Об уровнях сознания

Наша работа в области сознания позволила выделить пять уровней сознания человеческого существа. У каждого уровня приблизительно двадцать значимых характеристик, но мы не считаем нужным загромождать ознакомительную статью столь большим количеством сведений, и потому приводим объяснение на бытовом уровне наиболее легким для понимания языком. При этом мы не претендуем на абсолютную истину. Полная версия нашей теории об устройстве человеческого, и не только его, сознания, дана в книге «Мир снов».

Уровень сознания можно определить по уровню ответственности человека, который он на себя принял. Первый уровень характеризуется взятием ответственности только за себя. Такие люди, как правило, живут одни. У них нет семьи. Им тяжело заботиться о других, терпеть глупость и неадекватное (на их взгляд) поведение других людей, включая родных и близких. Они уверены в своем превосходстве и в то же время чрезвычайно ранимы. Характер, как правило, слабый, присутствует множество страхов и, чтобы скрыть это, зачастую такие люди принимают вызывающую, эпатажную, или грубую манеру поведения. Иногда, наоборот, «косят» под этакого «простачка». Эти люди, как правило, не способны к длительным усилиям в работе. Поэтому они ищут свободный график работы, либо труд, не затрудняющий особо их ум и силу. Среди людей первого уровня сознания много как женщин, так и мужчин; к ним относятся практически все преступники, но есть и люди высоко культурные, или, скорее, творческие. И все же культура их скорее притворная, без внутреннего стержня, потому что не хватает практического опыта и уверенности в ценности культуры и личной этики. Но есть и положительное качество: такие люди всю жизнь ищут себе пару – человека с особой внутренней силой и, найдя его – никогда не расстаются с ним, или с ней, учатся, постигают ранее недоступный им уровень ответственности, постепенно переходя на второй уровень сознания. Иногда они просто хотят удобно устроиться в жизни, но даже в этом случае начинают учиться брать на себя ответственность – сначала совсем маленькую, затем побольше. Хорошо, если процесс трансформации в человека со 2-м уровнем сознания полностью завершается за период одной текущей жизни, но так происходит далеко не всегда.

Подавляющее число людей современного мира относятся ко второму уровню сознания. Это люди, желающие и способные иметь семью. Они уважают правила совместного общежития, осознавая право окружающих людей быть отличными от других, и умея мириться с негативными проявлениями мира без излишнего раздражения. Эти люди способны к длительным усилиям и способны трудиться. О них особенно нечего писать, так как все вы ежедневно встречаетесь с ними на работе, в транспорте, дружите, общаетесь. И сами вы, скорее всего, имеете 2-й уровень сознания. Не следует думать, что люди с первым уровнем сознания чем-то хуже людей второго уровня, или люди второго уровня хуже людей третьего уровня сознания. Все человеческие существа проходят все существующие ступени, переходя из класса в класс. Поэтому разумно вести себя как в школе: основное общение происходит с одноклассниками; к старшеклассникам мы лишь иногда обращаемся за помощью; младшеньким помогаем, когда есть свободное время, и пока они сильно не надоедают. Всему свое время. Сказанное не относится к отношениям Ученик – Учитель.

Третий уровень сознания характеризуется способностью брать на себя ответственность за группы людей. Это руководители всех видов – бригадиры, мастера, ведущие секций и кружков, тренеры различных команд, лидеры научных коллективов, директора, председатели, а также религиозные и государственные деятели. Эти люди не могут не быть лидерами: они чувствуют внутреннюю потребность улучшать окружающий мир, организуя его в комфортных для себя масштабах. Кто-то руководит группой танцовщиков из тридцати человек или оркестром, кто-то организует работу предприятия с несколькими тысячами работающих, некоторые способны организовать жизнедеятельность целого государства. Но не следует думать, что все чиновники, работающие в государственных органах, а также руководители предприятий – это люди третьего уровня сознания. Так же, как люди первого уровня сознания, найдя себе удачную пару, начинают познавать следующий уровень ответственности, так же люди второго уровня сознания, подыскав подходящую должность, могут научиться отвечать не только за себя, но и за коллективы людей. Как и в любом деле, возможны удачи и неудачи.

