидерландах жёлтый был цветом общественного транспорта. В него красили автобусы, трамваи и пассажирские поезда.
- Но неопытного человека называют желторотым, потому что у многих птиц клюв птенцов жёлтый. – Радовался настойчивости Аси профессор.
- Жёлтый цвет иногда символизирует счастье и покой.
- Но это только потому, что стены в психиатрических лечебницах часто красили в жёлтый цвет. Считалось, что это действует успокаивающе на пациентов. И оттуда «Жёлтый дом» – разговорный термин, означающий психиатрическую лечебницу.
- Но некоторые сборники документов называются «жёлтыми книгами». Интересно к чему бы это? – Уколола Рубинштейна Ася.
- Но в инкской узелковой письменности кипу – жёлтый цвет обозначал золото.
- Вот видишь, мой дорогой профессор, ты тоже пришёл к тому варианту, где жёлтый металл, – не что иное, как золото. И, в настоящее время, во всем мире признаны «смайлы» жёлтого цвета. «Смайл» – это радость и хорошее настроение.
- А, может, – насмешка?
- Но, мой Серёжа, каждый сам для себя решает, что будет ему символизировать «жёлтый» – гармонию, роскошь, или смерть и беду. Для большинства людей он может так и остаться просто – одним из цветов светофора. Важно не то, во что верят люди, а важно то, во что хочешь поверить ты.
Ведь на самом деле это всего лишь название цвета, примером того, что всё зависит от твоего личного восприятия, и моей правоты может послужить так называемый «Жёлтый карлик».
- Жёлтый карлик?
- Жёлтый карлик – тип небольших звёзд главной последовательности, имеющих массу от ноль целых и восемь десятых до одного целого и две десятые массы Солнца и температуру поверхности пять тысяч тире шесть тысяч с опознавательным измерением в букве «K». Соответственно своему названию, по результатам фотометрии они имеют жёлтый цвет, хотя субъективно их цвет воспринимается человеком как наиболее чистый белый, а более горячие звёзды будут восприниматься человеком как голубоватые или голубые.
- Но откуда у моей маленькой девочки такие глубокие познания в астрономии?
- Ты же не забывай, что моя фамилия Звёздная. И потому в школе, учитель по астрономии научил интересоваться Звёздами. Хотя, если честно, я о них так мало знаю…
- Знает человек предмет или его не знает, это не всегда от него зависит.
- А от кого же?
- От учителя по предмету.
- Но литературу я люблю всегда – не в зависимости от учителей.
- Знать и любить это тоже не всегда одно и тоже, хотя – очень взаимосвязано. Ты можешь любить литературу, но не знать её так хорошо, как преподаватель, который очень ровно ей дышит. Это его профессия – знать литературу. А у тебя талант – любить литературу. Хотя я вижу, что у тебя талант… – Любить. Любить всё и безгранично.
- А разве можно любить ограниченно?
- Вот я и говорю, что у тебя талант – любить. Ты же должна понять и принять, что у каждого человека свой талант. У кого-то призвание – читать стихи, у кого-то призвание – их писать, у кого-то призвание – астрономия, у кого-то – иконопись, у кого-то призвание прибивать каблуки на ботинки, у кого-то – варить борщ, а у кого-то – есть этот борщ…
- Серёжа, это я, видимо, заразила тебя своим образным мышлением.
- Но почему же? Оно не образное, а самое естественное.
- Ну, так скажи, зачем призвание, для того, чтобы вбивать гвозди в сапоги, и уж тем более, – зачем призвание, чтобы есть борщ?
- Для того, чтобы всю жизнь вбивать гвозди, нужно не только призвание, но и ещё должный уровень профессионализма. Потому, как плохой сапожник может убить гениального хирурга.
- Это ещё как?
