Наболело. О повышении зарплат работникам ВУЗов
И.М.Индрупский, ИПНГ РАН
Преподаватель ВУЗа – каким он должен быть?
• Знающим и развивающим свои знания.
• Умеющим донести эти знания до студентов.
• Обладающим энтузиазмом, достоинством, энергией, чтобы увлечь студентов, пробудить в них стремление к знаниям.
Не секрет, что уровень оплаты труда преподавателей ВУЗов давно уже оставляет желать лучшего. Поэтому нет престижа этой профессии у перспективной молодежи. Поэтому и авторитет преподавателя у студентов падает. Тем более что необходимость кормить семью нередко вынуждает преподавателей искать иные источники заработков. В ущерб если не преподавательской работе, то – научной. То есть, в конечном итоге, – в ущерб своему уровню знаний, уровню преподавания.
Тем не менее, автор, как и другие коллеги, пришли работать в ВУЗ. Пришли преподавать. Кто-то – на постоянной основе. Кто-то – по совместительству с основной работой.
Для многих из нас преподавание – не основной источник заработка. Так, моя зарплата доцента на 0,5 ставки, с учетом надбавки за ученую степень, составляла в недавнее время около 7 тыс. руб. При этом не только читаю лекции, провожу семинары, принимаю экзамены, но и руковожу практикой студентов, подготовкой дипломных работ и т.д. А также регулярно представляю научные результаты для отчетных показателей ВУЗа о научной деятельности.
Мы здесь только потому, что преподавание для нас – назревшая потребность. Потребность в общении со студентами. В передаче им знаний, опыта. В поддержании взаимосвязи между поколениями в своей специальности.
И все это – вопреки. Вопреки финансовой нецелесообразности затрат рабочего времени на преподавание, подготовку к занятиям, проведение экзаменов. Вопреки бессмысленной объемной бюрократической работе по подготовке учебных планов, рабочих программ, отчетов. И много чему еще.
Казалось бы, инициированное правительством повышение зарплат преподавателям ВУЗов с нового учебного года должно способствовать улучшению ситуации для преподавателей. По факту же все – с точностью до наоборот.
Во-первых, оказывается, повышение зарплаты сопровождается практически пропорциональным увеличением нагрузки в расчете на 1 ставку. То есть, практически без изменений в расчете на 1 час работы преподавателя. Уже обман.
Во-вторых, даже если преподаватель готов пойти на большую нагрузку для повышения зарплаты, возникает необходимость недостающие часы откуда-то взять. То есть, отнять у других преподавателей, со снижением их нагрузки и зарплаты. А может, кого-то и уволить. То есть, в дополнение к обману – еще и источник негативной атмосферы в коллективе.
В-третьих, оказывается, все мы срочно должны пройти обязательное психиатрическое освидетельствование "с целью определения соответствия состояния здоровья поручаемой работе". Это уже – прямое унижение достоинства.
Авторитет преподавателя зарабатывается годами. У студентов, у коллег по кафедре, у руководства факультета, ВУЗа. И вот, спустя 10, 20, 40 лет работы в ВУЗе уважаемый седовласый преподаватель должен идти в психоневрологический диспансер, стоять там в очереди и получать справку, чтобы доказать, что его можно допустить до преподавательской работы?! А потом забыть про все и, горя энтузиазмом, вести студентов к вершинам знаний?
А унижение заведующих кафедрами, их заместителей? Которые должны, стыдясь собственных слов, уговаривать преподавателей добровольно отказываться от части ставки без сокращения нагрузки. Выкручиваться, чтобы как-то утрясти распределение часов по кафедре.
Непостижимо, как такое вообще возможно?!
Правда, изумление проходит, если поставить в один ряд введение ЕГЭ, сокращение финансируемой государством обязательной школьной программы, законопроект о реформе РАН и другие недавние "благодеяния" в сфере образования и науки.
Что касается лично меня, то я готов пройти психиатрическое освидетельствование. Но – с одним условием. Что передо мной, в той же очереди, его пройдут депутаты госдумы и все правительство во главе с премьер-министром. А может, и вместе с президентом. Все те, кто причастны к рождению таких законов и постановлений. Пусть они, добровольно и с энтузиазмом, позовут нас своим примером к новым достижениям на благо России!
Вед. научн. сотр. ИПНГ РАН,
доцент РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина,
докт. техн. наук
И.М.Индрупский
Свидетельство о публикации №213091100756