1. 075. Осип Эмильевич Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам
(1891—1938)


В каждом писателе невозможно отделить мужское начало от женского, прозаика от поэта. В настоящей прозе есть поэтическое начало, а истинная поэзия держится на прозаических подробностях.

Так вот, о Мандельштаме.

Осипа Эмильевича сделало великим поэтом мужское агрессивное начало, а погубило — неверное женское. Прозаик Мандельштам едва не перечеркнул себя-поэта, а поэт Мандельштам свел прозаика в могилу.

Дело в том, что когда в 1925 г. вышла автобиографическая повесть Мандельштама «Шум времени», М. Цветаева, за 10 лет до того плененная его стихами, дала гневную отповедь автору.

Возмущенная его непоследовательным отношением к событиям Гражданской войны вообще и к Добровольческой армии в частности, она написала: «Шум времени Мандельштама — оглядка, ослышка труса. Правильность фактов и подтасовка чувств. С таким попутчиком Советскую власть не поздравляю. Он так же предаст ее, как Керенского ради Ленина, в свой срок, в свой час, а именно: в секунду ее падения… В прозе Мандельштама не только не уцелела божественность поэта, но и человечность человека… Мой ответ Осипу Мандельштаму — мой вопрос всем и каждому: как может большой поэт быть маленьким человеком?»

Но там же поэтесса отчасти ответила самой себе: «Мандельштам-поэт (обратно прозаику, то есть человеку) за годы Революции остался чист. Что спасло? Божественность глагола».

Тем не менее через 9 лет поэт с этим глаголом полез на рожон, написав о Сталине пасквильный памфлет, названный Б. Пастернаком «не литературным фактом, но актом самоубийства»: «Мы живем, под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны. / Только слышно кремлевского горца — / Душегуба и мужикоборца». (Это первая редакция).

Еще через 3 года Мандельштам выдавил из себя «Оду» Сталину, но она его, увы, не спасла. «Нам не дано предугадать, / Как наше слово отзовется, — / И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать…». Прямо скажем, строки Тютчева (одного из духовных учителей Мандельштама) об ином и неизмеримо выше, но, в то же время, именно о том, низком и жестоком, что имманентно присуще всем людям, и поэтам, и вождям.

Будущий поэт родился 3 (15) января 1891 г. в Варшаве в семье купца первой гильдии Эмилия Вениаминовича (Хацкеля Бениаминовича) Мандельштама и музыкантши Флоры Осиповны, урожденной Вербловской. В 1897 г. семья переехала в Петербург. После окончания коммерческого Ьенишевского училища (1907), в котором Осип начал писать стихи, он учился в Сорбонне и Гуйдельбергском университете. Побывал в Швейцарии и в Генуе.

В 1911 г., перейдя в лютеранскую веру, юноша поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где изучал романскую филологию (с перерывами) до 1917 г.

Осип начал поэтическую карьеру как символист. Первые стихи опубликовал в журнале «Аполлон» в 1910 г. Познакомившись в Париже с Н. Гумилевым и в Петербурге с А. Ахматовой, поэт примкнул к акмеистам и вошел в «Цех поэтов»; регулярно выступал в нем и читал публично стихи. В 1913 г. Мандельштам выпустил первый поэтический сборник «Камень», в котором выработал свой собственный уникальный стиль.

На Первую мировую войну поэт откликнулся стихотворением «Европа». В годы лихолетья несколько раз побывал в Крыму, писал статьи, занимался переводами Расина, выступал с чтением своих стихов, какое-то время жил в Москве, познакомился с М. Цветаевой.

Встретив Февральскую революцию в Петрограде, Мандельштам уехал в Феодосию, а перед Октябрьской революцией вернулся в столицу. Написал несколько знаменитых стихотворений: «Не знаю, может быть, не хватит мне свечи…», «Среди священников левитом молодым…», «Кассандре» и др.

В 1918 г. Мандельштам трудился в Комиссии по эвакуации Петрограда, сотрудничал с газетами «Вечерняя звезда» и «Страна», служил в Наркомпросе, выступал с чтением стихов на вечерах. На следующий год поэт уехал в Харьков, где работал во Всеукраинском литературном комитете при Наркомпросе Украины; печатался в харьковских «Известиях» и «Путях творчества».

В Крыму поэт по подозрению в связях с подпольщиками был арестован врангелевской контрразведкой, но хлопотами писателей был освобожден. Мандельштам уехал в Батум, но и там был арестован военными властями и вышел на свободу случайно. Везде с большим успехом выступал с чтением стихов.

После двухлетних скитаний по югу России и Кавказу (Ростов, Кисловодск, Баку, Тифлис, Батум, Сухум, Новороссийск, Харьков, Киев) поэт осел с женой, Надеждой Яковлевной, в девичестве Хазиной, в Москве.

В 1922 и 1923 г. увидели свет два издания книги под названием «Tristia» («Книга скорбей»), с посвящением жене. Критики отметили, что за годы социальных бурь поэт из рационалиста превратился в иррационалиста (в поэтическом смысле).

Затем года склонили поэта к прозе, и он, продолжая разъезжать по стране, печатал в газетах очерки, выпустил автобиографию «Шум времени» и повесть «Египетская марка» (1927). Работал Осип Эмильевич и над переводами и детскими стихами. В 1928 г. вышел его последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга избранных статей «О поэзии».

