К юбилею Геннадия Русакова

        Известному русскому поэту Геннадию Русакову 8 августа исполнилось 75 лет. С этим событием его поздравила Литературная газета (28.VII-3.IX. 2013), опубликовав большую подборку его стихов. Грустные стихи, впрочем, соответствующие как солидному возрасту юбиляра, так и нашей сегодняшней грустной российской действительности. Процитирую, например, это:

Что-то мне затосковалось.
Что-то мне хандрится малость.
Что-то всё-таки не так.
Не могу уйти от факта:
не хватает в строчке такта,
хоть на такт я был мастак.

Я умел и так и этак:
для старух, для малолеток.
А уж как для мужних жён!
Что-то вдруг со мною сталось:
доняла меня усталость,
и на всё я раздражён.

Три деревни плачут хором,
вечно мокро под забором.
Неудачный нынче год…
И в природе сырь и хмарость.
А ведь это просто старость.

И со временем пройдёт…

Талант, заложенный в человека Богом, ещё не достаточен, чтобы этот человек стал крупным поэтом. Поэта делает его личная судьба, биография поэта в значительной степени влияет на характер его лирики. По биографии Геннадия Русакова можно изучать историю нашей  страны. Война проехалась по его судьбе страшной колесницей. Отец погиб на фронте в 41-ом, мать умерла в 43-ем. Детский дом, побеги, беспризорные скитания...Наряду с этим, литинститут, институт иностранных языков, работа переводчиком в ООН, в США и т.д. Так накапливался жизненный багаж, делающий поэта.    
Мне очень приятно, что мои стихи (http://www.stihi.ru/2011/04/23/5622) соседствуют со стихами Геннадия Русакова в поэтической антологии «Дыхание земли»  (изд. Ладомир, Москва, 2006 г.) Составителем и издателем этой антологии является зеленоградский поэт Владимир Тугов, а редактором был, ныне уже покойный, Игорь Голубев – тоже зеленоградский поэт  и известный переводчик Омара Хайама. Я посвятил антологиям Тугова большую статью (http://www.stihi.ru/2009/09/10/3430). Позволю себе процитировать из этой статьи строки, посвящённые Геннадию Русакову.
    В антологии «Дыхание земли» привлекают внимание также талантливые стихи замечательного поэта Геннадия Русакова, отличающиеся пронзительной сердечностью. В одном своём стихотворении он написал:  «Я дорос до печалей моей непосильной страны…». На самом деле,  он не просто дорос, но и постиг глубоко эти печали, чтобы написать о них проникновенную правду. Высокая требовательность к себе сочетается в его стихах с горячим сочувствием к другим людям, к следующим поколеньям поэтов: «Поэты нарабатывают боль…Недолгие попутчики, мальчишки!…И станет мир так страшно одинок, и день пропащ, и в слове горечь тленья... И если бы, и если бы я мог, я б вас укрыл от этого взросленья!» В то же время в откровенном интервью с Натальей Игруновой («Дружба народов», №8, 2008) Русаков говорит, что, может быть, только благодаря трагическому сиротскому детдомовскому детству, он состоялся как поэт, и, как это не страшно звучит, именно такого трагического детства не хватает его сыну, чтобы стать настоящим человеком. Можно сравнить судьбу Русакова с судьбой Николая Рубцова, оказавшегося сиротой при живом отце, и которого жизненные обстоятельства, в конце концов, сломали как человека, но зато сыграли не последнюю роль в том, чтобы его творчество вознеслось на потрясающую высоту. В аналогичных обстоятельствах Русакова спасло письмо к Сталину, после которого мальчика-сироту зачислили в Суворовское училище, и дальше его жизнь вошла в более или менее нормальную колею. Действительно, этот суровый факт, когда перенесённые страдания переплавляются в высокое искусство, характеризует жизнь и творчество очень многих великих художников (Вийон, Верлен, Байрон, Ван-Гог, Высоцкий…Это перечисление можно продолжать и продолжать). Стихи Геннадия Русакова объёдиняет общая тревожная интонация, касается ли это его личной жизни, морально-этических, эстетических или каких-то ещё других проблем. Вот цитаты из его стихотворений: «И нет мне сна, и я встаю в ночи…»: 

О, Господи, когда же я уйду
и отделюсь от этой смертной жали,
от этой злой, измученной земли
с таким кургузым и чухонским небом,
от всех моих, кто был и не пришли,
но ждут меня и встретят солью-хлебом?

