Мы проспали беду

Британская исследовательская компания Quacquarelli Symonds (QS), специализирующаяся на рынке и услугах высшего образования, представила во вторник очередной ежегодный рейтинг лучших университетов и учебных институтов мира (http://www.svoboda.org/content/article/25101327.html).

Рейтинг составляется компанией с 2004 года и считается одним из трех наиболее авторитетных в мире.

ВУЗы оцениваются по шести критериям. Важнейшим из них (удельный вес в общей оценке – 40%) является академическая репутация, для определения которой проводятся специальные опросы десятков тысяч научных работников и преподавателей в большинстве стран мира.

Второй и третий критерии (по 20% каждый) – соотношение количества студентов и преподавателей вуза, а также цитируемость их работ в прессе и Интернете.      

Четвертый критерий (удельный вес - 10%) – репутация выпускников вуза среди работодателей. Наконец, два последних критерия (по 5% каждый) – доли зарубежных студентов и преподавателей.

В рейтинге QS 2013-2014 года – почти 800 вузов из примерно 50 стран. Его возглавляет, второй год подряд, Massachusetts Institute of Technology (США), за которым следуют американский Harvard University (лидер шести рейтингов подряд с 2004 по 2010 год), и британский University of Cambridge.

Далее – еще три высших учебных заведения Великобритании: University College of London, Imperial College of London и Oxford University.

Замыкают первую десятку рейтинга пять американских вузов – Stanford University, Yale University, the University of Chicago, а также California Institute of Technology и Princeton University, поделившие десятое место.

Семнадцать мест в первой двадцатке занимают вузы США и Великобритании, два – Швейцарии (Swiss Federal Institute of Technology in Zurich -12, и Ecole Polytechnique de Lausanne- 19) и одно - Канады (University of Toronto – 17).

В целом вузы США составляют почти треть первой сотни рейтинга и четверть из первых двухсот. Британских вузов - 19 в первой сотне и 30 - среди первых двухсот.

Лучший из российских вузов – Московский государственный университет имени Ломоносова – на 120 месте. Санкт-Петербургский университет – на 240, Московский государственный технический университет имени Баумана – на 334, Новосибирский государственный университет – на 352 месте.

Вообще с высшим образованием в России всегда происходило что-то таинственное. При господах большевиках было само собой разумеющимся, что наши ВУЗы – лучшие в мире. Противоположное утверждение таило в себе горящую путевку в лагерь смерти. 58-я статья и ее более поздняя реинкарнация — 70-я статья УК СССР — «антисоветская агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления советской власти».

Но, надо отметить, что я не думаю, что среди осужденных по этим страшным статьям было много отрицавших первородство МГУ или МВТУ. Не потому, что никому не хотелось в расстрельный ров или в промерзшую яму в тундре, - просто нам было не с чем сравнивать.

От мира нас отделял Железный Занавес, и не то, что заглянуть за него или хотя бы приблизиться к нему на сотню километров было невозможно, но даже сама мысль об этом была преступной. Вот ваш покорный слуга был лишен ученой степени за «подготовку перехода государственной границы в районе Батуми». Это сейчас ее переходит любой кому не лень, а тогда... В общем, нам говорили, что у нас лучшее в мире образование, и мы верили.

Но вот когда моя дочь в 1998 году уехала в Германию, она неожиданно узнала, что наши самые лучшие в мире дипломы там не признают. Хотя, как она уверяла, их система образования отличается от нашей не так уж и значительно.

Сколько я ни пытался узнать, что же является причиной такой дискриминации именно советско-российских дипломов (дипломы других стран признаются), - никто мне толком так и не смог рассказать. Намекали на некое международное соглашение, которое наше правительство не подписало, но что это за документ, так никто и не сказал. Такое впечатление, что что-то здесь не чисто.

