Крым-2001. Телекинофорум в Ялте

Начать ли издалека?
Крым я люблю с детства и по сей день. Наша семья отдыхала в Крыму часто. Редкий год мы не ездили в Феодосию из нашего Новгорода Великого – сначала к родственникам, в город, на улицу Победы, 39, а потом снимали домик за Золотым пляжем, в Дальних Камышах. Объездили, конечно же, почти все побережье, на машине (все на том же «Москвиче-408»!), это было легко. В моей детской памяти события того периода отложилось по порядку, не смешиваясь с другими наслоениями. Чистой и красивой осталась та страничка! Мне тогда казалось, что только в Крыму и можно отдыхать, только в Черном море и можно купаться – а в каком же еще, в Белом, что ли?
В Турцию тогда ездить не было моды.
Теперь же…
Давно уже я не бывала в Крыму – так складывалось в последнее время. Потом сложилось несколько по-другому, и из одной из складочек жизни вышло на свет интересное предложение. Исходило оно от певца и композитора, заслуженного артиста России, Александра Ковалевского, которого Ялтинское телевидение приглашало для участия во Втором международном телекинофоруме 2001 года. Первый раз такой форум состоялся летом 2000 года – это было начало. Инициатором форума стала межгосударственная телерадиокомпания «Мир»; замысел быстро обретал приверженцев. Начало было неплохим. Необходимо было продолжать. Продолжение требовало духовного подкрепления в виде музыкального символа, узнаваемой составляющей, визитной карточки. Дойти до того состояния, чтобы вникнуть во все это, мне удалось не сразу. Я в то время занималась совсем другим делом – собирала материалы для написания «Чернобыльского словаря человечества», что было для меня сложным и серьезным испытанием, отнимавшим много времени и сил. А тут – красивое, яркое, событие! Переключиться было чрезвычайно трудно, но важность этого дела – несомненна.
Мне понравилась идея телекинофорума, а остальное…
Словом, отложила ненадолго «Чернобыльский словарь человечества»: ведь безусловно стоило мысленно вернуться в тот Крым, который я всегда любила, и передать ему мой личный привет! Конечно, никто в наше время не может обойтись без телевидения и кино. Какими бы я хотела представить их для себя, для моих родных и близких, для чужих и далеких, для детей и взрослых?
Я задумалась…
Идея Международного телекинофорума выражена в его девизе: «Вместе – в третьем тысячелетии», или коротко – «Вместе». Вместе – это замысел творческого содружества многонационального кино и телевидения, синтез профессионального искусства во имя объединения усилий для торжества мира и добра на планете, прежде всего – в тех странах, которые совсем недавно были в границах одной великой страны. Границы переменились, а родные люди остались – уже за границей…
Только для духовных связей границ не существует.
Только культурное пространство разделам не подлежит.
Только одни экономические расчеты и выгоды никогда не дадут дохода никакому государству или государствам, если дух растления, порождаемый любыми видами кино и телевизионной информации, возобладает в обществе над идеалами нравственности.
Допускать такое нельзя...
Как хотелось бы хорошего и доброго, что шло бы с экранов – в наш мир! Как хотелось бы единства в духовном подъеме человеческого сознания… И как это выразить – складно и просто в одном стихотворении?

ЗДРАВСТВУЙ, ЯЛТИНСКИЙ ЭКРАН!

(Для летнего Международного Ялтинского телекинофорума
2001 года под девизом «Вместе»)
Музыка Александра Ковалевского

Здравствуй, Ялта, здравствуй, лето,
Здравствуй, крымская жара,
Царство солнечного света,
Долгожданная пора!
Здравствуй, крымская столица
Всех народов и столиц,
Где родными стали лица,
Где друзья не прячут лиц!

Луч заката обгоняет
Черноморскую волну,
Запах роз переполняет
Спящих парков тишину.
Время года на отрезки
Делит бег календаря –
Только Ялта будет в сердце
С сентября до сентября!

