18. В. Агошков. Просветитель Кукша - кромчанин

18. В.Агошков.

9 сентября 2013 года во Мценском районе Орловской области прошёл крестный ход, посвящённый 900-летней годовщине со времени гибели первосвятителя вятичей Кукши.
Материал, публикуемый ниже, был дан в моей книге "Кром" (Орёл, 1994 год).

*
ПРОСВЕТИТЕЛЬ КУКША – КРОМЧАНИН.

Историк Б.А. Рыбаков относил к столице вятичей и город Дедославль, находившийся в географическом центре племени. Конечно, с освоением вятичами Среднего Поочья этот населенный пункт и стал столицей, как и позднее – г.Тула (столица-стулица-тулица-тула). Однако если посмотреть на карту Древнего мира, то легко убедиться в том, что вначале столицы многих государств находились в тех местах, откуда шло расселение людей.
 
Так, г. Чернигов располагается не так уж далеко от Киева, но Черниговское княжество простиралось далеко на северо-восток, почти до самой Москвы. Киевское государство владело землями до Белого моря, а Киев – столица – находится на самом юге, и половцы были недалеко от стен города.

Поэтому и Корьдно являлся первым племенным центром вятичей.
Нужно вспомнить, что Владимир Мономах «...ко Корьдну ходих первую зиму».

Князь писал, что он расстался с отцом у Курска и далее шёл к Ростову «сквозе Вятиче». В газете «Вече» (№ 1 за 1991г) – вестнике Орловского отделения ВООПИиК, в статье С.Ковылова «Кукша: забытое имя?» говорится о том, что Владимир Мономах, опасаясь новых восстаний вятичей, отвёз сына князя Ходоты в Киев, обратил его в христианство и постриг в монахи, лишив таким образом вятичей наследственного вождя".

«Спустя много времени, некогда воинственный князь вятичей делается известным в истории уже под именем смиренного инока – Кукши, просветителя своего народа», – замечает Иаков Тихомиров в юбилейной речи, посвященной 800-летию первооткрывателя».

П.И. Якоби(й) в книге «Вятичи Орловской губернии» (Санкт-Петербург, 1907г) пишет, что Кукша был вятичем, о чём говорят многие названия с корнем «кук» – в Орловской губернии и др. местах (Кукуевка, Кокорево, Кукуево, Кукуй и т.п.).

«КУК» – значит «сухой». Отметим, что данный перевод вторичен! Мы уже писали о «ко» и о том, что оно связано с цифрой «4». Дважды повторенное «ко» //КУК//КОКЪ//КО+КО// позволяет предположить, что таким образом наши предки хотели увеличить вдвое гору, на которой располагались те же Кукуевка или Кокорево.

Что же касается святого Кукши, то стоит вспомнить о богах, которые живут высоко в горах и на небесах. Например, имя другого святого, воина-победителя Григория легко прочитывается как «Гр=гор+гор», т. е. дважды «горного жителя».
Иными словами, и Кукша не простой человек, а предстаёт перед нами в двойном измерении!

Скорее всего, имя Кукши не собственное. Если Бог сошёл с горы, то Кукша с возвышенности, с «кучи».
Вспомним, что и первым владельцем Москвы был Кучка, и Москва до 14в называлось Кучково. Кстати, и Чехию, являющейся в определённой степени родоначальницей вятичей, можно прочитать как Кехия-Кокия-Кукия.

Кукша представлен в летописях святым.
Его отец – Ходота тоже имеет божественное происхождение: Ходота-Кодота-Кудота-Кудесник?
П.И. Якоби(й) говорит, что имя Ходоты не имеет аналогии в славянском языке и в славянской истории, но оно существует в восточной ветви финского имени, у остяков и у вогулов, и выражает понятие всего высшего, находящеегося высоко, наверху, до крыши включительно. Кодохта (Хододта) – крыша по-остяцки. У Мономаха это слово, написанное Ходота, с пропуском придыхания, обратилось из титула главы, высшей власти, в собственное имя. Автор подчёркивает, что славянорусские современники Мономаха не понимали языка вятичей.

