Деревянная ваза

       Подготовка к переезду на новое место не заняла много времени, чемоданы были в скоростном режиме собраны, посуда, книги и такое прочее, необходимое для жизни, бережно упаковано. Вазу решила не брать, пусть лучше останется. Она была вырезана из цельного дерева,  по форме представляла собой квадрат с мягкими обтесанными углами, с резными орнаментами, окаймляющие её четыре стороны. К тому же, я искренне хотела запихнуть её в чемодан и довести до нового местожительства и поставить к себе в комнату. Но, и тем самым, я была не в восторге от этой старой вазы, которая была к тому же не актуальна, видом неказиста,  и никак не вписывалась в современный интерьер, который планировался в новой квартире. Кстати, резной высокий и широкий деревянный шкаф, приобретенный, даже не представляю, сколько десятилетий, а то и сто лет назад, наверху которого стояла ваза, безоговорочно решено было не трогать с того места, где он довольно большое количество времени стоял. А то, правда, развалился бы от всякого рода тряски и превратился в груду ненужных мне древесных  перегородок.
           Говорят, что вещи, разные изделия - это рукотворные создания, хранят память о своих владельцев и имеют даже, да – душу. Если, к тому же, они еще сделаны из живого материала, как дерево, например. Вот и ваза навевала мысли о моих самых родных людях, которые ей владели и она, буквально, была пропитана непонятным мне особым духом. Когда я брала её в руки, и от неё исходил тонкий теплый запах северного болотистого мхом и свежесрубленного дерева.  Но ума не приложу, что же с ней стоит делать. В то самое  время, когда я держала в руках старую деревянную вазу и раздумья не давали мне покоя, зашла знакомая, Маша, с которой я проводила детство. Когда-то, еще совсем недавно, резвились вместе во дворе, она заметно повзрослела и стала по характеру со всем другой,  серьезнее что ли. Она сразу обратила внимание на деревянную вазу.
- Отдай её мне, если не хочешь брать с собой. – Произнесла она, и её глаза цвета василька засияли, она ей  нравилась, как и, впрочем, многие вещи, которые она у меня видела. 
- Да, пожалуйста. Мне нисколько не жалко. Можешь и шкаф забрать, - ответила я. На что она мне, хотя, конечно, где-то в глубине души, где-то очень глубоко, я, всё же не хотела расставаться с вазой. Но и, тем временем,  не понимала, зачем она мне нужна. К тому же цветы в этот раритет не поставишь, так как дерево от воды может прогнить. Если только гербарии, но я ими не увлекаюсь. Сейчас из прозрачного и разноцветного стекла, хрусталя и всевозможного дерева много всяких ваз, что нередко глаза разбегаются от выбора, выбирай, не хочу и к разным стилям жилого помещения.
- Нет, спасибки. Вазу, вот, возьму. Вряд ли у кого имеется подобная вещичка. А, вот, шкаф оставим новым хозяевам. – Сказала Маша.
– Ты пиши чаще, как устроитесь на новом месте, сама приезжай, не забывай. – Попросила меня знакомая и улыбнулась своей светлой улыбкой, от которой мне стало тепло на душе.
- Непременно напишу, и звонить буду, и приезжать каждый месяц. Еще и надоесть успею. –  Заверила я и поднесла руку к сердцу.
– Когда сами переезжать будете, Машуня?- Поинтересовалась я.
- Не так скоро, - ответила Маша и покачала головой. – Ключи обещают через год дать.
- Ну, год – вполне приличный срок. Увидимся!
        На новом месте абсолютно все новое и не знакомое, представляется, и сугубо по моему ощущению,  неприветливым и чужеродным. Будто находишься в гостях у дальних-дальних знакомых, с которыми очень редко видишься и которых почти что и не знаешь вовсе. Но, впоследствии, внутренний холод, сменился теплотой и привязанностью к месту, которое сначала, как казалось, было мне не столь радушным. Со временем устроилась, разумеется, привыкла. И новое место, теперь, стало таким своим и родным, словно и не переезжала вовсе, а жила здесь чуть ли не с рождения. Но этот факт моей привязанности ни как не стер память о том месте, где я также когда-то жила. Звонила, писала, как только представлялась такая возможность, но, к сожалению,  лично навестить так и не выбрала время. Но парадокс, когда звонила Маше, узнавала о своем прежнем месте для себя что-то новое и, подчас, освежала в памяти забытое старое. Моя знакомая, позвонив мне, настоятельно попросила меня приехать к ней, как раз  перед её отъездом, на что я с живостью и радостью ответила согласием. Пришлось, не скрою, закинуть подальше дела, которые всегда имеют способность нарастать с удивительной силой.