или ещё 

гляжу в твоё лицо поверх моих столетий:
я в этом не жилец, но то веду в узде,
за подлости его по-прежнему в ответе.
………………………………………..…
Я пепел ворошу и сплю на пепелище,
обратно воротясь из поисков родства…
Но жалко, что меня уже никто не ищет.

Русаков никогда не был модным поэтом, который у всех на слуху. В длинном ряду известных поэтов второй половины  XX  и начала XXI века: Соколов, Жигулин,  Прасолов, Кузнецов, Евтушенко, Бродский, Вознесенский, Ахмадулина,  Рубцов,  Межиров, Горбовский, , Лисянская, Кушнер,  Гандлевский,  Кибиров,  Гандельсман,  Кекова, Кублановский, Айги,  Артемьев, Быков,  Воденников, Сапгир, Искренко, Парщиков,  Кабанов,  Емелин,  Амелин,  Арабов, Ерёменко,  Соснора,  Цветков, Кенжеев, Николаева, Сопровский,  Седокова,  Кальпиди,  Жданов,  Пригов, Степанцов,  Лосев,  Криулин,  Павлова и других  часто забывают на одном из первых мест поставить имя Геннадия Русакова, как, впрочем, и имена Николая Дмитриева, Леонида Губанова, Бориса Рыжего и ещё кое-кого. Что, на наш взгляд, совершенно несправедливо. Вспомним, как критики и признанные поэты долго игнорировали в ряду замечательных русских поэтов Владимира Высоцкого. Русаков долго работал синхронным переводчиком за рубежом и практически не принадлежал к литературной тусовке. Его долго не принимали в Союз Писателей, не смотря даже на рекомендацию его многолетнего друга Арсения Тарковского. Когда возникал вопрос о приёме его туда, то он всегда оказывался за границей. Впрочем, его это сильно не тревожило. Он писал:

Я любил свое время. Я плакал сухими слезами,
за рукав его дергал… Мне стыдно за это нытье.
Время — женского рода и мыслит простыми азами:
слабый просит, а сильный придет и возьмет, как свое.
Век закончен. Мы были. Мятутся и ропщут народы.
Я в господней читальне на списанной полке забыт.
Ничего, обойдемся, у времени годы и моды...
Пусть оно отшикует, в глазах у него отрябит.

У них с его женой, тоже отличным поэтом, Людмилой Копыловой было полное взаимопонимание в вопросе стремиться ли или нет к мирской славе. Вот Русаков обращается к той, что безвременно ушла (Людмила Копылова умерла в 1990 году) :

Любимая, ты где? Наш воздух помнит нас.
Когда ко мне придёт спокойствие свободы,
я руку протяну - прижать тебя к плечу.
А после в первый раз за эти злые годы
на воздух обопрусь - и тоже улечу.

Только настоящему поэту дано что-то сделать, опираясь на воздух. Только настоящий поэт может так непринуждённо разговаривать с богом, как это делает Русаков в нескольких замечательных подборках стихов "Разговоры с богом", опубликованных в журнале "Знамя". Стихи Геннадия Русакова ставят много вопросов, не давая ответов на них. В этой связи мне вспоминается ситуация из жизни великого физика – Энрико Ферми. Он однажды послал статью в журнал в соавторстве с несколькими своими учениками. Статья была посвящена физике элементарных частиц. Ученики спросили Ферми, почему он посылает в печать явно незаконченную статью, в которой нет решения поставленных в ней задач. Ферми ответил: «Задачи решают студенты, а учёные ставят проблемы». Представляется, что давать готовые, жизненные рецепты – удел посредственных поэтов, к которым Геннадий Русаков, конечно, не принадлежит. Эта вечная русская бесприютность, дополненная сиротским детством, заставляющая искать опору в причастности к клочку родной земли, рождает такие пронзительные строки:

Я полжизни провел, колеся по немыслимым весям,
изучал языки, видел славных и власть предержащих,
и едва не ослеп от красот
бесконечных швейцарий. А только поди ж ты —
прикипел пуповиной
к бугру по размерам едва с полисадник
и люблю его неутоленной любовью
человека, лишенного в детстве родства.