- Прибьет плохо набойку, а она возьми и отлети в гололед и стукнется хирург о лёд и всё – жизнь оборвалась. И потому, когда ты оттачиваешь любой свой профессионализм – ты помни, что ты – сапожник, в руках которого не только жизнь талантливого хирурга, но и жизнь самого родного тебе человека. Ведь может так статься, что по твоей вине когда-нибудь не найдётся хорошего хирурга, чтобы спасти жизнь твоего любимого человека. И только с таким подходом к своей профессии, когда ты всегда знаешь, что в твоих руках не только твоя жизнь, но и всех остальных – ты не возьмешь на себе груз греха – безразличие. Безразличие – порок человечества. Потому, что не только сапожник уже разучился думать, о том, что он делает, как он делает и зачем он это делает, но и каждый, кто понятия не имеет, что такое профессионализм и, тем более, что такое – призвание.
- А зачем призвание есть борщ?
- Но это я немного напутал со словами и их понятиями. Я должен был сказать – талант – есть борщ. А талант есть борщ, настоящий борщ от шеф-повара, это тогда, когда ты не знаешь, кто этот борщ приготовил, но ты понимаешь, что это безумно вкусно. Ты ешь и наслаждаешься, а не выписываешь похвалы лишь только потому, что так принято.
- Погоди, Серёжа, но борщ от шеф-повара кто бы не ел – придёт в восторг.
- Да, но только в том случае, если сказать, что этот борщ – от шеф-повара. Смотри, можно выставить две малоизвестные работы Микеланджело перед теми, кто не глубоко мыслит в искусстве. И сказать, этим «известным» критикам искусства, мол – «посмотрите на две работы», – при этих словах демонстративно повести правую руку указывая на картину, – «это сам гений творил – Микеланджело Буонарроти. А вот эту – неизвестный художник той самой эпохи, но только лишь который мнил себя и ставил выше самого гения, при этом подражая ему». Ты даже представить себе не можешь, как много нового мы узнаем о Микеланджело.
- Благодаря той картине, которая слева, его можно будет списать в графу бездарностей?
- Да, эти критики могут туда адресовать всех и каждого, потому, как уверенны в том, что только они разбираются в искусстве. И только они творят эту моду в искусстве
- Но моды в искусстве быть не может.
- Мода есть во всем и всюду, хотя, ты права, – так не должно быть.
- Но к чему приводит мода в профессии? К трагедии: как след – коррупция, снижение уровня образования, но самое страшное это то, что эта мода уничтожает «призвание», а это делает людей несчастными. Самый счастливый человек это тот, кто не единого дня в своей жизни не занимается работой, а занимается своим любимым делом. Если женщина любит шить сорочки – она должна заниматься именно этим, а не перебирать бухгалтерские ведомости, которые ей ненавистны.
- Наверное, у всего человечества одна единственная на всех голубая мечта – заниматься всю жизнь любимым делом.
- Серёжа, но ведь все мечты голубые.
- Почему?
- Потому что голубой – цвет мечты и идеальности. Отсюда пошло и само понятие «голубая мечта», то есть – нечто прекрасное и труднодостижимое.
Данный цвет считается признаком творчества и потому я его так сильно люблю – привязана к нему невидимыми нитками. Привязанность к голубому цвету объясняется, как стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, к верности, к глубокомысленным рассуждениями.
- Но голубой цвет не относится ни к основным, ни к промежуточным цветам, не относится к цветам ни первого, ни второго, ни третьего порядков, ни в системе красный-зелёный-синий, ни в системе красный-жёлтый-синий. И только лишь в системе красный-зелёный-синий этот оттенок — цвет четвёртого порядка – между сине-зелёно-синим и цианом – зелёно-синим, и потому его можно охарактеризовать, лишь как зелёно-сине-зелёно-синий. Присутствие голубого в русском перечислении семи цветов радуги, возможно, связано с соответствием этого перечисления в поговорке: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», где голубому соответствует слово «где». А вот тебе и ответ на вопрос, – почему во многих странах принято говорить, что в радуге шесть цветов, ведь это представляется более логичным, так как учитываются три основных цвета и ещё три промежуточных.
