Отпуск на Байкале. День 5. Баргузинская Долина

Утром  умываемся прямо на берегу. Дальше завтрак и неторопливые сборы. Говорим «до свидания» Карену и нашим соседям по турбазе.  «Вы уже уезжаете?»  - удивляются они. Да, уже… Время ограничено. Нас ждут мама и папа, которых мы, не успев увидеть, покинули; а Наташу с Витей -  работа в Иркутске: у них свой бизнес.

Еще вчера Витя говорил, что назад хочет поехать по грузосборочной дороге или, сокращенно, ГСД. Дорогу эту можно еще назвать лесовозной, потому что её активно использовали в советское время для вывоза заготовленной древесины. Наверное, ГСД и  сейчас еще используют местные. Вообще она как бы заброшенная, но, тем не менее, какой-то кусок этой дороги по качеству на порядок лучше, чем у  «официальной», по которой мы ехали туда. Плюс виды красивые. Плюс Витя уже ездил по ней года четыре назад в очередном джиперском путешествии и у него, мне показалось, ностальгия. Единственное «но»: непонятно есть ли там мост через Баргузин. В тот, Витин, раз мост стоял почти достроенный. Но неизвестно – достроили его в итоге или нет.
 
Сначала мы едем по «обычной» дороге, потом Витя съезжает с нее, увидев небольшой мост, проехав через который, мы, по идее, должны выехть на ГСД. Мост был ветхий до безобразия. Сверху он выглядел так: прогнившие, трухлявые бревна. Витя, начиная с этого момента, мне очень напоминал Шерлока Холмса – постоянно анализировал и вглядывался в те детали, которые моему взгляду не были доступны с полпинка. Как, например, тот факт, что под ветхими бревнами скрывался крепкий остов. В конце моста были еще воротца из четырёх досок. Закрытые.
- Здесь с полчаса назад Волга, а потом Газель проехала, - закричали нам люди, сидевшие на берегу, - так что можно, можно.

Мы вышли из авто, оставив в них только водителей. Толик и я открыли воротца. Крузер, мелко подпрыгивая, засеменил по сгнившим бревнам. Выждав, по мосту поползла и Хонда.
Переехали. Купаться в реке было холодно, несмотря на то, что вокруг было жарко. Потому что горный он, водоём…
 
Потом дорога нас вела по сосновому лесу и полям. Пылищи, как по пути туда, не было, поэтому мы отключили кондиционер и  открыли окна, из которых хлестал тёплый воздух. Вкусно пахло хвоей. «Сосновая ингаляция», - окрестила этот отрезок пути я. Периодически дорога показывала развилку. Витя, опять по Шерлок-Холмовски, анализировал, куда надо путь держать, для проформы спросив Наташу: «Ну что мать, куда поедем – направо или налево?»
Таких «сказочно-богатырских» развилок было три или четыре. Потом мы ехали по полю. Потом опять по лесу. И никого-никого вокруг. И воздух. И нереально красивые облака. Справа – хребет, слева – сопки. Мы с мужем ехали в постоянно высунутом из окон состоянии: он с Никоном, я со своей Nokia Lumia, пытаясь сделать ту самую «лучшую» фотографию…
Я дышала своей сосновой ингаляцией, а Витя, похоже, был не до конца уверен, туда ли мы едем.

Мы решили сделать привал и пообедать. Посыпались шуточки о том, что надо делать заначки и запасы еды, на случай если заблудимся, а также, кого мы будем в первую очередь «есть» когда всё закончится.

В этом месте появилась сотовая связь, и Толику позвонила мама Оля.
- Мама звонит. Когда мы будем?
-Пусть перезвонит через пять часов, тогда я ей примерно скажу, когда мы будем, - зарокотал Витя
-Скажи ей, что мы едем по направлению к Курумкану,  - сказала Наташа
-Мы едем к Курумкану, - повторил Толик.

От Курумкана до Безымянки 230 км. При самых худших скоростях мы по идее должны были там быть через 4 часа. Но едем ли мы к Курумкану – вот в чем вопрос. А к Курумкану мы не ехали. Вместо этого мы выехали, наконец, на асфальт ГСД, который чудом сохранился еще с советских времен. То, что с дорогой  ничего не делали, были видно по траве и маленьким кустикам, проросшим через асфальт. Тем не менее – асфальт…

Дорога  постепенно сужалась. Навстречу попался тощий старик  с загорелым обветренным лицом  на раздолбанной Ниве.
-Вы не подскажите, здесь мост должен быть. Его достроили? -  приветливо спросил Витя
В дальнейшую беседу я не вслушивалась, потому что в этом месте, буквально посреди чиста поля у меня, наконец, прорезался интернет, но суть была такова: не знал старик точно, достроен ли мост, но в целом он как-то нас обнадежил.

