2. 073. Теодор Драйзер

2.073 Теодор Драйзер
(1871—1945)


«Мир холодно проходит мимо тех, кто не принимает участия в его безумствах», — эти слова Драйзера можно ставить эпитафией миллионам людей, достойно и недостойно проживших свою жалкую жизнь, но их, увы, не сделаешь главным пунктом обвинения тем, кто обрек эти миллионы на жалкое существование. Ну да им — опять же по Драйзеру — гореть в аду либо умереть при жизни.

Что же касается сочинения писателями трагедий, в том числе и «американских», он ответил: «Никто не создает трагедий — их создает жизнь. Писатели лишь описывают их».

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 17 августа 1871 г. в городке Терре-Хот (штат Индиана) в многодетной семье мелкого разорившегося предпринимателя, эмигранта из Германии. Голод и холод были постоянными спутниками семейства. В 5 лет Теодору приходилось подбирать куски угля вдоль железной дороги, чтобы было чем топить печь, а в 14 он уже перебирал профессии, как четки.

Благодаря тому, что старший брат Поль Дрессер стал актером и композитором, семье удалось выкарабкаться из нищеты, и Теодор смог ходить в церковную школу, а потом в публичную городскую. После окончания школы юноша уехал в Чикаго, работал мойщиком посуды в ресторане, на железной дороге, подносчиком на складе. Там Теодора разыскала его бывшая учительница и оплатила ему один год учебы в Индианском университете. Драйзер самозабвенно изучал английскую литературу, историю, латинский язык, геометрию, философию, творчество Л.Н. Толстого.

Через год Драйзер вернулся в Чикаго — и снова работал клерком, шофером, сборщиком платы, пока не устроился учеником репортера в малотиражную газету «Дейли Глоб». По рекомендации перешел в респектабельную сент-луисскую газету «Глоб демократ». В газетах и журналах Сент-Луиса, Толедо, Питтсбурга, Нью-Йорка молодой человек оттачивал свое перо и редакторский глаз, пока не возненавидел это дотошное ремесло.

Два года работал редактором в музыкальном журнале «Эври манс», организованном его братом Полем; довел тираж до 65 тысяч экземпляров и, поняв, что еще чуть-чуть и журнал сожрет его с потрохами, расстался с древнейшей профессией и посвятил себя писательскому труду.

Первая публикация Теодора в 1897 г. — полуфантастический рассказ «Сияющие рабовладельцы». За три года писатель написал 42 статьи и несколько поэм. В 1899 г. его включили в справочник «Кто есть кто в Америке», как редактора, журналиста и писателя.

В 1900 г. увидел свет первый роман Драйзера «Сестра Керри», открывший новую страницу в истории американской литературы.

В его основу писатель положил жизнь своей сестры, сбежавшей в Канаду с женатым кассиром ресторана. Роман, в котором было сильно влияние социального дарвинизма Спенсера, критика встретила в штыки, обвинив писателя в жестокости за то, что он показал, как пресловутая американская мечта об успехе делает из простого человека бессовестного прагматика. При этом отсутствие пуританизма в романе трактовалось как безнравственность.

Из 1250 напечатанных экземпляров до читателей дошли только 450. «Совратителю молодежи» дали 68 долларов и 40 центов гонорара и заткнули рот на десять лет. Теодор впал в депрессию, едва не покончил с собой, хорошо, брат поместил его в лечебницу. Поправив душевное здоровье, Драйзер вернулся к работе. Денег хватало, чтобы снять клетушку, да на бутылку молока с куском хлеба.

Тем временем «Сестра Керри» вышла в Англии, стала бестселлером и была переведена на все европейские языки, после чего была издана в Штатах повторно. Публика приняла роман с восторгом.

В 1911 г. Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Герхардт», в котором развил мотивы «Сестры Керри». Идея романа зародилась у писателя еще в 1901 г. Драйзер вообще годами вынашивал свои произведения, прежде чем садился писать их. Пресса обошла выход романа молчанием, но мавр сделал свое дело. Драйзер постфактум стал одним из ведущих писателей Америки. По приглашению английского издателя он впервые посетил Европу.

Главными героями «Трилогии желания» («Финансист», «Титан» и «Стоик») и романа "Гений" стали делец и приобретатель Каупервуд и художник Витла, обретающие и теряющие себя в мертвящей атмосфере власти денег.

Тяготение Драйзера к социальным темам сочеталось в нем с мастерством тонкого психолога. Пресса с ожесточением грызла писателя за каждый роман.

