Кольцо Мишиной мамы

   Катя никогда в жизни не воровала.
   Да что там – воровать, никогда без спросу чужой вещи в руки не брала, а тут такое…
Глупо как-то вышло и некрасиво, а ведь всё началось просто, как шутка.
   Итак, Катю и её лучшую подругу Машу позвали на улицу дворовые мальчишки. А там погода стояла по-ноябрьски отвратительная: влажная изморось, свинцово-серое небо, сильный ледяной ветер, больно кусающий обе щеки с подбородком и пробирающийся под одежду. В такую гадкую погоду даже за окошко смотреть не хочется, не то что гулять.
   Друзья встретились на углу Мишиного дома и решили отправиться прогуляться по району, но на таком холоде это желание быстро у всех пропало. Спустя несколько минут девчонки ёжились в своих курточках и старались прижаться друг к дружке в надежде, что так будет хоть немного теплее. Мальчишки прятали свои носы в шарфы, а руки – поглубже в карманы.
   - Чего нам дальше мучиться? Пошли ко мне? - предложил Миша, поглядывая на свой балкон. - Мама уехала в театр – теперь допоздна квартира свободна.
   Компания тут же повернула к подъезду и вскоре оказалась в тёплой, но маленькой прихожей у Масленниковых. Там почти не осталось места из-за небрежно расставленной обуви и курток, бугром навешанных на хлипкой вешалке.
   В маминой комнате царил беспорядок. Тот самый вид беспорядка, который образуется в квартире сам по себе, когда её обитатели куда-то быстро собираются. В коридоре были выставлены несколько коробок с обувью, по комнате развешаны платья, юбки, кофты; на коридорной тумбочке свалена грудой косметика, а на столе открыла на всеобщее обозрение свои сокровища большая деревянная шкатулка с украшениями.
   - Ух, ты..., - выдохнули хором девчонки, склонившись над столом.
   Кольца, серьги, браслеты, бусы, часы и брошки, драгоценные и не очень, приковали всеобщее внимание.
   Всем воспитанным людям известно, что чужое трогать нельзя, и поэтому девчачья половина только пожирала глазами богатство Мишиной мамы, ни к чему не прикасаясь.
  Тем временем мальчишки помогали хозяину навести порядок в комнатах. Одежда и обувь отправилась обратно в шкаф, косметика небрежно – в ящик тумбочки: придет мамка и пусть сама со всем этим разбирается. Пока Миша с Сашкой разбирали вещи, Димка освобождал стол в большой комнате – подготавливал его к чаепитию, перекладывая книги и бумаги на шкаф. Заметив, что Миша собирается выйти в коридор, Дима шагнул ему наперерез.
   - Миш, а не боишься, что…, - Димка слегка кивнул головой, показывая на увлёкшихся украшениями подружек.
   - Нет, -улыбнулся Миша, посмотрев на Машины волосы, собранные в тугой хвост на затылке. - Если, что пропадет – обязательно замечу.
   Катя случайно стала невольной свидетельницей этой сцены, и того, с каким выражением на лице Дима намекал Мише на возможность неприятного события. Гадко как-то стало на душе, даже настроение немного испортилось. Получается, что их подозревают в воровстве или в том, что они могут такое совершить? Разве они давали повод так думать?
   Даже толком не осознав своих действий, Катя запустила руку в шкатулку и достала колечко, лежавшее сверху остальных украшений. Убедившись, что в данный момент парни на них не смотрят, быстро спрятала кольцо себе в рукав.
   - Сейчас Мишка подойдет к столу, и я попрошу его узнать какой вещи не хватает, - пробормотала себе под нос Катя, поймав удивленный взгляд Маши.
   - Ребят, чайник кипит! – заглянул в комнату Саша.
   - Девочки, хватит там любоваться украшениями! Помогайте нам! - позвал подружек Миша.
   Все вместе они принялись носить в комнату из кухни чашки, расставлять блюдца, наливать в розетки варенье, пить чай, потом дружно убрали следы пиршества и в заключение до самого позднего вечера играли в карты.
   Про свою шутку-проделку Катя забыла, как только отправилась на кухню за чашками, и вспомнила только дома, когда кольцо выпало из рукава и покатилось по полу.
   - Вот черт! - выругалась девушка и наклонилась за блестевшим на полу украшением.
