Не хочу быть Машей

сказка-игра для самых маленьких
(на основе детских народных потешек)

Роли: женские: 1; мужские: нет; детские: 1; другие (животные, предметы и т.п.): 3; массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, 2013 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 34,0 КБ.

Действующие лица:
Маша (5 лет)
Бабушка
Кот Пушистик
Коза Милочка
Петух Федор



Место действия: домашний двор с прилегающей полянкой. Гамак или шезлонг. Столик, на котором стоит крынка с молоком, кружка.


МАША: Вот зачем я так рано встала? Ну ладно, мамочку проводила, в щечку поцеловала, сейчас буду дальше спать. Солнышко, ты бы тоже еще немного отдохнуло. У тебя такие жаркие лучики. (Подошла к гамаку, села, закрыла глаза.) Мама всегда здесь от солнышка прячется.
ГОЛОС МАМЫ: Все, Машенька, я ухожу. Умойся, расчешись, заплети косички. Накорми Пушистика, погуляй с Милочкой. Не балуйся, помогай бабушке. Да смотри, к Федору не подходи!
МАША: (Маша открыла глаза.) Хорошо, мамочка! Приходи скорее! (Стала потягиваться.)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
 (Рассуждает вслух.) Нет, не хочу пока расти, спать еще охота. Вот еще чуть-чуть посплю. Солнышко-то как ярко светит. Разве тут уснешь? Солнышко, давай я тебе колыбельную песенку спою, и ты еще немножко поспишь. Я когда заснуть не могу, мама мне всегда колыбельную песенку поет.
Баю-баюшки-баю, песню солнышку спою.
Рано глазки открывать, надо нам еще поспать.
Нет, все равно в глазки светит. А спать-то как охота.
(Села, позевнула, закрыла глазки. Стала «клевать носом»  и чуть не упала вперед себя.)
Что за жизнь у меня такая непутевая? Мама всегда уходит на работу, а мне даже поговорить не с кем. Бабушка вечно занята и все учит меня, учит. Маша так, Маша эдак. Пушистик со мной не разговаривает, только мяукает. И почему, когда мама уходит на работу, я должна вставать? Было бы лучше, если бы я просыпалась, когда мама уже приходит домой. Вот зачем так рано просыпаться? У меня еще и глазки почти спят, совсем не хотят открываться. (Встает, полусонная подходит к тазику с водой, смотрится в него.) Ой, что это за лохматое чучело на меня смотрит? Эй, чучело, ты кто? Молчит. Не хочешь со мной разговаривать, ну и не надо. Мне и самой-то не очень хочется с тобой разговаривать.  Ты такое лохматое, заспанное. Да мне и некогда тут с тобой беседовать, знаешь, сколько у меня сегодня много работы?  Не знаешь! Бе-е! (Показывает отражению язык.) А я знаю. Только сначала надо умыться, почистить зубы, причесаться, заплести косички…Ой, сколько же это всего много. Сейчас посчитаю: Умыться - раз, причесаться - два, заплести  - пять…Ой, что-то я, кажется, запуталась. Попробую еще раз: (Снова начинает загибать пальцы.) Умыться - раз, причесаться - три, заплести…Нет, совсем ничего не получается. Кто это хихикает? Ой, ребята! Вам смешно, что у меня ничего не получается? Вообще-то это хорошо, что вы пришли, вот вы-то как раз мне и поможете. Мне нужно сосчитать, сколько дел я должна сегодня переделать. Подождите-подождите! (Разглядывает ребят.) А чего это вы все такие красивые? Вы когда успели умыться? А девочки успели даже косички заплести… (Обиделась.) Я так не играю. Получается, вы все такие нарядные, красивые, а я…(Начинает всхлипывать.) Со мной даже какое-то лохматое отражение в воде  не захотело разговаривать…Не хочет, ну и не надо. Я тоже с ним разговаривать не буду. А давайте я с вами буду дружить? Будем вместе считать мои дела. Я буду говорить, а вы считайте. Умыться – раз, причесать зубки - два, умыть косички – два. Кажется, два уже было. Давайте сначала: заплести бабушку – раз…Знаете, мне кажется, что вы тоже как-то неправильно считаете. Давайте снова, только вы еще и пальцы загибайте, чтобы не ошибиться. Значит так, умыть бабушку – раз, накормить Милочку - два, заплести Пушистика …Ой, а как это я буду заплетать Пушистика…Что-то вы опять неправильно считаете. А может быть, мы тихо считаем? Давайте громче. Причесать зубки - раз, умыть косички - два, заплести бабушку… Ерунда какая-то получается. Давайте я лучше буду сразу делать и считать.  Самое первое…загибайте пальчик, загибайте! - нужно умыться.
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.