        Неделя пронеслась совсем незаметно и вот в выходной день, выбравшись из рутины свалившихся, всем скопом, дел, мне, наконец-то, посчастливилось приехать к Маше. Знакомую я застала за упаковыванием последней коробки, да и как-то совсем не вовремя я приехала, в пятницу никак не удалось, а только в субботу, а на этот день был намечен день отъезда и все её родные в быстром темпе спешили сгрудить вещи, которые были им посильны, возле машины. Двое мужчин грузчиков, изрядно торопились, ловко маневрируя коридорные углы, проходили с тяжелыми увесистыми сумками к лифтам, выносили через дверной проём мебель и на себе несли её до погрузки в дожидавшуюся грузовую машину. 
- Как здорово, что ты приехала! – Вскрикнула на ходу Маша, полностью занятая переездом. – Поедим с нами, заодно посмотришь, где я жить стану, - проговорила быстро моя знакомая и быстрым шагом последовала за грузчиками в лифт, раздвижные двери кабины лифта с грохотом закрылись передо мной. Я, конечно, напротив, поехала бы, из соображения чистого любопытства, посмотреть, куда их занесла судьба. Но, если на свежую голову поразмыслить, то вряд ли я буду, сейчас, там кстати. Я стану только мешать ей и её близким, после утомительного переезда, показывая своим видом уделить мне хоть какое-то внимание. Зачем беспокоить людей, приеду после, время обязательно найду.  С такими мыслями я вышла на улицу. Светило приятное солнце, щедро раздавая теплоту всем идущим. Весна пришла после лютой зимы, которая сумела порядком надоесть. И её долгожданному приходу все, от мала до велика, рады и наслаждаются её приветливыми лучами, исходящими прямо из её большого сердца. А я люблю весну, особенно тогда, когда из молодых почек распускаются новые листочки на деревьях, тогда в воздухе стоит головокружительный купаж из новизны и вдохновения.
- Машунь, навещу вас, как только устроитесь. – Сказала я, подходя к машине, куда Маша села, чтобы уже отъехать.
- Давай, как захочешь, так сразу приезжай, - кинула моя знакомая и помахала на прощанье рукой.
Зашла в подъезд, поднялась к ним на их бывший пятый этаж. Постояла немного, погруженная в мысли,… а куда, собственно говоря, приеду, ведь нового их адреса у меня нет, но, возможно, сообщит.  В квартире, где она  совсем еще недавно была, жила с самого рождения, где еще жили её родные и самые близкие ей люди, где сегодня утром, как обычно, позавтракала - находилась теперь совершенно пустой и безжизненной. Я    почувствовала такое странное непередаваемое ощущение, как обычно, бывает в помещениях, в которых поселилась тоска и одиночество.  Но мне, действительно ли, только показалось, что я услышала или точно происходило со мной наяву… в глубине в квартире стали слышны чьи-то неторопливые шаги. Они издавали тихие звуки, как некто шаркал по паркету.  И что этот кто-то решился никуда не уезжать. Я последовала туда, откуда раздавались неторопливые звуки. На маленькой кухне в шесть метров находилась женщина солидных лет, заваривая небольшой фигурный чайник. Это была их соседка, тетя Надя. Живет она одна со своим пушистым сибирским котом. Меня она вспомнила сразу, как только увидела, и теперь улыбалась мне своей приветливой и доброй улыбкой.
