13. шоколад. любовь и ненависть. дуэль
Весна четвёртого курса близилась к своему завершению. Тарас впервые за все это время с того момента, как они расстались, пригласил Асю на свидание в кафе «Блюз под дождём». Уже больше года прошло с тех пор, как он пытался сделать нечто со своими чувствами, но куда бы он не подался – в поиски, терпел полное фиаско. С Алисой у них ничего не получилось, и вряд ли могло что-то быть между ними серьёзного, так, как ей – его поэтическая романтика была непонятна и непостижима. Эта девушка не мыслила высокими категориями и потому их отношения закончились ровно там, где и начались, т.е. – в постели. А, что касается поисков новой партнёрши, так Тарасу было трудно найти замену Асе, и, наверное, в этом маленьком городе Минске – поиски не могли увенчаться успехом, ведь у них в первый раз для каждого – всё слишком было красиво и удивительно, чтобы иметь копии и дублёров. Символично, что на встречу, которую юноша считал своим последним шансом, – он пришёл с букетом незабудок и попросил официантку поставить их в воду.
Очень даже вовремя подоспела Ася.
- А это тебе! – Выхватил букет из вазы Тарас.
- Что ты… – не стоило… - Приняла букет в свои руки Ася и, испытывая неловкость от воспоминаний, спешно поцеловала бывшего парня. Потом вернула обратно цветы – в воду.
Тарас же помог ей снять пальто и, пока он прошёл к вешалке, чтобы оставить там верхнюю одежду девушки, и вернулся обратно, Ася уже что-то писала на салфетке. Он начал разговор не сразу, так как некоторое время любовался ею, а потом она подняла глаза. Молодые, но уже давно не близкие друг другу люди встретились взглядом, и им было, что сказать друг другу, но никто не решался, пока Тарас не заговорил первым:
- Закрой глаза, Асю.
- Что ты хочешь сделать? – Спросила Ася, но тут же закрыла глаза.
Тарас начал читать стихи:
Я прижал бы к себе твою руку,
Но душа моя – корчится в муках.
Я б придумал тебе сто имён,
Хоть я только способен на стон.
Я писал и писал бы тебе –
Потеряв хриплый голос в мольбе.
Я б писал о тебе вольным слогом, -
Помолившись, сказав себе: «С Богом»
Твоё имя, – во сне выдыхая, –
Я ресницы твои сосчитаю…
Но – погаснет в глазах моих свет,
Я умру, – как забытый поэт.
- Красиво. – Ася открыла глаза. – Безумно красиво.
- Да, Асюша, я – безумец, я – шизофреник, я – сумасшедший, но я – люблю тебя, – как поэт.
- Но почему ты так думаешь, – что любишь меня?
- Я опьянён тобою, Асю, и, как говорил наш друг Аристотель: «Опьянение – добровольное сумасшествие».
- Да, я обожаю этого гения мысли – Аристотеля. – С такими словами Ася взяла ещё одну чистую салфетку и написала на ней: «сума с шествие», а потом сказала:
- Смотри, Тарас, как шествие ума, в итоге – приводит к шествию с сумой.
- Но от вины и от сумы, Асю, не зарекаются.
- А с другой стороны, Тарасик… – по всему было видно, что Ася потеплела к собеседнику. – Глупцу проще поверить. Ну, хотя бы в то, что ум его и, правда, – помрачён, чем поверить в силу человеческого ума. Да, – и потому, чтобы избавиться от настоящего соперника – назовите его шизофреником и вам в это поверят.
- Помню, Асю… – Немного оживился Тарас. – Это наша с тобою тайна.
- Тайна это больше плохое слово, чем – хорошее. Это ты, Тарасик, меня научил любить и читать истинность каждого отдельного слова, теперь обижайся на себя сам. Знаешь, это я раньше всегда думала, почему, – когда любят друг друга люди, то между ними не может быть не одной тайны. А теперь я точно знаю, что между любовью вообще ничего не должно быть. Когда любит человек по-настоящему, это чувство переполняет его, насыщает его душу и ему больше ничего не нужно, ему хватает всего.