- Вот от этого и все проблемы в обществе, что кто-то что-то сказал – и это закон, кому-то что-то пришло в голову и это истина. И при чём тут порядок цветов, если голубой он всё же есть и у меня он практически на первом месте – это если говорить о моих цветовых пристрастиях.
- Но откуда ему, голубому цвету такой почёт?
- Но ведь слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба. Я люблю воду и люблю небо – это символ бесконечности и глубины познания.
- Но есть же и другие прекрасные оттенки этих же восприятий.
- Например, – какие?
- Бирюза, что имеет зеленовато-голубоватые оттенки – в зависимости от месторождения. Лазурит, что служил в древности одним из немногих известных синих пигментов, поэтому был очень дорог в те времена.
- Но, а небо… небо тогда какое? Каким его назвать – без голубого? Серое? Как назвать голубое небо?
- Но небо только выглядит голубым оно не голубое.
- Ничего не понимаю, а какое же тогда небо?
- Голубое небо – это физика зрения, так как небо только выглядит голубым, а на самом деле небо рассеивает лучи всех видимых цветов, но степень рассеивания обратно пропорциональна длине волны в четвёртой степени, то есть в видимом диапазоне максимальна для фиолетовых, синих и голубых лучей. Для глаза такая смесь кажется голубой.
- Какой же богатый этот мир, где только у одного цвета столько родных и близких ему цветов: бирюзовый, васильковый, лазурный, небесно-голубой, перванш. И людям нужно поучиться у цвета жить в гармонии, уметь разделять всё на оттенки, чувствуя при этом родство, но соблюдая – независимость.
- Так что же всё таки, по твоему, – гармония?
- Гармония в итоге – это баланс противоположностей: чёрного и белого, добра и зла, женщины и мужчины, прекрасного и уродливого…
- И для чего нужна такая гармония?
- Ну, как чего? Для равновесия – для кого-то – серой, а для кого-то – цветной жизни.
- А твоя жизнь – серая или цветная?
- У меня, как и у всех – серая, но я её всячески пытаюсь расцвечивать. Но первостепенно для меня жизнь, – в любом случае – это гармония. Гармония – фундамент жизни и так важно на этом фундаменте возвести уж если не дворец, то хотя бы приличный домик.
- А что, как думается, влияет на уют в этом доме или дворце?
- На уют, где бы то не было, влияет – кто его создатели, ну и, конечно же, – история создания этого дома.
- А что же в таком случае история?
- История дома, это материал из которого он создавался. И я мечтаю о таком доме, в котором я каждый кирпичик сотворю сама, а – не сворую. Я даже не хочу тех кирпичей, которые мне предложат за что-то взамен. Я просто, - каждый кирпичик – хочу творить из той глины, которую мне ниспошлет Господь. Его глина, как пища, а Он, как самый справедливый отец, каждому своему ребёнку в самом его начале раздаёт одинаково – и смотрит, – кто как ест, т.е. – управляется с материалом. Кто-то аккуратно – не спеша и со вкусом и тарелка у него остаётся чистой, которая готова к другой порции. Кто-то – разведёт на своей тарелке грязь, но, хоть гораздо позднее своего брата, справится со своей порцией. Кто-то – немного попробовав, откажется это есть и пойдёт по миру в поисках иной пищи. Но есть и такие, которые сбросят тарелку на землю, растопчут ногами пищу, а после, когда их станет одолевать голод, – начнут смотреть в тарелку своего брата и думать, что имеют одинаковые с ним права на его пищу, и потянут обе руки, чтобы отобрать глину. Но вот какое же они на это имеют право – забирать пищу брата?
- А что же им остаётся делать, если голодно? Они, хоть и бестолковые, но люди, у которых зверствуют инстинкты, а первый из них – остаться живым, т.е. - выжить?
- ВыжИть и вЫжить – не одно и тоже. И по справедливости они должны есть ту еду, которую растоптали.
