О прелести
Слово «прелесть» в светской литературе теперь означает нечто, что вызывает чувство необыкновенной приятности, «прелестный» значит необыкновенно приятный.
Древнее значение слова прелесть есть целиком негативное, означающее превосходную степень лжи, настолько скрытую для его обладателя посредством его собственных страстей и привычек, что воспринимается им, как непосредственное действие на него Самой Божественной благодати, Бога.
Ложь и обман – изобретение и оружие дьявола. А прелесть (как принятие дьявольской интервенции за благодатные явления) есть следствие привязанности (даже зависимости) не к тому, что приближает к истине, а к тому, что человеку по каким то причинам самому хочется, нравится или от чего ему приятно (прелестно), без исследования происходит ли то от Духа Святого, или нет - т.е. вера в ложь.
Прелесть есть дьявольская зависимость, бесовский обман, принимаемый за истину человеком, страстно (т.е. не в духе смирения) желающем действительного исполнения того, что бес ему представляет ложно.
Часто это относится к благодатным дарам.
Человеку хочется, например, слышать глас Божий (или творить чудеса, исцеления, быть прорицателем, пророчествовать и т.д. и т.п.). Просит об этом Бога, но не получает. Вместо того, чтобы просить Бога сообщить волю Божью и, узнав ее, смириться пред Ним, он еще более распаляется желанием во что бы то ни стало получить просимое. Просит, укрепляя молитву постом. «Почему Ты, Господи, не говоришь мне, как говоришь многим?», - постоянно спрашивает он.
И вот, наконец, он получает просимое: он слышит голос, который сообщает ему о том, что говорящий почтит вскоре его собственным явлением. Просящий при этом получает множество «чудесных» знаков, подтверждающих «истинность» происходящего. После того, как просящий уже полностью уверен в «божественности» происходящего, ему подаются и сами видения.
Так человек становится жертвою бесовского обмана, прелести.
Распознать лживость видений бывает не просто, т.к. подтверждаются они часто реальными фактами (чаще всего –прошлого или настоящего, либо возможное предвидению будущее, т.к. непредвиденное будущее способен открыть только Дух Святой).
Если же человек молится к Богу о познании Его святой воли, то Дух Святой по молитве к Богу именем Господа Иисуса Христа указывает желающему познать истину человеку те моменты видений, которые противоречат духу Святого Евангелия, духу учения Церкви.
Так в данном примере человеку явился «сам господь» и показал ему рай и ад, описания которых подобны описаниям, известных нам из Жития Святых или из других достоверных источников. Однако, показывая рай, «явившийся господь» показал нескольких святых, среди которых была и "Мария, Мать Иисуса", о Которой явившийся сказал, что «Она ничего не знает, что у вас здесь на земле происходит», затем как бы подчеркивая, повторил это еще раз.
Среди огромного множества подаваемой в чрезвычайно эмоциональном напряжении информации этот момент можно было пропустить, не заметив его противоречивости и негативности по отношению к Матери Божьей, однако именно этот момент четко выявляет качество всего явления – его бесовское происхождение.
«Язва для бесов» называют святые Божью Матерь, - бесы не могут даже называть Ее имени спокойно, чтобы при этом как-то ни унизить, ни оскорбить.
Затем «явившийся», показывая ад, показал мучения в нем папы Римского, более того, показал явным образом даже грехи, которые тот совершал при жизни. На призывы последнего к милосердию проводящий по аду отвечал, как и другим: «Слишком поздно».
Думаю, что именно в указанных моментах о Матери Божьей и о св.отце папе Римском особенно и был заинтересован показывающий эти видения дьявол.
Теперь тот, кто смотрит по интернету или слушает с доверием свидетельства пережившего эти видения человека, не сомневающегося, что это происходило от Господа Иисуса Христа, будет обманут не только принятием ложной информации, но и нанесет своей душе страшный вред, поверив лжи по отношению к Божьей Матери и св.отцу папе Римскому.
Просить Бога о дарах Святого Духа не грех, более того, ап.Павел даже утверждает верных «ревновать» о дарах Божиих (1Кор.12), т.е. с особенным старанием смиренно просить их у Бога. Однако, как и подчеркивает то ап.Павел, дары Свои Дух Святой Сам распределяет Своей церкви: кому дает дар апостольства, кому – дар пророчества, кому дар учительства, кому - чудотворения, кому - исцелений, кому - говорения языками и т.д.