К этому моменту поднесли заказ: «шоколадный дуэт» – кофе с горячим шоколадом, шоколадное мороженое с горячим вишнёвым сиропом, брауни «Иллюзия» и шоколадные трюфели.
- Тарас, я что-то не понимаю, – у тебя «шоколадная горячка? – Как только ушла официант, спросила Ася. – Или, может быть, слово шоколад произошло от слова «шок» и, следовательно, – ты хочешь, таким образом меня «шокировать»…
- Это очень интересно – так думать, но в реальной этимологии слова всё гораздо проще. По одной из версий «шоколад» происходит от ацтекского слова «чоколатль» – названия напитка из бобов какао, а дословно – «горькая вода», потому что «xocolli» — «горечь», «;tl» — «вода».
- Но своим воображением можно сделать жизнь краше. Ведь воображение и дано человеку, чтобы жизнь раскрашивать, а не оставлять её такой, какая она есть – серой. Мы сами художники своих картин. Корица, острый перец, а иногда и ваниль, – вот что добавляют в шоколад.
- Но от добавок – горечь не уходит. Вот потому то я сейчас и пью – горькую воду.
- Так значит – ты хочешь, чтобы я из этого кубка пила вместе с тобой?
- Нет, Асю, что ты, я всего лишь хотел хоть в кафе – разделить с тобой пищу богов.
- Так ты, Тарас, определись, что есть шоколад – «горькая вода» или же «пища богов»?
- Это, – смотря для кого. Ведь шоколад содержит теобромин, который является сильным токсином для многих животных – это для кошек и собак, ведь для них средняя летальная доза составляет от двухсот до четырёхсот миллионных долей теобромина. Лошади и попугаи также чувствительны к этому веществу. Отравление человека теобромином при поедании шоколада практически исключено из-за быстрой метаболизации теобромина в организме человека. Также, теобромин, являясь основным алкалоидом в шоколаде, и именно он дал ему второе название «пища богов» – «тео брома».
- И что ещё ты интересного знаешь о шоколаде? – Спросила Ася, она это сделала, видимо, для того, чтобы оттянуть время серьёзного разговора. И Тарас воспользовался шансом продемонстрировать очередной раз свой интеллект, а также дать время на то, чтобы задобрить Асю, пищей богов.
- Родиной шоколада, как и дерева какао, является Центральная и Южная Америка. На протяжении многих столетий шоколад употреблялся в виде напитка – индейцы смешивали молотые и обжаренные какао-бобы с водой, а затем в эту смесь добавлялся красный перец – чили. И потому, мы можем предположить, что ранее – этот напиток играл совершенно другую роль в процессе употребления. В середине шестнадцатого века ученый-монах Бенцони представил королю Испании доклад о полезных свойствах жидкого шоколада. Доклад тут же засекретили, а шоколад объявили государственной тайной. За её нарушение были казнены десятки человек. Долго шоколад был доступен только очень богатым: производство было сложным, а ингредиенты – очень дорогими. И лишь в конце девятнадцатого века кондитеры смогли добиться изготовления практически современного шоколада. А случившееся, – в самом начале двадцатого века, резкое удешевление какао и сахара сделало шоколад доступным всем. Рекламировавшийся, – как «кушанье королей», он начал свое триумфальное шествие по миру.
- И что ж там за полезные свойства, которые сделали шоколад государственной тайной?
- Шоколаду приписывали лечение депрессий, улучшение самочувствия, быстрое заживление ран. В некоторых странах шоколад относили к афродизиакам.
- Всё понятно, к чему этот шоколадный стол. И, наверное, если бы в меню присутствовало шоколадное шампанское, то оно бы никак не прошло мимо твоего заказа?
- Ничего о шоколадном шампанском мне не ведомо, но вот в тысяча двухсотом, тире – тысячном годах до нашей эры индейцы Центральной Америки пили «шоколадное пиво», которое изготавливали из перебродивших плодов какао.
- Ох, ничего себе – древность рекордов мира.