Ой, водичка какая в тазике тепленькая! Это мамочка мне такую тепленькую водичку налила! Правда, правда. Я вам сейчас дам ее потрогать. (Пытается поднять тазик.) Тазик очень тяжелый. А давайте, раз так, вы ладоши подставляйте, а я вам буду водичку бросать. Давайте, давайте все ладошки подставляйте. (Брызгает водой на детей.)  Мойте скорее личико, щечки трите, глазки…Стойте! Неправильно мы с вами умываемся. Бабушка меня учила приговаривать, когда умываешься.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок!
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Умывайся веселей!

Давайте вместе:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок!
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Умывайся веселей!
Сейчас я посмотрю, все ли вы чистенькие.
Вы ручки мыли?  (Мыли!)
Вы ножки мыли? (Мыли!) Вы спинку мыли? (Мыли!)
(Если ответ «Нет»- давайте помоем.)
Вот теперь мы чистые заиньки пушистые!
Давайте все вместе скажем: «Вот теперь мы чистые заиньки пушистые!». (Снова прикорнула на гамаке. В это время кто-то скребется в дверь.)
Подождите, ребята, кто-то скребется. Кто же это может быть? (Тихонько на цыпочках подходит к двери.) Надо послушать (Прислушивается.) Плохо слышно. Давайте быстренько пальчик к губам и друг дружке покажем, чтобы тихонько посидели. (Прикладывает палец к губам.) Т-ш-ш! Может быть, это мыши? (Берет палочку, стучит по полу.) Эй, мышки, выходите. Видите, мне одной скучно. Выходите, мы с вами поиграем, поболтаем. Не выходят. Значит, это не мышки. (В двери появляется мордочка кота Пушистика.) А чья это там мордочка?  Пушистик, это ты?
ПУШИСТИК: (Пугается девочки.) Ой, кто это такой лохматый?
МАША: Пушистик, ты что не узнал меня? Это я.
ПУШИСТИК: Кто ты?
МАША: Маша.
ПУШИСТИК: Ма-ша…А чего ты такая лохматая? Кто тебя так разлохматил?
МАША: Никто меня не лохматил, это я так спала. А сейчас вот проснулась.
(Удивленно.) Ой, Пушистик, ты разговариваешь? Но ведь коты не умеют разговаривать.
ПУШИСТИК: Ты же сама хотела, чтобы с тобой кто-нибудь поговорил. Ну, если не хочешь, я пойду обратно во двор. (Разворачивается, чтобы уйти.)
МАША: Подожди, подожди, Пушистик. Не уходи. Мы с тобой будем играть вместе.
ПУШИСТИК: Я пока играть не могу.
МАША: Почему?
ПУШИСТИК: Потому что я проголодался. Мне сначала нужно поесть.
МАША: Сейчас я тебя покормлю. Так, приготовим тебе мисочку, нальем молочка. (Наливает молока в миску.) Пей.
ПУШИСТИК: Нет, я так не могу. Что же я буду пить молоко, а ты будешь на меня смотреть?
МАША: Но ведь девочки не пьют молоко из кошачьей миски.
ПУШИСТИК: А попробуй!  Знаешь как вкусно.
МАША: Ладно, давай попробую. (Пытается, согнувшись, попробовать молоко из миски. Не получается, ложится на пол, руками отталкивая Пушистика.)
ПУШИСТИК: Э, нет, Машенька, так не пойдет! Мне-то к миске не добраться. Все-таки ты пей молочко из кружки, а я буду из миски.
ПУШИСТИК: (Маша наливает себе в кружку молоко. После того, как попили.) Все-таки неправильно мы с тобой сделали.
МАША: Что неправильно?
ПУШИСТИК: Сами напились, а ребят не угостили.
МАША: Так нам самим мало!
ПУШИСТИК: А вот жадничать не хорошо.
МАША: Ты что, меня учить еще будешь? Не люблю, когда меня все учат! Мама учит, бабушка учит, теперь ты вот еще меня учить будешь. Уходи, не хочу с тобой играть. Мне и одной неплохо. (Пушистик уходит.) Хорошо все-таки быть котенком. Ничего делать не надо. Ходи себе мяукай, молочко ешь, да лежи себе на солнышке. Придумала, я больше не хочу быть Машей, я теперь котенком буду. (Ложится на половичок у кровати, сворачивается клубочком.)
Котик, котинька, коток
Котик белый лобок,
Беленькие лапки,
Коготки царапки.
Появляется бабушка.
БАБУШКА: Машенька, что с тобой? Ты почему улеглась на место Пушистика? И почему ты до сих пор лохматая ходишь? Давай-ка поднимайся. Вот возьми гребешок, расчеши свои волосы да заплети косички.