Мы живем в такие годы,
Что останутся в веках,
Страны, люди и народы
Будут мир держать в руках.
Будут вместе, будут рядом
Все народы разных стран,
Ялта добрым людям рада.
Здравствуй, ялтинский экран!

P.S.
Телекинофорум,
Благодатный Крым,
Телекинофорум
В сердце сохраним.
Свет тысячелетий
Шлет надежды луч,
Чтобы над планетой
Было меньше туч!

                Апрель 2001 г.


           КРАСАВИЦА ЯЛТА

(Лауреат конкурса песни Международного Ялтинского телекинофорума 2003 года «Ялта, открытая миру»)
Музыка Александра Ковалевского

Красавица Ялта, жемчужина Крыма,
Волшебная сказка старинных времен,
Всегда ослепительно неповторима.
В тебя, моя Ялта, я с детства влюблен!

А в Ялте красивые парки и пляжи,
И здравницы юга, и моря дары,
И незабываемые вернисажи,
И музыка волн у Медведя-горы.

Старинные улочки и тротуары,
Аллеи, террасы и особняки,
Усадьбы и скверы, ручьи и бульвары
Спускаются с кручи к причалам морским!

А ялтинцы любят сады и долины,
Цветы, виноградники, кружево гор,
Извилистых крымских дорог серпантины
И Черного моря широкий простор.

Тобой, моя Ялта, всегда восхищаюсь,
С годами люблю все сильней и сильней.
Куда ни поеду, к тебе возвращаюсь.
Ты – мой талисман до конца моих дней!

P.S.
Воронцовский дворец,
Ботанический сад,
И Ай-Петри венец,
И лазурный закат,
Бархат южных ночей,
Золотистый рассвет,
Брызги ярких лучей,
Старый Свет, Новый Свет!
               
   Май 2001 г.
 
Два стихотворения, «Здравствуй, ялтинский экран» и «Красавица Ялта», были написаны почти одновременно. Александр Ковалевский написал на них музыку. По приглашению Юлия Павловича Кононцева, генерального директора «Ялта-ТВ», заместителя генерального директора форума, одного из вдохновителей и организаторов мероприятия, в начале сентября 2001 года мы приехали в Ялту. Таким образом, через несколько лет после перерыва, я снова оказалась в Крыму.
Да, никогда не узнаешь, куда тебя судьба забросит, что отберет навсегда, что вернет – неожиданно! Уже с самого первого дня форума я поняла, что получаю подарок, и подарок – из первых рук. Люди делают друг другу лучшие подарки, когда не жалеют для других своего куска хлеба, своих талантов, своего тепла. На Ялтинском телевидении мне было тепло… Юлий Павлович создавал именно такие условия – теплым и заботливым приемом, оказанным вниманием и личным отношением. Он любезно поселил меня как почетную гостью из «некиношного» мира в миленьком двухэтажном домике, что во дворе на территории телецентра. Вся форумская жизнь была у меня перед глазами – как на ладони – со второго этажа.
Почти как в кино!

С утра до вечера и даже ночью ворота телецентра почти не закрывались: выезжали и въезжали машины с теле- и киножурналистами, режиссерами, актерами – и все известные имена. Приезжали важные и деловые люди, проходили в здание или беседовали в небольшом уютном дворике прямо во дворе, располагаясь на удобных лавочках возле небольшого фонтана. Тут же велись какие-то короткие и срочные переговоры, уточнялись сценарии мероприятий, последовательность событий. Во всех помещениях и студиях день и ночь горел свет, работала аппаратура, трудились люди. Тележурналисты и ведущие «Ялта-ТВ» всегда были в готовности к выезду на форумские брифинги, конференции, мосты делового сотрудничества, круглые столы, мастер-классы специалистов, конкурсные просмотры программ, на многочисленные концерты мастеров искусств, проводимые в рамках форума. Премьерные кинопоказы и творческие дискуссии проходили также в Судаке, Феодосии, Симферополе, Бахчисарае, Севастополе.
С самого первого до последнего дня форума, с 7 до 15 сентября 2001 года, выполнялась насыщенная программа. В нее входило множество запланированных и внеплановых мероприятий. На конкурс представлено 9 художественных фильмов и 170 телефильмов и телепрограмм. Участников и гостей ожидали более сотни наград и призов. В форуме принимали участие 163 телекинокомпании и более 500 журналистов из 27 стран Азии, Европы и Америки. Все события телекинофорума освещали средства массовой информации, работали без устали. Ялтинское кабельное телевидение освещало события по всем 24 каналам.

