Предки. Часть 1. Колония Романовка

Предисловие

Документальные материалы для сего сочинения собраны частично в интернете, частично из рассказов и воспоминаний родственников. Остальное пишется по принципу: чего не знаю, то придумаю.

Глава 1. Михель Лопахин

Во второй половине 19-го века на Украине создавались еврейские поселения - так называемые земледельческие колонии. Евреи-крестьяне - странно звучит, не правда ли? Но тем не менее, что было, то было.
Так в Херсонской губернии появилась за казённый счёт на Романовской пустоши колония Романовка. Первыми поселенцами колонии были жители окрестных еврейских местечек - штейтлов.
Семья из шести человек (допустимый минимум) получала надел земли из тридцати десятин, льготные кредиты на приобретения скота и инвентаря. Лиц мужского пола освобождали от воинской повинности на 25 лет.
Основным занятием колонистов было хлебопашество и животноводство.
В начале своего существования колония насчитывала 114 дворов. Все важные вопросы решались на сельском сходе. Руководили делами колонии староста и три заседателя. Мало кто из колонистов знал русский язык. Поэтому документы велись как на русском, так и на идиш. Должно быть, руководители колонии были выдающимися людьми, если сумели на новом поприще объединить такое количество разных людей в совершенно непривычных условиях.
Раввином колонии Романовка был Абрам Лавут, правнуком которого впоследствии стал знаменитый Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендель Шнеерсон.
Через 15 лет со времени основания колония Романовка насчитывала около 1100 жителей. Имелась школа на 57 учеников, три торговые точки, синагога, два промышленных предприятия. Дети учились не только в хедере, но и в общеобразовательной школе, постигали азы наук и русского языка. На обучение отпрысков ни одна семья денег не жалела.
Тем не менее колонисты придерживались привычных законов еврейских местечек. Женщины не занимались земледелием. Они растили детей и содержали дом. Какой-то случайный проезжий отмечал, что еврейские женщины имеют повседневное платье гораздо лучшее, чем обычная русская крестьянка...
Питались колонисты вовсе не скудно. В рацион входили мучные изделия, курятина, рыба, овощи.
Судя по всему колония процветала...

Одним из ранних колонистов в списках значится некий Михель Лопачин. Надо думать, что именно он является моим предком, основателем рода, первым, до кого я смогла докопаться - пра-пра-дедушкой или пра-пра-пра-дедушкой. Его внуком стал Наум Лопатин - отец моей бабушки Сарры. От Михеля я отсчитываю свой род, вернее, одну из ветвей своей семьи.   

Глава 2. Сватовство Нахума

На широких степных просторах Херсонщины раскинулась колония Романовка. Куда ни глянь, везде безбрежные пшеничные поля. Благодать! Здесь и речка Висунь, с которой удобно брать воду для хозяйственных нужд колонистов. В особо жаркие дни приятно окунуться в прохладную воду Висуни...
Колонисты живут в небольших, чистеньких, аккуратно выбеленных домиках, окружённых зелёными садами. На огородах земля, умело и с любовью обработанная, богато родит всяческие южные овощи. За заборами скотных дворов уютно мычат коровы, по дворам, там и сям поклёвывая упавшие зёрнышки и отыскивая случайных червяков, неспешно ходят куры.
В доме Лопачиных готовятся к субботе. Нигде ни пылинки, глиняный пол выскоблен до блеска. Витает запах свежей халы, куриного бульона с кнейдлах, фаршированной рыбы и ещё чего-то приятного, праздничного. Мама надела самое нарядное платье, повязала голову праздничным платком. Вот-вот вернутся с работы отец и старший сын Нахум. Младший, Яков, уже закончил свои занятия в хедере, и ждёт-не дождётся начала субботней службы в синагоге, после которой можно будет приступить к субботней трапезе...
Синагога в Романовке большая, каменная, с высокими арочными окнами, покатой крышей. Одним словом, добротно отстроенная, как и всё в колонии. Народу собирается множество. Степенные мужчины, отцы семейств, бородатые, в чёрных лапсердаках и белых рубахах, в ермолках и шляпах, молятся. Женщины тихонько обмениваются новостями, оглядывают наряды друг друга, - сплетничают...
- Хавале, а не пора ли женить вашего Нахума? Парень видный, уж 20 ему. Хочешь, я вам замечательный шидух подыщу? У меня и девушка на примете есть.
- Что за девушка?
- Люба, дочка вдовы Песи Шуровой. Семья не богатая. Да девушка - настоящий клад: красивая, работящая, тихая.
- Да уж, клад так клад, голытьба, еле концы с концами сводят. Любка эта всё босая да в драной юбке бегает.
- Ты не смотри, что бедные. Зато люди хорошие. Такую невестку днём с огнём не сыщешь.
- Ладно, Шпринца, приходи к нам после ужина сегодня. Поговорим.