По хребту моему самосвалы идут на Озёры,
и щебенкой карьера мне запорошило глаза.
Каждой осенью горло мое распухает,
а душа, словно поздняя астра, распахнута в слякоть и стынь
и продута насквозь, но всегда нерушима.
А над тучами, там, где уже ничего не видать,
чередою проходят слепые планеты
в их гудящем волчковом вращенье,
и белесые солнца
оттуда срываются вниз...
В чем еще я ошибся, душа,
что мне снятся озерские блеклые липы,
или вросшие в небо колонны июльских дождей,
или ненависть жирных от вишен,
мародерством живущих грачей?

Кипень жизни и боль за земные проблемы наполняет стихи Русакова:

Потом цикады, лето выше глаз.
Внезапный Крым, созвездия в пригоршне.
Мир тем хорош, что переносит нас.
Угольями набит небесный таз.
Туда взглянул — и стало только горше…

И бесконечная любовь к жизни отличает стихи Геннадия Русакова:

я пьянею от смачности и громогласности мира,
от сиреневых утр и от бешеной скачки сезонов,
женской прелести, птичьего лёта, дождей,
и влюбляюсь в прохожих, которые не оглянутся,
чтоб ответить взаимностью; утром, когда я умру,
вместе с бедной душою
прыснут в небо четыреста радужных красок,
двести запахов мокрой травы и дороги,
сизый дым над Окой, приближение первого грома,
куча песен без слов (я всегда их мычу)
и восторженный вопль
так и не воплотившейся строчки.

Русаков - большой русский поэт. Он сумел выразить в своём творчестве важные черты русского характера, русской истории. Читая его стихи, прикасаешься к тому, что мы называем «русский дух», находим  важные слова о нашей судьбе. Почти во всех его стихах мы чувствуем сопричастность с нашей душой, с нашей жизнью, с нашей судьбой. Богатая лексика русского языка существенная черта его стихов. Сложная траектория его жизненной судьбы не сделала его глухим пессимистом, таким, например, как Афанасий Фет. Он ценит то, что ему дала судьба:

Спасибо, Господи!
                И что бы Ты не дал...
И как бы там ни шло, куда б ни выводило -
всё будет выше глаз, всё будет боль и ложь...
А нет мне ничего нужней того, что было.

В то же время последние перемены, происходящие с нашей многострадальной Россией, рождают у Русакова глубокую тревогу за судьбы страны:

Наследственность и нас, паскуда, подвела:
одно питье, битье, монголы и Советы.
Полтыщи войн и прочие дела:
Иван да Петр, да всякая падла...
Мы перемрем, как перемерли хетты.
Перегорел в спирту мой детородный сок
и женщину собой уже не обжигает.
Вчера ушла империя в песок,
хоть был культурный уровень высок
(что в производстве очень помогает).
Я зубы выщербил, грызя гранит наук,
а помнится одно — про смену караула:
мол, был народ, сажал фасоль и лук,
про звезды много всякого, как вдруг...
И хоть одна б душа о нем всплакнула!
По глупым черепкам неведомо когда
о нас отыщут след и нанесут на карту:
“Исчез народ — откуда и куда?
Оставил вон бутылки, города...
Наверное, еще одно Урарту”.

      Позвольте мне от имени нашего сервера Проза.ру также поздравить Геннадия Русакова с юбилеем и пожелать ему крепкого здоровья и новых замечательных поэтических строк.


Рецензии
Комментарий непредвзятого читателя"
"О, Господи, когда же я уйду
и отделюсь от этой смертной жали,
от этой злой, измученной земли
с таким кургузым и чухонским небом,
от всех моих, кто был и не пришли,
но ждут меня и встретят солью-хлебом?"