Конечно, в Ялту всегда приезжает множество гостей – на всевозможные фестивали и встречи, и ялтинское телевидение здесь работают всегда, без перерывов на какие-то каникулы, чтобы донести новости до телезрителей. Международный телекинофорум для «Ялта-ТВ» – не исключение. Для меня все было любопытным потому, что я попала во всю эту «гущу» событий впервые. Лично мне удавалось присутствовать на мастер-классах и круглых столах; было интересно из «первых уст» получить общее представление о том, что творится внутри творческой кухни видеоискусства. В моих тогдашних заметках остались короткие впечатления, например, записи об особенностях и сложностях работы телевизионной журналистики, о соотношениях свободы мысли, свободы слова и свободы изложения всех этих свобод…
Это и меня волновало, да еще и как!

* * *
Далее – выборочно – из записей.

Президент Российской телекомпании «ТВ-Центр» Олег Попцов:
– Нужен не фестиваль, а именно форум – для широкого рассмотрения вопросов. Сюда съехались непосредственные руководители информационных компаний. В этом году 27 компаний, против того, что в прошлом году было 16. Это хорошо. Все учатся друг у друга, ведь кого знают в Европе, того мало знают в Москве, и наоборот… Рассказывал о создании телекомпании, о первоначальной помощи, поступившей от Святослава Федорова. Было время девяностых годов, когда кризис в течение десяти лет являлся перманентным состоянием общества. Что – теперь? Каким должно быть телевидение – для зрителей? Каким оно видится творческим работникам? Каким его представляет власть? Как все это соединить в одно образное целое? Слишком много сопутствующих случайностей. Для телевидения главное – команда. Нет освобожденных от чего-то людей – есть энтузиасты. Для образа на экране главное – внешность плюс содержание – как единое целое. Высокий профессионализм – это искусство. Телевидение – это синтез театра и кино. Ведущие и журналисты должны быть актерами, а телевидение – должно устраивать театр в каждом доме. Пока что телевидение отстает от кино и театра в средствах режиссуры, а часто – в понятиях вкуса и дизайна. Синий цвет определяет характер телевидения (?). Эрудиция ведущих, их готовность к любым неожиданностям, экспромты – не имеют цены. Подготовленные экспромты – это театральная норма. Рейтинг? – Рейтинг стал предметом профессиональной борьбы на телевидении, а в то же время он не должен становиться тем абсолютом, которому все должны поклоняться. Бывает ли журналист свободным от политики? – Не бывает. У каждого журналиста своя зона риска…

Председатель Межгосударственной радиотелекомпании «Мир» Гадильбек Шалахметов:
– Все наше историческое и культурное богатство должно быть востребовано. Его нужно сохранять, умножать, показывать – тут нечего смотреть на рейтинг. Чем больше каналов вещания, тем более расширяется сеть возможностей, тем меньший процент приходится на аудиторию каждого канала. Тем больше – требовательность к качеству работы профессионалов. Телекинофорум призывает к поиску талантливых участников, к сотрудничеству, к новым формам солидарного вещания. Эфир делает команда и творческий авторитет. Открытый взгляд в открытый мир – это путь к добру и взаимопониманию между людьми.

Телеведущий Николай Дроздов, профессор, доктор биологических наук:
–Существует много передач о природе, о животных, о растениях. Они очень интересны, познавательны и нужны. Мы давно уже поставили себя и животный мир планеты под угрозу уничтожения. Деятельность человека имеет жестокие последствия для планеты. То, что мы имеем теперь, – не самое худшее. Однако… В 1927 году убили последнего зубра, с тех пор зубры остались только в зоопарке. Давно уже нет лошадей Пржевальского… Есть вещи, которые вообще не подлежат возврату и восстановлению. Мы перешли рубеж третьего тысячелетия, и сам факт перехода в новое, третье тысячелетие человечество может расценивать как большой подарок для себя.