По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение «Гения», и лишь позднее (в 1923 г.) этот запрет был снят. Несмотря на успех и признание, книги не продавались, и писателю жить было не на что. Со временем его финансовые дела несколько улучшились, но не за счет литературных трудов, а когда он стал главным редактором женских журналов.

Помимо крупных вещей Драйзер в первую четверть XX в. создал два сборника рассказов и два тома пьес, сборник стихотворений и две книги путешествий, сборник биографий и том автобиографии, книгу очерков о Нью-Йорке и том публицистики.

Это были годы каторжного труда. И не меньшего, судя по всему, яростного желания Драйзера публиковаться. Толстые журналы под любым предлогом отказывались печатать его. Только за 1918 г. редакторы семьдесят восемь раз отвергали сочинения писателя.

Драйзер покинул Нью-Йорк и уехал в Калифорнию, где создал свой самый знаменитый роман «Американская трагедия». Именно ею закончилась радужная «американская мечта». Публикация в 1925 г. сразу же стала литературной сенсацией, а ее автор — знаменитостью. История молодого «середнячка» Грифитса, рвущегося к преуспеянию и успеху, любой ценой жаждущего заполучить как можно больше денег, и его крах, широкая панорама американской жизни стали блестящим образцом реализма в литературе США.

Поскольку история Грифитса была типичной для США, она неизбежно повторялась много раз. Доходило до того, что писателя обвиняли в поощрении убийств и даже привлекали к суду.

Отправившись в Европу, Драйзер посетил СССР, встречался с Маяковским, Станиславским, Эйзенштейном, выпустил книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В 1930 г. писатель был выдвинут на получение Нобелевской премии по литературе, но большинством голосов премию присудили С. Льюису.

«Американская трагедия» принесла Драйзеру всемирную славу, сделала его вполне состоятельным человеком, но не оградила от нападок врагов, не мыслящих в Америке возведение поклепа на американский образ жизни.

В 1930-е гг. его статьи почти не печатались, книги не переиздавались, а Великая депрессия лишила и финансового благополучия.

Семья у Драйзера не сложилась. Он был неудачно женат, жил с женой-католичкой, не дававшей ему развода, порознь до ее смерти. Вторично женился за три года до своей кончины на Элен Ричардсон, с которой был знаком много лет.

Когда в горнорудных районах США произошли столкновения шахтёров с полицией, Драйзер отправился туда. Несмотря на угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции, и привлечение его к суду, Драйзер не прекратил освещение событий в газетах и на радио, а также издал книгу «Трагическая Америка».

Предвидя надвигающуюся угрозу фашизма, писатель поехал в сражающуюся Испанию, участвовал в конгрессе деятелей культуры в Париже, где выступил в поддержку антифашистской коалиции.

Вернувшись в США, добился встречи с Рузвельтом, после которой по указанию президента в Испанию было отправлено несколько грузовых судов с мукой. До своей кончины писатель выступал в городах США с осуждением фашизма и милитаризма. В 1944 г. он вступил в компартию США.

В 1944 г. Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью, присуждаемой раз в пять лет за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

Между тем средств у писателя не осталось. Он продал свой дом и обратился к Советскому правительству за помощью. Вскоре на его имя пришел гонорар за изданные в нашей стране произведения, избавившие писателя от нищеты. За несколько дней до смерти Драйзер окончил роман «Стоик», который вместе с романом «Оплот» был опубликован уже после его смерти.

28 декабря 1945 г. Драйзер скончался в Лос-Анджелесе.

Драйзер занимает одно из первых мест среди зарубежных писателей XX в. по степени их популярности в России, во многом благодаря тому, что наша страна, увы, повторяет печальный опыт американского образа жизни, столь блистательно развенчанный им.

Переводили Драйзера на русский язык М. Волосов, В. Стелецкий, М. Лорие, Н. Галь, Р. Облонская, В. Тамохина, М. Богословская, Т. Кудрявцева и др.


Рецензии
Добрый день, Виорель.
На ваших страничках очень много интересного и полезного.
В ваших книжках обозначены 100 лучших романов, зарубежных и российских писателей.
А не могли бы высказать своё мнение по поводу 10 лучших романов, зарубежных и российских писателей? Понимаю, что это очень условно, но всё-таки хотелось бы знать мнение профессионала.
Если мне не изменяет память, то Юджин Витла из романа "Гений".
С большим пиететом к вам, Евгений Романович.