Ну и что? Что из этого банального нытья узнает читатель? Если у автора есть, что сказать народу, пусть пишет ясно прозой.
А то, что зарифмовал автор уже тысячу раз перерифмовано.
А поэзия - это высший пилотаж. Поэт из необыкновенных слов извлекает новые смыслы.
Если читатель хочет почитать стихи, пусть читает Пушкина "Роняет лес багряный свой убор..."
Если на такое неспособен, займись другим делом.

Владимир Иноземцев   22.03.2023 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, уважаемый Владимир! Русаков - отличный поэт. И это не только моё мнение. Это же о нём говорил, например, Евтушенко и другие отличные поэты. Стихи должны воздействовать на эмоции. О печали писали тысячи поэтов и каждый по своему. Если на кого-то какие-то стихи не действуют, это ещё ничего не значит. О любом стихе можно сказать: об этом сказано уже в Библии и нечего толочь воду в ступе!

Александр Абрамов 2   23.03.2023 09:18   Заявить о нарушении
Почитайте отклики на это эссе на Стихи.ру:
http://stihi.ru/comments.html?2013/08/31/7653

Александр Абрамов 2   23.03.2023 09:24   Заявить о нарушении
Почитал.
Вот из комментария:
"Только настоящий поэт может так непринуждённо разговаривать с богом, как это делает Русаков ..."
Ответ Ирине: Религия антинаучна. Этому вас учили в школе. Но недоучили.
если человек разговаривает с несуществующим богом, значит у него параноидальные отклонения.
Но паранойя лечится.

Владимир Иноземцев   23.03.2023 13:55   Заявить о нарушении
А я вот уверен, что мои стихи и научные работы посланы мне свыше! Проходит время, и я уже не понимаю, как я мог написать такое. Впрочем, я и трудился очень много.

Александр Абрамов 2   23.03.2023 14:19   Заявить о нарушении
Александр, успокойтесь.
на нашей планете будут жить другие прагматичные люди. Они сами решат, что им нужно и сами расставят всех по местам.
Нам же остаётся вслед за поэтом сказать: Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Вот эти строчки будут читать ещё долго.
Или нет?

Владимир Иноземцев   23.03.2023 14:26   Заявить о нарушении
Есенина, конечно, будут читать всегда! Тек же, как Пушкина, Лермонтова, Блока... А из современных поэтов хороших порядочно, но таких не просматривается.

Александр Абрамов 2   23.03.2023 15:13   Заявить о нарушении
И Блока будут помнить лишь пока будет существовать русский язык.
Как известно, уже сонеты Шекспира англичане не могут понимать, как мы понимаем их в переводах Маршака.
Английский в годы Шекспира был другим.
А вообще, потомки пьедестал пересмотрят, но главное, о себе не забудут.
А у нас, дорогой Александр, уже не будет права голоса. Вы не сможете зарегистрироваться и оставить комментарий.
Вас это не расстраивает?

Ладно, а что именно вы открыли в физике. А то я, к стыду своему, от многого отстал.
Почитал об эволюции вселенной, о том, что тёмные карлики будут существовать ещё триллионы лет.
И, о ужас, будут испаряться. Будут возникать частицы и античастицы. Одна будет падать вниз, а другая полетит искать свою жертву в космосе.
вы знаете. что температура в межзвездном пространстве 2 К. И всё из-за этих бешеных протонов.
А вы говорите про стихи малоизвестных поэтов.

Владимир Иноземцев   23.03.2023 16:37   Заявить о нарушении
Моя кандидатская была посвящена массопереносу и теплопереносу при химических реакциях. Было опубликовано с десяток работ и с десяток закрытых отчётов. Потом уже в МИЭТе была сильная статья по отслаиванию тонких плёнок от металла. Потом я занялся полупроводниковыми приборами. Опубликовано несколько десятков статей по теории магнитодиодов и рин- диодов. Было объяснено ряд экспериментальных эффектов. Последняя сильная работа в УФН о новом механизме передачи электромагнитной энергии, отличном от обычного переноса, описываемым вектором Пойнтинга. Ещё у меня много методических работ. См.http://stihi.ru/2012/06/27/6683 Всего у меня около сотни работ.