Президент Второго международного телекинофорума Сергей Соловьев:
–Раньше, совсем, кажется, недавно, все знания и представления о мире шли через кинокартины, через кинотеатр. Теперь такого сказать нельзя. В настоящее время выпуск кинокартин убыточен. Наши спонсоры вкладывают деньги в американский кинематограф. Построены кинотеатры нового поколения, но в них «крутят» иностранное кино… Кинематограф в России никогда не был изысканным искусством, он был народным и сплачивал людей. Теперь же он – в плачевной ситуации. Удар по кинематографу – это удар по нравственности и идеологии. Единое экономическое пространство нужно восстанавливать – так спасалась в свое время Латинская Америка. Все страны стараются прокатывать, прежде всего, свои ленты, а что у нас? …Нет государственной поддержки в культуре. Получается, что кумиры сегодняшних – наших – детей – американские герои. Кино находится далеко не в фокусе наших правителей, телеканалы же делают большие деньги. Мы здесь – для того, чтобы искать и находить пути к решению этих и других проблем.

Режиссер Станислав Говорухин:
–Фильмы, кино, зрители… Делать фильмы, делать интересные и качественные фильмы для широкого зрителя – это необходимо. Делать фильмы только для фестивалей – это просто вредно. На фестивалях получают призы, как правило, совсем не те фильмы. Мы снимаем плохое кино, неконкурентноспособное с американским. Зрители, глядя на такое кино, или скучают, или смеются. К сожалению, во ВГИКе этому не учат – как сделать интересное кино… Например, фильмы Андрея Тарковского были гонимыми, считались незрительскими и еще какими-то. Теперь же – приносят доходы… Страны СНГ могут вполне найти аудиторию и прокат друг у друга. Нужно укреплять и расширять межнациональную культуру. Обязательно должна быть защита международных национальных прав.

Французский режиссер (через переводчика):
–Не зная русского языка, не каждый раз обращаясь к переводчику, все же содержание всех речей и выступлений, надеюсь, понял правильно. Боясь прискучить, скажу коротко. Как бы то ни было, всякое государство должно помогать своему искусству. В первую очередь – нужна помощь национальному искусству: специальные дотации, покровительство творчеству, способствование самовыражению автора. Кино – как объект частной авторской собственности. Особенная ценность национального кино – в аспекте мировых ценностей. В России эта отрасль убыточна, а во всем мире – прибыльна.

* * *
Круглые столы и мастер-классы собирали разных людей, проходили разнообразно и живо, иногда заканчиваясь в вольном стиле. Да это и было ценно в таких мероприятиях, заранее распланированных на продолжительность времени. Но вообще – и на встречах, и в перерывах, и по дороге на другие встречи – везде чувствовалось, что форум не ослабляет своего притяжения. Все было – около и вокруг. Была подготовлена и проведена детская программа, очень насыщенная. Все, что касается детей, мне всегда интересно. Как хочется, чтобы кино и телевидение формировало детское мировоззрение в русле гуманизма, ограждало детей от пагубного влияния низкопробной теле- и кинопродукции! Мне очень понравились детские рисунки местных студий, выступления детских творческих коллективов и все другое, что было включено в программу форума. Интересными были и посещения кружков детской школы искусств города Ялты, а также знакомство с ее работой. Была организована и замечательная встреча учащихся детской музыкальной школы с Александром Ковалевским, который довольно часто приезжает в Ялту с концертами, но так вот близко детям видеть его не приходилось.
Эти мероприятия проводила и снимала на пленку ялтинская студия телевидения.