- Нет, как раз таки – история, а, что касается «шоколадных рекордов», так в Российской империи выпускался шоколад – длиной один метр. Его история началась в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году во время русско-турецкой войны. Первым городом, захваченным русской армией, был болгарский Свищов. Российский император Александр II и главнокомандующий, великий князь Николай Николаевич, разместили свою штаб-квартиру недалеко от города и оттуда руководили боевыми действиями. Жизнь в императорском штабе сопровождалась традиционными застольями, где в меню должны были присутствовать шампанское и шоколад. Из-за сложности доставки, его начали изготавливать в большой форме – длиной один метр.
- Вот это я понимаю – «Пища богов». – Засмеялась Ася. А Тарас был доволен, что ему удалось её развеселить. И он продолжал:
- А ты знаешь, Асюша, что в мире существует несколько шоколадных музеев?
- Нет.
- Например, в Кёльне, Покрове и Брюгге. В городе Покров, – Владимирской области существует единственный в мире памятник шоколаду. Монумент словно создан из плитки шоколада и представляет собой образ сказочной Феи с шоколадкой в руке. Памятник открыт совсем недавно и находится в нескольких шагах от покровского музея шоколада.
- Ну вот, уже знаю. А ещё я знаю, что скоро у тебя остынет кофе и растает мороженое.
- Но ты, скорее всего,ничего не знаешь о «шоколадных рекордах».
- Как хочешь, Тарас, предупреждён – вооружён – говорил мне мой инструктор по вождению.
Но Тарас уже давно увлёкся своим рассказом, и потому продолжал:
- С шоколадом связано несколько рекордов: британский производитель шоколада Thorntons побил мировой рекорд Книги рекордов Гиннесса, приготовив самую большую плитку шоколада, весом почти шесть тонн, которая была четыре метра в ширину и четыре метра в длину. Её продемонстрировали на столетие компании, и рекордная шоколадная плитка получилась эквивалентом семьдесят пять тысяч обычных шоколадок Thorntons. До этого рекордсменом была армянская кондитерская фабрика Grand Candy, которая по случаю десятилетия деятельности установила мировой рекорд, – изготовив самую большую шоколадную плитку – весом четыре целых сорок одну сотую тонны. Плитка изготовлялась в течение четырёх дней.
- Я, Тарас, понять только не могу…
- Что именно?
- Это ты – про четвёрки – сам выдумал, чтобы мне сделать приятно, либо факты – свидетельствуют моё элитное происхождение?
- Факты давно всё освидетельствовали. И ты прекрасно знаешь, что я – поэт, а – не льстец, а вот все эти создатели – видимо, и то и другое.
- Не обижайся, Тарас.
- Я и не обижаюсь, как можно обижаться на правду. Но вот, чтобы ты ничего дурного впредь не заподозрила, я тебе скажу, что Всемирный день шоколада на планете Земля ежегодно празднуется – одиннадцатое июля.
- Даже такой праздник есть?
- Да, хотя это очень молодой праздник. Родиной всемирного дня шоколада считается твоя любимая Франция. Именно французы в тысяча девятьсот девяносто пятом году положили начало этому празднику, а он активно поддерживается различными мероприятиями в России. Но ты не удивляйся сейчас, так как я скажу тебе, что помимо этой даты, существует ещё один всемирный день с таким же названием, который отмечают четвёртое сентября.
- О, Боже…
- Но кроме этих двух праздников, дополнительно в США есть два «дня шоколада» – седьмого июля и двадцать восьмое октября.
- Опять получается – четыре.
- Нет, есть ещё дата тринадцатое сентября, и где- нигде – это значится международным днём шоколада.
- Но, ведь, как я понимаю – сегодня – нет шоколадной даты в календаре? – Всё таки решилась выяснить причину свидания Ася.
- Но шоколад также часто используется в качестве подарка на различные праздники, а шоколадные яйца дарят на Пасху.
- Но Пасха, даже православная – уже прошла.
- Асю, а разве ты не любишь шоколад? Его же любит и литература, и кино…
- Я люблю и шоколад, и литературу, и кино… – Ася видела, что Тарасу ещё нужно время. И потому она взяла ту салфетку, на которой начинала что-то писать, и молча принялась, видимо, – дописывать начатое. Тарас же тянул время… Но он не знал, с чего начать:
- Хочешь, я тебе про шоколад расскажу?
- Расскажи. – Не отрываясь от письма, дала своё согласие Ася.