Сейчас век Интернета, - вроде бы, шила в мешке не утаишь, вот набрал в Google вопрос, и получил такой ответ:

«Сегодня российские дипломы не признают за границей потому, что никто не понимает, что в них написано. Указанные специальности слишком дробные и часто устаревают раньше, чем абитуриент превратится в дипломанта. Непонятно, наконец, что такое российский «специалист», как эта степень соотносится с западным бакалавром и магистром, что он, собственно, знает и умеет.

Болонское соглашение предполагает, что во всех ВУЗах вводится двухуровневое обучение: за 3-4 года студент приобретает звание бакалавра, на следующей ступени за 2 года - магистра. Он может и не идти в магистратуру, а работать, считаясь специалистом с высшим образованием, но с правом занимать ограниченное число должностей: он не может преподавать в ВУЗах, заниматься наукой, стать доктором наук, минуя магистратуру; он не может занимать высоких постов, которые, как правило, предполагают докторскую степень. Но он может в любой момент вернуться к учебе: бакалавр, магистр, доктор - ступеньки в лестнице обучения, по которой двигаются всю жизнь, уходя и возвращаясь.

Для того чтобы студенты могли свободно двигаться от университета к университету (соглашение обязывает каждого хотя бы один семестр прослушать в другой стране), уже пройденный ими материал оценивается в «кредитах» - баллах определенной трудоемкости, которые засчитываются повсюду. Объем знаний и умений, стоящих за ними, легко читаются и работодателями, и преподавателями вузов.

Россия подписала, наконец, конвенцию... 

Миф о том, что советское/российское высшее (да и среднее) образование - лучшее в мире, давно овладел общественным сознанием. На самом деле российский ВУЗ был и остался прямым продолжением школы, он пронизан духом школярства и бюрократизма советского толка. Он зависим от внешнего управления, а внутренне организован как жестко иерархическая структура, несмотря на некоторые демократические процедуры, по большей части декоративные. И в студентах, и в преподавателях эта система склонна более всего ценить дисциплину и исполнительность, хотя молодые люди все реже соответствуют ее идеалам.

Эта особенность бросается в глаза при сравнении российского с западным университетом. По данным исследователей из Российской экономической академии (Плехановки), у нас до 70% учебного времени студентов составляют лекционные курсы и занятия в аудиториях с преподавателями, остальное - самостоятельная работа, которая «существует только в виде цифры часов на бумаге и никак не организована». В западных ВУЗах соотношение обратное: там основной упор делается именно на самостоятельную работу, время от времени сопровождаемую консультацией преподавателя.

У нас каждый семестр заканчивается сессией: типичные школьные экзамены по всем предметам, за шпаргалки выгоняют, учитывается посещаемость лекций и аудиторных занятий. В университетах западного типа «сессий» нет вообще, одновременно учат не более 2-5 предметов - «модулей», которые сдают, как только закончат их изучать. Экзамен - проект или эссе, посвященные проблеме, решения которой нет в учебнике и которые делаются самостоятельно. Школьное списывание лишается всякого смысла. Европейский студент может выбирать курсы, которые он хочет изучать; некоторые связаны друг с другом в «пакеты», некоторые предложены «россыпью». Российскому студенту никогда не доверялось такое важное дело: после того как он выбирал ВУЗ, факультет и специализацию, за него все решали более компетентные люди.
Возможно, российский ВУЗ вкладывает в головы студентов больше знаний, но пользоваться этими знаниями он учит в гораздо меньшей степени, чем западный университет».
Итак, таинственное соглашение, которое уже давно действует во всем мире, и которое наши власти хоть и поздновато, но все же тоже подписали, называется Болонское соглашение. «Соглашение обязывает каждого хотя бы один семестр прослушать в другой стране», - понятно почему его большевики не подписали. Будем надеяться, что теперь-то...

Но нет. Мало что диплом будет стандартный как водительское удостоверение, надо еще чтобы выдавший его университет имел приличный рейтинг. А у нас лучший ВУЗ – на 120-м месте.

Как так могло случиться? Ведь ВУЗы добольшевистской России были действительно одними из лучших в мире. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы то, что сбежавшие от большевиков русские специалисты устраивались на Западе без особого труда.

