Как старик ехал с базара

      
          Едет старик с базара на своей кобыле, настроение хорошее, сторговал весь товар, есть деньги. Вдруг видит у обочины дороги сидит мужик и потихонечку плачет. Дед его и спросил:
"Что ты плачешь, мил человек?"
 А мужик ему и отвечает: "Да как мне не плакать. От всего сердца даю хорошие советы,  да все выслушивают, и никто их не выполняет". «А какие такие советы?" — заинтересовался  старик.
"Ну, вот только что проезжал толстый купец, а я ему и  говорю, надень шляпу, чтобы солнце твою лысину не палило. А он махнул на меня рукой и поехал дальше. Ещё и побирушкой назвал". Решил старик успокоить мужика и говорит ему: «Ну что ты печалишься. Посоветуй и мне что-нибудь дельное. Исполню твой совет в точности. И тебе легче станет и мне польза будет". «А и вправду, чтобы тебе такое посоветовать?»- сказал мужичок. Утёр он слёзы и еще не просохшими глазами искоса глянул на старика и добавил: «Сидишь ты на лошади совсем нехорошо. Если так будешь сидеть, то к вечеру поясницу ломать будет». "И впрямь, что то не то со спиной! Вот только ты сказал, а спина ещё больше начала побаливать. А как надо?" — удивлённо спросил старик. "Сейчас покажу" — ответил мужик.  Старик слез с кобылы, а мужик шустро оседлал её. Выпрямил спину и говорит: «Вот так надо сидеть, тогда и спина болеть не будет, а ты горбишься». «А! Теперь понял!» — сказал дед. "Ничего ты не понял. Сидеть надо прямо, а стегать лошадь надо вот так?" - и хлестанул мужик кобылу плёткой, только пыль осталась на дороге.
          Тут старик и понял, что его обманули. И стал он себя ругать, что дожил до седых волос, а так вот запросто дал себя обмануть какому-то пройдохе: "Что же люди-то обо мне подумают? Что же я бабке-то своей скажу?" Рассуждал старик, ковыляя устало по пыльной дороге. И только поднял голову, смотрит, а к нему на молодом жеребце подскакал тот самый мужик, который ему посоветовал, как надо сидеть в седле. Тут откуда только силы появились у старика, подскочил да коня под уздцы схватил и закричал: «Вот ты обманщик и попался! Теперь — то уж я тебя не отпущу!»
А мужик спокойно отвечает ему: "Вот так всегда!  Я же говорил тебе, что даю советы и за них же получаю только ругань в благодарность».
         Старик даже опешил от таких слов, но потом спросил: «А куда мою кобылу дел? Если советы хорошие даешь, то где кобыла?» «А что, этот конь тебя не устраивает?» — ответил мужик. «Так это же не мой?» — удивился старик. «Твой, твой, а ты поди меня ругаешь и клянешь, пока я за тебя беспокоюсь. И вообще, сидел бы ты на месте и никуда бы не топал, а то поди отмахал сколько понапрасну. Я же продал твою кобылу на базаре выгодно, да так расхвалил её, что вот этого скакуна купил. Только пришлось к такому коню и седло хорошее брать. Вот только за седло давай расплатись со мной, очень уж оно дорогое оказалось». Старик растерялся от таких слов, покопался в своём кошельке, взял да и выложил почти все свои деньги, которые были у него.
          Взобрался дед на скакуна, спину прямо держит, как посоветовал мужик. Обернулся он, чтобы стегануть коня, а мужичок погрозил ему пальцем да и говорит: «Не надо, я и так его загнал, догоняя тебя, поезжай потихоньку. «Спасибо, добрый человек за совет», — сказал старик, — И извини меня, что я так плохо о тебе подумал». «Да, ладно, будет тебе, поезжай. Для меня и то благодарность, что мои советы кто-то исполняет». На том они и разошлись. Мужик, как сквозь землю провалился. А старику всё не терпится стегануть скакуна да про все свои приключения бабке  рассказать. Да нет, думает, надо точно исполнить советы, тогда и все будет хорошо. Так и едет потихонечку. Только вдруг  догоняют его на резвых скакунах какие-то мужики, окружают его да еще и вдобавок плетьми по спине пару раз огрели. У старика от боли да от удивления глаза на лоб полезли. «Ах, ты вор паршивый! Думал, что не догоним?» — закричали они. Накинулись на старика, связали его и повезли к судье. Там разобрались, что дед не виновен и сам пострадал от вора. Дня через три отпустили его домой.
           И вот,  наконец, старик пришёл домой усталый и злой на всех людей. А бабка ему и говорит: «Да почём зря ты ругаешь весь мир и люди все не злые, и не хитрые, просто ты у меня больно уж, доверчив. И за свою доверчивость и поплатился».
           С тех пор старик изменился, посуровел, советы никакие ни от кого уже не слушал, но на своей новой кобыле сидел всё также, как и раньше, сгорбившись.

Май 1990г.


Рецензии
Блеск! Отличные сказки.Диву даюсь: сами сочиняете или из народа?Извините, если сказал не так. Право здорово!

Болдин Валерий Николаевич   20.10.2016 19:24     Заявить о нарушении
Валерий Николаевич, спасибо за такую высокую оценку! Сочиняем только САМИ! С уважением Пётр и Николай

Братья Бирт   20.10.2016 19:41   Заявить о нарушении