- Шоколад можно встретить во многих жанрах искусства, порой он занимает – главные роли. Вот в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году была опубликована книга «Чарли и шоколадная фабрика» о бедном мальчике Чарли Беккете, выигравшем экскурсию на шоколадную фабрику гениального производителя Вилли Вонки. Книга была дважды экранизирована, причём о втором фильме крайне положительно отозвались критики и он стал одним из самых кассовых фильмов года, собрав четыреста семьдесят миллионов долларов США в мировом прокате.
- Но, ты же не собираешься мне сейчас пересказывать сюжет?
- Нет. Не так давно вышел роман «Шоколад» о молодой матери, меняющей жизнь целого городка. И вот есть возможность пригласить тебя в кинотеатр «Москва» на экранизацию этого романа.
- Спасибо, за приглашение, но, прости, я схожу на него с Верой.
Тарас после такого резкого отказа – замолчал, он пил свой остывший кофейный шоколад и смотрел на Асю. Ася в это время продолжала писать на салфетке.
- А ты знаешь, Асю, я мечтал, что мы вот так всю жизнь будем друг другу писать стихи.
-…- Ася будто бы не слышала.
- Прости же меня. Я прошу тебя, Асю, прости.
Ася медленно оторвала взгляд от салфетки, перевела его на Тараса и просто смотрела. Вместо ответа он получил только искорку, которая блеснула в её глазах.
- Ты не можешь меня простить?
- Я, Тарас, простила тебя… давно простила.
- И что же тогда не так?
- Прости, себя сам и тебе сразу же станет легче. Не думай об этом всем, что сейчас происходит, а думай о том, что ты хочешь поменять.
- Я хочу вернуть свою любовь.
- Нет, Тарас, ты должен её простить.
- Кого и за что?
- Прости мою любовь за то, что твою измену она сочла за предательство. И, знаешь, Тарас, это всё пустое, что мы устроили с тобой свидание, но я благодарна тебе за шоколад… такого шоколадного дня в моей жизни никогда не было… но, ты постарайся простить и себя и мою любовь... Нужно идти… нужно уходить, так как мы, тем временем, - на пару опоздаем. – Сказав всё это, Ася встала и ушла, а на столе остался стоять букет незабудок и исписанная салфетка, Тарас взял её и она с ним заговорила Асиными стихами:
«На столе – незабудки цветут...
А в душе моей холодно – будто.
Незабудки – ведь это не сон,
Это – раннее, милое утро...
Кто украсил мне будние дни?
Для чего? От чего откупиться?
Это – вестники поздней весны.
Хорошо, что всё это не снится.
Аромат широко их вдохну...
И забуду про время – на время.
Я так ждала "шальную весну",
Но она – родила во мне бремя.
Незабудки... вот – то волшебство.
И не стоит страдать сегодня.
Возлюби же! – своё естество,
И не станет Весна тебе болью.
Он прочитал и с глаз его покатились слезы, Тарас аккуратно сложил салфетку и стих спрятал себе в карман пиджака, а потом вслух произнес:
- Никогда не думал, что самое трудное в жизни, – это простить себе же свою собственную измену, которая убила самое прекрасное чувство – любовь.
- Что? – Переспросила официантка, которая к этому моменту подошла к его столу.
- Девушка, эти незабудки пусть стоят сегодня здесь, как напоминание таким дуракам, как я, о том, что любовь не прощает предательства… и… – сдачи не надо.
Девушка осталась растерянно стоять возле столика, а Тарас поспешил на пару профессора Рубинштейна.
Профессор зашёл в аудиторию. Год близился уже к логическому завершению, и, буквально через полтора месяца предстояло тестировать знания по предмету «Слова и Власть».
Как всегда в элегантном костюме, начищенной дорогой обуви, и с кожаным портфелем, он привычно оборудовал своё, как называл «поле боя» и вывел на экран тему занятия: «Слово – это оружие. Дуэль – призыв к действию».
- Есть в аудитории, те, кто не согласен с аксиомой!?
Зал зашевелился, но никто, даже Тарас Внуковский не произнёс не одной реплики.
- Что ж… тогда я спрошу следующее: кто считает, что неплохо владеет этим оружием?