Евгений Говсиевич   26.09.2016 12:53     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгений!
Признателен Вам за внимание и отзыв.
Вопрос вопросов задали Вы мне. Я на него не имею однозначного ответа. В одном из очерков о поэтах Серебряного века я пытался определить лучших. Тщетно. Разбил их (для себя) на несколько групп. То же самое делал и с "самыми-самыми" писателями "в мировом масштабе". Несколько групп набрал. Вот одна из них (с романами, представленными в этой книге), скорее всего, под № 1: Рабле, Сервантес, Свифт, Гоголь, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский, Н. Островский, Шолохов, Маркес.
Спасибо за указанную оплошность. Конечно же, из "Гения". При редактуре текст сокращал, досокращался. Я поправил.
Всего доброго Вам!
С уважением,
Виорэль Ломов.
Я заходил к Вам на страничку, как неизвестный. Читал Ваши литературные обзоры, мне очень понравились.

Виорэль Ломов   26.09.2016 13:36   Заявить о нарушении
Виорель, скажу честно для меня очень почётно переписываться с вами. Профессионально я далёк от литературы. Всю жизнь трудился в энергетике. Но с 2004 г. "подсел" на чтение и на собирание Библиотеки (сейчас в ней 2122 книги). То, что "цепляло" оставлял в Архиве. Читал друзьям. Потом накопилось много интересного материала и за несколько лет опубликовал 2 книжки: "Философоведение" и по Сер. веку. Сейчас тоже много читаю (50-60 стр. в день) и многое оставляю в Архиве. Называю себя в шутку "доморощенным литературоведом".
У меня есть серьёзный консультант по лит. вопросам. Мой друг, который закончил МГУ (фил.фак.) и всю жизнь профессионально занимается литературой. В связи с тем, что я очень люблю аналитику и статистику, я его постоянно "мучаю" разными Рейтингами. В том числе, и тем вопросом, что задал вам. Ваше мнение для меня тоже очень важно.
Может быть, вам будет интересно его мнение по десятке лучших Писателей в мире и в России. Понимаю всю условность и "вкусовщину" Рейтингов, но для меня они очень полезны и служат некоторым ориентиром и в чтении, и в приобретении книжек.
Мировой рейтинг (в нём 100 Писателей), но привожу 10: Шекспир, Гомер, Гёте, Пушкин, Толстой, Достоевский, Данте, Сервантес,Лермонтов, Байрон. Рейтинг Российских писателей (в нём 162 автора): Пушкин, Толстой, Достоевский, Лермонтов, Чехов, Гоголь, Горький, Тургенев, Гончаров, Бунин.
Конечно, было бы интересно получить ваш дружеский комментарий.
Мне было чрезвычайно приятно прочитать, что мои "доморощенные" аналитические материалы вам понравились. Когда профессионалы поддерживают любителей - это последних очень вдохновляет на продолжение их деятельности в новой для них нише.
Большое вам за это спасибо.
С глубоким пиететом, Евгений Романович.

Евгений Говсиевич   26.09.2016 14:25   Заявить о нарушении
Я ведь тоже практически всю жизни трудился в ядерной энергетике, на заводе и в организациях (Средмаш, потом Минатом), даже после пенсии, которую из-за "вредности" (не только моей) получил в 50 лет. У меня здесь есть большой очерк "Рыцари качества", из которого можно узнать, чем я занимался один период.
Параллельно писал роман "Мурлов", тридцать лет писал, напечатал в "Сибирских огнях" в 2000 году. После этого совмещал работу и писанину.
По рейтингу. Я дал десятку романистов, если же ранжировать по прозаикам и поэтам совокупно, конечно же, я упомянул бы Шекспира, Данте, Пушкина. Гомер вообще существует за скобкой. Но мои предпочтения никак не помещаются в "десятку", никак. И это оценки ума, так сказать. А для души у меня свой набор - с детства и юности. "Человек Невидимка" Уэллса, "Остров Сокровищ" Стивенсона, "Кола Брюньон" Роллана, почти весь Гоголь и т.д., отдельные стихи Лермонтова (и конечно, же, "Герой нашего времени"), Тютчева, Есенина, Пастернака...
Признателен Вам за интерес и добрые слова.
Всего Вам самого доброго!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   27.09.2016 08:43   Заявить о нарушении
Добрый день, Виорель.
Прочитал ваш рассказ "Рыцари качества". Здорово вы пишите - отличным русским языком. И всё верно и точно подмечено. Это раз.
Тема безусловно и сегодня, даже в большей степени чем вчера, актуальна. Это два. И в-третьих, мы с вами трудились, так сказать по разные стороны одной границы - ваша ниша - проблема качества на АЭС, а моя - проблема экономики топливообеспечения на ТЭС.
По поводу Рейтинга - с большим удовлетворением могу отметить, что мнения моего друга и ваше практически совпало.
Больших творческих и литературных успехов.
С уважением, Евгений Романович

Евгений Говсиевич   27.09.2016 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.