Для четвертого уровня сознания характерна озабоченность за судьбу человечества и жизни на планете в целом. В то же время эти люди уже не являются руководителями. Они могут в некоторых случаях временно встать на роль лидера, но при возможности с удовольствием уступают ее более подходящему человеку. Они осознают, что не руководство, а лишь личный пример являются средством продвижения по пути развития сознания. Эти люди все свое время посвящают духовному развитию и достижению новых состояний сознания, изучая и делая безопасным путь, по которому вскоре предстоит двигаться всему человечеству. Они часто не имеют семьи, как и люди первого уровня сознания, но причина здесь уже другая. Люди четвертого уровня сознания знают, что каждый человек – это частичка общего и потому невозможно любить одну частичку, к примеру, печени, больше, а другую меньше. Они понимают, что именно благодаря своим различиям люди способны находиться вместе. Более того, они не могут отделиться друг от друга. Георгий Гурджиев может послужить примером человека четвертого уровня сознания. Мы же приведем в пример Сократа, так как в научной среде более признается философ, чем мистик, хоть Сократ тоже был мистиком. Об этом говорят воспоминания его современников и прежде всего Платона. Сократ на протяжении всей своей жизни слышал голос, неслышимый ни для кого другого, который предупреждал его о неблагоприятных событиях. Он не скрывал этого факта, а напротив, каждый раз доказывал его существование перед окружающими. Мы с вами знаем, что слышание голоса помощника доступно лишь при достижении определенного состояния сознания. Этой способностью владели святые отшельники, шаманы, маги, сновидящие, т.е. люди, достигшие определенного уровня мистического состояния.

Сократ сравнивал свой поиск мудрости с любовью, которая захватывает всю сущность человека, доколе он не достигнет ekstasis, который есть восхождение, шаг за шагом, к более высокому состоянию сознания. (Платон, Пир, 211а [Цит. по пер. С.К. Апта]). По мнению Сократа, мудрость преображает философа так, что он сам обретает некую меру божественности. «А кто родил и вскормил истинную добродетель, тому достается в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он» (Ibid., 212 a-b). Насколько можно судить по платоновским диалогам, Сократ устремлялся к трансцендентному понятию абсолютной добродетели, которое невозможно адекватно выразить словесно, но можно постичь интуитивно через такие духовные упражнения, как медитация. Сократ славился своей способностью к концентрации. Один из его друзей заметил, что он то и дело отходит в сторону и стоит на одном месте, размышляя. (Платон, Пир, 175b.) Известный афинский политик Алкивиад вспоминал, что однажды, во время военного похода, Сократ начал обдумывать некую проблему, не смог ее решить и, к изумлению других солдат, застыл на месте, простоял так сутки и ушел лишь на утренней заре, помолившись солнцу. (Платон, Пир, 220с.) Платоновские диалоги были образцом того типа медитации, который практиковали Сократ и его ученики. Вместо того, чтобы анализировать понятие добродетели, он сам вел добродетельную жизнь. Будучи спрошен о том, что есть справедливость, Сократ ответил: «Если не словом, то делом показываю». (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 4.4.10. Цит. по пер. С.И. Соболевского)

Каждое слово, каждый пример, приведенный из жизни Сократа, говорит о его особом, весьма отличном от других людей состоянии сознания. Оно полностью совпадает с отличительными признаками, приведенными нами, как свидетельстве достижения человеком четвертого уровня сознания. Такие люди создают новые учения. Сократ стал основателем нового направления философии и создал диалектику. Ни Платон, ни Аристотель, хоть и были учениками Сократа, четвертым уровнем сознания не обладали. Изучая труды и деяния Платона, мы видим создание им школы  философов, что свидетельствует о его способности нести ответственность за группы людей, и потому ему присущ третий уровень сознания. А вот Аристотель скатился до материализма, исключив всякий мистицизм из окружающей жизни, и даже поощрял рабовладение, что явно свидетельствует о его начальном, первом уровне сознания. И в то же время все три названных философа были гениями, оказавшими огромное влияние на развитие человеческой цивилизации, и это ясно показывает, что гением может быть человек любого уровня сознания. Вот только результат их деятельности порой весьма различается.

Пятый уровень сознания является переходным от человеческого существа к духовному. Поэтому для достигших этого уровня представителей интересы человечества зачастую отходят на второй план. Человек сосредоточен на завершении собственной трансформации, ведь кто-то из человечества должен пройти путь трансформации среди первых. Эти люди сторонятся какой бы то ни было известности, так как публичность мешает духовной работе. Это не значит, что они не принимают участия в деятельности человеческого сообщества. Просто они не заметны, так как часто действуют под другими именами, время от времени задавая человеческой цивилизации новое направление.  Они полностью владеют всем эмоциональным спектром и могут принимать любую личину, так как эмоции уже не воздействуют на их соматику, а они сами являются полными хозяевами своего тела, мыслей и эмоций. Каждый, кто хочет перейти на уровень духовного существа, должен оставить человечеству значимый дар. В этом состоит его связь с соплеменниками до последнего мгновения существования в качестве человека.