МАША: (Встала, начала расчесывать волосы.) Ой-ой-ой! Какой нехороший у тебя гребешок, бабушка. Не буду я косички заплетать, буду так ходить.
БАБУШКА: Машенька, девочки должны быть всегда расчесаны. Вот где ты увидишь лохматую девочку?
МАША: Где? Да сейчас покажу. (Ищет среди детей.) Интересно, и правда нет ни  одной растрепанной девочки. У всех косички, бантики. Ой, бабушка, я же вспомнила! Мне теперь не надо заплетать косички! Я же теперь не Маша!
БАБУШКА: А кто же ты?
МАША: Я больше не хочу быть Машей, я теперь котенком буду. Котенку хорошо, не надо косички заплетать, лежи себе да мяукай. Вот смотри, бабушка, как я умею мяукать: «Мяу-мяу».
БАБУШКА: Глупости ты говоришь, Машенька. Мяукать должны настоящие котята.
МАША: Все, бабушка, не буду больше тебя слушаться. Надоела ты мне.
БАБУШКА: Нельзя, Машенька, так со взрослыми разговаривать.
МАША: Какая же ты взрослая? Ты же моя бабушка. Вот если бы ты была чужая бабушка…
БАБУШКА: Ох, Маша, Маша. Какая разница: своя бабушка или чужая. Грубить все равно нехорошо.
МАША: Я сама знаю, что хорошо, а что нехорошо. Все, бабушка, уходи, ты меня отвлекаешь, мне мяукать пора! Мяу-мяу.
БАБУШКА: Ну, смотри, Машенька. Пойду я Милочку покормлю.
МАША: (Передразнивая бабушку.) Мяу, мяу…Что-то мне и мяукать расхотелось. Может, я лучше буду бабушкой. А что, бабушкой тоже хорошо быть. Ходи себе да указывай. Сделай то, сделай это. А когда надоест указывать, можно повязать что-нибудь. Так, где это бабушкино вязанье?  (Достает корзинку. Там клубки ниток, начатая вязаная кофта.) А это что? А, это бабушка мне кофточку начала вязать. Что тут не вязать, сиди себе да перебирай иголочки.
ПУШИСТИК: (Заглядывая к Маше.) Это не иголочки, это спицы.
МАША: О, снова ты…А какая разница: спицы, иголочки. И откуда ты все знаешь?
ПУШИСТИК: Бабушка, когда вяжет, я всегда рядом с ней. Свернусь клубочком и наблюдаю за ее работой.
МАША: Ты что, и за мной наблюдать будешь? Не надо мне наблюдателей. И вообще, Пушистик, ты мне мешаешь. Ты видишь, я делом занята. Я сейчас вязать буду. Вот возьму иголочки (Вытаскивает спицу из вязанья. Берет в руки клубочек, ходит с ним по сцене, клубок разматывается, кофточка начинает распускаться.))
По дорожке Маша шла, клубок ниточек нашла.
Клубок маленький, нитка аленька.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок дальше, дальше, дальше.
Нитка дольше, дольше, дольше.
Какая хорошая потешка про клубочек! Это меня бабушка научила. Хотите, ребята, я и вас научу? Повторяйте за мной:
По дорожке Маша шла, клубок ниточек нашла.
Клубок маленький, нитка аленька.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок дальше, дальше, дальше.
Нитка дольше, дольше, дольше.
ПУШИСТИК: Ой, Маша, что же ты наделала, кофточка ведь сейчас распустится.
МАША: И ничего не распустится. Пушистик, а давай лучше в клубочки поиграем.
ПУШИСТИК: А если бабушка заругается?
МАША: Не заругается. Я теперь сама буду бабушкой.  Сама буду всех учить и ругать. Лови клубочек!
(Начинают играть в клубки, перепутывая все нитки. Через какое-то время останавливаются.)
МАША: Ой, что же мы наделали? Что теперь будет. Попадет нам от бабушки.
ПУШИСТИК: Ну ладно, Маша, пойду я лучше мышей половлю.
(Входит бабушка)
БАБУШКА: Что это за безобразие? Кто же это натворил?
МАША: Бабушка, это все Пушистик наделал! Я ему говорила, что ты будешь ругаться, а он меня не послушал.
БАБУШКА: А ты меня не обманываешь, Маша?
МАША: Нет, что ты, бабушка. Зачем же мне тебя обманывать?
БАБУШКА: Ах, Пушистик, ах, проказник. Ну я ему сейчас задам! (Уходит)
МАША: Как-то нехорошо получилось. Сейчас Пушистику из-за меня попадет. (Села и заплакала. Незаметно сзади подкрался Пушистик и стал гладить ее по головке.)
ПУШИСТИК: Успокойся, Маша, не плачь. Ну, что ты, как маленькая.
