Далекое? Близкое?

REX LUPUS DEUS

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С раннего детства запомнился мне день 12 апреля 1961 г., в который Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый космический полет на ракете "Восток". Рано утром об этом сообщили по радио. помню, как довольно долго с экрана телевизора (разумеется, черно-белого) не исчезал фотографический портрет Гагарина в расстегнутом кожаном летном шлеме. У нас даже долго хранилась маленькая красная листовочка с этим же контурным (черным - на красном) графическим портретом Гагарина (их раздавали бесплатно на улицах). В честь полетов следующих космонавтов - Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентины Терешковой - выпускали уже настоящие красные бумажные флажки (на плоских картонных древках) с черно-белыми фотографическими портретами героев, снятыми в парадной военной форме, с погонами и орденами (а в честь последующей плеяды покорителей космоса - Владимира Комарова, Константина Феоктистова, Бориса - "Боба" -Егорова и далее по списку - по-моему, флажков уже не выпускали). Этими флажками полагалось махать горожанам, стоявшим на улицах в ожидании кортежа с космонавтами (в то время как бумажные листовочки с графическим портретом Гагарина в летном шлеме многие прикалывали к лацканам пальто - мне запомнился вид таких людей). При Хрущеве космонавтов, начиная с Гагарина, чествовали - они даже стояли на парадах (на 7 ноября и на 1 мая, потому что 9 мая стали ежегодно отмечать как День Победы только при Брежневе, в 1965 г.) на Мавзолее, рядом с членами Президиума (так тогда называлось Политбюро) ЦК (Центрального Комитета) КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза). При Брежневе космонавтов стало так много, что их "спустили" с Мавзолея этажом ниже, на открытые трибуны для почетных гостей справа и слева от ленинского зиккурата.

Кстати, я еще помню посещение Мавзолея с бабушкой, когда рядом с Лениным, в темном костюме и белой рубашке с темным галстуком, еще лежал Сталин с золотой звездой Героя Советского Союза на кителе защитного цвета с золотыми погонами. А на фасаде Мавзолея - там, где сегодня написано "ЛЕНИН", тогда были две фамилии - "ЛЕНИН" и "СТАЛИН" (без кавычек, разумеется). Вскоре после этого посещения Сталина убрали и перезахоронили за Мавзолеем. Одно время над ним просто лежала черная гранитная плита с надписью "СТАЛИН". Потом, при Брежневе, поставили серый гранитный бюст (стоящий там, за Мавзолеем, до сих пор). Я помню все это так хорошо потому, что в школе нас несколько раз водили в Мавзолей.

Помню еще анекдот (видимо, того периода, когда Хрущев еще не распорядился вынести Сталина из Мавзолея):

"Лежат Ленин и Сталин ночью в Мавзолее. Вдруг среди ночи слышится какой-то шум. Ленин спрашивает Сталина:"Что это за шум?", а Сталин ему отвечает: "Да это Хрущев сюда со своей раскладушкой тащится...").

Неподалеку от нашего дома находилось здание Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР, а за ним, если идти в направлении Гоголевского бульвара - военная академия. Вход (и - автомобильный въезд) в нее обрамляли две статуи из серебристого металла, одна - Ленина, другая - Сталина, одетых в почти одинаковые пальто, брюки, ботинки и кепки.

Я спрашивал бабушку (когда мы шли мимо них гулять на Гоголевский бульвар, кто это. Помню бабушкин ответ:

"Это - дедушка Ленин, а это - дедушка Сталин".

В один прекрасный день дедушка Сталин куда-то исчез. Я, разумеется, живо заинтересовался его судьбой. Не помню, как именно бабушка объяснила мне его исчезновение. Мне тогда было не более трех лет, потому что в три года наши прогулки на Гоголевский бульвар прекратились - меня взяли в детский сад, находившийся на Беговой; мама или бабушка каждое утро отвозили меня туда на автобусе №39 - с остановки, расположенной там, где сейчас почтамт (в самом начале Нового Арбата) -, и забирали только поздно вечером, после ужина. Но дедушка Ленин довольно долго стоял, украшая собою фасад академии, в гордом одиночестве, пока его куда-то не убрали (возможно, уже после распада СССР и воцарения в России свободы и демократии).