Практически вся аудитория подняла руки.
- Что ж… Я этого, признаюсь, ждал. И скажу вам, что я доволен своим результатом. Потому, как в вашей профессии, да и вообще в жизни, слово – это самое главное и самое страшное оружие. И потому, особенно, когда вы вооружены, дайте прежде себе клятву верности, о том, что оружие это будет использовано только по назначению. А иначе, вы нарушаете правила игры, а кто нарушает правила игры, тот, как вам известно, из её выбывает… незаменимых – нет. Придут новые мастера слова, которые будут вас сильнее, но только в том случае, если вы нарушите правила игры. Сила в том, чтобы постоянно находится в игре, стратегия слова и сила слова в том, что оно всегда должно оставаться главным оружием.
-…
- Но, а сейчас, мы переходим к практической части занятий, но так, как нашу практику составляют: дискуссии, дебаты, споры и рассуждения, – а в любом из этих действий нужен мотор, а мотором служит конфликт, вопрос или плюрализм мнений, то в сложившейся ситуации – мы видим отсутствие мотора. Ведь все согласны с тем, что «слово – это оружие». И естественно, я знал, что именно так и будет и потому, сейчас на экране вы видите одно из доказательств темы и соответственно, именно это и послужит мотором наших дальнейших действий.
- Итак «Любовь и Ненависть»! «Ненависть и Любовь» - это скорее нечто невозможное. Но мы не будем тонуть в полемике. Я задам следующий вопрос. «Любовь и Ненависть», - что стоит между этими двумя чувствами.
- Буква «и».
- Отлично Ася Звёздная. Вы можете даже прокомментировать свой ответ.
- Конечно, это же мой ответ.
- Выслушаем госпожу Звёздную.
- Когда Вы, господин профессор, поставили свой окончательный вопрос в данном направлении, то ключевыми аргументами стали следующие факты – «двумя чувствами», «что стоит». И по сему два чувства это и есть Любовь и Ненависть, а само «что» не может называть живое существо. В кавычках мы видим три словесные пули «Любовь и Ненависть», но две из них мы использовали, осталась только одна, которая имеет название «И».
Рубинштейн громко прерывисто захлопал:
- Браво! Браво! Ася Звёздная Вы всегда отличались оригинальностью решения задач. Но решения оставались не всегда понятными для широкой аудитории. Но в любом случае – Ваш ответ – это правильное решение задачи. Цель любой игры – решить задание одного уровня и двигаться дальше, т.е. подниматься на следующий уровень. И потому, - Профессор медленно провёл глазами по аудитории и продолжил:
- Кто знает, как можно быстро уничтожить ненависть?
- Дуэлью! – Крикнул Тарас.
- Прекрасно! Тарас Внуковский! – С этими словами Рубинштейн направился в сторону юноши. – Скажите, Господин Внуковский, Вы хотите вызвать меня на дуэль?
- Мечтаю об этом!
- Я, думаю, у Вас есть на это и причина, и повод.
- При том самый, что не на есть – тематический.
- Вы забыли о правилах, господин Внуковский?
- Вы, господин профессор, имеете ввиду - «не переходить на личное»? Герои – безличные, ситуация – не твоя, но тобою прочувствованная.
- С памятью, я вижу, у Вас, как всегда – всё отлично.
- Я помню о правилах, и будьте уверены, - останусь в игре.
Тарас спустился с рядов, они, вместе с профессором подошли к преподавательскому месту, уселись по бокам стола.
- Итак, Господин Тарас Внуковский, что между любовью и ненавистью.
- Между ними – в нашем случае – дуэль.
- Согласен. Но на дуэль должна быть причина.
- Она есть. И её имя… - Тарас специально выдержал паузу, профессор пристально глядел ему в глаза - … И её имя… - повторил он – женщина.
- Верно. Теперь я жду Ваш вопрос?
- Как Вы считаете, господин профессор, какое из этих двух чувств сильнее?
- Уверен, что – любовь.
- Ваш аргумент.
- Любовь делает человека сильнее, только любовь рождает великие, а, порою, - даже гениальные творения. Всё великое и вечное создала любовь.