- Она грязная и с осколками тарелки.
- Но это и есть их пища, это их материал для их домов. И они имеют право только на то, что им принадлежит.
- Ты хочешь сказать, что один раз разгневавшись на пищу, которую тебе предложил Всевышний, человек обречен, на вечный голод и холод, так как не сможет возвести дом без кирпичей?
- Почему же? Они могут собрать по кусочкам тарелку, склеить её и съесть всю, испорченную ими же еду. И тогда, когда Господь увидит их пустые, пусть клееные тарелки, Он ниспошлёт новую порцию пищи, но тогда уже и эти – не благодарные дети, пусть сделают выводы: что именно – неумение быть благодарным и покорным на этой Земле, обрекает их на страдания.
- Значит, ты думаешь, что только Господь властвует над человеком?
- Я так совсем не думаю. Я, думаю, что Бог вообще не знает, что такое власть. Ему это ни к чему. Зачем же власть в Небесном справедливом мире. Кому нужна власть в Раю? Там все счастливы – потому, что достигли истоты, они познали суть. Власть нужна только в нашем несправедливом мире, чтобы каждый человек мог испытать себя и найти свою сущность. Он должен знать, чего именно он хочет – властвовать или быть свободным. Потому что власть и свобода те понятия, которые балансируют, но никогда не могут быть одним целым, они должны быть двумя составляющими этого единства, но, чтобы была гармония в этом мире, они должны быть на равных.
- В нашем мире есть эта гармония?
- Прости, но этого я пока не знаю.
- А кто знает?
- А тот, кто знает – тот на небесах. Потому, что ему нечего делать на этой земле. Он помогает Богу наставлять нас, грешников, на путь истинный и раздавать нам пищу, чтобы мы строили наши сказочные замки.
- Ты говорила Ася, что гармония это баланс противоположностей?
- Да. И что же?
- А как ты думаешь, мы с тобой гармоничная пара?
- А мы с тобой вообще ещё не пара. Как можно говорить о том, чего нет?
- Но, может, тогда я спрошу иначе: мы можем с тобой стать гармоничной парой?
- Гармония – это процесс. Процесс – это движение. В данном случае – борьба. Ведь мужчина и женщина, когда заключают союз, никогда не знают, – на равных ли в этом союзе будут бороться власть и свобода. Они даже не знают заранее, кто будет отстаивать свободу, а кто из них будет стремиться к власти. И смысл их союза в том, чтобы соблюдать баланс. И в каждом союзе нет победителя. Там или все победили или все проиграли. Я бы хотела, чтобы мы с тобой никогда не проигрывали, потому что я стремлюсь к гармонии. И потому меня так часто называют мечтателем.
- Но я пока так и не понял, о чём ты мечтаешь?
- Но я же уже тебе говорила этой осенью, когда собирала каштаны, что я хочу получить две премии – одну по журналистике, а другую по литературе, чтобы для меня стало возможным передавать свой опыт и готовить новому веку – новое поколение.
- Ну, тогда за этой мечтой нужно съездить сразу - в Швецию, а после - в Америку (или наоборот). По крайне мере для того, чтобы перешагнуть финишную прямую, которая называется – «исполнение мечты».
- Но для начала я хочу попасть в Африку, чтобы загадать там желание на исполнение мечты, и пусть тогда уже оно осуществится в Стокгольме и Нью Йорке.
- Зачем же в Африку, мечту можно загадать и здесь?
- Но в Африке есть водопад «Виктория», а Виктория – символ Победы. Вот только прежде, – я должна кое что понять.
- И что же?
- Что вы все спрашиваете о моих мечтах? Займитесь лучше своими.
- А у меня она одна – быть с тобой. Никакой другой мечты у меня просто нет.
- Тогда, дорогой мой профессор, тебе придётся принять мою истину – голубой – не только цвет мечты и свободы, но это ещё и цвет гармонии.
Свидетельство о публикации №213090900784