1. 092. Аркадий Гайдар

Аркадий Гайдар (Аркадий Петрович Голиков)
(1904—1941)


Если покопаться в биографиях М. Лермонтова, Л. Толстого, Н. Островского и вообще всех, кто воевал, можно обнаружить, что писатели стреляли в других людей и даже убивали их. Информация для абстрактного гуманиста убийственная. Особенно, если смотреть на прошлое как на продолжение сегодняшней жизни и полностью отстраниться от того, кто в кого и ради чего стрелял.

В интеллектуальной абстракции легко казнить либо миловать любого персонажа истории, забыв о том, что ты в той истории никто, что белым платком можно проверять чистоту корабельных поручней на адмиральском флагмане, но никак не ступени Потемкинской лестницы в Одессе.

В такой вот забывчивости 20 лет назад ряд интеллигентных людей, взволнованных якобы «нечистой совестью» кумира их собственного детства Аркадия Гайдара, стали «исследовать» его прошлое, не иначе, чтобы устыдить полвека назад погибшего писателя.

Ничего, кроме большого грязного: — Пфу! — у них не вышло. Однако оставим эти бредовые гипотезы и расскажем о документально подтвержденной судьбе писателя.

Аркадий Петрович Голиков родился 9 (22) января 1904 г. в г. Льгов Курской губ. в семье школьных учителей, Петра Исидоровича, родом из крестьян, и Натальи Аркадьевны, урожденной Сальковой, дворянки захудалого рода. Жили Голиковы в поселке сахарного завода, участвовали в революционных выступлениях 1905—1907 гг., а затем, опасаясь ареста, уехали в Арзамас.

С началом Первой мировой войны отца мобилизовали. Аркадий, первоклассник реального училища, писал письма отцу, а затем сбежал из дома на фронт. Через четыре дня его задержали возле Н. Новгорода и вернули домой. В училище подросток был «середнячком», но не по возрасту начитан (в семье была хорошая библиотека). Любимыми писателями были классики: Гоголь, Пушкин, Л. Толстой, Гончаров, Достоевский, Шекспир, Твен.

Тяжкая пора быстро спрессовала из ребенка мужчину, и уже в 13 лет Аркадия интересовали вопросы, которые впору задавать искушенным политикам. В письмах он спрашивал отца:

«1. Что думают солдаты о войне? Правда ли, говорят они так, что будут наступать лишь только в том случае, если сначала выставят на передний фронт тыловую буржуазию и когда им объяснят, за что они воюют?

2. Не подорвана ли у вас дисциплина?

3. Какое у вас, у солдат, отношение к большевикам и Ленину? Меня ужасно интересуют эти вопросы...

4. Что солдаты, не хотят ли они сепаратного мира?

5. Среди состава ваших офицеров, какая партия преобладает? И как вообще они смотрят на текущие события?.. Неужели — «Война до победного конца», как кричат буржуи, или «Мир без аннексий и контрибуций»?..»

В 1917 г. на первых выборах классного комитета Голиков получил наибольшее — 20 из 34 — число голосов, но вскоре занялся более серьезным делом — стал связным и разведчиком большевиков, патрулировал улицы. В августе 1918 г. Аркадия приняли в РКП(б), а через 4 месяца он, скрыв свой возраст, ушел в Красную Армию. Окончив Киевские пехотные курсы, воевал на Петлюровском, Кавказском, Польском, Крымском фронтах.

В 15 лет командовал взводом, в 16 — ротой: «Прошел 300 верст в составе арьергарда, прикрывавшего отступление наших войск, и вышел к Гомелю с ротой курсантов в семнадцать человек из ста восьмидесяти».

Военной карьере Аркадия помогло и то, что его отец в Красной Армии занимал ряд высоких должностей — от комполка до комиссара штаба дивизии.

После окончания Высшей стрелковой школы «Выстрел» 17-летний Голиков командовал 23-м запасным полком, насчитывавшим 4 000 штыков — обучал красноармейцев, пополнявших действующие части.

Летом 1921 г. его назначили командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом (в списках полка значилось 2 879 человек) на Тамбовщине.

После ликвидации «антоновщины» Голиков служил в Башкирии, а затем в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губ. подавлял движение повстанцев-крестьян и хакасов, возглавляемых И. Соловьевым.

В 1922 г. Голиков стал испытывать приступы травматический невроза (он был ранен шрапнелью и дважды контужен). Его отстранили от командования батальоном и направили на лечение. Аркадий раздобыл книги и учебники для поступления в военную академию, но заключение врачей было отрицательным. Голикову предоставили шестимесячный отпуск с сохранением содержания. Отпуск несколько раз продлевали, пока не зачислили в резерв, а в 1924 г. не комиссовали с выдачей выходного пособия.

В 1925 г. Аркадий принес в редакцию ленинградского альманаха «Ковш», где печатались А. Толстой, М. Зощенко, Б. Пастернак и др. известные писатели, свою рукопись. Она заинтересовала редакцию. М. Слонимский, К. Федин и С. Семенов провели с молодым автором целый курс литературного наставничества.