Александр Абрамов 2   23.03.2023 18:20   Заявить о нарушении
Как видите эволюцией Вселенной я не занимался.

Александр Абрамов 2   23.03.2023 18:22   Заявить о нарушении
Серьёзные работы. Но эволюцией вселенной и без нас есть кому заниматься. У меня только около 40 работ, о которых все забыли.
Правда есть стихи, которые, может быть, долго будут помнить:
Жить и верить — это замечательно!
Перед нами небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести!
Хорошо, когда с тобой товарищи,
Всю вселенную проехать и пройти.
Звёзды встретятся с Землёю расцветающей,
И на Марсе будут яблони цвести!
Я со звёздами сдружился дальними!
Не волнуйся обо мне и не грусти.
Покидая нашу Землю, обещали мы,
Что на Марсе будут яблони цвести!
Здорово?

Владимир Иноземцев   23.03.2023 21:06   Заявить о нарушении
Эти стихи Долматовского должны, видимо, напомнить, что Вы трудились в космической области? Я со своей стороны могу сообщить, что наши магнитодиоды, разработанные в МИЭТ, летали на Буране в космос, а на ящике, где я работал после университета, разрабатывали запуск атомного реактора в космос. Не знаю, впрочем, чем это закончилось, так как я в 1973 г. ушёл в МИЭТ преподавать физику.

Александр Абрамов 2   24.03.2023 11:31   Заявить о нарушении
А p-i-n-диоды, к разработке которых я имею отношение (моя докторская называлась "Физическе процессы в магнитодиодах и p-i-n-диодах"), используются в огромном количестве в радиолокационных станциях.

Александр Абрамов 2   24.03.2023 11:40   Заявить о нарушении
НЕт, я таких высот не достиг.
У меня специальность - химическая технология пластмасс. Есть работы в области трения и износа.
Но трибология - это старая наука. В ней давно всё открыто. Однако масса арода в ней работают. публикуются и защищают диссертации.
Впрочем. капитализм всё расставил по местам.
Ещё я создавал углепластик с нулевым коэффициентом расширения для какого-то телескопа. Но потом грянул рынок и я не знаю возобновили эти работы в НИИ с которым у нас был договор.
Мне уже об этом знать было не положено. Так что теперь остаётся читать Вольпина и Долматовского.
Однако я считаю, что вне всякой конкуренции Лебедев-Кумач.
Во первых, тема любви к Родине.
За эту тему даже никто не берётся.
"Широка страна моя родная. много в ней лесов полей и рек. Я другой такой страны не знаю. Где так вольно дышит человек.
Причём у самого поэта было масса проблем. Но он не ныл и не жаловался. А сказал главное, что чувствуем все мы.
Так?

Владимир Иноземцев   24.03.2023 16:02   Заявить о нарушении
Мой папа был знаком и даже дружил с очень многими знаменитыми поэтами. Он рассказывал, как Алексея Фатьянова не хотели пускать на какой-то корабль. А он им говорит: "Я же написал песню "В тумане скрылась милая Одесса..." Так моряки его сразу пустили на военный корабль!

Александр Абрамов 2   24.03.2023 16:27   Заявить о нарушении
Кстати папино стихотворение "Шелтозеро" некоторые учителя разбирают на уроках в школе. Может быть, Вам будет интересно почитать об Анатолии Михайловиче Абрамове http://proza.ru/2017/11/25/2224 Я создал страницу отца на Стихи.ру. Его военные стихи публиковались очень широко.

Александр Абрамов 2   24.03.2023 16:38   Заявить о нарушении
Да! Интересно, появятся ли столь же популярные стихи, как у Фатьянова, после СВО.
А может, кто-то из фронтовых корреспондентов напишет для нынешнего поколения "Жди меня и я вернусь..."
А многочисленные мемуары будут?
Ой, интересно бы почитать.

Владимир Иноземцев   24.03.2023 16:52   Заявить о нарушении