- Ключи они мне оставили, чтобы я присмотрела за квартирой пару дней, как хозяева новые не приедут, гарнитур свой старый, польский, не взяли. Когда-то за ним в очередь в пять утра  записывались, еще по талону приобрели, добротный был, дорогостоящий по тому времени. А сейчас, дверцы гарнитура, смотри, отваливаются, одно название - старая рухлядь. А мне он тоже не нужен, на помойку его свезут новые хозяева. – Пояснила мне тётя Надя, и засуетилась над столешницей, на которой была приготовлена нехитрая закуска и ароматный черный чай.
- Чайку со мной выпьешь? – Предложила беззаботно соседка.
- С удовольствием.
За горячим вкусным чаем я поведала, как встретило меня новое место, какая там атмосфера, какие там люди. Обо всем  рассказала, и легче как-то на душе стало. Выговорилась, одним словом, и не знаю от чего и почему, усталость как рукой сняло. Наверное, чай такой свежий и с восхитительным ароматом, вдохнул в меня новые силы, придал столь ощутимый приток энергии, которая приятно наполнила меня всю.
                Прошла по оголенным комнатам, которые теперь были совершенно пустыми,  случайно наткнулась деревянную вазу, стоявшую на полу, возле приоткрытого окна. От которой, таки по старому, веяло таким теплым пряным ароматом свежей древесины и мха дальних болот. Словно это был некий проводник в то далекое детство, столь дорогое и позабытое. И в пустующей комнате, где уже не было никаких посторонних запахов, от вазы исходил умиротворяющий аромат, который медленно начал разливаться по моему телу, проникая в мозг, завораживал и все то было реально, благодаря удивительной ауры, невидимым светом обволакивающей меня. Я взяла в руки вазу, машинально прижала её к сердцу. Оно так учащенно начало биться, как дикая маленькая птица, запертая, в клетке, рьяно ища выход, но постепенно, стало успокаиваться. Мне сразу вспомнилось, что с этой самой деревянной вазой связанны события, произошедшие в моей семье. Почему только сейчас я о них вспомнила, они как живые кадры малометражного фильма живо и ясно прокручивались в моей голове. Когда мои дед и бабушка были еще совсем молодыми, они ездили на Дальний Север. Является ли то место святое или местом силы, сказать с точностью и вероятностью, не осмелюсь, поскольку не знаю. Но что вырезал её из цельного дерева глубоко и истинно верующий человек, с молитвой о здравии, так это точной факт, который они упоминали.   Как- то раз у моего деда на работе случилась большая неприятность, станцию метро в положенный срок достроить его бригада ну никак не успевает. Такой серьезный оборот дело приобрело, что  вопрос об увольнении по статье навис, да и ко всему прочему, вызов в вышестоящее управление, на объяснение. Ваза, тогда, у них в доме находилась, силу духа она придала, реально ли помогла или удачный случай вмешался, но главное - руководство все доводы приняло, и увольнять моего деда не стали. Моя бабушка, когда в роддом поехала, взяла, так невзначай, с собой вазу, которую в палату на прикроватный столик поставила для цветов. Роды прошли хорошо, и, вскоре, на свет, в полночь, крохотная, но здоровая девочка появилась, моя мама.
В маминой комнате, как талисман, деревянная ваза поселилась. Потом и у меня в комнате ваза стояла, как раз на том самом резном шкафу. Помогала она мне в делах или что-то другое вмешивалось в обстоятельства, не знаю, не очень- то я в этом плане суеверна. Но сейчас, оказавшись наедине с вазой, взяв её бережно в руки, как некий голос свыше услышала вразумление. Ваза, возможно, талисманом приходилась и от серьезных бед меня предохраняла, а что и случалось, так это по моей невнимательности и несобранности. Как я смогла её оставить, даже самой стало вдруг невероятно стыдно за свой нелепый поступок, а сейчас, глупая, стою, держу её в руках и радуюсь. Навернувшиеся слезы затуманили глаза и побежали горячими каплями по щекам. Надеюсь, ваза на меня не в большой обиде. Я теперь её с собой возьму, буду любоваться ею и никому не отдам.
   Через некоторое время, через лет пять, к большому моему сожалению, и по сложному стечению обстоятельств, предшествующих новой перепланировки квартиры, ваза пропала. Исчезла, и как будто её и не было вовсе. И пусть, очень желаю, что кто её найдет, тому новому владельцу она приносит удачу.


Рецензии