Интерактивные игры и Альфред Адлер
Создатель индивидуальной психологии, психоаналитик, А.Адлер, (1911г.) показал возможности использовать игру для адаптации, понимания обучения и терапии детей. Он выделяет 8 функций игры: отражения опыта ребенка; выражение подавленных потребностей; выход "запрещенных побуждений", обращение к ролям, помогающим расширить свое "Я"; отражение роста, развития, взросление ребенка; разрешение в игре своих проблем. Задача психолога использовать идеи А.Адлера о том, чтобы игра в ходе интеракции изменила его ранние воспоминания в прогрессивную сторону и усиливала социальный интерес, т.е. чтобы ребенок признал, что люди нуждаются друг в друге и научился объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач, а не сотрудничать друг с другом делинквентным образом или нарциссическим тщеславием. В игре психолог изучает картины детства и обнаруживает как ребенок реконструировал свое прошлое, и как оно поддерживает настоящее (стиль жизни учащегося). Педагог-психолог изучая структуру семьи помнил об Адлере, который советовал обращать внимание взаимоотношения родителей с сиблингами, ведь ребенок подражает поведению родителей и сиблингов в преодолении непредвиденных жизненных ситуаций и вымыслов. А.Адлер (1932) предупреждал: "Быть человеком -значит ощущать свою недостаточность", однако "ни одно человеческое существо не может долго выносить чувства своей несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-нибудь действие". В игре психолог подталкивает ребенка к развитию и показывает, что его ценят с его слабостями и несамостоятельностями всё можно компенсировать и почувствовать в в ней себя сильным. Адлер вероятно утверждает что в игре снимается твердое противостояние сознательного и бессознательного, главное сориентировать ребенка на достижение благородной цели и для себя и в круге своем.
Альфред Адлер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/alfred_adler
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Смотри Альфред Адлер: биография
Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).
Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:
1. чувство неполноценности и компенсация;
2. стремление к превосходству;
3. стиль жизни;
4. социальный интерес;
5. творческое Я;
6. порядок рождения;
7. фикционный финализм.
Альфред Адлер: биография
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской Психоаналитической Ассоциации и конфликт с Фрейдом.
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».
«Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[1] 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — «Journal of Individual Psychology»).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.
Адлерианская психотерапия
Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом.
Креативное Я — самоуправляемый элемент, создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире.
Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотерапии.
Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и чувство общности (социальный интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.
Теория терапии
Теория Адлера основана на психоаналитических положениях:
· психический детерминизм,
· целенаправленная природа поведения,
· существование множества неосознаваемых мотивов,
· положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психической деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок ( инсайт) обладает целительной силой.
Модель либидо - стремление к субъективно определяемой позиции значимости.
Структура личности — неделимая единица.
Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи:
а) установить терапевтический контакт,
б) понять гипотетический мир индивидуума,
в) раскрыть его перед ним таким образом, чтобы —
г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология - (адлерианская психология adlerianpsychology). - была создана Альфредом Адлером. Обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
Исходные положения
Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:
1. Все органы и функции человека рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».
4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
7. Это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.
8 . Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам человеческого общежития.
9. Адлерианская психологию можно охарактеризовать как идиографическую1психологию. Номотетические2 описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Адлерианская психотерапия: практика
Оценка
Адлерианская психотерапия представляет собой пример психотерапии, ориентированной на рост и развитие. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией.
Цель терапии - исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума и усиление выражения социального интереса.
К пониманию базисных предположений (стиля жизни) ведут две основные области исследования:
· Структура семьи
· Воспоминания раннего детства.
Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее.
Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.
Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человек и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии и требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным.
«Частная логика» (private logic) – это личные предположения индивидуума, которые обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, которые человек объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить вымышленные ценности стиля жизни.
Скрытые мотивы
Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть:
· предохранение от крушения личных планов,
· нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих,
· достижение мнимой победы,
· любая другая защита чувства собственного достоинства.
Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.
Направление изменения
· Основные изменения происходят в трех направлениях:
· продвижение к решению сложных жизненных задач,
· отказ от их решения,
· поиск обходных путей.
Саморазрушительные и нереалистичные предположения
Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.
Они включают в себя:
· неправильную фокусировку,
· предубежденность,
· ограниченность мыслительных категорий,
· оторванность мышления от действительности,
· приверженность необычным идеям,
· необоснованные предпосылки,
· нереалистичные ожидания и помыслы,
· неточную оценку событий.
Способ интерпретации
Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.
Некоторые интерпретации человек охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Другие интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, которые угрожают самооценке или чувству самоконтроля.
Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.
Отношение «терапевт—пациент»
Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента.
Перенос
Пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а также искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.
Адлерианцы считают перенос искусственным продуктом терапии и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.
Сопротивление
Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.
Четыре главные причины сопротивления:
· Неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится.
· Проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки.
· Естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»).
· Прочно укоренившаяся у некоторых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соответствующую ей информацию.
Облегчение изменения
Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания.
Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.
Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни.
Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента).
Терапевтический процесс
Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию. Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста.
Свидетельство о публикации №213091101508