Точно после трапезы открывается дверь, и в дом к Лопачиным заходит сваха Шпринца. Хава уже успела рассказать мужу и сыну о предложении шадханит.
- Ну, что сказать тебе, Шпринца, - вступает в разговор Израиль, отец семейства, - предложение твоё не самое блестящее. Но пусть решает сын. Нахум, хочешь познакомиться с Любой?
- За спрос не бьют в нос. Жениться-то мне действительно пора. Может, что и выйдет из этого.
- Слышала, Шпринца? Спупай к Песе и договорись о встрече.
- Значит, по рукам, рэб Лопачин?
- По рукам, госпожа Шпринца.

Глава 3. Сарра

Прошло четыре года со свадьбы Нахума и Любы. Сваха Шпринца могла бы гордиться своими профессиональными качествами: пара получилась замечательная, дружная, счастливая. Вот и скажите, глядя на них, что старинные законы составления пар были не хороши...
В семье подрастали две девочки: Мария 5-ти лет и годовалая Сарра.
В Романовке тоже всё по-прежнему: такое же жаркое солнце, синее небо, плодородная земля, умелые крестьянские руки...
Но... всему когда-то приходит конец. Так и тихое деревенское счастье в одночасье закончилось летом 1914-го года, когда началась Первая мировая война. Многих мужчин из Романовки мобилизовали на фронт. Нахума в их числе. Где он воевал, как погиб, и в какой братской могиле покоятся его останки, никто не знает. В память о Науме Лопатине, как записали его в военных документах, осталось только выцветшее от времени чёрно-белое фото на плотном картоне: молодой мужчина в форме солдата царской русской армии позирует перед камерой, картинно опираясь локтем о рельефную колонну.
Надо сказать, что процент евреев, участвовавших в Первой мировой войне, был выше, чем в России в целом: в 1916-ом году их число составляло около пятисот тысяч.
...Война, революция, разруха, погромы, беженцы. Власть на Украине менялась, как в кадрах киноплёнки: "белые", "красные", деникинцы, мародёрствующие бандиты... К концу 20-х годов всё это привело к страшному голоду.
Любе удалось пристроить маленькую Сарру в детский дом под патронажем недавно созданной американскими евреями организации Джойнт. Благодаря этому мудрому и своевременному решению ребёнок выжил в то страшное время. А Люба со старшей дочерью Марией сгинули, и следов их обнаружить не удалось... Скорее всего, они поехали куда-то в города в поисках еды, и погибли от рук бандитов, или просто умерли с голоду. Жуткие были времена. Из всех представителей молодой и некогда счастливой семьи осталась лишь маленькая девочка Сарра.

Росла Сарра под звуки марша "Мы наш, мы новый мир построим". И строила по мере сил и возможностей. Посещала легендарный Ликбез, и всю жизнь уверяла домашних в своей неграмотности. Все верили... Только, когда Сарре было лет 75, её внучка узнала, что бабушка владеет не только устным идиш. То, чему учили в детстве, не забывается. Даже если традиции прививались сиротам в детском доме...
Лет в 15 Сарра была симпатичной стройной девушкой, невысокой, чернокудрой и сероглазой. Окончила курсы швей-мотористок и поступила на работу в артель "Червоный шлях". С детства ей пришлось быть самостоятельной. Ибо опекать девушку было некому. Изредка её навещал дядя Яков - единственный уцелевший родственник, родной брат отца...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.