МАША: А я и так маленькая. Не буду я успокаиваться. Я плакать буду.
ПУШИСТИК: Давайте-ка, ребятки, будем Машу успокаивать.
Маша, Маша, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Ты не хнычь, ты не ной,
Я куплю тебе другой.
Свои слезки утри,
Дам тебе я сразу три.
Ребята, помогайте. Повторяйте за мной:
Маша, Маша, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Ты не хнычь, ты не ной,
Я куплю тебе другой.
Свои слезки утри,
Дам тебе я сразу три.
(Маша подглядывает за ними одним глазком.)
МАША: Все, спасибо, я уже успокоилась и не плачу.
ПУШИСТИК: Вот и молодец.
МАША: Пушистик, а ты на меня не сердишься.
ПУШИСТИК:  Нет, конечно. Но вообще-то ты нехорошо поступила. Бабушку обманула, мне из-за этого попало.
МАША: Ты опять меня учишь?! Я лучше буду с Милочкой играть. (Зовет козу) Милочка, Милочка!
ПУШИСТИК: Ну и зови свою Милочку.
МАША: Мы ее сейчас вместе с ребятами позовем. (Маша проговаривает с ребятами потешку.)
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком помашет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
(Выходит коза Милочка.)
МАША: Милочка, хорошо, что ты пришла, а то Пушистик мне надоел. Все время меня учит-учит. А чего меня учить, я и сама все знаю. Я ведь уже большая. Мне целых 5 лет!
Сейчас я тебя угощать буду. Вот, бери конфеты.
МИЛОЧКА: Я конфеты не люблю. Я траву люблю. Сочную, зеленую. Она такая вкусная.
МАША: Никогда не думала, что трава может быть вкусной.
МИЛОЧКА: А ты попробуй.
МАША: (Пробует траву.) Тьфу, какая гадость. Кислая, невкусная.   
МИЛОЧКА: А молочко-то мое любишь. Если я травку есть не буду, откуда же тогда молочко возьмется? Вредная ты, Машенька.
МАША: Я вредная? А ты…а ты…а ты рогатая, бодатая…Уходи от меня, не буду с тобой играть!
ПУШИСТИК: Вот и Милочку прогнала. С кем теперь играть будешь?
В это время закукарекал Петух.
МАША:  С петухом Федором буду играть. Он не такой, как вы. Он хороший. Вот мы с ребятами сейчас про него потешку расскажем:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
(Появляется Петух.)   Здравствуй, Петя-Петушок. Это не ты меня сегодня разбудил?
ФЕДОР: Я!
Рано утром на дворе
Просыпаюсь на заре.
«Ку-ка-ре-ку» я кричу –
Разбудить я всех хочу.
Ку-ка-ре-ку!
МАША: Как-то ты некрасиво поешь. Я лучше тебя умею. Вот слушай: «Ку-ка-ре-ку!»
ФЕДОР: Нет, кукарекать только я умею! Да у тебя и тихо получается. А кукарекать надо громко, чтобы все слышали. Вот смотри: «Ку-ка-ре-ку!»
МАША: А мы сейчас все вместе попробуем, и у нас громче получится.
ВСЕ: Ку-ка-ре-ку!
ФЕДОР: Ничего ты, Маша, не понимаешь! Кукарекать только я могу.
МАША: Нет, я тоже!
ФЕДОР: Нет, я!
МАША: Нет, я! А ты драчун, задира! Ты нехороший!
ФЕДОР: А ты неряха, вредная и невоспитанная девчонка.
После этой перебранки Петух клюнул Машу. Маша « плюхается»  в гамак. Садится, трет глаза, озирается по сторонам и кричит.
МАША: Ой! Ой, бабушка, спаси меня!
БАБУШКА: Что случилось, Маша? Кто тебя обидел?
МАША: Петух Федор. Он, бабушка, так меня клюнул, так клюнул. И, главное, ни за что. Я ведь ему ничего плохого не делала. А еще он сказал, что я неряха, вредная и невоспитанная.
БАБУШКА: Федор сказал? А что, Федор умеет разговаривать?
МАША: Умеет. Они, бабушка, все меня обижают: и Пушистик, и Милочка, и Федор.
БАБУШКА: Выдумщица ты, Маша. А может тебе это все приснилось?
МАША: Приснилось? И Пушистик, и Милочка, и Федор, и ты, бабушка? Вы все мне приснились?
БАБУШКА: Ну да.
МАША: А как же детские потешки? Бабушка, я все твои потешки вспомнила, а раньше они как-то не запоминались.
БАБУШКА: Вот и хорошо, что вспомнила. А я тебе еще одну расскажу, а вы вместе с ребятами мне помогайте.
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
И корова замычит:
Му-у-у!
А ребята понемножку
Все захлопают в ладошки!
МАША: До свидания, друзья! Буду ждать вас в гости я!

КОНЕЦ.


Рецензии