Всегда и во всем при этом, по примеру Самого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, должно быть пропитанным жаждой исполнения не своего желания, а Божественной воли: «но не моя воля, но Твоя, да будет!».
Бог есть Первопричина всего, что ни есть, а потому есть Первооснова воли, желания, мысли и чувства того, кто сотворен по образу и подобию Его Самого, -человека. Заботиться о себе возможно человеку, лишь заботясь об основе своего существа – Боге. А т.к. Бог являет Себя творению Своему через Сына Своего, Господа нашего и всего, что ни есть, Иисуса Христа, то заботиться о себе возможно, только лишь всегда и во всем ставя Господа Иисуса Христа на первое место: в воле своей, в желаниях своих, мыслях своих, чувствах своих, по примеру Его Самого, ставившего Отца Своего, Бога, всегда на первое место.
ВОПРОС.
«Православные отцы так много говорили о прелести?»
ОТВЕТ.
Нет, - ни в жизнеописаниях святых, ни в их поучениях об этом много не говорится. Из того, что мне, например, за многие годы чтения святоотеческой литературы удалось узнать, примеры прелести можно пересчитать по пальцам.
То, что вы, дорогой Иисусу Христу, так уверенно говорите об этом свидетельствует о другом. Свидетельствует это о том, что вы приняли это утверждение, как готовую истину от какого-то авторитетного для вас источника, не исследуя ее адекватности действительности. Поверили в это. Такой способ воздействия на сознание человека называется внушением или попросту промыванием мозгов. Ну, а принятие ложного за действительное и подлегает прелести. К великому моему сожалению, я также прошел через это.
Живой пример: обман разделения Церкви, выдаваемый за истину, исходит от дьявола, следовательно, все, кто отстаивает разделение Церкви, пребывают в прелести.
Прелесть есть оружие дьявола, прививающееся на слабости человека, возросшей до страсти, сила желания которой уже превышает силу его свободной воли, способной критически оценивать ситуацию.
Не следует прелесть, как принятие дьявольского за божественное, воспринимать просто, как некое искажение истины, с которой человек может, подобно, как с действием паразита, мириться до самой смерти. Нет. Такая прелесть есть дьявольская зависимость. Это не просто страстная, т.е. прививающаяся на телесных или душевных потребностях человека, зависимость (типа алкоголизма, наркомании, порнографии и т.д.), но зависимость, исходящая непосредственно от дьявола. Приводит она человека к сумашествию или самоубийству. Примеры можно найти, например, в Житиях Святых. Таков печальный критерий этой дьявольской прелести, проявляющийся, к сожалению, лишь по смерти своего обладателя.
Итак, если прелесть определять в узком смысле, как устойчивое принятие ложного за действительное от дьявола непосредственно исходящее, как и понимали ее многие св.отцы Церкви, то таковых примеров – единицы.
Если же прелесть определять в широком смысле, как устойчивое принятие ложного за действительное, от дьявола исходящее и опосредственно (т.е. когда он воздействует не только сам непосредственно, но и через людей, общественное мнение, авторитеты и т.д.), то прелести подвержены большинство людей, в особенности те, кто поддерживает и упорствует в разделении Единой Святой Вселенской и Апостольской Церкви Христовой, не глядя на то, что каждое воскресенье на Богослужении устами исповедует свою веру в Ее единство (в молитве: "Верую..").
Некоторые святые даже определяли состояние прелести, как укорененную в природе человека возможность принимать ложь (что есть следствие первородного греха), а потому заявляли, что после первородного греха все мы, люди, находимся в состоянии прелести.
Мы же в настоящее время прелесть понимаем, как один из способов порабощения дьяволом человека, а именно: как устойчивое принятие дьявольских интервенций за благодатные явления.
Так понимали ее многие отцы Церкви, так понимал ее и замечательный исследователь духовной жизни св.Игнатий Брянчанинов.
Такое выделение явления прелести, как особенного состояния обмана дьяволом человека, позволяет классифицировать ее проявления и дает возможность не только ее обнаруживать, но и предоставляет мощное оружие защиты от нее: разумность, терпение, послушание и смирение в любви, в чем да поможет и нам милосердный Господь наш Иисус Христос по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь.
Свидетельство о публикации №213091201300