Меня все увлекало: и присутствовать при этом, и участвовать, и смотреть, как работают операторы, помощники, ведущие. «Ялта-ТВ» – это полное откровение о будничной работе людей, посвятивших себя работе на телевидении. Очень, очень точно все должно исполняться: отснять материал – вовремя, доставить на студию – тотчас же, успеть обработать, чтобы в нужное время выйти в эфир! Было интересно узнавать об этом, а также иногда и посмотреть, что и как происходит на всех этапах. Особенно любопытно то, что происходит с отснятым материалом уже в студиях: первичный просмотр, отбор сюжетов, монтаж, озвучивание. Я никогда раньше такого не видела и даже не представляла, как тяжел труд человека с камерой, какие десятки килограммов приходится ему таскать на себе – в прямом смысле слова, особенно, если, скажем, нужно добраться туда, куда машина пройти не может, или дождь начнется, или пленка кончится не вовремя… Любые неожиданности вполне возможны, и операторы должны уметь работать в любых условиях, а ведущие должны всегда прекрасно выглядеть, а также быть достаточно раскрепощенными, контактными, чтобы суметь все сбалансировать на ходу. Попробуй-ка! А на студии – работа специалистов другого профиля.
Правда, может быть, я что-то поняла не совсем точно, но по восприятию – все так.
Телевидение – удел талантливых и выносливых людей!

…Право же, мне хотелось успеть и туда, и сюда, и еще куда-то, а все – в разных местах. Часто получалось так, что совпадали мероприятия, и нельзя было одновременно успеть на круглый стол в гостиницу «Ялта», на конкурсный просмотр в кинозал гостиницы «Ореанда» или в Воронцовский дворец, где проходили другие встречи. Зато ни с чем не совпадали, например, товарищеский футбольный матч между сборной командой форума и ветеранами ялтинской сборной «Таврии» (сборная форума выиграла!), международный телекинобал или рыбалка в открытом море… Все это время почти каждый вечер проходили встречи и концерты на улицах и набережной города – сразу на трех площадках. Всюду были установлены микрофоны и открытые экраны.
Был организован показ фильмов.
Людей приходило много…

Особенно увлекательно прошла встреча с создателями фильма «Человек-амфибия», посвященная сорокалетию со дня создания киноленты. Фильм был снят именно в Крыму. Что и говорить, как зрители были рады встрече с режиссером картины Владимиром Чеботаревым и исполнителем главной роли удивительным актером Владимиром Кореневым! Это был в свое время фильм-фейерверк, схожих с которым не было тогда. Вопросов у зрителей было много, особенно к Владимиру Кореневу. В самом конце встречи я задала вопрос Владимиру Александровичу Чеботареву, который уже ответил на десятки предыдущих вопросов. Он не раз поминал в ответах своих то, уже далекое теперь, время, ограниченность в денежных средствах, несовершенство аппаратуры, а также прочие сложности, возникавшие на съемках. Я спросила:
– Владимир Александрович, а теперь, в наше время, когда имеются широкие современные возможности киноискусства, когда можно было бы все ваши прошлые проблемы легко разрешить, стали бы Вы подходить по-новому к съемкам? Захотели бы что-нибудь изменить в картине?
Владимир Александрович, немного задумавшись, сказал:
–Спасибо за хороший вопрос. Несмотря ни на что, мне не хотелось бы ничего менять в этой картине – даже теперь. Думаю, она получилась такой, потому что была сделана на одном дыхании, искренне. Нынче – другое время… Нет, ничего не стал бы менять!
…Да, я и сама так думала. Ведь это был фильм моей юности, фильм юной мечты, фильм надежд! Хорошо, когда в надеждах не приходится уж очень разочаровываться, а что касается фильма, так если он был хорошим сорок лет назад, то теперь он таким и остался – с выдержкой в эти сорок лет.