Редко можно встретить человека, у которого уровень сознания был бы выражен очень ярко. Чаще люди находятся в каком-либо переходном состоянии, когда присутствуют отдельные признаки двух, или даже трех уровней. Личность то совершает благие дела, то предается пороку, мучится, страдает, пытается заглушить совесть, и часто при этом погибает, так и не сделав правильного выбора. Что ж, в новой жизни все начнется заново, а будет ли и следующая жизнь потраченной понапрасну, зависит только от самого человека. Жизнь человека, выбравшего путь понижения уровня сознания, прерывается, как неудачный эксперимент, но только в этой текущей жизни. Тот, кто не прекращает работу над собой, приобретая новый опыт, обогащающий его и продвигающий к следующему уровню сознания, живет полный срок. Человек пятого уровня сознания сам определяет срок продолжительности своей жизни, впрочем, в определенных пределах, конечно же.

Внутренние противоречия буквально раздирают человека, заставляя его изменяться, либо погибнуть. Предназначение этого жесткого механизма состоит в осуществлении эволюции сознания человека. Цель – заполнить мозаику сознания, стать личностью с определенным набором характеристик, закрепленных на инстинктивно-рефлекторном уровне. Именно, не потерять индивидуальности и накопленных знаний и способностей, но закрепить определенный набор качеств, необходимых для очередного этапа эволюции сознания.

Предположим, что личность смогла преодолеть трудности и трансформировала сознание до пятого уровня в течение одной жизни. Что это значит? Это точка перехода на принципиально новый уровень. Она соответствует смерти физического тела. Вообще, в нашей системе две точки перехода – «0» и «5». Первый переход знаком всем под названием «жизнь – смерть». Мы его называем ТБ (точка бессознательности), так как сознание пересекает ее не только при рождении и смерти физического тела, а еще и дважды в день – при переходе ко сну и просыпании. Второй переход, обозначаемый пятеркой, не является «воскрешением», как многие сейчас подумали. Физическое тело погибает, да оно больше и не нужно. Сознание пятого уровня уровня получает тело духовного существа в духовном мире, и оказывается в роли начинающего – вновь первого уровня сознания. Начинается первый курс нового обучения.

Упоминания о подобных людях мы находим в разных источниках, иногда довольно древних. К примеру, Камилл Фламмарион пишет: «В то время, когда италийская и элеатская философские школы утвердились на развалинах почти совершенно разрушенной ионической школы, Петроний Гимерийский написал в Сицилии книгу, в которой он утверждал, что во вселенной существуют 183 обитаемых мира. Если верить Плутарху, то это учение с течением столетий распространилось до побережья Индийского океана; там его проповедовал какой-то удивительный человек. Это был почтенный старец, который всю свою жизнь посвятил созерцанию и изучению вселенной, который, по словам Плутарха, все время проводил среди нимф и духов, и только на один день в году появлялся на берегу океана, куда стекались властители и их советники, чтобы посоветоваться с мудрецом. Клеомброт рассказывает, что этого отшельника-философа пришлось отыскивать в течение долгого времени, с огромным трудом, и что он поведал, что существует не один обитаемый мир, но что число обитаемых миров не бесконечно, а равно именно 183-м. Это число, странное на первый взгляд, этот философ основывает на особой системе, согласно которой вселенная образует треугольник, на каждой стороне которого находятся шестьдесят миров, и на каждом углу – по одному миру. В площади этого треугольника сосредоточено все существующее, и там же находится истина». (Камилл Фламмарион. «Многочисленность обитаемых миров. Очерк жизненных условий обитателей других планет», перевод В. Готвальта, типография Т-ва И.Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом, Москва. – 1908, с. 17 – 18)

Завершить эту публикацию я хотел бы цитатой из Агни Йоги: «Можно изумляться насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют это смертью, но оно есть рождение, потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается ветошь земная и встает нетленное накопление – оно может оказаться истинным сокровищем». (Агни Йога, т. II, Сердце, Мир Огненный, I, II и III, Аум, Братство, Надземное. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 688 с., с. 299)


Рецензии