- Но Вы же не станете отрицать, что и ненависть делает человека сильнее. – Уверенно шёл в наступление Тарас.
- Не стану. Но ненависть делает человека сильнее, только на время.
- А любовь, по Вашему, - нет.
- Нет – я ещё не закончил свой ответ на первый вопрос. Так почему же только на время «ненависть» делает человека сильнее? Ведь человек и в самом деле способен кого-то ненавидеть всю жизнь, но – в таком состоянии он не может создавать, он может только разрушать. И каждый раз терпит сам потери. Победитель – создатель, а ненавистник – разрушитель. Найдите хоть одного человека, кто хотел бы жить в разрушенном мире… Таких людей нет. Ведь даже людям мрака там нечего делать. Всё и без них разрушено. Все стремятся к миру созданному. Следствие – любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть.
-…
- А теперь я отвечу на вопрос, который прозвучал раньше, чем должен был. Даёт ли любовь бесконечную силу? К сожалению, а может, счастью – нет. К счастью, это потому, - чтобы было если бы все любящие были бы вечными творцами? Это просто невозможно. А, к сожалению, это потому, что не каждый может смириться с тем, что любовь не вечный источник творений. Кто-то ищет новый, и это рождает много бед, разрушает человеческую суть.
- Вот видите, и любовь разрушает.
- Я так не сказал.
- Разве?
- Любовь, в принципе, - не способна разрушать, разрушает тот человек, который требует от любви слишком многое и ничего не требует от себя. А те, кто умеют любить по-настоящему – это люди создатели. Они творят всю жизнь, просто, творения с первоисточника – это его гений, а после он приобретает мастерство. И приходит когда то – тот момент, когда самое время своё мастерство передать своим ученикам. И эта цепь бесконечна. У этой игры есть одно единственное правило – ты всегда должен быть благодарен любви. Любовь – первоисточник жизни, а ненависть – разрушает в первую очередь того человека, который является её источником.
- Допустим, я Вас ненавижу, господин Рубинштейн, как это меня разрушит? Я же не собираюсь Вам мстить.
- Но Вы же, наверняка, желаете мне чего-то скверного?
- Возможно.
- Это – скверно. Потому, как то, чего Вы желаете мне, ко мне не придёт, ведь Вы только что сказали, что не собираетесь предпринимать каких-либо действий. Значит, я о Ваших помыслах понятия не имею и даже не думаю, не думаю, значит – этого нет. Как может причинить вред, то, чего нет? А вот Вы, напротив, - постоянно об этом думаете, ещё хуже если это записываете, запись, это Ваши слова, Ваши слова – это Ваше оружие, и оно рано или поздно разрядится в Вас.
- Но, а если я Вас просто – ненавижу, но плохого Вам ничего не желаю.
- Это невозможно.
- Почему?
- Это уже не ненависть. Я, в таком случае Вам просто неприятен и всего-то.
- И что дальше? Дуэль закончена?
- А Вы, как хотите?
- Я не готов закончить дуэль.
- Отлично. Тогда ответьте, – а что с ней?
- Её я не могу ненавидеть.
- Могу я узнать – почему?
- Но как же можно ненавидеть человека, которого любишь.
- А Вы любите?
- Думаю, что да.
- Думаете или – да? Ведь это два очень разных ответа.
- Да.
- Прекрасно. Любите. Но суть любви в том, чтобы её дарить, не требуя ничего взамен. Чувство любви, то чувство, когда вне зависимости, кому принадлежит этот человек, но ты его любишь и просто – ничего не можешь с этим поделать. Любовь или есть или её нет, её невозможно подозревать, как, например, Вы пытались уйти от ответа на вопрос: «Думаю, что да». Настоящее чувство просто не в чем подозревать, или чувство не совершенное, любовь, к великому счастью, - относится к совершенным чувствам.
-…
- А вот скажите, господин Тарас Внуковский, есть такое выражение: «от любви до ненависти один шаг», как, по Вашему, это может быть правдой?
- Ещё в начале дуэли я бы сказал, что это аксиома, но теперь я думаю, что это человеческое заблуждение.
- Почему Вы поменяли своё мнение?