Большевистская «индустриализация» резко увеличила потребность в образованных специалистах, но преподавателей сразу не наростишь, поэтому в ВУЗы направлялись так называемые «красные профессора» из прошедших «Рабфак», т.е. сильно сокращенную начальную школу, членов партии из «пролетариев умственного труда». Одного такого я еще застал в 1967-м году в одном из московских ВУЗов. Вот тогда и произошло падение уровня отечественного образования. Окончательно его добил тот самый «Железный Занавес»: изолированная от остального мира советская Высшая школа отстала и умственно, и технически.

Что происходит с высшим образованием сейчас, я уже писал http://proza.ru/2012/10/31/8 ,    http://www.proza.ru/2012/06/07/1324 . Вся система образования превратилась в сплошную раковую опухоль. Хотя было бы неправдой утверждать, что она одна, и что только с «лихих 90-х». Мне самому пришлось работать в очень южном ВУЗе в конце 60-х, и я наблюдал все те же процессы. Другое дело, что сейчас моральное оскудение охватило все без исключения отрасли деятельности в нашей «управляемой демократии».

Цена «липового» диплома на  бланке Гознака с «проводкой» (наличием покупателя во всех учебных ведомостях) колеблется от  20 до 50 тыс. долларов. За те же 20-50 тыс. долларов на черном рынке ежегодно уходят до 20 тыс. дипломов кандидатов наук, а за 30-70 тыс. долларов — порядка 5 тыс. дипломов докторов наук. Дипломы «попроще» продаются за 700-1000 долларов, школьные аттестаты - около 500 долларов. Коррупция в ВУЗах становится тотальной, бесплатное высшее образование в России – только на бумаге.

Да и самих «храмов науки» стало как собак нерезаных: до перестройки в стране количество ВУЗов колебалось между 400 и 500, а сегодня их полторы тысячи, плюс 2200 филиалов! Никакого «образования» нет, просто «жулье кует бабло».

Я думаю, «рейтинга» нашим дипломам не видать как своих ушей. Болонские соглашения в стране лодырей, воров и пьяниц превратятся в еще один источник наживы. Мы проспали беду. «Болонские» дипломы будут продавать так же, как и нынешние - разве что по несколько повышенной цене.

Валентин Спицин.


Рецензии
Сын учится во втором классе сейчас, а у меня волосы дыбом от нашего сейчашнего образования. Уже во втором классе родители нанимают детям репетиторов. И оказывается, чаще не потому, что некогда с детьми заниматься, а потому, что родители (нередко с высшим образованием), не понимают, как объяснить детям то, что требуется в учебнике. Я и сама учитель русского языка и литературы, но читаю по нескольку раз задание в тестах по русскому, чтобы дойти до смысла. И вообще, нормально, что дети во втором классе делают уроки по пять часов? И я узнавал, так во многих школах Калуги, будь то лицей, гимназия или обычная школа. В учебниках в основном, простите, словоблудие. Как я все больше убеждаюсь, теперешняя система образования направлена на то, чтобы детей учили сами родители, или репетиторы. И сами учителя признают это. Ребенок сидит по 6-7часов на уроках, потом по 5 часов за домашними заданиями, плюс занятия с репетиторами (а в старших классах ужас, что в этим творится, у детей и весьма неглупых, по 9! репетиторов). Не зря по статистике у нас все больше детей к концу школы наблюдаются у психиатров. Родители возмущаются системой образования, учителя тоже, но на верху этого будто никто не замечает. Может потому, что кому-то так надо, чтобы вырастало поколение психов, и полностью отсутствовали профессионалы в той или иной профессии?

Наталья Сокова   05.10.2013 23:54     Заявить о нарушении
Как хорошо, что мы встретились здесь. Вы правы, вот у мальчика, сына моей соседки, кормившей мою очаровательную кошку Мусю, пока я грелся на тропическом острове, у него 5 репетиторов. А мальчик от горшка два вершка.

Валентин Спицин   06.10.2013 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.