   Симпатичное колечко из жёлтого металла было украшено крупным зеленым камнем по центру. Неужели, очень драгоценное? Катя повертела его в поисках отметки о пробе на внутреннем ободке, но ничего там не обнаружила. Бижутерия? Однако камешек явно сам по себе зеленый. А вдруг это кольцо сделали на заказ? Катя вспомнила, что похожее кольцо, сделанное на заказ, хранилось у её бабушки, и что там проба стояла на внешнем ободке кольца. Ещё раз она внимательно осмотрела кольцо и снова не нашла никаких на нем отметин. Значит – бижутерия.
   Да, собственно, какая разница – дорогое оно или нет! Это – чужое кольцо, которое необходимо срочно вернуть!
   Катя вспомнила, как кольцо оказалось в её рукаве и внутренне вздрогнула от своей легкомысленности. Получается, что, действуя назло Диме, она подтвердила его слова и украла кольцо. Доказывай теперь, что это была невинная, случайная шутка.
   Катя вздохнула и убрала колечко в шкатулку с разными мелочами, намереваясь завтра вернуть его Мише и принести свои извинения.
  Есть такая поговорка – «С глаз долой из сердца вон» Вот так и получилось с кольцом. Весь вечер Катька очень расстраивалась из-за события и даже долго не могла уснуть, но утром, обременённая новыми заботами, она и думать забыла о кольце Мишиной мамы.
   Через несколько дней, заглянув в шкатулку, Катька в первые мгновения с удивлением смотрела на крупный зеленый камень кольца, и в её голове промелькнула мысль: «А это откуда у меня?»
   Воспоминания неприятным холодком промчались по спине, но в этот раз холодок был немного другой. За эти несколько дней произошло несколько неприятных событий, одно из которых было таким, что Катя и Маша разругались со всей Мишиной компанией. Теперь вернуть кольцо стало несколько сложнее.
   Катя достала кольцо и положила его на полку с книгами, чтобы больше не забывать про него.
   - Маш, помнишь, мы были в гостях у Масленникова… Я тогда хотела пошутить и кольцо в рукаве спрятала.
   - А ты его разве не отдала сразу?
   - Нет… Я хотела, но… Я – такая рассеянная… Я потом его только дома увидела… Маш, пошли к Мишке. Просто, сунем ему в руку кольцо и сразу уйдем.
   - Кать, прости, но я после всего, что Миша сказал, никогда больше с ним говорить не буду. Видеть его не хочу!
   - Так ты и не говори. Просто отдадим, и всё.
   - Ладно, идём.
   Задумать, спланировать легко, а вот выполнить…
   Подруги зашли в Мишин подъезд и остановились около почтовых ящиков.
   - Кать, я что-то боюсь к Мише идти, – Маша прижалась спиной к ящикам, показывая всем видом, что отсюда дальше никуда не сдвинется, - Вот представь, что открывается дверь и мы такие – Миша, возьми кольцо. которое мы украли…
   - Ну…
   - А давай я тебя тут подожду…
   В это время дверь подъезда скрипнула, пропуская внутрь парадного кого-то из жильцов.    Обе девушки, как по команде, вздрогнули и замолчали.
   - Бася? Ты? - Машка почти не веря своим глазам уставилась на другую подругу: она даже не сразу вспомнила, что Бася живет в одном подъезде с Масленниковым.
   - А что это вы тут делаете? - Бася в свою очередь с изумлением посмотрела на девчонок.
   Катя хотела уже что-то сочинить, но не успела и рта раскрыть, как Маша выложила всю историю с кольцом.
   - Ну, если не хотите лично встречаться с Мишой или его мамой, положите кольцо им в почтовый ящик, - посоветовала Бася.
   - Угу.. Открывает Мишкина мама ящик, а там – кольцо… Подарок тайного поклонника? Или Мише девочка подарок вернула? - закачала головой Катя. – Бась, а может – ты? По дружбе... Отдашь…, и ничего говорить не надо…
   - Я бы отдала, мне несложно, если бы не такая история у кольца. Кать, прости я не хочу ввязываться в сомнительное дело с краденным кольцом, пусть и случайно, - Бася чуть помолчала и снова заговорила. - Знаете, что… Я думаю всё же кольцо надо сунуть в ящик и к нему приложить записку с извинениями.