Вообще, у меня было много интересных встреч совершенно с разными людьми, много разговоров и открытий. Привезла я с собой и книги: свою книгу с названием «Не все сгорает…» и литературно-художественный сборник «Творчество чернобыльцев», посвященный работам чернобыльцев-москвичей. Книг удалось взять немного, да тут же все они и разошлись. Передала пару книжек и для чернобыльцев Ялты – через сотрудников «Ялта-ТВ». Никого из чернобыльцев тогда не удалось повидать, а жаль… Помню, что темой Чернобыля на телектнофоруме интересовались многие – не по программе мероприятия, а по совести человеческой, никогда не умолкающей: творческие люди встретились также и для того, чтобы не дать замолчать своей голосу совести, побуждающему к любви, добру, созиданию.
Помню заключительный круглый стол, который проводил Президент Второго международного телекинофорума Сергей Соловьев. Он подвел итоги, высказал замечания, очертил круг проблем. Говорил, что за границей – все по другому, другое отношение к искусству и творцу.
 Уже в конце я спросила у него:
–Как вы считаете, проблемы кинематографа и телевидения – это отдельные проблемы или составляющие общей проблемы, которую переживает теперь отечественное искусство вообще? Например – литература.
–Проблемы эти общие, но решение у каждой из них – самостоятельное, – ответил он.
…Что же, и с этим я вполне согласна. Решение только материальных проблем дела не изменит. Это было заметно и по фильмам, показанным здесь же, да, кстати, и по книжным развалам, не намного отличавшимся от столичных… А я ведь раньше, бывало, не успею приехать в какой-то новый город или местечко, сразу же иду смотреть, какие фильмы показывают в кинотеатрах, какие книги продают, какие покупают. Теперь же понятие о книгах и литературе стало несколько иным, чем раньше. Понятия о выходном продукте кинематографа и телевидения тоже, как видно, претерпевают изменения временем. Сказать, что меня «захлестнуло» увиденное на конкурсных экранах, так, как захлестнуло однажды морскими волнами, не могу, но посмотреть некоторые картины было занимательно…

Но «бал правит» тот, кто оплатил музыку и развлечения, – и то правда. А наш бал уже шел к концу. Да, надо сказать, что на нескольких, то есть, на очень многих концертах, проводимых в рамках культурной программы форума, звучал гимн форуму «Здравствуй, ялтинский экран!», который мы привезли с Сашей Ковалевским. Пресса не раз отмечала, что «гимн телефоруму многие выучили наизусть, и, когда в заключение форума Александр Ковалевский исполнил это произведение, весь концертный зал «Юбилейный» пел стоя». И на многих других мероприятиях к Саше просто подходили и просили спеть «нашенско-всефорумскую» песню. Песня «Красавица Ялта» также понравилась, несмотря на то, что песен о Ялте написано много. Это было приятно услышать из уст мэра Ялты, присутствовавшего на нескольких форумских мероприятиях. Вообще-то, столько было приятного и интересного во всех отношениях, что я потом еще долго перебирала в памяти подробности!
Только все хорошее и яркое имеет свойство быстро кончаться. Да это и хорошо: нужно ценить все, что выдается в жизни сверх будничности, ведь праздники каждый день или каждую неделю не бывают. Это для меня. А для профессионалов кино- и телеискусства эти дни были очень напряженными и, наверное, плодотворными. Закрытие проходило в Ливадийском парке, перед парадным крыльцом дворца. Позже гости и участники могли пройтись по первому этажу прекрасного особняка, запомнившего царственных особ. Все было очень красиво, хотя становилось довольно прохладно, особенно к вечеру. Уже покидая залы дворца, я чувствовала себя Золушкой, которая попала на некий незаслуженный бал, да и потеряла на нем сразу оба башмачка…

Хозяева этого имения потеряли не только его, то есть свою собственность, но свое прошлое и будущее.
Они потеряли Россию – для своих наследников.
Обретенная Россия – это уже совсем другая страна, которую наши монархи вряд ли могли бы себе представить…
А мы – могли? А что можем мы – вообще?