Мы ехали посередине Баргузинской Долины. Ветер трепал волосы, и я была навечно приклеена к открытому окну. Было ощущение натянутой тетивы. Звенящей тишины. Великая и могучая сила лежит здесь между горными хребтами и сопками. Место силы. Удивительно все это…  Интересно, чувствуют ли эту атмосферу местные так же? Может быть это только мы, горожане, забитые до краёв информационным мусором и суетой, словно пробуждаемся, попадая в такие места.
Мы ехали  уже, наверное, четыре часа. Всё это время я не отрывала от пейзажа глаз и Нокии, разумеется…Сопки словно раскрасили: светло-зеленый, темно-зеленый, оранжевый цвет сгоревшего леса, еще какой-то бордовый, желтый и коричневый оттенки. Небо и тягучие облака, объемные до нереальности, как в кино с эффектом 3D. Где-то вдалеке облака становились грозовыми тучами, и было видно, как в нескольких местах долины идет дождь. На другой стороне, наоборот, светило солнце, пробираясь лучами через облака, которые расходились по небу вниз так, как будто сейчас на одном  из облаков появится Он.
 
Вошедшие в долину
Войдите с чистой душой
И тогда энергия гор и вод
Восполнит вашу силу…

Мы увидели мост, о котором спрашивали старика на Ниве. Это был прочный мост, с железным основанием. Проехав по нему, мы бы быстро и по вменяемой дороге могли доехать до дома. Единственное, что ему, мосту, не хватало, так это покрытия. Он так и стоял недостроенный...
 
Река была с сильным течением, мелкая и очень теплая. Мы переоделись и побежали вниз по откосу купаться. Рядом стеной росли кусты облепихи и зверствовали оводы.
Плавать из-за мелкости не пришлось, поэтому мы просто погружались в воду, сопротивляясь течению. Дно, однако, засасывало: нога уходила в песок сначала по щиколотку, а потом глубже. Поэтому шальная мысль переехать водоём вброд отвалилась сама собой. Тем более, что Витя вспомнил своё последнее «сафари» здесь, во время которого застряло много джипов, которые потом пришлось вытаскивать.

Что поделаешь... Мы развернулись и поехали прямо через долину, пытаясь вытрясти из навигатора хоть какую-нибудь дорогу. Навигатор хоть и был специальный,продвинутый, но он не понимал, какой такой дороги от него требуют тут, посреди чиста поля…
Поэтому мы ехали по имеющейся протоптанной колее, которая быстро исчезала  в траве по причине присутствия немногочисленной группы населения.

-Низинка тут. Болото может начаться, - всматривался вперед Витя, - у кого бы спросить-то?
Мы увидели свежеотстроенный загон для скота. Вагончик. Туалет. К ним, издалека кто-то двигался.Пастух.
Загорелый бурят, осторожно на нас смотрел, видимо не вполне понимая, какого лешего мы тут делаем…

-Скажи ему «сайн-байна», - тихо сказала Наташа
-Здрасьте, - бодро сказал Витя вместо сайн-байны, - Вы не подскажете….
Бурят говорил по-русски с сильным акцентом и  подсказал ехать… в Курумкан. То есть делать обратный крюк и не страдать дурью.

Я устала, хотя всё еще была рада наслаждаться пейзажем и тыкать фотиком в небо. Однако уже хотелось есть, домой и в баню, которая нас ждала, но могла и не дождаться…
Снова позвонила Оля. На этот раз Наташе.
-Ну вы где? Подъезжаете уже?
-Мы едем в Курумкан, - спокойно отвечала ей Наташа
На том конце телефона повисла пауза.
-Зачем? Вы возвращаетесь? Что-то там забыли? – фраза "мы едем в Курумкан" была сказана Оле ещё четыре часа назад…
-Так получилось,  - ещё спокойнее сказала Наташа
 
Я страшно хотела есть. Мы доехали до той же позной, в которой мы ужинали по пути туда.
Спасибо местным бурятам за то, что они не закрылись в 8 вечера. К черту диету! Я заказала себе 5 поз и закупила в киоске несколько упаковок печенья. Это всё он, Баргузинский воздух, не иначе!
Далее нам в любом случае предстояло пересечь реку Баргузин. Сделать это можно было двумя способами: через переправу в Усть-Баргузине, как и по пути туда, либо по мосту через неизвестное мне поселение, сделав небольшой крюк по ГСД. На переправу мы уже не успевали – она работала до 10 вечера. Значит мост и ГСД. Проблема в том, что конкретно в этом месте ГСД уже превратилась в раздолбанное решето, а 150 км по раздолбанному решету – это своеобразное «удовольствие».

Витя устал. Чтобы держать его в тонусе, Наташа предложила играть в города.
Так мы в них и играли практически все 150 километров. Перебрали всё: и сибирскую глубинку, и Европу, и Азию, и Южную Америку. Проблемными были буквы «А», «К» и «Н». Зато Витя не уснул.

Олег с Толиком постоянно отставали, потому не могли ехать настолько быстро как мы.
-Не хватает. Кочек, - сказал Витя выехав на европейский асфальт, - такое ощущение, что вот она сейчас опять должна быть, уже прямо ждешь её.
 
К часу ночи, мы всё-таки дорулили в полном составе до Безымянки.
Баня остыла. Котлеты из омуля тоже. Сонная, в темноте, мама вышла нас встречать.
Все, кроме самого старшего и самого младшего, собрались на летней кухне. Начали рассказывать в ночи про свои приключения и громко ржать.

Я взяла фонарь и  пошла в баню. Она была ещё теплая.
Пахнет деревом. Вода мягкая. чувствую лавандовый запах - папа ошпаривал камни, наверное...
Люблю... Так люблю всё это ...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.