В 1928—1929 гг. из-за недоразумения (на титульном листе перевода «Тиля Уленшпигеля» Мандельштам был ошибочно указан переводчиком, тогда как он осуществлял лишь литературную обработку перевода) поэт был обвинен в плагиате и потерял работу в издательствах. Тогда же он написал «Четвертую прозу» и знаменитое стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

В Доме Герцена поэту была выделена комната, Советом Народных Комиссаров назначена пенсия. В «Новом мире» и в газетах публиковались стихи; в Москве и Ленинграде только в 1932 г. прошло не меньше пяти творческих вечеров.

После публикации «Путешествия в Армению» (1933) критика обрушилась на поэта с погромными статьями. И Мандельштам не придумал ничего лучше, как дать сдачи Сталину — написал эпиграмму о «горце», где намеренно оскорбил вождя, обозвав его «осетином».

Поэт пребывал в гибельной эйфории, думая, что его тут же уничтожат и о нем станет говорить вся страна, но он «всего лишь» был арестован и отправлен в ссылку в Чердынь, где едва не покончил с собой, выбросившись из окна (его спасли), а затем по выбору ссыльного был направлен в Воронеж.

Три года ссылки стали временем создания трех поэтических «Воронежских тетрадей», «Стихов о неизвестном солдате». Мандельштам писал тексты для воронежского радио, недолго работал литконсультантом в воронежском Большом советском театре. Ахматова, Пастернак, Шкловский, Вс. Вишневский помогали поэту материально.

Получив в 1937 г. разрешение выехать из Воронежа, поэт поселился в подмосковном Савелово, а затем в Калинине. Спустя год Мандельштам был снова арестован и отправлен по этапу в лагерь, на Дальний Восток.

Мандельштам скончался 27 декабря 1938 г. от тифа (другая версия — от паралича сердца) в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 г. — в 1956, по делу 1934 г. — в 1987.

Архив поэта сохранила его жена, написавшая в своей «Второй книге» о товарищах ее мужа: «Вокруг нас копошились писатели».

Как ни странно, Н.Я. Хазина имела в виду и тех писателей, которые не раз выручали Мандельштама из беды и помогали ему материально.

P.S.I. У Мандельштам много замечательных стихотворений, зачастую сложных. Но почему-то больше трогают те, что проще и строже, и таинственны как сама древность:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915

P.S.II. И еще вот что. Многочисленные разборы специалистов и дилетантов «на примере Мандельштама (Пастернака, Ахматовой, Цветаевой…)» противостояния поэта и власти набили давно всем оскомину. Но во всей этой шелухе проглядывает кристалл — видимо, великой поэзии без великой власти нет и быть не может.


Рецензии
Дорогой Виорель!
С большим интересом читал о Мандельштаме. Узнал много неведомых мне эпизодов его жизни, отношения к нему собратьев по перу, его по сути трагической гибели.
У меня создалось впечатление, что в его поступках было больше чувства и почти отсутствовала логика, но Вы правильно подчеркнули, что в его творчестве поэта проглядывал кристалл.
Очень жаль, что в Вашем очерке о нем Вы не отметили одну особенность, которая его отличает от многих поэтов - это роль музыки в его жизни и творчестве.
В 1991 году Ленинградское отделение Всесоюзного издательства "Советский композитор" издало книгу Осип Мандельштам. "Полон музыки, музы и муки..."
(Стихи и проза). У меня эта книжица есть. Думаю, Виорель, Вам было бы очень интересно с ней позеакомиться.
Современник Мандельштама композитор Артур Лурье подчеркивал, что
"живая музыка была для него необходимостью. Стихия музыки питала его поэтическое сознание" Он был лично знаком со многими выдающимися музыкантами.
Во время ссылки в Воронеж он ходил не только на все концерты местного симфонического оркестра, но и на репетиции, наблюдая за работой разных дирижеров.
Знаменитые пианисты Григорий Гинзбург и Мария Юдина, чтобы поддержать опального поэта, который пытался покончить собой, приезжали в Воронеж и играли для него, зная чем они рискуют вступая в связь с поднадзорным ссыльным. Подчеркивается, что благодаря риску этих музыкантов, душевное состояние поэта хотя бы не надолго оказалось под защитой музыки. Возможно Вы знакомы с этим материалом. В таком случае простите, если я Вас утомил.
С уважением и теплом, Зиновий

Зиновий Бекман   09.01.2017 01:24     Заявить о нарушении
Дорогой Зиновий!
К сожалению, очень много подробностей(часто важных) в моих очерках я не использовал, поскольку был стеснен издательскими рамками, и брал по возможности только самые существенные моменты биографии. Разумеется, сказалась и "вкусовщина", и невнимательность, и отсутствие должного времени на обдумывание материала. А теперь уже изменять что-либо нет ни сил, ни времени. Остается только благодарить издательство Вече, которое в серии "Сто великих" опубликовало шесть моих книг.
Спасибо Вам за уточнения и штрихи, о которых я не знал, и которые делают образ писателя достовернее.
Здоровья Вам и душевного спокойствия в наступившем году. И конечно же, новых очерков и рассказов!
С уважением и признательностью,
Виорэль.

Виорэль Ломов   09.01.2017 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.