- Один человек не способен докопаться до истины, потому, как игра в истину имеет аксиому её рождения – только в споре. Так вот: провести исследование один человек сам по себе, наверное, может, но докопаться до истины никогда. Именно поэтому нет на свете не единого человека, который обладает абсолютной свободой.
- Великолепно. Но это ещё не ответ.
- Если по настоящему любишь или любил, то ненависть – совершенно противоположное чувство, скорее – это даже свидетельство, что настоящей любви между этой парой не было, это была игра без правил, которая, естественно, - скоротечна и не представляет уникального интереса.
- А разве существует игра без правил?
- Вы, - правы. Такой игры нет, это неудачный макет.
- Это Ваш окончательный ответ?
- Я хотел бы добавить, - что невозможно ненавидеть человека, который вообще – научил тебя верить в любовь, показал, и научил её чувствовать. Невозможно ненавидеть человека, благодаря которому ты смог увидеть, как любовь рождается, чем дышит. Любовь, которую мне моя женщина показала научила меня творить и дала шанс мне стать мастером. И если бы не эта женщина, которая мне подарила свою первую любовь… – от этих слов у профессора навернулись на глазах слёзы, ему стало больно, а Тарас видел это и продолжал -… я бы не имел счастья стать настоящим поэтом, потому, что сами понимаете, что поэта без любви просто не существует.
- А Вы и, правда, в чём-то гениальны, господин Тарас Внуковский. – Собравшись с чувствами, сказал профессор.
- Хотите сказать в поэзии?
- Не только?
- Так в чём же ещё?
- Вы гениальный словесный дуэлянт. И потому Вы не просто достойный соперник, но и достойный собеседник и потому по моему предмету у Вас уже «отлично», дайте зачётку и можете не приходить на экзамен.
- Увольте, сударь от подачек, я желаю придти на экзамен.
- Воля Ваша. Но Вы на самом деле один из самых крепких студентов.
- Коли эти слова – не фарс, то возьмите меня к себе в дипломники. Ведь, на сколько мне известно, у Вас только две вакансии.
- Силён парень, силён! Но что же, будь по-твоему.
- Это значит, что «Да».
- Последняя реплика не к чему. Пафоса в ней много.
- Это продолжение дуэли?
- Нет. Потому, что Вы проиграли, господин Тарас Внуковский.
- И Вы, господин Рубинштейн, можете это аргументировать.
- Естественно, раз я объявляю о победе.
- Интересно чем?
- Вы сами, господин Внуковский, осознали, что любовь сильнее ненависти, на примере одной женщины, в следствии чего выяснилось, что любите Вы её, а пытаетесь ненавидеть своего соперника. На вопрос, кто из этих двоих достоин большего права на свободу выбора, Вы ответили, что – женщина, которая умеет по-настоящему любить, женщина, которая сделала из Вас поэта… которая сотворила с Вами любовь …
- Значить я, стало быть, проиграл игру, а Вы – победитель?
- А у Вас есть сомнения на этот счёт?
- …
- Молчите, стало быть – Вашими словами, - «нет сомнений».
- Господин профессор, а можно Вам вопрос?
- Я даже обещаю на него ответить, раз Вы меня назвали профессором, а не Рубинштейном.
- Вы победили, потому, что Вы – профессор, а я – пока ещё студент?
- Естественно – нет.
- А что же тогда?
- Господин студент, мне просто на этот раз посчастливилось родиться много раньше Вас. И какой бы гениальный не был спортсмен, он не может догнать того, кто уже на середине пути. Я же пожму Вам руку, Тарас Внуковский, и обойдёмся бес господ.
В аудитории стали хлопать и свистеть. А Тарас смотрел на профессора и глаза его еле сдерживали две крупные капли. Когда он шёл на своё место, он тайком смахнул эти слёзы, которые видел только профессор, потом мельком глянул на Асю Звёздную, которая тоже – тихонечко плакала. Прошёл глубже в зал, присел на место и – притих. Ему хотелось в этот момент бежать. Он чувствовал себя побеждённым победителем. И когда аудитория опустела, он достал снова блокнот и ручку и стал писать. Он писал, то стихи, то реплики – и так – пока не списал всё, что было у него с собой. А потом – уснул.
Свидетельство о публикации №213091100177