Терпение и терпеливость

          ТЕРПЕНИЕ есть волевая реакция на испытываемые страдания, сводящаяся к самозапрету на такие действия, которые, с одной стороны, могли бы послужить цели избавления от этих страданий, с другой стороны, являются помехой к достижению иной, более высокой и значимой для страждущего, цели. Проще говоря, это готовность временно пострадать ради достижения некоего дальнего и значимого результата.
          Терпение – это всегда бездействие (на внутреннем плане – эмоциональное "замирание", невозмутимость), но бездействие активное, волевое, носящее характер тактической уловки. Сознавая ущерб от бездействия, мы, тем не менее, соглашаемся на него, ожидая, что малый ущерб приведёт нас к большему приобретению. Терпя, мы делаем тактическую уступку нашему дискомфорту ради достижения чего-то стратегически важного.
          Таким образом, терпение как процесс сводится к конфликту двух мотивов – "болевого" (сиюминутного) и стратегического (дальнего). Побеждает тот, кто сильнее.
          ТЕРПЕЛИВОСТЬ есть способность к терпению.
          Можно ли терпеливость причислить к добродетелям? Очевидно, что нет. Ведь оно присуще и злодею, когда тот, поджидая свою жертву, часами высиживает в засаде. САМА ПО СЕБЕ терпеливость не является добродетелью* и становиться причастной таковой лишь тогда, когда подчинена некоему альтруистическому (свободному от эгоизма) мотиву: точно так же, как физическая сила САМА ПО СЕБЕ не является благом и становится таковым только в человеке высоконравственном.
          Несмотря на то, что терпеливость становится добродетелью лишь в подчинении у некоего благородного мотива, каковыми являются любовь к ближнему своему, жертвенность, милосердие, справедливость и т.д., она является наиважнейшим условием высокоморального образа жизни, ибо её отсутствие делает человека игрушкой – как в руках собственных страстей, так и в руках демонических сил. Терпеливость – это духовные мускулы добродетели, с помощью которых последняя удерживает власть над бунтующими страстями.
          Близким по значению понятию "терпеливость" является понятие "мужество", которое служит его ситуативной разновидностью. Оба понятия связаны с механизмом подавления страха и болевых эмоций, но второе неотделимо от фоновой  экстремальности (когда присутствуют угроза жизни и здоровью и/или сильная боль).
          Не следует путать терпение со смирением. Это разные вещи, хотя в иной ситуации они могут быть внешне схожи. Если человек безропотно, с миром душе, с благодарностью к Богу переносит все жизненные невзгоды – это смирение. Смирение – это внутреннее состояние преступника, удовлетворенного тем, что он понёс заслуженное и справедливое наказание. Смирение неотделимо от глубинной совести. В отличие от терпения, смирение уже само по себе является добродетелью, не нуждаясь в привязке к чем-либо другому.
          _____________________________

          * Коль речь зашла о добродетели, напомним, что человеческая добродетель, будучи в существе своём единой и неделимой, действуя в различных жизненных ситуациях, дробиться на условные части, которые в обиходе мы обозначаем словосочетанием "положительные качества характера". Эти качества, или добродетели, отражают готовность человека к альтруистическому поведению в разнообразных и постоянно меняющихся условиях.


Рецензии