Моя бабушка

Недавно отец прислал мне старую фотографию. На ней я сразу узнал свою бабушку рядом с её родителями за ковровым станком…

Как рассказал отец, эта фотография была сделана около 50 лет назад на родине моего отца в городе Узедом на одноименном острове в цехе кооператива по изготовлению ковров, куда в тот день приехал фотокорреспондент. Я уже не застал своих прадедов, но бабушка часто рассказывала мне о них: о довоенной жизни простых людей на Балтийском море, о тяжёлой работе прадедушки-рыбака, о дополнительном заработке членов семьи изготовлением ковров, об их детстве, о том, как дети (три сестры и брат) помогали родителям прокормить семью в тяжёлое послевоенное время…

В начале 80-ых гг., когда я с родителями приезжал в гости к бабушке и дедушке, бабушка показывала мне, как делают знаменитые в ГДР «рыбацкие ковры» – Fischer-Teppiche. Уже тогда меня поразило, сколько труда и терпения требуется для изготовления даже самого маленького коврика.
 
От бабушки я узнал и историю этого ремесла на немецком побережье Балтийского моря. Всё началось в тяжёлые годы после Первой мировой войны. Прадедушка уже несколько лет работал рыбаком, когда в конце 20-ых гг. вступил в силу запрет на лов рыбы, из-за чего рыболовство на балтийском побережье на несколько лет фактически свернулось. В поисках возможности прокормить растущую семью прадедушка узнал о ковроделии. С ним немецких рыбаков познакомил один австрийский художник, побывавший в арабских странах,  знаменитых своими традициями изготовления ковров. Ковроделие имеет большое сходство с вязанием сетей для рыболовства. Так у семей рыбаков наряду с рыболовством появилось побочное занятие, в котором могли участвовать все члены семьи, включая детей.

В 1953 г. в городе Узедом был основан первый социалистический кооператив данного ремесла в молодой ГДР. Мои прадедушка, прабабушка и бабушка стали его соучредителями. Когда из-за болезни прадедушка должен был оставить рыболовство, это не испугало семью, так как они уже могли зарабатывать ковроделием. Уже вскоре кооператив достиг  большой известности не только в ГДР.

Кооператив успешно работал в течение многих лет и имел большое признание. К сожалению,  с исчезновением ГДР из-за нерентабельности и высокой конкуренции дешёвой продукции из арабских стран он прекратил своё существование.

Бабушка очень любила свою работу и всегда с гордость и обстоятельно рассказывала о ней – о подготовке к работе, о станках, которые для кооператива изготавливал мой дед (в следующем году он готовится отметить своё 90-летие), о шерсти, которую они получали из Монголии и которая гарантировала высочайшее качество их ковров – они могли служить больше 200 лет; как нарезаются отдельные нити, которые затем вяжутся и закрепляются на станке…

Бабушка показывала мне образцы дизайна, по которым изготовлялись ковры. В соответствие с традицией на рыбацких коврах (Fischer-Teppiche) изображаютcя корабли, рыбы, животные и растения Балтийского побережья, небеса, волны и якоря. Каждый цвет имеет своё значение,  связанное с ландшафтом – голубой, как небо; тёмно-синий, как море; зелёный, как растения; коричневые тона, как животные в лесу; жёлтый, как песок на пляже; белый, как волны, чайки и лебеди.

Ковры, изготовленные моей бабушкой, были разных размеров - самые маленькие имели размер 40х40см, а самый большой - 350 x 450 см. В каждом квадратном метре более 58 000 отдельных узлов и более 2500 г шерсти, а главное - 160 часов кропотливейшего труда. На самый большой ковёр ушло около 2500 часов, и сделан он из 1 млн узлов. Над ним более 4 месяцев одновременно работали 3 мастера.

Я всегда восхищаюсь людьми, способными трудиться на совесть и с полной отдачей, чем бы они ни занимались. Мой отец в школьные годы в свободное время часто помогал матери и бабушке в работе за станком, что научило его терпению и выдержке на всю дальнейшую жизнь.
К сожалению, эта прекрасная традиция в Германии умерла, и сегодня об этом ремесле напоминают лишь выставочные экспонаты в нескольких музеях. Сохранились бабушкины ковры и у моих родителей - это 6 кресельных ковриков, полученных ими в качестве свадебного подарка. Им уже 38 лет, и я точно знаю, что они прослужат ещё много-много лет.

Андре Прибс
Генеральный менеджер отеля Sport Inn


Рецензии