Крым теперь – это уже вовсе не Россия, но не в этом даже дело… Настоящий Крым – копилка множества своих и международных проблем, так что Международный форум такого плана Крыму очень нужен. Широкие взгляды и авторитет его участников должны способствовать расширению благотворных связей, устранению искусственных рубежей и границ. Хорошо бы, чтобы государственные и политические мужи прислушались к голосам форума и голосу разума. Что еще хорошо? – Хорошо, что волны Черного моры не знают границ. Хорошо, что море остается без видимых изменений десятилетиями и веками…

Все, форум закончился, гости стали разъезжаться – с призами и наградами, с новым профессиональным багажом. Мне же – теперь никуда не нужно спешить. Можно свободно прогуляться, посидеть у моря, съездить на экскурсии, от которых я давно отвыкла… Давно уже не была на Форосе, в Бахчисарае, никогда ранее не удавалось добраться до горной страны Чуфут-Кале, чтобы погрузиться в легенды Крыма – наяву. Вариантов экскурсий – множество, и я удачно съездила туда, куда хотела. Все было замечательно, правда, очень устала... Но теперь, когда основное состоялось, наконец-то, можно и в море искупаться – не спеша куда-либо, не опасаясь, что можно что-то пропустить из форумских мероприятий или не успеть повидать остальное…

Море – это здорово! Море – это море.
О, море! Твой форум – бесконечен…

Я слышу шум твоих волн, идущий от берегов Феодосии, от времени моего детства. Заплываю далеко-далеко и смотрю с приличного расстояния на гостиницу «Ореанда», где только что проходил конкурсный показ фильмов. А когда-то, не столь давно… Ореанда была первым южнобережным имением Романовых, а прежде на этом месте было маленькое греческое поселение, называлась по-другому. А если отплыть еще дальше – может, увижу то время и тех памятных греков? Куда все это уплыло теперь? Море помнит все и делится этой памятью со мной. Нет, я не могу пропасть в его пучине, пока не донесу эту память до земли… Выхожу на городской пляж. Хорошо, что сегодня сильно не штормит, а то спасателям было бы неудобно нырять за мной на своих неуклюжих шлюпках по волнам!

Море знает, когда и кому какую погоду делать.

Прибой шумит с удовольствием и без устали. Так и сотни лет назад было… Он и теперь не угомонился, не стал тише и сговорчивей. В этом шуме слышатся те же слова, что звучали когда-то прежде. Наверное, эти воды запомнили отголоски тех слов, что были сказаны некогда, уже в позапрошлом веке, царственными особами в Ливадии…

30 августа 1867 года, почти 134 года назад, в день тезоименитства императора Александра Второго, в Ялте состоялся большой праздник. В этот день в Крым прибыла вся царская семья почти в полном составе – впервые в полностью обустроенное ливадийское имение. Это совпало с приездом в Крым большой группы американских туристов, путешествовавших по странам Старого Света на пароходе «Квакер-Сити». Русский император выразил свое расположение и пожелал с ними встретиться – получилась необычная встреча. Американцы почувствовали себя участниками великой миссии! В честь праздника было устроено большое народное гуляние с фейерверком, пушечными выстрелами и разноцветными флагами военных кораблей; играл полковой оркестр. На праздник приглашались все без исключения, и кто был там, надолго запомнил тот день. Радио, телевидения и кино в то время еще не было, так что звукозаписи и кинокадров не осталось. Описал эти события с российской стороны писатель Кондараки, а с американской – писатель Марк Твен, бывший корреспондентом двух газет и оказавшийся среди гостей. Так что описания событий остались, в частности, – на страницах литературно-художественного издания «Романовы и Крым», вышедшего недавно в Симферополе. Наверное, это и были сведения о «Первом международной форуме» в Ялте.

Смею предположить, если бы судьбы государей и народов России складывались по-другому, если бы плоды того Ялтинского форума хранили бережно, то… То все, что происходит с нами теперь, наверняка было бы иначе. Но как бы то ни было, ливадийская аура того времени осталась в кабинетах и залах дворцов, в беседках и фонтанах парков, в интерьере Крестовоздвиженской церкви. Крым и Ялта хранят память о тех людях и событиях, о тех годах и веках.

А море! Море помнит всё, никогда ничего не забывает…

Май 2004 г.


Рецензии