Сейчас точка зрения П.И. Якоби(я) и ему подобных на вятичей как на представителей финнов почти не принимается в расчёт, но подчеркнём, что Ходота, так же, как и Кукша, обозначают одно и то же: находящееся наверху, подобно солнцу, а потому и «сухое».

Любопытно, что слово «сухое» можно «перевести» как «су//со», рождающее «ко», т.е. простирающееся на четыре стороны, видимое со всех сторон и куда устремляются отовсюду пути-дороги.
 
К тому, что мы писали ранее, теперь добавим следующее. КО – это действительно видимое на 4 стороны, но сюда следует добавить плодородное, сексуальное звучание. КУКША и ХОДОТА – это не просто языческие боги, а КУЗНЕЦЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ и теремов, т.е. гаремов, руководители! КНЯЗЬ – от КОН: начало, начальник, поведитель людьми и женщинами.

ГАРЕМ = ХАРЕМ= КАРЕМ= ХРАМ= КРОМ. Иными словами, город КРОМ возник не только как место, где хранили зерно и где прятались-сохраняли себя во время нападения врагов люди, но и где ковались, создавались ДЕТИ. Неслучайно КРЕМЛЬ носит в древнерусском языке название ДЕТИНЕЦ. Девушки России –самые красивые девушки мира, а девушки Кромского района и Орловской области – самые красивые в России.

см. далее

(С) В.И. Агошков.


Рецензии
Интересная заметка ))) А может кром-герем - от былой склонности вятичской знати к многоженству ? А что касается красоты , действительно у нас и в Белоруссии красавиц явно больше , чем в той же Франции . Что же касается жительниц Кром ... как бы это поделикатнее ... На первом месте в мире по ожирению - американки , где в моде не есть после 18 часов . А в странах , где принята сиеста , там полных людей заметно меньше . Испокон веков на Руси был принят послеобеденный сон после сытного обеда . Как сейчас детки в детсадах , так и раньше простые мужики ( а до Петра и бояре ) после обеда почивали . А сейчас увлеклись голодомором после 18 - и мучаются всю ночь отрыжкой , изжогой , рефлюкс-эзофагитом , голодовой бессонницей . Слепо скопировали с запада глад после 18 , забыв о т.н. декретном и летнем переводах часов , наши 18 - это их 16 !!! Эта мода лишь увеличила долю страдающих ожирением средин наших соотечественниц . Как медик заявляю , нефизилогично и вредно морить себя после 16 . Вредно также и сразу вкалывать после плотных завтраков и обедов , без хотя бы часовых сиест . Вредно и ограничить завтраки и обеды скорыми ерекусами плюс голодомор после 18 ( де-факто 16 ) - так и повалиться с ног недолго .Достаточно не есть 2 чеса до сна , а т.н. тяжелую пищу - 3,5 часа до сна . Так вот , если в США больше всего полных дам в мире , то в Кромах и Тросне - на Орловщине . Вы сами долго жили в том же Мценске и видимо заметили , что дам с ожирением там поменьше чем в Кромах , а красавиц - не меньше . Я лично эмпирически открыла для себя именно это . Есть , конечно же , и неполные красавицы с кромскими корнями - я , например ))) Но по одной себе обо всех Кромах я не могу судить )))

Алина Черникова   17.03.2014 09:45     Заявить о нарушении
Что касается полных, после 50 лет, дам в Кромах и Тросне, то это потомки половчанок и амазонок, которые с детских лет были на конях. Поэтому ноги короткие, туловище крепкое, грудь - большая. Но в молодости они почти совершенство, особенно на лицо.
Да и после 50 - очаровательны, не сравнить же с европейками, больше похожих на мужиков... Впрочем, кому - как! Известно, что в молодости - все красивы. А после 50 лет - красива житейская мудрость и жертвенное материнство...

Василий Иванович Агошков   17.03.2014 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.