   Бася открыла сумку и достала толстую тетрадь с авторучкой.
   - На, пиши: «Миша, прости, я хотела пошутить!» и – подпись....
   Катя быстро накарябала предложенный Басей текст на листочке и, сложив его квадратиком, подложила внутрь колечко. Вроде бы все готово, но вот беда - у Мишиного ящика оказалась очень узенькая щель, листок с кольцом туда не пролезал. Как девушки ни старались пропихнуть кольцо, камень никак не хотел протискиваться внутрь.
   -А давайте весь блок ящиков вскроем, - предложила Бася. - Я, когда свой ключ от почты потеряла, так уже делала.
   Бася быстро разобрала авторучку. Одну из частей, с самой широкой горловиной, она оставила в руке, остальное ссыпала себе в карман, чтобы не потерять.
   - Не выходит – замок тугой, - Бася вставила часть авторучки в замочную скважину почтового щитка и пыталась таким образом открыть замок, но ничего не выходило. - А на моем все получается…
   С этими словами Бася переставила половинку авторучки в замок блока, где был почтовый ящик её квартиры. Легкий поворот авторучки – замок еле слышно щёлкнул, и от стены отъехал железный щиток почтовых ящиков.
   Продемонстрировав правдивость своих слов, Бася вернулась к первому щитку и попыталась открыть его ещё раз. Может быть, все и получилось бы в конце концов, если бы в этот момент из лифта не вышла пожилая женщина.
   - Вы что тут делаете?! Почту воруете?! Милицию сейчас позову!
   Девушки моментально выскочили на улицу.
   -Я туда теперь точно не пойду, -заявила Маша. Да Катя и сама вряд ли бы решилась на ещё один эксперимент с почтовыми ящиками.
   Вечером Катя набралась смелости и набрала Мишин телефон.
   - Алло, Миш… Слушай, тут такое дело... Помнишь, мы у тебя в карты играли, - и Катя рассказала про кольцо в рукаве.
   - Что ж… Очень плохо… Ладно, заходи завтра часов в восемь вечера, - и в трубке загудел отбой.
   На следующий день вечером Катя набрала Мишин телефон, чтобы договориться, но трубку никто не снял. Катя перезвонила через полчаса, потому ещё через час – тишина. Так было и на другой день, и на третий, а потом… Катя опять убрала колечко в шкатулку для разных мелочей и снова забыла о нём.
   С Мишиной компанией они так больше и не общались, и не встречались.
   Прошло несколько лет.
   Однажды, разбираясь в вещах, Катя нашла золотое колечко с крупным зеленым камнем.
   -Я разве его не отдала? - девушка с удивлением смотрела на свою ладонь, - Я же была уверена, что…
   Память услужливо вернула её в то время, когда она в последний раз звонила Мише, и как она мысленно представляла момент возврата кольца. Почему-то теперь эти воспоминания казались настолько реальными и настоящими, как будто всё так и было.
   В старой записной книжке отыскался Мишин номер.
   Долгие гудки, щелчок трубки и раздался голос Мишиной мамы:
   - Я вас слушаю...
   - Добрый день. Меня зовут Катя, мы когда-то с Мишей учились в одной школе…А можно пригласить Мишу к телефону?
   - Миши нет....
   - Понимаете… Несколько лет назад произошла одна неприятная история, - и Катя, как на духу, исповедалась Мишиной маме, чувствуя, как на душе делается легче. - Можно я зайду колечко отдать?
   - Деточка…Мне это кольцо совсем-совсем не нужно, - мягко отозвался голос женщины. - Оставь его себе на память.
   - Как – на память?! - воскликнула невольно Катя.
   - Ну, хорошо… Давай так – я тебе его подарила.
   - Спасибо, - ничего не понимая, только и успела сказать Катя, прежде чем Мишина мама положила трубку.
   С души будто свалился камень, совесть снова была спокойна и чиста. Катя немного полюбовалась камнем, а затем отправила кольцо обратно в шкатулку, чтобы больше никогда оттуда не доставать.
   Только через несколько дней, рассказывая историю кольца приятелю со двора, Катя узнала, что год назад Миша Масленников утонул.

 Под редакцией Сергея Берсенева


Рецензии