Повесть «В дни поражений и побед» появилась через год, однако не привлекла особого внимания читателей. Голиков к тому времени уже поработал корреспондентом в Донбассе, а потом на Урале. На страницах пермской газеты «Звезда» в каждом выпуске появлялись публикации за подписью «Гайдар». Там же был напечатан и его первый рассказ «Угловой дом».

За год с небольшим журналист напечатал 13 рассказов, 12 очерков, 4 повести, 115 фельетонов. В Перми Гайдар смутил своими публикациями немало обывательских, а своей лихостью — девичьих сердец. Отдала ему свое комсомольское сердце и Рува-Лия Лазаревна Соломянская, поехавшая с ним затем на Север. В Архангельске Гайдар работал в газете «Волна» («Правда Севера») и на городской радиостудии.

О происхождении псевдонима (сам писатель не оставил записей) ломали голову все кому не лень. Утверждали, что по-хакасски хайдар — «куда, в какую сторону?»; по-монгольски — «Всадник, скачущий впереди»; по-тюркски — «петух»; по-украински — «пастух»; по-непонятнокаковски — Г-АЙ-Д-АР (Голиков Аркадий из Арзамаса — подражание имени Д’Артаньяна) и пр.

После публикации рассказа «Патроны» и повести «Р.В.С.» (1926), ставшей знаковой, имя Гайдара было на слуху, все ждали его новых произведений. Автобиографическая повесть «Школа» (1930) сделала писателя детским классиком. Успех мужа, пропадавшего месяцами в командировках, не грел Лию Лазаревну, и она со словами «Я нашла себе другого» забрала сына Тимура и ушла к «другому».

Аркадий оставил Москву и подался в Крым; в Артеке написал повесть «Дальние страны». Потом уехал в Хабаровск, где в газете «Тихоокеанская звезда» стал печатать очерки, фельетоны, корреспонденции, много путешествовал.

Побывал на границе с Маньчжурией, на озере Ханка, выходил на судне «Совет» в Японское море, поднимался на перевал Сихоте-Алинь. На Дальнем Востоке написал для «Молодой гвардии» «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Второй раз Гайдар женился на Доре Матвеевне Чернышевой-Прохоровой, удочерил ее дочку Женю.

1930-е гг. стали пиком популярности писателя, но и одновременно временем тяжких душевных и физических испытаний. Боевая молодость не прошла бесследно. Писатель часто болел, много лечился, в т.ч. и от хронического алкоголизма. Удивительно, что это никак не отразилось на его творчестве. Из-под его пера выходили одно за другим необыкновенно ясные и чистые произведения для детей и юношества, ставшие еще при жизни писателя культовыми: «Чук и Гек», «На графских развалинах», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Бумбараш» и др.

Многие из них вошли в школьную программу, были экранизированы и переведены на многие языки мира. Книга «Тимур и его команда» породила тимуровское движение в стране: пионеры много десятилетий добровольно оказывали помощь ветеранам и старикам.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар дописывал киносценарий по повести «Тимур и его команда». Он написал заявление с просьбой отправить его на фронт, но ему категорически отказали. Писатель не сдался и вскоре поехал от «Комсомольской правды» фронтовым корреспондентом на Юго-Западный фронт, под Киев.

В «Комсомолке» опубликовал несколько очерков: «У переправы», «Мост», «У переднего края». Последний — «Ракеты и гранаты» — Гайдар написал, сходив в ночной поиск с разведчиками.

18 сентября 1941 г. Киев был оставлен, вместе с другими корреспондентами и работниками политотдела 37-й армии Гайдар перешел на правый берег Днепра. О последних днях писателя осталось немного документов и свидетельств.

Согласно устоявшейся версии, Гайдар в сентябре попал в партизанский отряд Горелова, «с первого же дня зарекомендовал себя отважным пулеметчиком и особенно отличился в бою на территории лесопильного завода, когда он и еще два пулеметчика успешно отразили натиск большой группы немцев…

Гайдар вел дневник партизанского отряда, написал несколько произведений в форме писем к сыну, жене, читал их партизанам. Но автор всегда носил их с собой, и они попали в руки немцев. Гайдар погиб 26 октября 1941 года в ходе стычки с немецкой засадой…

В этот день Гайдар и еще четыре партизана пошли на продбазу отряда. Там на них напали немцы (по другой версии - полицаи). Гайдар поднялся и крикнул: «В атаку!» ("Ребята, немцы!"). Его сразила пулеметная очередь. (Остальные четверо спаслись.)

Немцы (полицаи) тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик Сорокопуд. Писателя сразила единственная пуля, попавшая ему в сердце, на полотне железной дороги в д. Леплява Каневского района Черкасской области.

В 1947 г. останки Гайдара были перезахоронены в г. Каневе. Писатель был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно.


Рецензии
Здравствуйте, Виорэль.

Интересно и познавательно.

Одна неточность - «Смерть барабанщика» (с)

Барабанщик-то жив остался. Повесть называется "Судьба барабанщика". Одно из самых светлых, ярких и серьезных произведений Гайдара.

Ваша Лена   24.10.2021 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Лена!
Конечно же «Судьба». Описка. И какая «смерть» - бессмертие обрел барабанщик!
Всего доброго Вам!
С уважением и признательностью,

Виорэль Ломов   19.12.2021 12:06   Заявить о нарушении
Исправил.

Виорэль Ломов   19.12.2021 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.