Кстати, я еще помню громадное мозаичное (из различных сортов цветного мрамора) панно, украшавшее вход в станцию "Арбатская" (поглощенную ныне фасадом нового корпусе здания Генерального Штаба Российских - бывших Советских - Вооруженных Сил), изображавшее в полный рост дедушку Сталина в светло-сером кителе с отложным воротом и таких же светло-серых длинных брюках, с золотой звездой Героя на груди, буквально нависавшее над эскалатором (или, как тогда было принято говорить - "лестницой-чудесницей"). Потом дедушку Сталина (не позднее 1963 года) убрали и оттуда, теперь там просто белое пространство в громадной лепной рамке, обрамляющей пустое место. А станция метро "Семеновская" (я это точно помню) раньше называлась "Сталинская").
   
Автобус №39 (желтого цвета, с расположенными в ряд тремя цветными лампочками - красной, желтой и зеленой - над лобовым стеклом по пути в наш детский сад на Беговую всегда проезжал мимо фасада закусочной "Прага", где в окне висела белая табличка с надписью "Соки-Воды". Однажды я заметил отсутствие буквы "Д" и громко крикнул: "Соки-Воы!" Так оказалось, что я умею читать. Значит, и Ваш покорный слуга "обучался азбуки с вывесок, / Читая страницы железа и жести" (так, кажется, писал Владимир Маяковский)...

Безо всякой ассоциации, а просто, чтобы не забыть. В доме на улице Фрунзе у нас были клопы, которые кусались по ночам, да так больно, что я просыпался (и, вероятно, плакал). Помню, как-то взрослые даже встали ночью, чтобы расправиться с клопами, подняли матрас на кровати - при свете ночника (или настольной лампы я увидел кусачих насекомых - они напоминали темно-коричневые (как мне показалось) яблочные зернышки. В конце концов, клопов какими-то средствами изгнали (по-моему, даже вызывали какого-то дядю из ЖЭК-а морить клопов - у него было что-то вроде спринцовки или масленки с узким носиком в руке). А вот тараканов у нас тогда не было, с ними мне пришлось познакомиться уже в 70-е гг., когда я снимал углы в разных районах Москвы.

Особенно много тараканов, самых разных цветов и размеров, мне пришлось лицезреть ночью на кухне моего друга художника Анатолия Бинштока ("барон Бэн фон Штока") в огромной коммунальной квартире на улице Малая Молчановка (недалеко от моих родных мест, рядом с моей детской поликлиникой и напротив родильного дома Грауэрмана, где появился на свет я, а до этого - появились на свет моя мама, "тетя Туся" и "тетя Ксана" Космолинские и великое множество других старых москвичей). В непосредственной близости дома на углу Малой Молчановки, где жил Толя Биншток, располагался тогдашний Верховный Суд Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (ныне там расположен Верховный Суд Российской Федерации, украшенный странной фигурой богини правосудия Фемиды с весами и щитом вместо меча, как будто она собирается не карать, а защищать преступников), где в свое время судили, как изменника Родины, Олега Пеньковского, и где мне еще предстояло быть переводчиком на процессе "кремлевского летчика" Матиаса Руста (в 1987 году)...

Вернемся, однако, к бинштоковским тараканам. До встречи с ними я знал только два типа тараканов - наших московских небольших продолговатых коричневых "прусаков" с рудиментарными крылышками и здоровенных, блестящих, черных овальных южных "кукарач" (с которыми сталкивался  на Юге - например, в Крыму или в гостинице Казанского аэропорта). Здесь же мне пришлось стать свидетелем невероятного разнообразия окраски - от почти бесцветных, беловатых, зеленоватых, салатовых, рыжих, коричневых, пестреньких - до густо-вишневых и черных. Причем некоторые из них даже умели летать - совсем как южные "кукарачи". Если смотреть на таракана, ползущего по стене, он вдруг замирает, как будто хочет сделаться незаметным, неразличимым для наблюдателя. И только соберешься "шхерануть" его со страшной силой (но еще не успеешь сделать никаких телодвижений), молниеносно (почувствовав твое намерение), пускается наутек...Удивительно сообразительные, осторожные и юркие зверьки!

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии